Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Осень 2005. № 4 / "Нам песня строить и жить помогала»… Глава III «На бой кровавый святой и правый»…или о том, как готовились к революционной смуте в России. Год 1905

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЛА»…

Глава III. «На бой кровавый святой и правый»…или о том, как готовились к революционной смуте в России. Год 1905

«Варшавянка»

Слова: Г.Кржижановского

                                Вихри враждебные веют над нами,        
                                Темные силы нас злобно гнетут.         
                                В бой роковой мы вступили с врагами,   
                                Нас еще судьбы безвестные ждут.        

                                Но мы подымем гордо и смело            
                                Знамя борьбы за рабочее дело,           
                                Знамя великой борьбы всех народов      
                                За лучший мир, за святую свободу.  
   
                                Припев

                                На бой кровавый,                       
                                святой и правый                        
                                Марш, марш вперед,                     
                                рабочий народ.

                                Мрёт в наши дни с голодухи рабочий,    
                                Станем ли братья мы дольше молчать?    
                                Наших сподвижников юные очи            
                                Может ли  вид эшафота пугать?          

                                В битве великой не сгинут бесследно     
                                Павшие с честью во имя идей            
                                Их имена с нашей песней победной.      
                                Станут священны мильонам людей.        

                                Нам ненавистны тиранов короны          
                                Цепи народа-страдальца мы чтим         
                                Кровью народной залитые троны,         
                                Кровью мы наших врагов обагрим!        

                                Смерть безпощадная всем супостатам!     
                                Всем паразитам трудящихся масс!        
                                Мщенье и смерть всем царям-плутократам!
                                Близок победы торжественный час.       

     Эта песня относится ко времени событий ещё революционной смуты в России 1905 года. Надо понять настроение русского общества того времени, на фоне поражений в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Еще в 1904 году революционером Сазоновым было совершено политическое убийство В.К. Плеве[1] – сторонника жестких репрессивных мер против революционеров и на его место был поставлен князь П.Д. Святополк-Мирский[2], решивший, что отмена этих мер разрядит ситуацию. Тем не менее, ничего подобного не произошло. Требования либералов только возросли, революционные воззвания ещё более усилились. В целом, настроения русского общества были пораженческими. Они подогревались русской либерально (не представляющими ещё тогда, что с ними сделают впоследствии большевики) настроенной интеллигенцией, как и во многом, значительной частью русской буржуазии, купечества и студенчества[3]. Да и что там говорить, в «революционную борьбу» втянулись даже некоторые представители духовенства, такие как, священник Георгий Гапон[4], написавший свою знаменитую петицию императору Николаю II и организовавший «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», боровшееся за улучшение положения рабочих. Приведем текст этой петиции, написанной священником, находящимся под влиянием идей писателя Л.Н.Толстого, а также помогавшими ему в её написании социал-демократов, среди них и инженера П.Рутенберга[5], который помог потом сбежать Гапону за границу[6].

 
9 ЯНВАРЯ 1905 г.
Государь!
Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем . продолжение невыносимых мук (...)
Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание, необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба...
Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие:
 
I. Меры против невежества и бесправия русского народа
 
1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности правления.
5) Равенство перед законом всех без исключения.
6) Отделение церкви от государства.
 
II. Меры против нищеты народной
 
1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.
2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу.
3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в России, а не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.
 
III. Меры против гнета капитала над трудом
 
1) Отмена института фабричных инспекторов.
2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных [от] рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов - немедленно.
4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
5) Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.
6) Нормальная заработная плата - немедленно.
7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих - немедленно. (...)[7]
 
     В этом воззвании явно чувствуется «бойка рука» эсеров[8] и меньшевиков[9], пославших Гапона с инженером П.Рутенбергом  возглавить шествие 9 января 1905 года. В результате устроенной эсерами и меньшевиками провокации, началась стрельба, а шествие получило название в истории «кровавое воскресение». «9-го, в воскресенье, с утра толпы рабочих двинулись к Зимнему дворцу. Идя перед толпой, Гапон выкрикивал демагогические и провокационные слова: "Если нам будет отказано, то у нас нет больше царя!"
 
     Для маскировки в первых рядах шествия вожаки несли иконы и царские портреты. Когда толпа подошла к Обводному каналу, путь ей преградили войска и полиция. На требование разойтись рабочие ответили отказом. Тогда, после нескольких залпов в воздух, был произведен залп по толпе. По официальным данным, было убито 130 человек и ранено несколько сот. Гапон тотчас скрылся»[10].
 
     Гапон при помощи П.Рутенберга бежит заграницу и там встречается с Лениным, Плехановым, печатает революционные воззвания, пишет мемуары «История моей жизни», принесшие ему известность в революционных кругах и деньги. В 1906 году возвращается в Россию. По словам историка Ю.В. Изместьева в книге «Россия в XX веке», узнав, что эсеры собираются послать через Финляндию в Россию оружие, он появился в Финляндии и там пытался это оружие передать большевикам[11]. Все последующие мемуары бывших революционеров и в частности П.Рутенберга в книге «Убийство Гапона» сообщают, что Гапон был казнен за сотрудничество с царской охранкой. Как бы там ни было, он был повешен как провокатор, то-ли большевиков, то-ли царской охранки в 1906 году, П.Рутенбергом и другими эсерами на даче в Озерках[12].
 
     Все эти пораженческие, упаднические и антипатриотические настроения подогревались, направлялись, активизировались с помощью различных, революционных партий меньшевиков, эсеров, большевиков[13], анархистов[14], бундовцев[15] и др. Их нелегальные прокламации, листовки, газеты, заявления расклеивались, развешивались на каждом углу в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других крупных городах России. Их агитаторы бродили по заводам, фабрикам, мануфактурам, железнодорожным станциям, проникая также в студенческую среду, организовывая рабочие митинги, собрания интеллигенции - либерально настроенной и сочувствующей революционерам.
 
     Расстрел демонстрации 9 января, вызвал бурю негодования среди людей и революционеры использовали это в своих целях, преувеличивая число жертв, нагнетая провокационные слухи, проводя забастовки в знак протеста. А 4 февраля 1905 года, революционером Каляевым совершено дерзкое убийство в Москве генерал-губернатора, председателя Императорского Православного Палестинского Общества[16] великого князя Сергея Александровича – мужа будущей новомученицы великой княгини Елисаветы Федоровны, сброшенной большевиками живой в шахту в Алапаевске. Великий князь Сергий Александрович, будучи дядей Государя, возглавлял множество других благотворительных обществ.
 
     Волнения охватываю всю страну. Национальные меньшинства, втягиваясь в революционную борьбу, требуют: поляки, латыши, эстонцы – независимой автономии, евреи – уравнения в правах, все остальные народы – тоже самое.  Участились поджоги помещичьих усадеб. Студенты высших учебных заведений забастовали.
 
     Совершенно четко было прослежено участие японских денег в революции 1905 года в России[17]. Как и III съезд РСДРП в Лондоне в апреле в 1905 году был оплачен японцами. Для Японии интерес в этом деле был однозначен и понятен – победа в дальневосточной войне над императорской Россией. Но для России самой и в частности для россиян – эта смута была парадоксальным феноменом массового заблуждения и либерального антипатриотического пораженчества. Русские студенты и вдруг пишут благодарственные письма японскому императору по случаю победы императорской Японии!? Эти же студенты жгут на демонстрациях портреты Государя, кидая камнями, бутылками с зажигательной смесью в городовых, стреляя из револьверов по полицейским, казакам?! Да что там говорить о студентах обычных вузов, если бунтовали семинаристы, отказываясь идти на занятия, пели революционные песни и шли в Церковь, распевая «Марсельезу»!?[18] В 1906-1907 годах зафиксированы случаи, когда семинаристы стреляли в своих ректоров?! Для того времени - эти случаи были беспрецедентными, но после прихода к власти большевиков – расправы со священниками стали печальной и трагической, но обыденностью. Расправы, самосуды над священниками, да и не только священниками, но и другими представителями различных сословий Императорской России: офицерами, дворянами, помещиками, купцами и другими – всеми кто не вписывался в «люмпеновские стереотипы» большевиков, были обычным явлением. С ними расправлялись как с людьми, представляющими «потенциальную опасность» для советской власти.
 
     Через месяц после гибели нашего флота под Цусимой произошел бунт на двух броненосцах Черноморского Флота. На одном из них "Князь Потемкин" были перебиты офицеры и броненосец под красным флагом плавал несколько дней по морю, а затем сдался румынским властям в Констанце.
 
     Объявление Государем 18 февраля того же 1905 года указа о созыве Государственной Думы, состоящей из выборных от населения людей с законосовещательными правами, обнародование 6 августа порядка выборов в эту Думу и заключение в августе того же года мира с Японией не привели к успокоению[19].
 
     Ввиду всех этих событий и влиянии на Государя высших государственных чиновников, в частности С.Ю.Витте[20], принимается решение о принятии манифеста 17 октября 1905 года о предоставлении населению «гражданских свободы», а Государственной Думе как выборным представителям от народа – законодательные права. Практически страна превращалась в конституционную монархию, ограниченную конституцией и народным представительством в Государственной Думе. После манифеста, многие революционеры-социалисты, сбежавшие было заграницу возвращаются. Теперь любой закон нужно было принимать с согласия Государственной Думы. Манифест предоставлял свободы: совести, свободу печати, свободу собраний, стачек. Этими свободами быстро воспользовались революционеры, координируя свои действия из Совета рабочих депутатов Санкт-Петербурга, созданного в октябре 1905 года.
 
     Этот совет практически руководился  Парвусом[21] и Троцким[22], прибывшими сюда из Мюнхена и практически руководившими революцией, на японские и американские деньги. Троцкий в совете выступал под именем Яновского, но в печати подписывался Троцким. Парвус был в тени, но реально руководил событиями. Они захватили популярную газету «Русская газета», доведя её тираж от 10 тыс. до 100 тысяч, а через месяц тираж газеты достиг полумиллиона[23]. Троцкий бахвалился в своей книге «Моя жизнь», что он здесь был ещё с февраля.  Ими были уже после манифеста организованы «нападения на войска, участились политические убийства, снова стала расти всеобщая забастовка. По линии Великого Сибирского железного пути образовался ряд "республик", не признававших императорского правительства»[24]. Вот, что вспоминает о тех событиях Троцкий в свое книге «Моя жизнь».
 
     «В Совете я выступал под фамилией Яновского, по имени деревни, в которой родился. В печати писал как Троцкий. Работать приходилось в трех газетах. Вместе с Парвусом мы стали во главе маленькой "Русской газеты", превратив ее в боевой орган для масс. В течение нескольких дней тираж поднялся с 30 до 100000. Через месяц заказы на газету доходили до полумиллиона. По техника не могла поспевать за ростом газеты. Из этого противоречия нас вывел в конце концов только правительственный разгром. 13 ноября мы поставили в блоке с меньшевиками большой политический орган "Начало". Тираж газеты рос не по дням, а по часам. Большевистская "Новая жизнь" без Ленина была сероватой. "Начало", наоборот, пользовалось гигантским успехом. Думаю, что оно ближе, чем какое бы то ни было другое издание за полвека, подходило к своему классическому прототипу, "Новой рейнской газете" Маркса в 1848 г. Каменев, принадлежавший к редакции "Новой жизни", рассказывал мне позже, как, проезжая по железной дороге, он наблюдал в вокзальных помещениях продажу свежих газет. К приходу петербургского поезда стояли бесконечные хвосты. Спрос был только на революционные издания. "Начало"! "Начало"! "Начало"! - выкрикивали в хвостах. "Новая жизнь"!, опять: "Начало"! "Начало"! "Начало"! "Тогда, - признался Каменев, -- яс досадой сказал себе: да, они в "Начале" пишут лучше, чем мы"…. Кроме "Русской газеты" и "Начала", я писал еще передовицы в "Известиях", официальном органе Совета, а также многочисленные воззвания, манифесты и резолюции. Пятьдесят два дня существования первого Совета были насыщены работой до отказа: Совет, Исполнительный Комитет, непрерывные митинги и три газеты… 18 октября, на другой день после опубликования манифеста, перед петербургским университетом стояли многие десятки тысяч, не остывшие от борьбы и опьяненные восторгом первой победы. Я кричал им с балкона, что полупобеда ненадежна, что враг непримирим, что впереди западня, я рвал царский манифест и пускал его клочья по ветру. Но такого рода политические предупреждения оставляют только легкие царапины в сознании массы. Ей нужна школа больших событий. … Мне вспоминаются в связи с этим две сцены из жизни Петербургского Совета. Одна - 29 октября, когда город был полон слухов о погроме, подготовляемом черной сотней. Депутаты, придя непосредственно со своих заводов на заседание Совета, показывали с трибуны образцы оружия, которое изготовлялось рабочими против черной сотни. Они потрясали в воздухе финскими ножами, кастетами, кинжалами, проволочными плетьми, но все это скорее весело, чем угрюмо, еще с шуткой и прибауткой. Они как будто думали, что одна их готовность дать отпор сама по себе разрешает задачу…»[25]
 
     Вот только одну деталь Лев Давыдович забыл нам рассказать, что руководил Советом, конечно, не Носарь-Хрусталев, это понятно, но и не Троцкий – он был официальным оратором - выкрикивальщиком лозунгов, а реально руководил всей этой смутой Израиль (Александр) Лазаревич Парвус (Гельфанд) – фигура зловещая и сыгравшая свою роковую роль в обеих революциях 1905 и 1917 годов. Ненавидящий Россию, мечтающий её уничтожить и сотрудничающий впоследствии с германским штабом, дабы выбить из него деньги на революцию в Россию. Подробней о нём можно прочитать в книге А.И.Солженицына «Красное колесо». Год 1916. Я также писал о Парвусе в книге «С верой в Бога и надеждой в сердце». Подробная биография этого революционера была издана в Лондоне в Оксфордском университете историками Земанном и Шарлау под названием «Купец революции» в 1966 году.
 
     Вот в такой обстановке «поставлялась» на «революционные баррикады» песня на слова Кржижановского - автора песен (основанных на переработке польских революционных песен): "Варшавянка" ("Вихри враждебные веют над нами"), "Беснуйтесь, тираны", "Красное знамя", "Слезами залит мир безбрежный" и т.д.[26] Этот человек сделал надо сказать «большую карьеру» у большевиков, дожил до 1957 года, пережив все чистки, работал заместителем и в отделе Моссовета и в ВСНХ в 1917 году, а потом всё больше был специалистом по электрификации страны. С февраля 1920 председатель комиссии ГОЭЛРО (этот план, кстати, был разработан профессором Вернадским ещё до революции 1917 года, но большевики приписали его создание себе, назвав планом ГОЭЛРО)[27]. В 1921-23 и 1925-30 председатель Государственной плановой комиссии при СТО. В 1930-32 председателем Главэнерго. Под его руководством начато строительство крупнейших электростанций в РСФСР, на которых еще не так широко, как впоследствии, но уже начал использоваться рабский труд заключенных. В 1929-39 вице-президент АН СССР. Руководил чисткой академии от "буржуазных специалистов" и работой "по выполнению заданий партии и правительства о приближении деятельности АН к запросам социалистической хозяйства". С 1930 руководитель Энергетического института АН СССР. В 1937-46 депутат Верховного Совета СССР. Автор нескольких книг воспоминаний о В.И. Ленине[28].
 
       Вихри враждебные веют над нами.
       Тёмные силы нас злобно гнетут!
 
     Но, а что же революционеры хотели получить за грабежи банков, вымогательство денег у граждан, пусть даже прикрытыми марксисткой белибердой вроде «экспроприация», «эксплуатация капиталом трудящихся», «социальная революция» и т.д.? Ведь ясно было, что эти люди на самом деле занимались самым беспредельным криминалом в тесной связке с настоящими криминальными элементами и структурами – т.е. попросту говоря с бандитами и уголовниками, помогавшими за деньги большевикам. Камо (Тер-Петросян) – профессиональный громила и человек из криминального мира, Коба (Иосиф Джугашвили, - будущая партийная кличка Сталин) – семинарист-недоучка, бросивший Тифлисскую семинарию из-за своего вступления в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-Даси» и подавшийся в революцию. С 1903 у большевиков, а в 1906-1907 гг., как раз был поставлен большевиками на очень «ответственную должность» - руководить проведениями экспроприаций, т.е. на нормальном языке – вымогательств и грабежей в Закавказье. Конечно же, таких людей отыскивала и отлавливала полиция, сажала в тюрьмы, отправляла в ссылки, как впрочем, и в других странах власти поступали с революционерами - нарушителями закона и общественного порядка, боровшимися за свержение своих правительств. Сталин, например  в 1902-1913 годах шесть раз подвергался арестам, ссылкам, четыре раза бежал из мест ссылок. (Плохо охраняли, знали бы, что натворит впоследствии, то повнимательней бы следили за ним)[29].
 
     Тёмные силы нас злобно гнетут.
 
     Про «злобно гнетут» - вышло явное преувеличение. Ленин в Шушенском частенько выходил на охоту, «жил себе не тужил» в хорошем домике с Крупской. Мог ли кто-то впоследствии в большевистских лагерях такое себе позволить[30]?
 
     Я уже не говорю про время революции 1905 года о Парвусе и Троцком – практических организаторах и руководителях этой смуты и самое главное как вольно этим товарищам жилось в то время в охваченном революцией Санкт-Петербурге. Вот что Лев Давыдович вспоминал об этом:
 
     «Для нас революция была родной стихией, хоть и очень мятежной. Всему находился свой час и свое место. Некоторые успевали еще жить и личной жизнью: влюбляться, заводить новые знакомства и даже посещать революционные театры. Парвусу так понравилась новая сатирическая пьеса, что он сразу закупил 50 билетов для друзей на следующее представление. Нужно пояснить, что он получил накануне гонорар за свои книги. При аресте Парвуса у него в кармане нашли 50 театральных билетов. Жандармы долго бились над этой революционной загадкой. Они не знали, что Парвус все делал с размахом» [31].
 
      Ничего не скажешь – «не жизнь, а малина». Ильич в это время отсиживался где-то «в разливе» в Финляндии и никаких активных действий не предпринимал и вполне понятно, боялся и смущался «бегемотообразной» массивной фигуры Парвуса, как потенциального конкурента на лидера революции, вот и отсиживался хитрый Ильич, наблюдая, что из всего этого выйдет. Парвус, живя до этого в Мюнхене и принимая у себя революционеров всех мастей и направлений, немало побегал по немецким городам от немецкой полиции, которой явно не нравилось, что русский революционер, имеющий российское подданство, вдруг подался зачем-то ещё к немецким социалистам. И надо отметить, что когда обоих, после неудачи революции 1905 года схватили, то кто его знает, как вообще тогда всё сложилось для России, если бы наша полиция тогда смотрела за этими преступниками как положено. Парвус просидев немного в Петропавловской крепости, был отправлен на поселение в Туруханск, откуда и бежал. Троцкого также приговорили к ссылке на поселение под Тобольском с лишением всех гражданских прав – относительно мягкий приговор, откуда он также успешно бежит.  Оба революционера в 1905 году бегут из ссылок, чтобы вернуться в Россию в 1917-м году революционным пожаром и террором за проявленную к ним российскими властями беспечность и расхлябанность.
 
       В бой роковой мы вступили с врагами.
       Нас ещё судьбы безвестные ждут!
 
     В бой, действительно роковой для многих революционеров, тогда в 1905 году, явно еще не понимавших во что они ввязываются. Ни эсеры, ни меньшевики, ни анархисты, ни народные социалисты, ни бундовцы и другие еврейские партии, да и сами большевики не могли видеть и знать, к чему приведет развязанная ими братоубийственная борьба и куда уйдет их «свобода», о которой они так громко кричали на демонстрациях и митингах 1905 года. Они ещё не могли знать, что эта «свобода» для многих из них закончится если не большевистской плахой, то «сидением» в советских концлагерях, тюрьмах и колониях. И спрашивается, а зачем всё это надо было? Зачем всю жизнь было скрываться в подполье, сидеть в тюрьмах, ссылках, поселениях? Чтобы просто перейти из них в сталинские лагеря, в которых режим был гораздо суровей и более жестокий в десятки раз и гнить там до самой смерти? Там где живые завидовали мертвым. Знал ли Троцкий, так горячо ораторствовавший в 1905 году в Петербургском  совете рабочих депутатов, о том, что через 35 лет сталинский ледоруб жестоким ударом в голову настигнет его в Мексике. Знал ли Савинков, что в 1925 году чекисты из ОГПУ вытолкнут его в Москве из окна и убийство спишут на самоубийство? Знал ли Гоц Абрам Рафаилович – один из лидеров партии эсеров, вступивший в 1906 году в боевое крыло партии эсеров, что в 1922 году будет приговорен к смерти, а в 1924 году приговор будет заменен 5-летним заключением? Впоследствии Гоц, неоднократно подвергался репрессиям, обвиняясь в антисоветской деятельности. В 1939 году он был приговорен к 25 годам лишения свободы. Умер в лагере[32]. Знала ли Спиридонова М.А. – лидер партии левых эсеров в 1905 арестованная за участие в демонстрации, но вскоре отпущенная о своей дальнейшей судьбе?
 
     В 1906 году она смертельно ранила жандармского полковника Г.Н. Луженовского и была отправлена в ссылку в Тамбов, а потом уже в 1917 году, Керенский её отпустил, как и всех других политических ссыльных, но в том же 1917 левые эсеры вошли в Петроградский ВРК (Всероссийский революционный комитет) и активно участвовали в Октябрьском перевороте. На II Всероссийском съезде Советов они голосовали за декреты о мире и о земле и вместе со Спиридоновой вошли в состав ВЦИК. Но время шло, всё становилось на свои места и становилось ясно кто такие большевики. Эсеровский мятеж 1918 года ситуацию изменить уже не мог и тем более критика Спиридоновой большевиков. В ноябре 1918 Верховный ревтрибунал при ВЦИК приговорил Спиридонову за участие в мятеже к году тюрьмы, но, приняв во внимание "особые заслуги перед революцией", амнистировал и освободил ее. Она продолжила активную политическую деятельность против "олигархии большевиков". В феврале 1919 была снова арестована. По решению Московского ревтрибунала, изолирована от политической и общественной деятельности на год, отправлена в Кремлевскую больницу, откуда бежала с помощью эсеровского ЦК и находилась на нелегальном положении. В 1920 снова арестована и отпущена под поручительство одного из руководителей эсеров, что она никогда не будет заниматься политической деятельностью. Жила в подмосковной Малаховке под надзором ВЧК[33]. В 1923 неудачно пыталась бежать за границу и была осуждена на 3 года ссылки. Была больна туберкулезом и материально нуждалась. В 1931 снова осуждена на 3 года ссылки. Этот срок, продленный затем на 5 лет, отбывала в Уфе. Спиридонова вышла замуж, работала экономистом-плановиком и полностью отошла от политической деятельности. В 1937 была арестована и приговорена к 25 годам тюремного заключения. В сентябре 1941 года во время эвакуации заключенных Спиридонова по приговору Верховного суда СССР была расстреляна[34].
 
     Другие лидеры эсеров, например как Авксентьев выехали заграницу, где с 30-х годов возглавлял в Париже русскую эмигрантскую масонскую ложу "Северная звезда"[35].
 
     Многие лидеры меньшевиков: Чхеидзе (после вступления Красной армии в Грузию эмигрировал в Париж, где покончил жизнь самоубийством в 1926г.), Мартов, Аксельрод, Дейч, Дан, Потресов, Церетели как и лидеры партии «Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве Польше и России): Абрамович (Рейн),  Айзенштадт, Кремер успели эмигрировать заграницу, спасаясь от большевиков.
 
     Парвусу повезло больше, он умер в том же году, что и Ленин в 1924 от сердечного приступа в Дании, так и не допущенный в советскую Россию. Столько лет усилий, интриг, финансовых махинаций, сомнительных связей, международных заговоров, писания разгромных статей, организация стачек, саботажей, переправка революционером денег от японцев, от немцев в результате сотрудничества с министерством иностранных дел, а потом генштабом, американцев – помощь от сионистских организаций в борьбе за еврейское равноправие, да и кого угодно – лишь бы опрокинуть Императорскую Россию и всё для чего? Чтобы большевики обозвали его «пособником и поборником империализма» не пустив вообще в Россию и умереть в возрасте 58 лет от сердечного приступа, никому не нужный, бросивший своих двух жен и детей.
 
     Ленин получил жестокую болезнь мозга (последствия сифилиса), превратившего его в недееспособного человека впадшего в детство и учившегося заново говорить и воспринимать мир. Это было в Горках в 1923-1924 гг. – он оказался там заложником той порочной системы, которую сам все эти годы создавал. За ним присматривали «санитары-чекисты» и приставленный профессор, зная заранее, что Ленин обречен, и не в состоянии управлять не то чтобы созданной им чудовищной империей, а своим собственным телом. Вот и исполнись «судьбы безвестные» о которых пели на баррикадах в 1905 году. А что уж говорить о самой большевистской гвардии, ними исполнись слова евангельской правды жизни «Злых зле погубит». Мф, XX, 33-42.
 
ЛЕНИНСКАЯ ГВАРДИЯ И ЕЁ СУДЬБА
 
Урицкий – председатель Петроградской ЧК, Володарский (Гольдштейн) - комиссар по делам печати, пропаганды и агитации, редактор "Красной газеты" в Петрограде - за растрату награбленных в России «партийных денег» под видом убийств их эсерами – были убиты большевиками в 1918 году.
 
Зиновьев - ближайший соратник В. Ленина. С 1917 в Политбюро ЦК РСДРП, в декабре 1917 избран председателем Петроградского совета, был противником вооруженного восстания и сторонник коалиции с меньшевиками. В 1918 председатель Петроградского Комитета Революционной обороны и председатель Совнаркома Петрограда, в 1919 организатор 1-го Интернационала, избран его председателем. В 1923-24 выступил против Троцкого в коалиции со Сталиным, в 1925 лидер "новой оппозиции", в 1926 вступил в блок, возглавлявшийся Троцким, за антипартийную деятельность дважды исключался из партии, в 1933 выступил с покаянием в своей антипартийной деятельности, арестован и в 1935 осужден на 10 лет тюрьмы как организатор контрреволюционного подпольного "Московского центра"– убит в тюрьме в 1936 году.
 
Каменев (Розенфельд) – один из участников на позорном Брест-Литовском сговоре, побывав у большевиков и председателем Моссовета, член Политбюро ЦК партии – расстрелян в 1936 году.
 
Ганецкий (Фюрстенберг) – во время 1-й мировой войны был замешан в переговорах с германским Генштабом о получении денег большевиками, один из организаторов этой акции и вместе с К.Б. Радеком посредник между В.И. Лениным и немцами. В 1917 член Заграничного бюро ЦК РСДРП(б). С 1918 член коллегии Наркомата финансов РСФСР, комиссар и управляющий Народного банка. С 1920 полпред и торгпред в Латвии. В 1921-23 член коллегии Наркомата иностранных дел, в 1923-30 член коллегии и один из руководителей Наркомата внешней торговли и торговли СССР. В 1930-35 член Президиума ВСНХ РСФСР и одновременно в 1932-35 начальник Государственного объединения музыки, эстрады и цирка. С 1935 директор Музея революции. В 1937 арестован и приговорен к смертной казни[36].
 
Бокий - В 1900 вступил в РСДРП, большевик. Во время революции 1905-07 создавал в Петербурге рабочие дружины. Неоднократно арестовывался. С марта 1917 член русского бюро ЦК РСДРП(б). С апр. 1917 по март 1918 секретарь Петроградского комитета РСДРП(б), затем входил в состав Петроградского Военно-революционного комитета. В феврале-марте 1918 член Комитета революционной обороны Петрограда. С марта 1918 зам. председателя, с июля 1918 председатель ЧК Союза коммун Северной области. Организатор красного террора в Петрограде и Северном регионе. Примыкал к "левым" коммунистам. С 1919 начальник Особого отдела Восточного фронта. В 1920 член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. С 1921 член Всероссийской ЧК, затем был членом Коллегии ОГПУ и НКВД СССР, одновременно Бокий с 28.1.1921 возглавлял Специальный (шифровальный) отдел ОГПУ (с 1934 - НКВД) СССР, с 25.12.1936 9-й (специальный секретно-шифровальный) отдел. Бокий - один из самых активных создателей системы ГУЛАГа. Отдел Бокия всегда пользовался в системе органов непонятной самостоятельностью. Это родило различные догадки о том, что Бокий вел (по заданию высшего партруководства) исследования по паранормальным явлениям, зомбированию, восточным мистическим культам и т.д., тем более что он сам всегда интересовался подобными проблемами. Никаких достаточно внятных подтверждений этим предположениям нет - только косвенные. Во время чистки аппарата НКВД Н.И. Ежовым от сотрудников Г.Г. Ягоды 16.5.1937 арестован и по обвинению в "предательстве и контрреволюционной деятельности" 15.11.1937 Особой тройкой НКВД приговорен к смертной казни. Расстрелян в 1937 году[37].
 
Шляпников, Ломов – расстреляны в 1937году.
 
Радек (Собельсон) К.Б., помогавший Ленину как посредник с германским генштабом в 1917 году в провозе через территорию Германии пломбированного ленинского вагона - 16.9.1936 арестован, на следствии дал согласие выступить с любыми разоблачениями и показаниями против кого угодно. В качестве одного из главных обвиняемых был привлечен к открытому процессу по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра". Стал центральной фигурой процесса, т.к. начал давать очень подробные показания о своей "заговорщицкой деятельности", назвав при этом заговорщиками огромное число партийных деятелей, в т.ч. и тех, кто в тот момент еще не был арестован. Давал обширные показания против своих "соучастников" по процессу. Хотя большее число участников процесса были расстреляны. Радек, возможно "в благодарность" за послушание, 30.1.1937 приговорен к 10 годам тюрьмы. В последнем слове заявил: "Я борюсь не за свою честь, я ее потерял, я борюсь за признание правдой тех показаний, которые я дал". В лагере был убит уголовниками.
 
Смилга И. – помощник и сторонник Троцкого - После убийства С.М. Кирова 1.1.1935 Смилга был арестован. Долго содержался в тюрьме. 10.1.1938 приговорен к смертной казни по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности. Расстрелян в 1938 году.
 
     Ягода, Бухарин, Рыков, Уншлихт, Лацис, Дыбенко – расстреляны в 1938году.
 
И этот список ещё долго можно продолжать…
 
        Но мы поднимем гордо и смело.
        Знамя борьбы за рабочее дело!
 
     Но откуда в РСДРП с самого начал могли появиться рабочие, и каким «рабочем деле» здесь идет речь? Начнем с того, что сам основатель марксизма К.Маркс ненавидел рабочих, всегда сторонился их и презирал, как и партию, называя в переписке с Энгельсом рабочих «болванами», а партию «бандой ослов»[38]. Ленин не далеко ушел от своего учителя и вместе со своей партией прикрывался именем рабочих, как и все остальные революционеры марксистского толка. «I съезд российских социал-демократов прошел в Минске в 1898 году при всего девяти участниках и состоял из социал-демократических организаций, на котором присутствовали: представители петербургского, московского, киевского, екатеринославского “Союзов борьбы”, Бунда (“Всеобщего еврейского рабочего союза в России и Польше”) и группы “Киевской рабочей газеты”. На съезде было принято решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Официальным органом партии была объявлена “Рабочая газета”. ЦК (совместно с П. Б. Струве[39] – будущим антисоветчиком и оппонентом Ленина и представителем русской филосовско-религиозной мысли, один старый большевик как-то обмолвился – «Никогда не простится первому съезду, что автором его «Манифеста» был Струве»[40]…) подготовил «Манифест РСДРП». Основным вопросом съезда стояло создание и название партии. Решили к социал-демократам прибавить «рабочий», но вышел казус - из рабочих там был один делегат – часовщик Шмуэль Кац, эмигрировавший впоследствии в Женеву, а затем в Америку. Советские учебники истории потом 74 года врали о том, что Ленин создал Российскую социал-демократическую рабочую партию большевиков, написал её манифест.
 
     Одной из резолюций съезда, было признание права наций на самоопределение и после этого Бунд на этом съезде потребовал свои условием вступления в партию на правах полной автономии в еврейских делах»[41].
 
     Если переходить дальше к другим съездам, то «рабочих» там явно не прибавлялось. Но ни от «станка и сохи» были Ленин, Радек, Ганецкий, Плеханов, Мартов, Потресов, Засулич, Троцкий, Савинков, Зиновьев, Каменев, Красин, Урицкий, Бухарин, Аксельрод, Дейч, Гоц? На самом деле революционеры всех мастей ни за какое «рабочее дело» ни боролись. Задача была одна – захват власти в России с установлением диктатуры власти революционной партии пришедшей к власти, прикрывшейся «рабочим делом».
 
       Знамя великой борьбы за рабочее дело
       За лучший мир, за святую свободу!
 
     То, что Парвус, Ленин и Троцкий были помешаны на теории «перманентной» - непрекращающейся революции  и каждый из них претендовал на то – кто же это знамя «мировой революции» понесёт – в этом сомнения нет. «Лучший мир» для этой тройки был в разрушении России, а «свобода» заключалась в удушении всякой свободы и осуществлении своей узурпаторской и авторитарной власти. Сначала пробудить все силы зла во всероссийский бунт и анархию – мятеж неуправляемых страстей, а затем подавить всякий намёк на свободу раскаленным железом «красного террора» на государственном уровне. Вот о чём мечтала эта «тройка» в 1905 году – разрушить Россию любой ценой. Через 12 лет с помощью денег германского штаба и заговора отдельных политических и финансовых групп мира запада, помогавших  деньгами русским революционерам - это им удалось осуществить.
 
       На бой кровавый, святой и правый.
       Марш, марш вперед рабочий народ!
 
     Это точно в песне поется – обманутые рабочие, одураченные крестьяне, одурманенные идеологией предатели и дезертиры, студенты, солдаты и матросы, шли на баррикады, митинги, забастовки – покидать камнями, послушать демагогические речи. Троцкий в это время своими «зажигательными речами» в Петербургском Совете рабочих депутатов удивлял петербуржскую буржуазию, а Парвус не теряя времени под видом того, что его сделали рабочие, ловко предложил через тот же Совет «Финансовый манифест» - план уничтожения России как государства экономически, через развал хозяйственного сектора страны. Хорошо хоть власти вовремя опомнились, Совет распустили, а Парвуса с Троцким арестовали.
 
     Рабочих использовали в 1905, 1917 годах, а когда перестали быть нужны, то беспощадно расстреляли из пулеметов как это было с демонстрацией Путиловского завода, идущего под лозунгом «Вся власть Советам»! в 1918 году. Матросов-анархистов, которые помогали Ленину, расстреливали сначала латышские стрелки, когда большевики бежали в Москву, а понявшие что происходит, матросы пытались их задержать, а второй раз в Кронштадскому восстании, которое уже подавляли Тухачевский с Троцким. Вот так и получалось у большевиков – когда нужно было поднять бунт, забастовку – марш вперед рабочие «на святое и кровавое дело революции», а потом сидите тихо и смирно – шагайте и веселитесь на наших демонстрациях по случаям юбилеев советской власти. «Святое дело» мы уже сделали вашими руками – власть в России захватили, а теперь ваше «святое дело» трудиться на нас и прославлять нашу диктатуру «рабочих и крестьян».
 
       Мрет в наши дни с голодухи рабочий
       Станем ли братья мы дальше молчать?
       Наших сподвижников юные очи
       Может ли вид эшафота пугать?
 
       В битве великой не сгинут бесследно.
       Павшие честно во имя идей.
       Их имена с нашей песней победной.
       Станут известно мильонам людей.
 
     В 1905 году рабочие с голода не умирали, чего не скажешь о 1922, когда весь мир стал слать гуманитарную помощь в голодающую Россию, доведенную до такого состояния большевиками. В Тамбовской губернии был случай, когда съели двух представителей, распределяющих помощь из американской благотворительной организации «АРА». Продукты и них забрали, а самих съели. Но советская власть про эти случаи упорно молчала. «В советской России все сыты, веселы и вольно дышат одной советской песней». А в 1905 году демагоги – революционеры всех мастей «раскудахтались» на митингах о «голодных рабочих», «встанем ли мы братья дальше молчать»? Кто из них дожил до 1922 года и если находился в советской России – тот точно молчал. Иначе за каждое неосторожное слово – прямиком в ГУЛАГ (Главное управление лагерей).
   
      Наших сподвижников юные очи
     Может ли вид эшафота пугать?
 
     Эти юные души, бездумно кинувшиеся в революцию и бездарно отдавшие свои жизни – были ещё слишком молоды, чтобы понять, в какое безумие они втягиваются. Людей накручивали и разжигали революцией  до иступленного фанатизма. Они были готовы пойти на всё, даже на смерть всего лишь из-за безумной и утопической идеи «осчастливить коммунизмом весь мир».
 
       Не сгинут бесследно,
       Павшие с честью во имя идей!
 
     Они не то, чтобы исчезли бесследно, а по-настоящему прокляты историей и все их злодеяния во все безобразной отвратительности вышли наружу, заставляя нас содрогаться сейчас от их ужасов, их преступлений перед человечеством, сейчас через 100 лет после описываемых нами событий. В 1905 году, безумцы жизни – юные души, отравленные революцией шли на «кровавое дело», не боясь эшафота, не понимая, что они натворят для истории грядущих поколений.
 
       Их имена в нашей песне победной
       Станут известны мильонам людей!
 
     Да. Парадокс, но никому особо не известны или интересны имена тех революционеров, кто погиб в революцию 1905 года, как и в советское время «чихать на них» хотела большевицкая власть. Использовала некоторые имена революционеров, разве что в пропаганде, в топонимике городов и улиц. После развала советского режима стали подниматься секретные документы архивов, годами недоступные и широким массам общественности стало известно истинное лицо революционеров. Множество архивных документов, до сих пор пребывает на секретном, архивном хранении и историками ещё предстоит открыть новые и новые факты разрушительной деятельности русских революционеров и их последователей, захвативших власть в России.
 
       Нам ненавистны тиранов короны,
       Цепи народа – страдальца мы чтим.
       Кровью народа залитые троны,
       Кровью мы павших врагов обагрим.
 
       Смерть беспощадная всем супостатам,
       Всем паразитам трудящихся масс.
       Мщенье и смерть всем царям-плутократам,
       Близок победы торжественный час».
 
     В ненависти к монархиям революционеры были действительно накручены настолько глубоко, что здравый смысл созидательной жизни растворился в идее ломки и разрушения «старого» по их мнению, строя. В этом стремлении к разрушению они заглянули во всю глубину отрицания человеческой души. Насчет «цепей народа-страдальца» и их «особое почитание, глубоко расчувствовавшимися революционерами» - снова циничная ложь. Во-первых, как бы не хотелось этого революционерам в их политических амбициях, на самом деле ни в каких «цепях» народ в Российской Империи не ходил и особенно в 1905 году. Не говоря уже об уровне жизни, который постепенно поднимался и достиг в 1913 году такого уровня, который при большевиках сумели догнать только в 1929 году.
 
     «В цепях», а вернее в местах заключения, ссылках, тюрьмах были те, кто нарушал закон, общественный порядок и шел в своей жизни по пути насилия – вел разрушительную, революционную, террористическую деятельность, сбивая с пути других людей, грабил банки, общественные учреждения, вымогал деньги у мирных граждан. Такие люди как нарушители закона попадали в места заключения, либо бежали из России. Но различные, революционные силы, стремясь к власти, вели подрывную деятельность, используя любые силы и средства для этой цели и заражая своей лживой, революционной демагогией народ. Они кричали на митингах, что «чтят цепи народа», а на самом деле «народ-страдалец» в их понимании был как раз в лице тех заключенных «сотоварищей по революционной борьбе», пребывающих в тех или иных местах заключения.
 
       Кровью народа залиты троны,
       Кровью мы наших врагов обагрим!
 
     И действительно большевики, придя к власти, в точности выполнили всё, о чём обещали все революционеры ещё в 1905 году. «Залили кровью народа трон» российской императорской семьи, расстреляв в 1918 году в Тобольске Императора и его семью и объявив врагом практически всё население России. А под «паразитов» подходили больше всего сами революционеры, ничем кроме плетения революционных интриг в жизни не занимающихся, прикрывающиеся именем рабочих и крестьян и выступавшими в своих безответственных политических заявлениях всегда от их имени. Среди них самих рабочих практически было очень мало, в основном это были интеллигенты и полуинтеллигенты.
 
       Мщенье и смерть всем царям-плутократам!
 
     Звероподобная советская власть расстреляла последнего русского Императора Николая II вместе с семьей, прислугой по личному приказу Ленина. Великую Княгиню Елизавету Федоровну вместе с близкими к ней людьми сбросили живыми в шахту в Алапаевске, по приказу того же Ленина и его приближенных. Вспомним того же Ленина в ссылке в Шушенском. Ходил себе спокойно на охоту, имел библиотеку, мама присылала ему туда просимые книги. Вот Ленин и отомстил царское семье за проявленную к нему снисходительность и милосердие в своем заключении, жестоким и зверским расстрелом Императора с семьей и последующим надругательством над их телами.
 
       Близок победы торжественный час!
 
     То что победа не приближалась, а превращалась в трагедию русского народа и других народов России, уже в 20-е годы почувствовала поэтесса Анна Александровна Баркова. Ее первый арест и срок пришелся на 1934-й год, а в 1947-1956 годах – второй срок, в 1957-1965 годах – третий. Но еще до этого в середине 20-х Баркова писала о тех, кто обманывал народ светлыми лозунгами революции[42].
 
                                 Где верность какой-то отчизне
                                 И прочность родимых жилищ?
                                 Вот каждый стоит перед жизнью,
                                 Могуч, беспощаден и нищ.
 
                                 Вспомянем с недоброй улыбкой
                                 Блужданья наших отцов.
                                 Была роковою ошибкой
                                 Игра дорогих мертвецов.
 
                                 С покорностью рабскою дружно
                                 Мы вносим кровавый пай
                                 Затем, чтоб построить ненужный
                                 Железобетонный рай.
 
                                  Живет за окованной дверью
                                  Во тьме наших странных сердец
                                  Служитель безбожных мистерий,
                                  Великих страданий и лжец.                                  
                                   
 
     На самом деле при внешнем торжестве утверждения революции в России в 1917 году – это была скорей не победа, а агония коммунистической утопии, судорожно затянувшейся в России на 74 года советского режима. Больной организм даже при внешней свирепости идеологии не мог жить вечно и долго, захлебнувшись в крови собственного террора, бившись годами в эпилепсии советской диктатуры зла и всяческого ограничения свобод. Режим самопожрал себя с грохотом развалившись и исчезнув в проклятии истории. Это была не победа, а «тень победы» - утопии коммунизма, принесшего России только зло, людское горе и разрушение души русского народа.
      
 
 
Полная или частичная перепечатка и цитирование только с письменного разрешения автора и по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
 
 
Примечания


[1] Плеве Вячеслав Константинович (1846 - 1904) - министр внутренних дел и шеф жандармов в России. С 1881 г. - директор департамента полиции, в 1884 - 1894 гг. - сенатор, с 1902 г. - министр внутренних дел. Убит бомбой эсером Е.С. Сазоновым. В 1905 году
[2] Святополк-Мирский Петр Дмитриевич (1857 - 1914) - гос. деятель. Происходил из древнего княжеского рода. Образование получил в Пажеском корпусе. Участвовал в русско.-турецкой войне 1877 - 1878, отличившись в сражении под Карсом. Был назначен флигель-адъютантом Александра II. В 1881 окончил Академию Генштаба и занимал штабные должности. Оставив военную службу, в 1890 стал предводителем дворянства Харьковской губ. В 1895 был назначен пензенским, а в 1897 - екатеринославским губернатором. В 1900 стал товарищем (заместителем) министра внутренних дел. В 1901 был произведен в генерал-лейтенанты с утверждением в должности командира корпуса жандармов, а в 1902 занял пост виленского, гродненского и ковенского генерал-губернатора. В 1904 после убийства В.К. Плеве С.-М. был назначен министром внутренних дел. Надеясь с помощью либеральных реформ привлечь буржуазную оппозицию.на сторону правительства и тем способствовать разрешению ревволюционного кризиса, С.-М. разработал проект реформ: частичная амнистия, ослабление цензуры, включение в Гос. совет выборных представителей от земств и городских дум и др., который был отвергнут как чересчур левый. 18 января 1905, когда начавшаяся революция похоронила разработанный им проект "О мерах к усовершенствованию государственного порядка", С.-М. был уволен в отставку и заметной политической роли более не играл.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
[3] Ю.В Изместьев. «История России XX века». Нью-Йорк. 1990 г.
[4] Гапон Георгий Аполлонович (1870—1906) — священник, организатор «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» в 1904 г., инициатор шествия 9 января 1905 г. к Зимнему дворцу для вручения Николаю II петиции от рабочих. Был лишен сана, эмигрировал, амнистирован в октябре 1905 г., вернулся в Россию, вступил в контакт с Петербургским охранным отделением. 28 марта 1906 г. в Озерках под Петербургом "товарищеским судом" эсеров приговорен к смертной казни и повешен.
Использованы материалы кн.: "Охранка". Воспоминания руководителей политического сыска. Тома 1 и 2, М., Новое литературное обозрение, 2004.
[5] Рутенберг Пинхус (Петр) Моисеевич. Видный деятель партии эсеров. Родился в Полтаве в 1878 г., в купеческой семье. Окончил Петербургский технологический институт. В 1904 г. сблизился с Г. Гапоном. После событий 9 января 1905 г. содействовал бегству Гапона за границу. Летом 1905 г. принимал участие в попытке доставить в Россию оружие на пароходе "Джон Крафтон", но был арестован. Узнав о связях Гапона с охранкой, вместе с группой рабочих 28 марта 1906 г. осуществил казнь Гапона в Озерках под Петербургом. В дальнейшем отошел от эсеров, примкнул к сионистам. Жил в Италии. В 1917 г. вернулся в Россию. В октябре 1917 г. был помощником "диктатора" Петрограда Н. Кишкина. В 1919 г. в Одессе сотрудничал с французами. В 1922 г. эмигрировал в Палестину, где занимал крупные должности в нефтяной и электрической компаниях. Оставил мемуары "Дело Гапона". На его средства в Хайфе открыт университет и дом для престарелых. Использованы материалы книги М.Коломеер. «Люди земли полтавской».
[6] А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
[7] Начало первой русской революции. Январь-март 1905 года. Документы и материалы. М., 1955. С. 28-31.
[8] Эсеры – партия социалистов-революционеров, основанная в 1902 году. Эта партия объявляла себя наследницей русских левых радикалов-народников, поэтому она принимала народовольческую традицию террора, экспроприации. Но от большевиков отличалась тем, что их социализм не был связан исключительно с марксизмом, они говорили об особом признании России, говорили, что у России особый исторический путь, ведущий к социализму. Эсеры также выступали с позиций провоцирования России на революцию, причем, во многих случаях были радикальнее, чем меньшевики. Важно отметить, что эта партия, которая была антиклерикальна и выступала за отделение Церкви от государства, на практике также могла выступить гонительницей Церкви, ибо в ней антицерковные, антихристианские настроения тоже были довольно сильны. (Протоиерей Георгий Митрофанов. История Русской Православной Церкви. 1900-1927 гг. СПб 2002 г стр.45)
[9] В 1898 году в России образовалась Российская социал-демократическая рабочая партия. Это была партия социалистическая, основанная на идеях марксизма. В 1902 году в этой партии произошел раскол на большевиков и меньшевиков. И если меньшевики в значительной степени более следовали традициям европейской социал-демократии, т.е., действительно, были последовательными марксистами, то большевики более следовали традициям крайнего русского политического радикализма (Нечаев, Ткачев). Меньшевики считали, что необходимо постепенное развитие России по капиталистическому пути создание объективных предпосылок к социализму. Эта партия была настроена антицерковно и антихристиански. (Там же стр.44)
[10] Ю.В.Изместьев. Россия в XX веке. Революция 1905 года.
[11] Там же.
[12] А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
[13] В 1898 году в России образовалась Российская социал-демократическая рабочая партия. Это была партия социалистическая, основанная на идеях марксизма. В 1902 году в этой партии произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Для большевиков объективное историческое развитие России не было главным. Основной целью партии был захват власти в России, в которой как они считали, они смогут построить какой угодно социализм и коммунизм. Большевика также как меньшевики занимались экспроприациями, то есть ограблениями, шантажом, вымогательствами. Это были методы для большевиков вполне приемлемые. (Протоиерей Георгий Митрофанов. История Русской Православной Церкви. 1900-1927 гг. СПб 2002 г стр.45)
[14] Анархизм (от греч.- anarhia-безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного» стихийного бунта масс) и создание федераций мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70 годах в зап. Европе. Главными идеологами были М.Штирнер, П.Прудон, М.А.Бакунин, П.А Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, деятельности различных анархистских групп в году революции 195-1907 и особенно в годы Гражданской войны. (БЭС. Стр.48. Москва. 2002 г.)
[15] БУНД (на идише Bund – союз) (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»), социал-демократическая организация, представлявшая главным образом еврейских ремесленников западных областей Российской Империи; основанную в 1887 в Вильно. Лидеры: Р.А.Абрамович, И.Л.Айзенштадт, А.И.Кремери и др. В 1898-1903 и с 1906 автономная организация в РСДРП, стояла на позициях меньшевизма. После октябрьской революции произошел раскол в организации: часть БУНДа выступила против сов.власти, часть вошла в РКП(б). В 1921 году БУНД самоликвидировался. 
[16] Императорское Православное Палестинское Общество – благотворительная организация, созданное в 1882 г. указом императора Александра III Его деятельность и наследие уникальны по своему значению в истории русской национальной культуры. Уставные задачи Общества - содействие православному паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - неотделимы от традиционной российской политики и русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня. Во главе его стояли преемственно великий князь Сергий Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 г.). По материалам официального сайта ИППО http://ippo.ru/ 
[17] Из интервью автора книги с протоиереем Георгием Митрофановым.
[18] Б.В.Титлинов Молодежь и революция. Л.1924.стр.98-99. По книге Иерм.Зосимы (Давыдова) «..Положил основание на камне…» стр.65.
[19] Н.З.Кадесников. Краткая история России в XX веке. Издание Свято-Сергиевской гимназии. Нью-Йорк. США 1967г. Беспорядки в С.Петербурге в 1905г. Адрес книги  http://www.dorogadomoj.com/dr61/dr61kad0.html#ogl 
[20] С.Ю.Витте. Витте Сергей Юльевич, граф (17 июня 1849 — 28 февраля 1915). Сын чиновника, происходившего из голландских выходцев, в 1856 получивших российское дворянство, мать из российского дворянского рода Фадеевых. Получил физико-математическое образование в Новороссийском университете, по окончании которого служил на железных дорогах. С 1886 управляющий Юго-Западной железной дорогой. В 1889 приглашен на государственную службу, где занимал должности сначала директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов, затем управляющего Министерством путей сообщения (с 15 февраля по 30 августа 1892). С августа 1892 по 1903 — министр финансов, сыграл огромную роль в индустриализации России, укреплении российских финансов, развитии высшего и специального технического образования. Статс-секретарь е. в. (1896). Действительный тайный советник (1899). 16 августа 1903 назначен председателем Комитета министров. С 17 августа 1903 член Государственного совета. Возглавлял российскую делегацию на мирных переговорах с Японией в Портсмуте; за успешное завершение этих переговоров 18 сентября 1905 возведен в графское достоинство. В начале октября 1905 выдвинул программу выхода власти из созданного всеобщей политической стачкой кризиса и добился ее одобрения Николаем II; основные положения этой программы были провозглашены манифестом 17 октября 1905. С 24 апреля 1906 председатель Совета министров (в то же время оставался во главе подлежавшего упразднению Комитета министров). 22 апреля 1906 уволен от должностей председателя Совета министров и председателя Комитета министров. После отставки с поста премьера оставался членом Государственного совета и председателем Комитета финансов. Скончался в Петрограде. Посмертно были опубликованы его мемуары: Воспоминания. М., 1960. Т. 1—3. (Использованы материалы библиографического словаря в кн.: Я.В.Глинка, Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001.)
[21] Парвус Александр Лазаревич (наст фам. Гельфанд; 1869-1924), участник российского и немецкого социал-демократического движения, публицист. С 1903 г. — меньшевик. Во время Первой мировой войны жил в Германии, занимался коммерческой деятельностью. После Февральской революции вел переговоры о возвращении через Германию в Россию русских социал-демократов во главе с В.И. Лениным. (Использованы материалы кн.: "Охранка". Воспоминания руководителей политического сыска. Тома 1 и 2, М., Новое литературное обозрение, 2004.)
[22] Троцкий Лев Давидович (наст. фамилия - Бронштейн) (1879 - 1940) - социал-демократ с 1897 г., в 1903 - 1904 гг. - меньшевик. В октябре - ноябре 1905 г. - заместитель председателя петербургского Совета рабочих депутатов (под фамилией Яновский). Был арестован и осужден на "вечное поселение" в Сибири, но бежал с пути следования к месту назначения. В 1912 г. организовал Августовский блок, направленный против В.И. Ленина и большевиков. В начале первой мировой войны издавая (вместе с меньшевиком Л. Мартовым) в Париже антивоенную газету "Наше слово", был выслан из Франции. В 1916 г. в США издавал газету "Новый мир", в которой пропагандировал свою идею перманентной революции. Летом 1917 г. вошел в партию большевиков как член Межрайонной организации РСДРП. В начале июля предостерегал рабочих от преждевременного вооруженного выступления, но тем не менее 23 июля был арестован Временным правительством. 2 сентября освобожден. 25 сентября избран председателем Петротрадского Совета рабочих и солдатских депутатов и внесен в список: 40 кандидатов от РСДРП(б) по выборам в Учредительное собрание. Внес большой вклад в подготовку восстания в октябре 1917 г. После Октябрьской революции - нарком иностранных дел, нарком по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета Республики, член Политбюро ЦК РКП(б) и член Исполкома Коминтерна. Участвовал во всех внутрипартийных дискуссиях. В 1927 г. исключен из партии, в 1929 г. выслан из СССР. В 1932 г. лишен советского гражданства. Находясь в эмиграции, продолжал активную политическую деятельность. Был убит в Мексике агентом НКВД испанцем Р. Меркадером. (Использованы материалы библиотеки «Хронос»)
[23] Л.Троцкий. Моя жизнь. Революция 1905 года. Адрес книги в интернете http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl026.htm#st13 
[24] Н.З.Кадесников. Краткая история России в XX веке.
[25] Л.Троцкий. Моя жизнь. Революция 1905 года
[26] Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
[27] Примечание автора с ссылкой на книгу В.Солоухина «При свете дня».
[28] Залесский К.А. Империя Сталина.
[29] Примечание автора книги.
[30] В.А.Солоухин. «При свете дня».
[31] Л.Троцкий. Моя жизнь. Революция 1905 года.
[32] Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
[33] ВЧК - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе к контрреволюцией (позднее - и со спекуляцией). Председателем ВЧК на весь период ее существования был Ф.Э.Дзержинский, который тогда же одновременно был и наркомом внутренних дел (март 1919 - 1923 гг).
Раздвоение руководимого одними и теми же людьми (и по сути своей работы единого) органа было преодолено 6 февраля (также 1 марта) 1922 года. ВЧК была преобразована в ГПУ - Государственное Политическое Управление НКВД РСФСР. Председателем ГПУ остался, естественно,  Ф.Э.Дзержинский (1922 - 1923 годы) и аппарат остался прежний.
Стоявшие перед руководством партии задачи предусматривали в ближайшем будущем значительное "усиление классовой борьбы", к которому следовало хорошенько подготовиться. 23 ноября 1923 года (отчасти начиная уже с июля) статус главного карательного органа был повышен: из подчинения наркомата его перевели в прямое подчинение правительству, были скорректированы структура и название - ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК СССР. Руководитель оставался прежним с 1923 и по июль 1926 года (Ф.Э.Дзержинский скоропостижно скончался), а затем ОГПУ возглавил В.Р.Менжинский (с июля 1926 по июль 1934 гг.).
К 1934 году назрела нужда резко увеличить обороты карательной машины. В июле 1934 года еще никто не знал о грядущем убийстве С.М.Кирова и о кампании по обвинению во всех смертных грехах Зиновьева и Каменева (скорее всего, в недрах карательного аппарата замышлялась какая-то масштабная провокация, нужда в которой отпала после выстрела ревнивого мужа в своего обидчика, которым случайно и весьма кстати оказался секретарь Ленинградского горкома партии С.М.Киров). Однако нужда в совершенствовании машины репрессий назрела именно в 1934 году. 10 июля был образован Союзно-республиканский НКВД, в состав которого было включено ОГПУ, переименованное в ГУГБ - Главное Управление Государственной Безопасности. Функции прежнего ОГПУ перешли к НКВД СССР. Наркомами внутренних дел поочередно становились Г.Г.Ягода (июль 1934 - сентябрь 1936), Н.И.Ежов (сентябрь 1936 - декабрь 1938), Л.П.Берия (декабрь 1938 - январь 1946). С 1941 года глава ведомства именуется Генеральный комиссар государственной безопасности.
3 февраля 1941 НКВД СССР разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР, который по-прежнему возглавляется Л.П.Берия и занимается собственно внутренними делами и НКГБ - Народный Комиссариат Государственной Безопасности СССР, который возглавляет В.Н.Меркулов (1941). Однако начало войны побуждает высшую власть произвести обратную операцию. НКГБ СССР и НКВД СССР сливаются в единый орган НКВД СССР во главе с Л.П.Берия.
14 апреля 1943 года их опять разделяют на   НКГБ СССР и НКВД СССР под руководством опять-таки Л.П.Берия и В.Н.Меркулова. В январе 1946 года Л.П.Берию сменяет В.С.Абакумов
15 марта 1946 года карательные органы переименовываются в МГБ - Министерство Государственной Безопасности СССР во главе с В.С.Абакумовым   (ноябрь 1951 - июнь 1951) и МВД - Министерство Внутренних Дел СССР во главе с С.Д.Игнатьевым (ноябрь 1951 - март 1953).
После смерти И.Сталина, 15 марта 1953 года министерства сливаются в одно МВД СССР. Почти через год, 13 марта 1954 года функции государственной безопасности передаются вновь созданному
КГБ - Комитету Государственной Безопасности при Совете Министров СССР. Такая структура сохраняется вплоть до развала СССР (органы безопасности были развалены несколько раньше СССР). Для внешнего наблюдателя заметны только смены руководителей (председателей) КГБ. (По материалам библиотеки сайта «Хронос»
[34] Там же.
[35] Там же.
[36] К.А.Залесский. Империя Сталина.
[37] Там же.
[38] Истоки зла. Тайна коммунизма. М.2000.
[39] Струве Петр Бернгардович (1870 - 1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН (1917, в 1928 исключен). В 1890-х гг. теоретик "легального марксизма", вел полемику с народниками, автор Манифеста РСДРП (1898). С нач. 1900-х гг. лидер российского либерализма, редактор журнала "Освобождение", один из руководителей "Союза освобождения". С 1905 член партии кадетов и ее ЦК. Депутат 2-й Государственной думы. С 1907 фактический руководитель журнала "Русская мысль", участник сборника "Вехи" (1909), инициатор сборника "Из глубины" (1918). После октября 1917 вел борьбу с большевиками, один из идеологов белого движения, член "Особого совещания" при генерале А. И. Деникине, министр в правительстве генерала П. Н. Врангеля, организатор эвакуации его армии из Крыма. С 1920 в эмиграции, редактор журнала "Русская мысль" (Прага), газеты "Возрождение (Париж) и др., преподавал в Пражском и Белградском университетах. Автор работ по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции и др.
[40] В.Кипиани. История РСДРП: без купюр и… Ленина. «Киевские ведомости». Адрес статьи в интернете http://www.kipiani.org/krai/index.cgi?74 
[41] П.Платонов «С верой в Бога и надеждой в сердце».
[42] «Средь других имен» Под редакцией В.Б.Муравьева. Москва. 1990 г. стр.18

 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com