Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Осень 2006. № 8 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / Святая Земля – дом для души русского православного паломника. Интервью с паломницей и руководителем паломнической группы из Самары Екатериной Хохловой

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Святая Земля – дом для души русского православного паломника

Интервью с паломницей и руководителем паломнической группы из Самары Екатериной Хохловой. 15 августа 2006 года Иерусалим.

Екатерина Хохлова (вторая справа) с паломниками в офисе Иерусалимского отделения ИППО
Екатерина Хохлова (вторая справа) с паломниками
 
В этот сложный период, когда все средства массовой информации сообщают, что Ближний Восток охвачен эскалацией насилия в результате военного конфликта и сюда страшно ехать, как паломница не раз побывавшая на Святой Земле, какие ощущения испытываете Вы, прибыв в Иерусалим на Святую Землю в это непростое время? 
 
В этот трудный час у меня совсем обычные ощущения и даже более радостные, нежели тогда, когда здесь огромное количество групп паломников и нескончаемый поток людей. Во-первых, сейчас даже проще, нежели когда была интифада, потому что тогда -  неизвестно за каким углом тебя застанет неприятность, а сейчас конфликт где-то на севере страны. А если смотреть с духовной точки зрения, то я знаю, что в такие моменты очень нужна молитва  наших русских поклонников здесь на Святой Земле. Знаю с тех пор, когда были мы здесь в ноябре 2002 года единственной паломнической группой. На Голгофе, на ночной службе в Храме Гроба Господня мы встретились с матушкой Георгией – настоятельницей Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме,  и она просто со слезами на глазах говорила: "Господи, как хорошо, что вы приехали"… Просто слезы. Она нам очень искренне сказала: "вы не представляете, как важно, что вы приехали именно в это время, как нужна нам ваша молитва, как радостно, что молитесь вы о нас именно здесь, а не где-то далеко".
 
Я и моя мама как руководитель паломнической службы Самарской епархии действительно часто бываем в паломничестве на Святой Земле – у нас есть с чем сравнить. Намного благодатней проходят поездки, когда приезжаешь именно в такие дни. Это очень тонкий духовный момент. 
 
Какое настроение  у паломников  Вашей группы? 
 
Когда поездка только планировалась, люди звонили и как-то так осторожненько спрашивали: "а вот там стреляют"? А мы им: "и у нас стреляют", и люди соглашаются "ну да, действительно везде стреляют".
 
Конечно, немало желающих отказались от паломничества - у нас в два раза больше должна была быть группа - но приехали именно те, кто действительно хотел и для кого совершенно очевидно, что надо верить в Бога. Понимаете, не только верить, но и доверять Богу. Потом батюшка накануне отъезда сказал: "ну что едете, Екатерина, и правильно, и даже никаких  не должно быть разговоров, Господь прости меня и ничтоже мя лишит". Так что у нас не было и ни грамма сомнений. Мы даже и не думали отменять поездку. 
 
Вы планируете на Великий Двунадесятый праздник Преображения Господня посетить гору Фавор? 
    
Здесь, как говорится, без комментариев. Это даже не обсуждается. Едем и совершенно спокойно будем ночевать в гостинице в Тверии. Никакого страха мы не испытываем: и потому, что получено благословение на паломничество, и потому, что военные действия прекращены и север открыт. Так что, слава Богу, праздник Преображения мы встретим на горе Фавор.
 
Какая оценка этого конфликта у Вас? Часто мы, находящиеся на Святой Земле, видя определенные события, например, предыдущую интифаду, теперешнюю эскалацию насилия, с крайним недоумением наблюдаем, что СМИ утрированно и преувеличенно показывают картину здесь происходящего. Например, обстрел ливанской деревни Кана, никакого отношения не имеющей к евангельскому месту Каны Галилейской и много других подобных примеров. 
 
Даже не то, чтобы утрированно, а вообще искажено, т.е. это полностью разнится с тем, что на самом деле происходит. Не секрет, что на Святой Земле, самые аккредитованные журналисты. Я хорошо помню, что  когда мы приехали сюда на Рождество и в это время случился приступ с Ариэлем Шароном, ведь ни единого сюжета по центральному телевидению не показали по поводу  праздника Рождества на Святой Земле. Ничего не было сказано о том, сколько приехало паломников, никто не пытался как-то осветить событие. Какой-то строчечкой пронеслось по экрану, что на Рождество было буквально несколько человек. Это при битком набитом огромном храме?! Вот такая работа журналистов. То, что показывают в России по поводу этого конфликта, как правило, однобоко: показывают какой-нибудь сюжет - был обстрел какого-то ливанского города и тут же ответ сил Хизбаллы. Показывают семью, которая говорит: "ой какой кошмар, убиты члены нашей семьи, дети", а то, что с израильской стороны гибнут десятками люди, разрушены дома, горят леса - ни слова. Некомпетентное и необъективное освещение информации. Людей, уже побывавших в Израиле и полюбивших эту страну, знающих обстановку, реально следящих за событиями,  это, конечно, возмущает. Не секрет, что немало денег СМИ получают именно за искажение информации.  
 
Такие опытные паломники, как Вы видят эту ложь и фальшь? 
 
Конечно. Один из журналистов, освещающих израильские новости на одном из наших каналов телевидения, с которым мы неоднократно встречались в храме Рождества в прошлом году, просто проболтав всю службу рядом, мешая верующим молиться, обсуждая богослужение греков и русских и считая, что у русских служба гораздо торжественней и красивей, затем, выйдя из храма, стал рассказывать, какая у греков замечательная служба.  
 
Традиция русского православного паломничества имеет глубокие корни. Как Вы думаете, в состоянии ли что-то остановить поток русских православных паломников, или как их называли в XIX веке поклонников,  на Святую Землю?
 
Считаю, что русский человек и православный паломник – это удивительные создания Божьи, и с каждым годом поток паломников будет только возрастать. Другое дело, что сейчас наблюдается такая тенденция, а мы это видим и в России, часто не паломничать приезжают, а грубо говоря "подпитаться энергией". Это какой-то новый виток. То ли новые люди пришли к вере, то ли смена поколений, я не знаю, с чем это связано, но немало экстрасенсов и разных других сомнительных людей сейчас в православии. В наши группы такие не попадают, потому что работа с паломниками начинается еще до отправки группы. Но в целом русских православных паломников будет только больше, потому как Тютчев писал: 
 
                           Умом Россию не понять,
                            Аршином общим не измерить:
                            У ней особенная стать -
                            В Россию можно только верить. 
 
Поэтому я думаю, что паломников будет только больше и это радует, потому что, побывав на Святой Земле, развенчиваются множество мифов, каких-то иллюзий, совершенно неправильных мыслей. Это радует, поскольку меньше людей впадают в состояние «прелести». Паломничество в этом случае выступает как просвещение для людей и это хорошо, что у людей есть тяга к паломничеству. 
 
Вы упомянули, что Ваша мама занимается организацией паломничества. Когда Ваша мама стала руководителем паломнической службы в Самаре, и как Вы в первый раз попали на Святую Землю?
 
Пути Господни неисповедимы. Это было 12 лет назад, когда мы с мамой только пришли к вере. У нас в Самаре организовалось Алексеевское братство. Возникла необходимость возобновления духовной жизни, а небесным покровителем города Самары считается святитель Алексий митрополит Московский. Одной из веточек деятельности братства были поездки в ближайшие районы по святым источникам, святыням, однодневные и двухдневные поездки. На Святую Землю от братства поехала большая делегация духовенства в 1994-1995 годах, после этого поехали также группы мирян, и мою маму попросили возглавить паломническую службу епархии, т.к. количество желающих посетить Святую Землю стало возрастать. Таким образом, наши судьбы связались со Святой Землей. Случайностей не бывает. Стали ездить с 1996 года, потом возникло желание съездить и на Пасху в Иерусалим. У нас в епархии служит игумен Серафим, который долгое время служил в Русской Духовной Миссии, а мы, являясь прихожанами Самарской духовной семинарии, обратились к нему: (он там был инспектором как раз) "батюшка есть ли такая возможность пройти на Благодатный Огонь"? – Он нам: "конечно есть". Ну и решили по благословению поехать. Так состоялась первая поездка на Пасху. 
 
Вы, наверное, слышали о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Императорском Православном Палестинском Обществе, деятельность которых, кроме других направлений, сводилась к поддержке русского православного паломничества на Святую Землю, чтобы пребывание русских паломников было как можно более удобным. Как Вы относитесь к историческому наследию этих организаций и считаете ли Вы, что это дело нужно продолжать и что это важно на сегодняшний день? 
 
Это очень важно. Обязательно нужно возрождать и продолжать традиции. Это совершенно необходимо, потому что когда паломники приезжают в чужую страну, то они должны здесь чувствовать кусочек Родины, а тем более у нас на Святой Земле очень богатое наследие и мы в ответственности за те земли, которые были приобретены Россией. Важно возрождение издательской деятельности, не говоря просто о содействии  паломническим поездкам. 
 
Вы наверняка видели, сколько в Иерусалиме было русских подворий и сколько утеряно. Как Вы думаете, удастся ли восполнить те колоссальные потери, которые понесло дело русского духовного присутствия в XX веке, и нужно ли России бороться за право на свое имущество? 
 
Конечно, очень хочется сказать, что восполним и максимализм, может быть, проявить, но мне кажется важней сохранить что, что есть у России сейчас и с тем русским духом, который действительно там должен быть. До революции Россия была Империей - мощным и могущественным государством. Сейчас мы являемся совершенно другим государством и явно не потянем на данном этапе это восполнение. Конечно, есть люди, которые живут этой идеей, для которых это является смыслом жизни, таких бы побольше, но мне кажется сейчас самое главное – это бороться и сохранить то, что у нас есть, ни у кого не отнимая ничего. Самое главное – это дух. Если будут люди, которые болеют за Россию… К сожалению таких людей мало. Сейчас общество больное и для того, чтобы что-то возрождать, нужно самому понять кто ты – русский или нет. А если мы сейчас смотрим на запад, то нам уж не до России и тем более Святой Земли. Мне кажется, это будет не скоро.  
 
Если здесь в центре Иерусалима рядом со Старым городом была бы русская православная паломническая гостиница  хорошего уровня, с соответствующей кухней, примерно как в Вифлееме в русской гостинице, Вы бы поселились в такой гостинице? 
 
Если там будет, как в монастырских гостиницах, то никогда. Если это будет паломническая гостиница, подобно Вифлеемской, то конечно да. Мы имеем опыт в России, когда приезжаешь в монастырские гостиницы, и там паломников кладут штабелями на матрас и мы в этих случаях говорим: "вы знаете, паломники - это не от слова "пол"". В слове "паломник" совсем другой смысл. К сожалению, у нас все переводят на "смирение", просто спекулируя на духовных чувствах. Я, например, против унижений и неудобств, которые испытывают в таких случаях люди. Поэтому мы никогда не берем ни гидов православных таких, потому что навязывание своего мироощущения, "своего православия", своего понимания православия людям считаю неуместным. Человек должен дойти до всего сам. Господь покажет ему обязательно то, что нужно. А если это будем нормальная паломническая гостиница, где не будет режима с колокольчиком "все в 6.00 утра на общую молитву и т.д…", то это будет здорово.
 
Вам приходится во время паломничества встречаться с людьми, которые увлечены различными мифологемами, апокрифами, либо думают, что само соприкосновение со святыней может подменить верующему спасению? 
 
Вообще нам везет. Бывают, конечно, исключения, но не в такой утрированной форме, потому что в принципе идет отбор еще при формировании группы. Мы стараемся духовные нужды людей узнавать до поездки. С людьми идет разговор: куда вы едете, зачем? Настроение духовное узнается до поездки. На мой взгляд, группа должна быть единым организмом и работа эта должна вестись заблаговременно.  
 
Это то, как раз чем ИППО  занималось до революции. Создавались паломнические курсы и с людьми проводилась разъяснительная работа, проводилась некая фильтрация. А отделения Общества находились в 52 епархиях Русской Православной Церкви, которым обычно  руководил епархиальный архиерей.  
 
Какое у Вас складывается впечатление об отношении паломников к еврейскому народу. Часто это становится "камнем преткновения" среди паломников: потерял Богоизбранность этот народ, или нет, людям чудятся глобальные заговоры, им кажется, что нельзя потреблять кошерную пищу, вот тут "евреи все захватили, а бедные арабы…", и вплоть до проявления открытого антисемитизма? 
 
Каждый раз приходится с этим сталкиваться в разной форме и проявлениях. Потому что мы воспитаны на этом антисемитизме с советских времен и в любом случае, хотим мы этого или не хотим, евреи в массовом сознании являются "врагами народа". Я считаю, что это Богоизбранный народ, который им и останется. Он был, есть и будет Богоизбранным народом. Это как священник: если он раз помазан, то каким бы он ни был плохим, то все равно имеет благодать Святого Духа на себе. Это мое мнение. И я отношусь к еврейскому народу, как Богоизбранному. Не в плане того, чтобы поклоняться и почитать, а относиться уважительно. Нужно смотреть еще на то, что христианство без Ветхого Завета невозможно. Если ты не будешь знать корней, как ты будешь знать, что это за дерево и мне кажется, что это очень важный момент.
 
Наших паломников часто волнует вопрос отношения к Мертвому морю. Одни говорят, что это "Содом и Гоморра", а другие наоборот считают, что если Мертвое море наполняется водами Иордана, то не должно быть никаких смущений.  
 
Я придерживаюсь второго мнения. У нас вообще никогда с этим проблем не было. Иногда бывает, что некоторые паломники, впервые попав на Мертвое море, смущаются. В основном - все паломники купаются. На самом деле, если у тебя нет ничего в душе, то никакая грязь Мертвого моря или какая-то любая другая атрибутика не повредит. Бывает люди помнят по воскресной школе, что в этом месте нельзя купаться, забыв, тем не менее, что святая река Иордан наполняет это море. С такими паломниками мы просто не спорим. Большинство купается, и мы ездим всегда. 
 
С каким сердцем приходится возвращаться в Россию после Иерусалима, как домой или двойственные возникают чувства? 
 
Россия – это дом, а здесь дом для души. Иерусалим – это город, к которому нельзя относиться равнодушно в любом случае, как и к Святой Земле. Тянет постоянно сюда, кто первый раз приезжает, я им говорю: "подождите, вот месяца через два, вы позвоните и скажете, как вам было здесь". Я не знаю ни одного человека, а езжу сюда с 1996 года, чтобы кто-то остался равнодушным к Иерусалиму. Всем хотелось бы еще раз вернуться сюда. Потому что Святая Земля тянет к себе, если человек действительно приехал сюда с верой.   
 
вопросы задавали:
 
председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Павел Платонов
 
15 августа 2006 года
Иерусалим 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com