Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Весна 2017 № 50 / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ / Российская военная миссия 1877 года в Персию. О.А. Гоков

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Российская военная миссия 1877 г. в Персию  

 
Во второй половине ХІХ века обостряется борьба великих держав за Персию. Наиболее остро она развернулась между Россией и Англией. Соперничество этих двух держав в Персии занимает одно из центральных мест в отношениях между ними в этот период. В силу своего географического положения Персия постоянно являлась центром ожесточённого политического и экономического соперничества России и Англии. Одним из важных моментов борьбы за влияние являлялось соперничество за право реорганизации персидской армии. Цель данного сообщения – на основе архивных документов рассмотреть российскую военную миссию в Персию в 1877 г. И показать её значение в истории российско-персидских отношений. В научной литературе данная тема не была исследована.Сообщение подготовлено на основе документов Российского государственного военно-исторического архива (далее – РГВИА).
 
Интерес к усилению влияния в Персии через вооружённые силы последней появился среди российских политических кругов во второй половине 1850-х гг. После поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., Россия начинает проводить активную завоевательную политику в Центральной Азии, где Персия (несмотря на её кажущуюся слабость) была довольно опасным противником, которого желательно было нейтрализовать. Значение – политическое и экономическое – Персии для России было детально проанализировано генерал-майором Генерального штаба (далее – ГШ) Бларамбергом в его "Записке о значении для России Каспийского моря, как торгового пути в Центральную Азию" [1]. Автор "Записки" неоднократно возглавлял экспедиции по исследованию побережья Каспийского моря и, основываясь на своём опыте, приходит к выводу, что "… Россия должна обратить свой взор на Азию, как рынок важный и обширный" [1, л. 1]. Судя по всему, такое мнение разделяли многие высокопоставленные чиновники империи, но в 50-60-е гг. политика России в отношении Персии носила своего рода "подготовительный" характер.
 
Несмотря на то, что в этот период борьба между Россией и Великобританией велась прежде всего за экономическое преобладание в Персии (например, за телеграфные концесии), уже в конце 50-х гг. был поднят вопрос об усилении российского влияния на персидскую армию. В частности, на желательность этого указывал в своих донесениях российский посланник в Тегеране Лаговский. В 1857 г., после пребывания в Персии английских офицеров, он писал директору Азиатского департамента Ковалевскому: "Присылка сюда (в Персию – О.Г.) офицеров может быть чрезвычайно полезною, внушая персиянам к нам доверие, ибо видя наше желание усилить их страну … они перестанут мечтать и верить наущениям наших противников о наших намерениях подчинить себе эту страну" [2, л.2]. Особое внимание, по мнению Лаговского, необходимо было уделить морально-профессиональным качествам направляемых в страну офицеров, а также знанию ими персидского языка [2, л.2].
 
К сожалению, автор данного сообщения не располагает достоверными сведениями о том, насколько точно были выполнены рекомендации посланника. Несмотря на то, что на его письме имеется приписка "интересно, надо обдумать", посылка официального военного агента была отложена до 1877 г. В 70-е гг. ситуация изменилась. Россия успешно провела покорение среднеазиатских ханств, а отмена в одностороннем порядке условий Парижского договора 1856 г. лишь увеличила её авторитет в глазах мира. В то же время персидский шах Наср-эд-Дин решил провести реформу армии по европейскому образцу. Для России это желание шаха явилось как нельзя кстати, т. к. с началом Восточного кризиса 1875-1878 гг. англо-российские противоречия обострились с новой силой. Было решено направить в Тегеран военных агентов. В качестве таковых Командующий войсками Кавказского военного округа рекомендовал начальника кавказского горского управления генерал-майора ГШ Франкини и капитана ГШ Гибера-фон-Грейфенфельда. В помощь им были прикомандированы поручик Велибегов и подпоручик Корпуса военных топографов Лупандин [3, л. 6]. Император одобрил данные кандидатуры, и в апреле 1877 г. офицеры отправились в Персию.
 
Франкини должен был ознакомиться с состоянием персидской армии, а после – возвратиться в Россию для предоставления отчёта о проделанной работе. С его отъездом место военного агента должен был занять Гибер [3, л.14].
 
Франкини успешно справился с поставленной перед ним задачей. Вот как характеризует его деятельность в своём донесении военному министру Командующий войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант князь Святополк-Мирский: "Выгодное впечатление, произведённое с первого раза на шаха, крайне облегчило ему доступ к исследованию военной организации Персии … Деятельность генерал-майора Франкини подготовила почву для будущих военных агентов наших в Персии, т. к. выгодное впечатление, произведённое его пребыванием в Тегеране, служит залогом того, что военные агенты наши будут встречаться с полным доверием" [3, л. 21-23]. Генерал-майор ГШ действительно детально ознакомился с персидской армией. "Дальнейшее своё знакомство по настоятельной просьбе шаха с организацией персидской армии, – писал он в своём рапорте от 29 августа 1877 г., – частые поездки в расположенный под Тегераном лагерь … осмотр арсенала … убедили меня, что персидская армия … существует только на бумаге, и что вся деятельность военных властей направлена на то, чтобы держать шаха в заблуждении, между тем, как отпускаемые на содержание армии суммы бессовестно расхищаются" [3, л. 17]. Франкини отмечал, что "участие наше в устройстве вооружённых сил Персии и должно само по себе упрочить наше влияние, … реформа, предпринятая особо руководством русских офицеров не может потерпеть неудачи; она должна быть ведена с настойчивостью и последовательностью" [3, л. 18]. В своём рапорте Франкини высказывал предположение, что шах скорее всего предложит ему дальнейшее участие в реализации этого проекта и спрашивал, как ему поступить, если таковое предложение последует [3, л. 17-18]. Его предположение подтвердилось – шах действительно предложил генерал-майору составить проект о переустройстве вооружённых сил Персии, что и было им сделано [4]. Однако реорганизация частей персидской армии была возложена на другого офицера ГШ – подполковника Домонтовича. В 1878 г. Наср-эд-Дин по пути в Европу посетил Эриванскую губернию, где на него приятное впечатление произвели казачьи части [5, с. 181]. По возвращении из Европы шах пожелал переформировать свою пехоту и артиллерию по австрийскому образцу, а кавалерию – по образцу российских казаков, обратившись к австрийскому и российскому правительствам с просьбой о присылке в Персию соответствующих инструкторов. Вот как описывал это событие в 1894 г. товарищ министра иностранных дел в своём письме начальнику Главного штаба Обручеву: "Пятнадцать лет назад бывший посланник наш в Тегеране тайный советник Зиновьев побудил шаха обратиться к нашему содействию для образования персидской кавалерии по образцу нашего казачьего войска … имея в виду главным образом приобретение влияния на персидское правительство и помешать другим, враждебным нам правительствам, взяться за это дело" [6, л. 27-28]. Не вызывает сомнения, что шах согласился с Зиновьевым, поскольку на него благоприятное впечатление произвела миссия Франкини.
 
Таким образом, миссия Франкини, с одной стороны должна была служить "отвлекающим манёвром" для Великобритании от Балканского полуострова, где шла российско-турецкая война, а с другой стороны, подготовила почву для усиления военного влияния России в Персии. Создание казачьей бригады было непосредственным следствием этой миссии. В долгосрочной перспективе это был удачный ход российского правительства, позволивший ему к началу ХХ в. Взять под контроль Северную Персию и вооружённые силы Персии.
 
Харьковский Национальный Педагогический Университет им. Г.С.Сковороды Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 14 марта 2017 года

 
Литература
 
1. РГВИА. – Ф. 446: Персия. – Оп. 1. – Д. 37.
 
2. Там же. – Д. 35.
 
3. Там же. – Д. 41.
 
4. Там же. – Д. 42.
 
5. Павлович М.П. Казачья бригада в Персии. (Из истории персидской контрреволюции) // Новый Восток. – Кн. 8-9. – С. 178-198.
 
6. РГВИА. – Ф. 446: Персия. – Оп. 1. – Д.47.
  

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com