Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Осень 2015. № 44 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / Павел Платонов: Благодаря деятельности ИППО повышается международный авторитет России. Благотворительный фонд "Созидая жизнь" 20 сентября 2015

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Платонов:
«Благодаря деятельности ИППО повышается международный авторитет России»
 
В нынешнем году Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества отмечает 10-летие своего основания. Все это время его бессменным председателем является историк, культуролог и общественный деятель Павел Платонов. Мы побеседовали с Павлом Викторовичем о просветительской деятельности Общества, русском присутствии на Святой Земле и настроениях жителей Израиля в тревожный период военных действий в разных странах Ближнего Востока.
 
– Какие события в жизни православных христиан, русских и не только, на Святой земле из произошедших в последнее время можно отметить как наиболее важные?

– Святая Земля – это особое место на планете. Духовная жизнь здесь идет своим порядком, как будто время не властно над этим местом. Но все же одно событие, касающееся русской науки и русской истории и важное для паломников-христиан, я бы выделил. 11 июня этого года было подписано распоряжение Правительства России № 1088-р о юридическом оформлении прав Российской Федерации на Александровское подворье в Иерусалиме. Документ подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
 
История Александровского подворья сама по себе замечательная и тесно связана с историей Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Это место в Иерусалиме, расположенное в 70 км от храма Воскресения (Гроба Господня), было куплено российским правительством в 1858 году под строительство здания генерального консульства. Но место оказалось перспективным с археологической точки зрения, и строительство было отложено. Впрочем, как это часто бывает, денег на полноценные археологические раскопки долго не находилось. Лишь с момента создания Императорского Православного Палестинского Общества в 1882 году его первый председатель великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, выделил личные средства на научное изучение этого русского участка. И оно сразу же принесло открытия мирового уровня из истории древнего Иерусалима. В том числе была открыта каменная плита, которую идентифицировали как Порог Судных врат, через которые вели на Голгофу Иисуса Христа. До пересечения этих ворот любой горожанин мог сказать, что идущий на казнь невиновен, и его могли помиловать. А когда осужденный переступал за эти врата, смертный приговор уже не мог быть обжалован. В случае со Спасителем людей, которые выступили бы в его защиту, не нашлось. Трудно переоценить духовное значение этого открытия для любого христианина.
 
Для сохранения этих археологических находок Императорским Православным Палестинским Обществом над ними было построено Александровское подворье – как футляр. На подворье был устроен храм во имя святого Александра Невского, который так же, как и храм Марии Магдалины на Елеонской горе, находился в ведении ИППО. Оно содержало чтиц для чтения неусыпаемой Псалтыри над Порогом Судных врат. Любой житель Российской империи мог заказать поминовение своих родных у этой святыни.
 
Это место и сейчас очень посещаемо паломниками. К сожалению, пока подворье незаконно занимают люди, которые фальсифицируют историю христианства, историю подворья и русскую историю в целом. Это они делают ради личной коммерческой выгоды. Возвращение подворья законному владельцу в виде российского правительства сможет вернуть подворью его истинную историю и значение.
 
– Как в настоящее время протекает деятельность Иерусалимского отделения ИППО и организации в целом?

– Иерусалимское отделение ИППО в этом году отмечает свое десятилетие. Мы продолжаем развивать все направления уставной деятельности, в частности паломническое, научно-исследовательское и издательское. И, конечно же, популяризируем историю русского паломничества и историю ИППО в возрожденном историческом формате палестинских чтений для народа, для паломников. В память о первом председателе ИППО великом князе Сергее Александровиче (в этом году, кстати, мы отмечаем 110 лет со дня его мученической гибели) у себя на Святой Земле такие чтения мы называем Сергиевскими. Темы лекций посвящены истории святых мест, в частности храма Гроба Господня, и истории ИППО. Так, в 2013 году было проведено 13 чтений, а в 2014 году – 7, их посетило около 230 человек. Кроме паломников из России участниками чтений стали преподаватели и студенты Хайфского техниона, Хайфской школы по туризму, института «Яд-Бен Цви», монахини и трудницы Горненского монастыря, гиды Святой Земли, а в феврале 2014 года в рамках чтений с историей ИППО познакомились участники 7-й сессии Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии.
 
Проведение Сергиевских чтений для паломников, привнесение в программу паломничества истории русского присутствия на Святой Земле стало отличительными особенностями организации паломничества по линии Иерусалимского отделения ИППО. Этот формат паломничества был успешно продемонстрирован и получил высокую оценку в ходе V семинара ИППО по обмену опытом для руководителей заграничных представительств и региональных отделений Общества на тему «Россия и Святая Земля», прошедшего в декабре 2013 года.
 
Мы продолжаем поиск и публикацию документов по истории России в Святой Земли из различных архивов, еще не введенных в научный оборот, популяризируем историю Святой Земли и Палестинского Общества с помощью книгоиздательских проектов и Интернета. В этом году мы завершили переиздание раритетной книги Джона Каннингама Гейки «Святая Земля и Библия», изданной в России в 1894 году. Объемный труд (более 1000 страниц) известного английского богослова, священника, писателя и путешественника отражает не только впечатления паломника, но и достижения археологии, палестиноведческих исследований того времени, многообразие растительного и животного мира Святой Земли, обычаи и нравы народов, ее населяющих. Особенность переиздания – перевод в современную орфографию и снабжение дополнительными комментариями. Этим летом прошли две презентации этой книги – в Российском культурном центре в Тель-Авиве и клубе краеведов «Арцейну» в Иерусалиме.
 
С 2012 года отделение издает «Иерусалимский вестник», который был основан по моей инициативе в год 130-летия Общества. Тем самым исполнилась мечта секретарей ИППО В.Н. Хитрово и профессора А.А. Дмитриевского о печатании периодического издания Общества в Иерусалиме. Новое издание призвано популяризировать деятельность Палестинского Общества и освещать тему русского присутствия на Святой Земле. В этом году идет работа над VII–VIII выпуском.
 
Полтора года назад появился сайт Иерусалимского отделения. На нем, в частности, размещаются материалы «Иерусалимского вестника» (http://jerusalem-ippo.ru/sv_z/vestnik/), публикуются статьи, некоторые оцифрованные документы по истории Общества, обнаруженные на Сергиевском подворье в Иерусалиме во время инвентаризационных работ 2009 года. В целях популяризации истории ИППО мы подготовили выставку принтов с фотографий XIX века, которая демонстрировалась на Сергиевском подворье в Иерусалиме и в Центре ИППО в Вифлееме. Кроме того, Иерусалимское отделение ИППО участвовало в подаче официального протеста в Иерусалимскую мэрию по вопросу проведения трамвайных путей через территорию Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Я выступал в городской и областной комиссиях по строительству и планированию города Иерусалима. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме были переданы документы, закрепляющие права собственности Русской Православной Церкви на свои историчесйской Империи при содействии Иерусалимского отделения ИППО. 
 
image-20-09-15-05-01.jpeg
 
Из проектов Общества на Святой Земле следует отметить открытие в Вифлееме школы для мальчиков с изучением русского языка, построенной при финансовой поддержке российского правительства. Проект реализован по инициативе Президента Палестины Махмуда Аббаса и при личном содействии Председателя ИППО Сергея Степашина. На церемонию открытия, которая состоялась 1 сентября 2014 года, прибыла делегация ИППО во главе с Сергеем Степашиным. Своим присутствием церемонию почтил Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Это первая за последние сто лет школа на Святой Земле, появившаяся при содействии ИППО. Действовавшая с 1900 года в Вифлееме школа ИППО была закрыта вместе с остальными 100 школами Общества в 1914 году, тогда новый учебный год отменила начавшаяся Первая мировая война.
 
Другим важнейшим проектом ИППО является сохранение древней священной смоковницы в Иерихоне, которая почитается как место встречи Иисуса Христа с мытарем Закхеем. Дендрологическая экспертиза подтвердила, что дереву уже более двух тысяч лет. Под патронатом ИППО проводятся специальные мероприятия по продлению его жизни. Работы ведет академик Иван Михайлович Куликов, директор Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства, действительный член ИППО. Он со своими коллегами получил патент на уникальную технологию выращивания генетически идентичных потомков смоковницы из ее черенков. А недавно этот необычный эксперимент получил продолжение – из московской лаборатории четыре молодых саженца отправились в Субтропический сад Кубани, где будут продолжать свое развитие в открытом грунте. Исходя из российских возможностей климат для них выбран наиболее подходящий. Вот такая памятка со Святой Земли появилась в Сочи, благодаря проекту ИППО. Также паломнические памятки в виде частиц самой смоковницы Закхея появились, в рамках сотрудничества членов ИППО на Святой Земле, в Нижнем Новгороде и в Московской области, в подмосковном Николо-Берлюковском монастыре, в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, в некоторых обителях Крыма.
 
– Расскажите немного о взаимодействии Министерства по туризму Израиля и Иерусалимского отделения ИППО. Кем оно было инициировано и какие масштабы обрело?

– На постоянной основе сотрудничество между Иерусалимским отделением ИППО и министерством по туризму государства Израиль началось в 2014 году. Отдел министерства туризма по профессиональной подготовке лицензированных гидов и повышению их квалификации обратился ко мне с просьбой провести в качестве преподавателя выездное занятие по русским местам Иерусалима. Занятия ведутся на иврите, поэтому особо следует подчеркнуть их просветительский компонент. В рамках занятий Иерусалимское отделение ИППО получает широкую возможность для популяризации правдивой истории ИППО и русского присутствия на Святой Земле среди гидов, которые не владеют русским языком и не имеют возможности познакомиться с источниками по теме на русском языке, но работают с туристами из разных стран мира. Такое сотрудничество работает на международный авторитет не только Общества, но и всей России.
 
– Сохранился ли прежний поток паломников из России или экономический кризис повлиял на это отрицательно? Что прежде всего интересует русских на Святой земле? Куда они стремятся попасть в первую очередь?

– В 2015 году поток паломников на Святую Землю значительно сократился. Если в 2013-2014 годах Россия выходила на 2-е место по числу посетивших Святую Землю, то сейчас количество паломников уменьшилось в связи с экономическими трудностями в России. Русских на Святой Земле интересуют святыни Православия, прежде всего такие места, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме, базилика Рождества Христова в Вифлееме, место Крещения Господня на реке Иордан. Это первоочередные задачи посещения, все другие места посещаются по мере возможности.
 
– Какая ситуация с украинскими паломниками? Докатываются ли до израильского общества волны военного кризиса на Украине? Если да, то как это проявляется в религиозной среде?

– Украинских паломников экономический кризис коснулся гораздо больше, чем российских, – мы их почти перестали видеть. Поток украинских паломников ощущается лишь раз в году на еврейский Новый год («Рош Ашана»), когда в украинский город Умань летят хасиды (ультраортодоксальные еврейские паломники) почтить память рабби Нахмана из Брацлава – основателя брацлавского (бресловского) хасидизма[1], похороненного в украинском городе Умани. Обычно в сентябре чартерными рейсами в Умань съезжается до 12 тысяч еврейских паломников-хасидов. Чтобы самолеты не летели назад в Израиль пустыми, предприимчивые туркомпании предлагают украинским паломникам и туристам авиабилеты с существенной скидкой. Именно по этим причинам в этот период наблюдается такой своеобразный всплеск паломнического движения из Украины. Возникает своеобразное экономическое взаимовлияние паломничества совершенно двух разных традиций – иудаизма и православия. Просто феноменальная ситуация. В этом году с 10 по 17 сентября на Святую Землю вновь состоялся приезд нескольких тысяч украинских паломников.
 
Израильское общество достаточно нейтрально относится к военному кризису на Украине. Есть разные мнения и взгляды на ситуацию. Но показательным становится тот факт, что МВД Израиля при формально открытом визовом режиме между Израилем и Украиной часто отправляет назад из своих аэропортов украинских туристов, едва сошедших с трапов самолетов. Таких «пострадавших» в 2015 году насчитали уже более 6 тысячи человек. Об этом не очень популярно говорить в израильских СМИ, но факт остается фактом.
 
– Как можно расценить визит президента Израиля Реувена Ривлина к Иерусалимскому патриарху Феофилу на Пасхальной неделе? Повлияло ли это на оптимизацию отношений между государством Израиль и христианскими конфессиями, прежде всего русским православием?

– Этот визит, безусловно, можно расценивать как дружеский. Государство Израиль старается, насколько это возможно, поддерживать толерантный диалог между различными конфессиями. Представители израильской власти общаются и с представителями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Что касается Иерусалимской греческой православной Патриархии, то она имеет особое положение и статус, поскольку является еще с незапамятных времен значимым землевладельцем, в том числе на территории государства Израиль. Например, израильский парламент («Кнессет») находится на частных землях Иерусалимской Православной Церкви и платит ей исправно аренду. Не говоря уже о других местах в центре Иерусалима и по территории всего Израиля. Конечно же, такое положение вещей требует встреч на самом высоком уровне и обсуждения накопившихся проблем.
 
– Часто ли Иерусалимский Патриарх Феофил совершает богослужения в русских храмах Святой земли? Какие отношения складываются между представителями наших Церквей на разных уровнях?

– К нашей радости и утешению, Иерусалимский Патриарх Феофил III приходит каждый год на торжественное богослужение, посвященное дню Святого Духа, в Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и также на день Вознесения в Спасо-Вознесенский храм на вершине горы Елеон Русской Зарубежной Церкви. Он бывает на торжественных мероприятиях, организованных Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. Важно, что отношения складываются братские и дружеские. Представитель Русской Духовной Миссии служит на литургиях у Гроба Господня, паломнические делегации из России и русского зарубежья посещают Патриарха Иерусалимского.
 
– Как протекает жизнь русских монастырей на Святой Земле? Расскажите немного о настоятельнице Горненского монастыря игумении Георгии (Щукиной), с которой вам доводится общаться. Как она себя чувствует в столь преклонном возрасте?

– Русские монастыри Святой Земли продолжают нести послушание по приему паломников и туристов из России и других стран. Интерес к ним проявляют и местные граждане Израиля. Монастыри продолжают благоукрашаться. Так, мы видим красоту недавно отреставрированной «Русской свечи» – колокольни на вершине Елеонской горы, созданной еще в конце XIX века знаменитым архимандритом Антонином (Капустиным). Есть свои сложности, но они в целом решаются, и насельники православных обителей, несмотря ни на какие проблемы, несут свое послушание на Святой Земле.
 
С матушкой Георгией мне приходится часто общаться по разным вопросам и проблемам Горненского монастыря. Она себя чувствует на Святой Земле прекрасно, продолжает всеми силами управлять свои монастырем, я ей помогаю с 2001 года, чем могу, по мере возможностей и сил. Недавно по ее благословлению мы начали чтение лекций для сестер обители, о которых я упоминал в начале. Я веду лекции в формате Сергиевских чтений, рассказывая об истории Храма Гроба Господня в Иерусалиме и палестинского монашества. А для монастыря такие встречи продолжают проект, в рамках которого с начала 2014 года, по благословению священноначалия, в Горненском монастыре лекторы из России и Святой Земли читают для сестер различные лекции – по Новому и Ветхому Завету, сектоведению, истории искусств и Святой Земли и пр.
 
– Некоторые люди сегодня считают, что война на Ближнем Востоке примет угрожающие масштабы и охватит весь регион, и это будет началом конца света. Какие ощущения в связи с этим у живущих на Святой Земле?

– Все, кто живет на Святой Земле и хоть немного интересуется историей, прекрасно понимают, что здесь постоянно идет война. Не случайно в 2015 году в израильском обществе неожиданно стала популярной переведенная на иврит песня Виктора Цоя, легендарного певца и основателя популярной музыкальной группы «Кино», «Звезда по имени Солнце», написанная еще в 1988 году. Слова этой песни, как ни странно, потрясающим образом отразили настроение и отношение израильского общества ко всем политическим событиям, потрясениям и войнам, происходящим здесь и в ближневосточном регионе:
 
И две тысячи лет – война,
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь –
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды
По имени Солнце...
 
Слава Богу, на территории Израиля никаких ужасов, которые мы видим в других странах региона, не происходит. Паломники различных религий и конфессий чувствуют себя здесь в безопасности.
 
Беседовала Светлана Высоцкая
 



[1] Хасиди́зм (от ивр. ‏חסידות‏‎‎‎, хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com