Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2011-2012. № 29 / ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА / Символические животные на рождественских и новогодних открытках. Вадим Кустов

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Символические животные на рождественских и новогодних открытках
 
История поздравительных открыток связана с праздником Рождества Христова. Своим появлением она обязана своим предшественникам - рождественским поздравлениям. У поздравишек как разновидности иллюстрированной открытки было в свою очередь несколько своих предшественников. Это визитные карточки. Гравированные карточки с поздравлениями пересылались по почте во Франции в 1777 году, известны они были и в России, сохранились образцы, принадлежавшие полководцу Суворову и писателю Фонвизину. В Англии был обычай рассылать «рождественские карточки» с праздничным рисунком. Первую карточку нарисовал художник Добсон в 1794 году и отправил своему приятелю, на ней он изобразил зимний пейзаж и семейную сценку у ёлки. В следующем году, отлитографировав несколько десятков карточек, Добсон разослал их своим друзьям. А в 1800 году один из предпринимателей пустил карточки в продажу. Также первенство в изобретении поздравительной открытки  приписывают английскому художнику Джону Кэлтону Хосли. По просьбе своего друга директора британского музея Генри Колда, которому надо было поздравить многочисленных друзей и коллег с Рождеством, он придумал открытку, так в 1843 году была отпечатана и раскрашена вручную поздравительная открытка. На ней были изображены три символа: золото – богатство, горящие свечи – свет разума, медовые пряники – достаток в доме.
 
В январе 1869 года профессор Военной Академии в Вене Эммануил Герман в газетной статье внёс предложение о создании корреспондентских карточек в виде открытых писем, которые он назвал почтовыми карточками «Postkarten». Эти карточки для корреспонденции и стали прообразом открытки. Первые открытые письма были выпущены в сентябре 1869 в Австрии, они стали называться «Korresponz karte»  но рисунка они ещё не имели. Появились они в 1870 году во время франко-прусской войны. Немецкий книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с виньеткой, изображающую артиллериста с пушкой. И по примеру Европы с 12 июня 1871 года в России был введён новый вид почтового отправления: открытые письма. На новый 1872 год было выпущено первое открытое письмо. Первые отечественные открытки тоже были связаны с праздником Рождества. По акварели художника Николая Каразина «Тройка зимой» в 1888 году появилась известная на сегодняшний день одна из первых русских иллюстрированных открыток. Кроме российских открыток имели место хождение и европейские, ориентированные на российский рынок сбыта, но они отличались по своей сюжетной тематике.  Самым крупным импортёром открыток была Германия. Как уже видно из краткой истории открыток, основоположниками их были преимущественно протестантские страны.
 
Поздравительные открытки являются одновременно явлением массовой культуры и бытовой религиозной традиции - культуры повседневности, так как они связаны с христианскими  праздниками: Рождества Христова и Новым годом. Культурные, религиозные, социально-исторические влияния отразились в иконографии открыток, на которых, несомненно, отразился комплекс иконографических, богословских, библейских, евангельских традиционных представлений о животных, наряду с дохристианскими персонажами европейского фольклора. Стоит учитывать и религиозные предпочтения. Для православных приоритетным является ориентация на праздник Пасхи,  во главе европейской традиции стоит  празднование Рождества Христова. Так же открытки являются примером культурно-религиозных заимствований сюжетной тематики.
 

Российская открытка нач. XXI в. 
Первый сюжет рождественских открыток, который мы рассмотрим, закреплён в евангельском тексте и иконографии. Он воспроизводит Рождество Христово в вертепе,  пастухов, которым было ангелом возвещено о рождении Спасителя, и поклонение волхвов. Эта иллюстрация евангельского повествования воспроизводилась на открытках преимущественно в странах, где исповедовали католицизм. Причём самым распространенным было изображение Рождества и тех животных, которые окружали ясли: вол, осёл. овца, получивших и в Ветхом и  Новом Завете символическое значение.
 
 
Российская открытка 1990-е гг. 
 
Более редкий сюжет изображает поклонение волхвов, когда восточные цари или мудрецы астрологи едут на верблюдах вслед за рождественской звездой. В христианском искусстве он символизирует смирение. Все сюжеты Рождества можно увидеть как на старых, так и на современных открытках. В данном случае можно говорить о влиянии западноевропейской религиозной живописи, художественные открытки с репродукциями картин с соответствующими празднику сюжетами также использовались в качестве поздравительных открыток.
 
Овец пасли пастухи, несшие ночную стражу. Овечка встречается в виде игрушки, преподносимой Санта Клаусом в качестве рождественского подарка и в виде фигурного рождественского печенья в немецкой традиции, его можно увидеть на пряничном домике. Эти сюжеты присущи протестантской традиции. Сцена Рождества распространена в современной христианской открытке протестантской и православной. 
 
На первой русской иллюстрированной открытке художника Каразина 1888 года изображена тройка зимой. Данный сюжет связан с традициями святок и масленицы, когда был распространен обычай катания на лошадях и финских вейках в Петербурге, что и воспроизводилось на открытках. На европейской открытке лошадки везут сани к рождественской службе, в которых сидит благочестивое семейство, и на них мы всегда увидим виднеющийся силуэт кирхи. В финской традиции второй день Святок 26 декабря – День Святого Стефана, который считался покровителем лошадей и лошадников. Поэтому катание на лошадях до сих пор считается любимым развлечением у финнов. Так же на санях, запряженных лошадьми на Рождество, ездили в гости. Это является отражением исторической реальности, лошадь в данном случаи является основным видом транспорта. Лошадка фигурирует и как подарочная игрушка. На российской открытке можно увидеть животного, не свойственного европейской открытке - это медведь, причём выполняющего роль тройки.
 
Теперь рассмотрим, что собой символизирует олень. Символика оленя пришла из древних религиозно-мифологических культов Солнца. Солярный культ приходился на канун Нового года - конец декабря, начало января. Олень символизировал посредника между небом и землёй, его рога были символом мирового дерева. В христианской церковной символике олень стал символом Спасителя или святых. Символ чистоты, отшельничества и благочестия. А топчущий змею олень олицетворяет Христа и борьбу с дьяволом в виде змия.  В христианстве символическое изображение оленя развилось как комментарий к 41 псалму, где с оленем сравнивается душа взыскующая и жаждущая  Бога. В Европе изображение оленя встречается на гробницах, иконах и чаще всего в баптистериях. Особенно было популярно символическое представление Христа в виде оленя, иногда в сочетании с крестом. Символический олень с распятием между рогами получил широкое распространение в житиях святых (в латинских житиях Губерта, в восточно-христианской традиции в житии Евстафия Плакиды). В католицизме олень символизирует чистоту учения римо-католической церкви.
 
На европейских рождественских открытках помимо распространенного сюжета в виде оленёнка или взрослого оленя встречается сюжет оленя, пьющего из реки, и групповые изображения животных. Данный сюжет распространен преимущественно в протестантских странах и на немецких открытках, издававшихся для России, а затем и новогодних, предназначенных для советских военных, но на них значение оленя десакрализуется, оленята окружают Деда Мороза или везут его на санях. Этот же сюжет как транспорт Санта Клауса характерен для финских открыток. Но есть существенная разница, на финских открытках изображался не благородный, а северный олень.    
 
Не менее распространенный персонаж на рождественских и новогодних открытках европейских стран протестантского вероисповедания - свинья. В языческой религиозной традиции свинья могла быть сакральным и жертвенным животным и символизировать счастье, плодородие, деторождение и материнства. В иудаизме она считается нечистым животным, что отразилось и в евангельском контексте. С её отрицательным образом встречаемся в Евангелии: притча о блудном сыне, сюжет о гедаринском бесноватом и ставшее хрестоматийным «не мечите бисер перед свиньями». Но уже в апостольское время меняется отношение и к пище, и к тем животным, которые с ней связаны. И постепенно в христианской традиции свинья становится символом святых.  
 

Финская открытка 1940-е гг.


Немецкая открытка нач.XX в.
Антония Великого, основателя монашества, равно почитали и на западе, и на востоке, но именно в традиции западной ветви христианства свинья становится символом этого святого. Уже в средние века свиней разводило Антониевское братство, имевшее особые привилегии - держать стадо свиней в городе, так как их использовали для кормления больных, выздоравливающих после операции гангрены (Антониев огонь). В датских сказках Андерсена можно прочитать о печенье в виде сахарной свинки. Для немцев свинья символизирует собой богатство, и её изображение можно найти среди других атрибутов, символизирующих счастье и достаток: подкова, мешок с деньгами или гора золотых монет. Именно отсюда идёт традиция всем хорошо знакомых и в наше время копилок в виде свинок. Обязательное блюдо немецкого новогоднего праздничного стола - свиной окорок или свиная голова присутствует на немецких и отечественных рождественских и пасхальных открытках. Что соответствовало традиции обоих стран. В Германии в рождественскую ночь на небе искали золотого или белого поросёнка.
 
 
Фотооткрытка нач.XX в.

А на Руси другой святой был связан с образом свиньи - св.Василий Великий. День его памяти по церковному календарю приходится на святки, Васильев день совпадает с Новым годом. Поэтому в русском фольклоре можно найти поговорки, где свинья олицетворяет счастье и достаток: ему свинья на рыле (счастье) принесла, свинья навстречу - к счастью, была у свинки золотая щетинка, да отняли. Эти поговорки отражают древнерусскую традицию, когда Васильев вечер канун Нового года именовался богатым вечером. Хотя был в русских пословицах у образа свиньи и негативный смысл: посади свинью за стол, она и ноги на стол, или непосредственно в контексте Рождества: лошадь зарывала Христа в солому, а свинья отрывала, то есть лошадь прятала Младенца от слуг Ирода, а свинья ей мешала.Тем не менее, согласно русской традиции, в центре новогоднего стола обязательно водружалась свинина как символ изобилия и достатка. «На Васильев вечер свиную голову на стол», «свинку-щетинку огонь подпалит, а Василий зимний освятит». Новогоднего жареного поросенка называли «кесаретским» или «касарецким», искажение от прозвания святого Василий Кесарийский.
 
Вот как описывает рождественский базар конца XIX в. в Москве Иван Шмелёв в своей автобиографической  повести «Лето Господне»: «Перед Рождеством, на Конной площади. Площадь вся в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженные свиньи – как дрова, лежат, лежат  на версту. Завалит снегом, и из-под снега рыла да зады. Мясник, бывало, рубит  топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, - наплевать. Нищий подберёт. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой поросячий ряд, на версту»…
 
А как это выглядело в Петербурге? Читаем в «Петербургской газете» за 1913 г. разделе «Петербург - перед праздниками»: «Перед рождественскими праздниками заготовляется огромное количество мороженных туш. Последние охотно раскупаются населением, так как гусь и свинья являются традиционными рождественскими блюдами. Это единственный  случай, когда вопреки пословице гусь и свинья являются товарищами. Играет тут роль и то, что свинья является символом материального благополучия. В настоящее время покупка свинины уже началась. И на Сенной рынок беспрерывно подвозят туши. Покупать их надо с осторожностью, так как свинина может быть заражена и, кроме того залита водой, которая, замерзая, прибавляет вес».
 
Символом счастья является и более редкий персонаж поздравительных открыток - слон. Видимо, таким образом хотели пожелать много счастья, чтобы  его было так много, и оно было таким же огромным, как слон. Из текста новогодних открыток мы можем узнать, что изображенные слоны приносят счастье.  «Мы приносим счастье», -  гласит  подпись под слонами, которые   выстроились в виде цифр наступающего нового 1914 года. Символы, выражающие счастье и удачу, часто встречаются вместе с символическим изображением богатства, поэтому те же слоны могут держать хоботом мешки с деньгами, подчёркивая материальный характер счастья, ассоциируя его с материальным благополучием, как говорится, не в деньгах счастье, а в их количестве.
 
Символ самого большого животного на земле имеет древнюю традицию, олицетворяя мудрость, долголетие, верность, терпение и власть. Его изображали на амулетах как символ удачи. В средние века он становится церковным символом, обозначающим чистоту и Христа. Слон был врагом змия, которого топтал ногами. Это символическое толкование слона полностью совпадает с символическим значением оленя в  христианской традиции.
 

Немецкая открытка 1950-е гг. 
 
Кроме экзотических животных на рождественских открытках можно увидеть знакомого и всеми любимого с детства жучка – божью коровку. Божья коровка, символизирует удачу. В разных странах её называют по-разному: коровка бога, курочка бога, божья овца, животное бога. Все распространённые варианты наименования божьей коровки указывает на одно - на животное, принадлежащее богу. В англоязычных странах её называют Ladybird (птица леди), Ladybug или Lady Beetle. Объединяющее эти названия слово «Lady» подразумевает Деву Марию. Таким образом, божья коровка названа в честь «нашей Леди», «нашей Госпожи» - Девы Марии. Божья коровка в католических странах считается насекомым Девы Марии, так как красный цвет символизировал её плащ в средневековом искусстве. Но все эти сюжеты были распространены только на европейских открытках или импортируемых, предназначавшихся для российского рынка сбыта.
 
Птиц, преимущественно снегирей, тоже можно увидеть на рождественских и новогодних открытках как российских, так и европейских. Встречаются и синицы, а на европейской открытке - малиновка. Здесь они выступают символами зимы, вписанными в атрибуты рождественских сюжетов. Это же относится к бельчатам, зайчатам, кошкам и собачкам, в сер. ХХ даже и пингвинов, которые являются персонажами весёлых юмористических сценок.
 
Исключение составляют скандинавские открытки, в частности финские, на которых показана рождественская традиция, принятая в этих странах - род милости, проявление христианского милосердия  - кормление птиц. Для этих целей в сельской местности вывешивали снопы с целыми колосьями, о чём можно было прочитать в детских журналах начала ХХ века: В известном издательстве Сытина печатались книги для внеклассного самостоятельного чтения в серии «Библиотека новой школы». В одном из рождественских сборников «Рождественская ночь» из книги  «Наш мир» помещён рассказ «Как празднуют птички Рождество». Это послужило темой и для  финской рождественской песенки, написанной на стихи Топелиуса «Воробышек рождественский утром»:
 
На дороге домика
Девочка просила: 
«Прилетай за зёрнышком 
Воробьишко милый! 
Пусть будет всем тепло – 
В наш дом Рождество пришло, 
Прилетай за зёрнышком, 
Воробьишко милый!»
 
Этот сюжет интерпретировался в русском варианте в рассказе Надежды Петровой «Птичья ёлка» из детского журнала «Задушевное слово». А в рождественском номере журнала «Заря» за 1913 г. помещено стихотворение Ады Чумаченко «Воронья ёлка». В рождественском номере журнала «Светлячок» за 1912 г. синички наряжают ёлку для своих птенцов в стихотворении «Птичья ёлка».  Сюжет стихотворения «Ёлка для зверей» М. Пожарова можно будет увидеть и на новогодних открытках советского времени
 
В середине 20-х гг. в рамках антирелигиозной компании выпуск поздравительных открыток в советской России прекратился. В период Великой Отечественной войны привоз трофейных открыток дал толчок появлению самиздатовских фотооткрыток 50-60-х гг., в которых использовались сюжеты европейских и дореволюционных поздравишек. В других странах соцлагеря не было такого давления на религиозную жизнь и даже в новогодних открытках, выпускавшихся для советского военного контингента, сохранялись традиционные сюжеты, присущие поздравишкам.
 
Животные в виде ёлочных игрушек, стеклянных и картонных зверюшек становятся украшением новогодней ёлки от обычных мишек, заек и воробьёв до рыбок и экзотических попугаев, страусов и павлинов. На новогодних детских праздниках детей наряжали в костюмы зайчиков и медведей, белочек и лисичек. Перед Новым годом можно было купить маски разных животных из папье-маше, картона и бумаги.
 
В 1953 г. начался массовый выпуск советских поздравительных открыток. Животные и птицы потеряли своё символическое значение, став персонажами советских праздничных открыток. Тройка превратилась в транспорт Деда Мороза, а животные - в его свиту. Советские открытки стали воспроизводить сюжеты, которые наметились в детской литературе начала ХХ века. Вспомним самую знаменитую песню про ёлочку «В лесу родилась ёлочка», которая уже более 100 лет поётся на Новый Год.

Трусишка зайка серенький
под елочкой скакал.
Порой сам волк, сердитый волк, 
рысцою пробегал...

 В сказке-стихах «Рождественский Дед» Смирнова в его избушке звери делают украшения к ёлкам. Белки с зайцами шишки золотят, а сам дед мастерит игрушки. Уже здесь мы видим зверей в свите Деда Мороза.      
     
На новогодних открытках 1950-1990-х годов достаточно хорошо и разнообразно представлена животная тематика. Животных, равно как и Снегурочку со Снеговиком, можно назвать спутниками Деда Мороза. Среди его главных помощников - традиционная тройка лошадей или оленей, реже встречается лось, без которых Деду Морозу не обойтись в своих путешествиях. В сани также могут быть запряжены медведи, зайцы и даже птицы. Олени стали принадлежностью транспорта у северных народов.    
 
Среди зверей появляются новые персонажи, хорошо нам известные: медведи, зайчики, белочки, лисички, волки, ёжики. барсуки, можно увидеть северного белого медведя и обитателей южного полюса моржей и пингвинов. Разнообразные птички, в первую очередь, конечно же, зимние гости: снегири,  синички. Среди них можно увидеть обычных воробьёв, ворону, сову, дятла. Животных также изображали в виде цирковых артистов, кукол, персонажей известных мультфильмов и сказок: Чебурашки и Крокодила Гены, Винни-Пуха, Волка и Зайца из мультфильма «Ну, погоди!», Кота в сапогах, жителей Теремка и Простоквашино, Емели с щукой. Животные радуются приближению Нового Года, танцуют и поют, водят хороводы вокруг ёлки, катаются на лыжах и доставляют новогоднюю почту.    
   
Конечно же в новогодних открытках отражался дух эпохи, поздравительные открытки быстро откликались на происходящие события. В этом году отмечалось 50-летие первого полёта человека в космос. С началом космической эры, предварив полет человека в космос, животные стали первыми осваивать космическое пространство. В 1957 году, когда был запущен первый спутник на открытках появляется космическая тематика. Дед Мороз на тройке мчится за летящим в небе спутником. А вот он уже в своей тройке несётся по небу наперегонки с ракетой, а затем уже в сани запрягает ракету-тройку. А вслед за ним можно увидеть первых покорителей космоса - собак Белку и Стрелку, животных, встречающих и провожающих космонавтов, космические ракеты, а также и самих путешествующих на ракетах.    
 
Как только стал известен талисман очередной Олимпиады-80, проходившей в Москве, так с конца 1970-х годов олимпийский мишка стал ещё одним спутником Деда Мороза. 

В 80-90-х годах появляется новая сюжетная тематика, связанная с увлечением астрологией и религиозными учениями восточных стран – животные, символизирующие знаки зодиака или новый год из китайского календаря.
 
С возрождением религиозной жизни в нач. 90-х гг. в России снова налаживается выпуск открыток, посвящённых религиозным праздникам, животные и птицы вновь на рубеже веков вернулись на поздравительные открытки, как и прежде, став символами христианских праздников.
 

Открытки из собрания автора  
Прислано автором 13 января 2012 г.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com