Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2010-2011. № 25 / РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / К 4-летию памяти протоиерея Василия Ермакова. Глава из книги П.В. Платонова "Дети Израиля. Снова в России". Встреча с духовным отцом 17 ноября 2003 года. Домик Батюшки на Серафимовском кладбище

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Встреча с духовным отцом 17 ноября 2003 года. Домик Батюшки на Серафимовском кладбище
 
Глава из книги П.В. Платонова "Дети Израиля. Снова в России"
 
В этот радостный осенний день я встал пораньше и, захватив с собой диктофон и ноутбук, поехал на автобусе к станции метро «Черная речка».  Настроение было прекрасное, шел легкий снежок, но трамвай, который обычно идет на Серебряков переулок, почему-то не приходил. Я по ошибке вошел в некий неизвестный автобус, который шел совершенно в другом направлении. Стал просить женщину-кондуктора, чтобы меня выпустили. Она отослала меня к водителю - совсем молодому парню. Тот, что-то грубо накричал, что демол «уши надо с утра раскрывать». Я пообещал в следующий раз именно так и сделать, заодно понимая внутренне, что это просто искушение с утра. Он мне открыл где-то рядом с улицей Школьной. И то, Слава Богу! Дальше пошел пешком к кладбищу прямо посреди снега.
 
Впереди уже показался кладбищенский Храм Преподобного Серафима Саровского. Церковная лавка, где мы видим обычно нашу родную Катю Гусеву, была закрыта. И я сразу пошел в домик к батюшке. Он как раз в это время принимал одну женщину, показывающую ему какие-то фотографии.
 
Храм преп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище
Фото © Иерусалимское отделение ИППО Июнь 2010 г.
 
- А пришел Паша, ну раздевайся. Попей чайку на кухоньке, а я тут потолкую пока, хорошо?
 
- Хорошо, Батюшка. Спаси Господи!
 
И прошел на кухню, где как раз услужливые женщины приготовили чайку. Вернувшись после чаепития, увидел, что народу явно прибавилось. Появились еще две женщины. Одна из них мне показалась очень знакомой.
 
Протоиерей Василий Ермаков и Павел Платонов 6 мая 2004 года на кухне домика на Серафимовском кладбище
 
-Простите меня пожайлуста, но вы мне откуда-то знакомы. Где-то мы с Вами встречались.
 
- Да нет. Нигде мы с Вами не встречались.
 
- Да? Ну, простите, пожалуйста, за беспокойство.
 
Батюшка в это время уже заканчивал разговор с этой женщиной и говорит мне:
 
- Паша, подожди минут двадцать, полчасика, пожалуйста, я пойду отдохну немного, а потом вернусь, хорошо?
 
- Конечно, конечно Батюшка! 
 
Я в это время познакомился с Надей – ответственной за храмовую ризничную. Очень приятная и милая женщина. Она повела меня наверх, показать иконы, что находятся в запасниках и пролежали здесь уже много лет. Вернее сказать, были укрыты православными людьми от богоборцев, но, по Промыслу Божьему, найдены. Сейчас будут реставрироваться, и ими будет благоукрашаться храм.
 
- Вот смотрите. Эти иконы я нашла в запасниках. Пролежали здесь уже много лет.
 
Затем показала мне несколько икон в больших деревянных киотах. Далее мы прошли в храм. В ризничную - посмотреть облачения. Здесь надо было взять несколько ключей, чтобы туда попасть. Сначала поднялись на колокольню. Колокольни - это вообще моя слабость. Помню, как у своего Саши Керченского в Крыму побывал на колокольне. А вот теперь Господь сподобил побывать на колокольне Серафимовского храма. Спустились в ризничную. Здесь находились храмовые облачения. В самом последнем отделении – облачения, что одевает только Батюшка. Это были старинные, скорее всего еще дореволюционного покроя облачения, которые Надя восстанавливала буквально из лоскутков. Но это заметно только при очень близком расстоянии, если, как говорится, отойти подальше, то это ощущение исчезает.
 
- На святость вблизи не смотрят.
 
Как точно выразилась Надя.
 
- А вот это о. Георгия Коссова облачение на розового цвета подкладке. Батюшка очень любит это облачение.
 
Батюшка служит в алтаре Серафимовского храма в облачении отца Георгия Коссова
 
- А мне вот это очень нравится – золотое. Батюшка в нем настоящий воин Христов. Это тоже какое-то старинное облачение явно.
 
-Да … Тоже всё по кусочкам собиралось. А как аккуратно сделано, что даже швов в принципе не видно.
 
Протоиерей Василий Ермаков в золотом облачении
    
Стояли мы и любовались красивейшими облачениями, но время подходило идти в домик. Пошли в домик, но батюшка еще не вышел, а народу еще заметно прибавилось. Я пообещал показать Наде фотографии из Святой Земли, что находились в ноутбуке. Только разложился, подключился, а тут нас зовут, что Батюшка пришел. Мигом сворачиваемся и бегом вниз. Батюшка уже общался с людьми, потом заметил меня и так весело и бодро говорит:
 
- Пойдем Паша!
 
Мы пошли в трапезную, где во всю стену развешен Андреевский флаг.
 
Протоиерей Василий Ермаков и Павел Платонов 6 мая 2004 года в домике батюшки на Серафимовском кладбище
 
 
Я стал теперь уже здесь на столе раскладывать ноутбук. Батюшка в этот момент опять отлучился к людям. Кому-то стал дарить книги: «Воспоминаний горькие страницы», наставляя и говоря поучение:
 
- Вот, посмотрите, как мы жили в оккупации, что мы пережили, какое это страшное время было. Возьмите и почитайте.
 
Молодой человек, что получил эту книгу, смотрел на батюшку с искренней благодарностью. Батюшка попросил у нас ручку и подписал книжку.
 
Затем кто-то зашел к батюшке потолковать за закрытой дверью. В это время как раз Саша псаломщик спустился со 2-го этажа, показывая батюшке некий листок.
 
- Вот, Батюшка, я составил поздравление.
 
- Составил! Вот молодец. Паша, ну-ка посмотри, что он там написал, подкорректируй ладно! А я тут еще с людьми потолкую ладно?
 
- Конечно, Батюшка!
 
И мы с Сашей поднялись наверх в операторскую. Это оказалось поздравление от Батюшки  Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, по поводу юбилея их совместной учебы еще в Ленинградской Духовной Академии. Это поздравление было очень тепло и искренне написано и отредактировано Сашей в красивом графическом оформлении. Я сказал, что всё очень хорошо и что не надо стилистически ничего изменять. Всё так и оставили, только одну букву подправили.

 
Патриарх Алексий II и отец Василий были связаны духовной дружбой со студенческой поры
 
Затем я спустился вниз. А там уже стояли мои знакомые ребята – Вера с Игорем, потому что время приближалось уже к 12-ти дня, как раз по времени, когда им было назначено придти. Батюшка опять вышел в коридор, сам выбирая, к кому подойти. Много горя и страданий люди сюда приносят, чтобы выплакаться перед Батюшкой. Тут семейные, бытовые и духовные вопросы. А бывает, вопросы жизни и смерти в буквальном смысле решаются. Батюшка вдруг начал шутить с рядом стоящей работницей Серафимовского храма, которая, наконец, меня узнала. Она фотографировала всех нас Иерусалимских, когда мы приезжали на 9-е мая 2003 года.
 
Торжества праздника дня Победы 9 мая 2004 года
 
 
А батюшка продолжал:
 
- Ну вот. Как она в загсе слушала поздравление: «поздравляем вас дорогие товарищи с законным браком»! А меня не слушала Свет, а, Батьку своего- то? А зато марш Мендельсона слушала.
Все невольно засмеялись, поддаваясь батюшкиному шутливому и радостному настроению. Затем батюшка подошел к некой плачущей женщине.
 
Батюшка в окружении людей. Фото июнь 2005 г.
 
- Чего плачешь мать?
 
- Да вот то, сё (стала перечислять все свои жизненные и семейные неурядицы)
 
- Ничего, всё наладиться обойдется. Утешая, говорил батюшка, а потом, уже обращаясь к одному мужчине средних лет, что стоял возле входа.
 
- Иди родной домой и неси благодать Веры в семью.
 
- Хорошо батюшка.
 
- Света, (и к первой женщине, что была здесь с самого раннего утра), вы с вашим вопросом к Римме Сергеевне.
 
Тут уже подошел к ребятам Вере с Игорем, обнял их.
 
- Пойдемте ребята со мной и ты, Пашенька, тоже.
 
Мы все зашли в трапезную, и батюшка попросил Веру закрыть дверь, чтобы нам не мешали. Усадил ребят рядом с собой, а меня напротив, и стал с нами беседовать. С ребятами, в основном.
 
- Ну, что ребята, как жизнь молодая?
 
- Всё хорошо, Батюшка, (начал Игорь). Только вот искушение вышло по поводу того, что Вы благословили календарик повесить большой на радио. Но дело в том, что у нас такое руководство на радио, что боимся, чтобы не стали над Вашим именем надсмехаться или оскорблять Вас.
 
- Ребят, а со мной ничего не случится. А таких людей греха просто совесть обличает. Священник с крестом, со стажем. Им тяжело смотреть на нас – они люди греха. Посмотрите на меня. Я священник со стажем уже более 50 лет, служу Богу, Православию и Матери России. И ни от кого не скрывал и не скрываю своего исповедования Веры - и всё же нормально. Есть крепкая семья, три дочки, шестеро внуков, Слава Богу! Семья крепкая, Господь-то хранит. Оккупацию пережил, а то мог осколок какой-то задеть. Но, тем не менее, иду по дороге жизни, твёрдо и крепко исповедуя Православную веру. И вас наставляю тому же – крепко и твердо исповедовать Православную Веру!
     
Здесь уже к батюшке обратилась Вера:
 
- Батюшка, Игорь говорит, может большой не надо пока, там просто нет места.
 
- А можно маленький повесить. Найти там маленький уголок какой-нибудь.
 
- Батюшка, мы звонили в епархию, чтобы прислали священника на интервью на радио. Как нам определиться с тематикой на этой передаче?
 
- Здесь я думаю, что лучше будет раскрывать события, начиная с развала союза 1991-го года. И, причем, подчеркнуть, что ни Горбачев, ни Ельцин и не в Беловежской Пуще, как сейчас много говорят, виноваты в развале союза. А передел совершался  гораздо раньше – в кабинетах 1-х секретарей обкомов. И уже позже «колос на глиняных ногах» - советский союз рухнул. А передел и последующая приватизация, ими же всё и решалось, без участия народа. Мы расплатились перед историей более 100 миллионов жизней, за время их 75-ти летнего правления.
 
Игорь обратился к батюшке с вопросом:
 
- А вот еще мы видим, сейчас среди молодежи стали появляться профашистские организации и объединения?
 
- Это всё от того, что люди забыли Бога, отошли от Веры. Вот их и тянет в эту грязь. Посмотрите на всех их лидеров: Баркашов, Ампилов, Лимонов. Лимонов, обратите внимание, на кого похож даже внешне? На Дзержинского. Мы же это уже проходили. Когда в Германии создавали молодежные отряды «гитлерюгенда», в России – пионеры, комсомольцы. Когда люди, обалдевшие от идеологии, идут по дороге жизни, громя всё на своем пути. Нам свободу нельзя давать. Мы не знаем, что с ней делать. Опасно. Вы посмотрите дореволюционную Россию, когда после событий 1905 года, государь выпустил указ о свободе совести. А тогда большевицкая партия еще не имела той власти, что у них была после 1918-го года. Но вот получили свободу, а что потом сделали? Утопили в крови русских людей, сгноили их в концлагерях и тюрьмах. Ой, нельзя нам свободу давать. Мы не понимаем её. Я уже 50 лет священник и не требую от своих чад много. А учу их и приучаю, как постоянно ходить в Храм Божий, благоговейно относиться к церковным таинствам. А там уже каждый, по мере его покаяния и пребывания в Храме, духовно возраститься – каждый в своей мере, а остальное всё приложится. И я хочу привести своих пасомых к уровню духовной жизни, что был в дореволюционной России при Синодальной форме управления. Только тогда ведь как было. Был государственный закон, что все граждане, крещенные в Православии, должны обязательно причащаться один раз в год. А великие святые земли Русской – святой Праведный Иоанн Кронштадский, преподобный Амвросий Оптинский поэтому призывали народ причащаться чаще. Т.е. богослужебно - приходская жизнь духовная жизнь еще не была развита в своей яркой полноте. Нам, конечно, очень помешали впоследствии революционные события 1917-го года. А сейчас, видите, что у нас среди верующих начинают делать. Ссылаются на Иоанна Кронштадского, Амвросия Оптинского и учат, что надо причащаться каждый день, или каждые два дня, или каждую неделю. А это уже «таблетка» получается. Не надо нам этого. Так, что вот в таком плане ребята и надо вести разговор, начиная с событий 1991-го года и дальше, на все злободневные темы нашей духовной жизни, а остальное всё приложится.
    
Далее батюшка благословил ребят идти домой, а мне сказал:
 
- Подожди еще немножко, Пашенька, а я с народом пообщаюсь.
 
Батюшка в окружении народа
 
Народу между тем заметно прибавилось. Батюшка подошел к незнакомым мне мужчине и женщине. О чем-то поговорил с ними, а затем ушел ненадолго в свою комнатку и принес им показать некий журнал.
 
- Вот, смотрите ребята, что я читаю: «Письма Ленина».
     
Все были явно ошарашены и обескуражены такой неожиданной шуткой батюшки. А батюшка весело продолжал, уже обращаясь ко мне.
 
- Паш, иди сюда. Посмотри, что мы тут читаем.
 
Я быстренько подошел к батюшке и стоявшей рядом Римме Сергеевне. У неё на руках был журнал. Я вгляделся в название и прочитал: «Читая письма Ленина. Владимир Солоухин». Это была как раз часть его знаменитой документально-исторической повести «При свете дня», про печально известного всему миру исторического персонажа ставшим великим диктатором и бандитом всех времен и народов. А затем проклятым историей так, что даже тело его до сих пор не предается земле. Я только смог произнести, еле удерживаясь от веселого смеха и поражаясь батюшкиному юмору и видению человеческой души.
 
- О…да… Владимир Солоухин. «Читая письма Ленина», «При свете дня», «Соленое озеро» - всё это нужно читать.
 
- Да, «Соленое озеро» он написал, когда уже у меня побывал. А я вот этого писателя уже 30 лет читаю и учусь, как надо любить Мать-Россию.
   
Затем батюшка меня повел за собой в трапезную, там, где на стене висит Андреевский флаг. Я попросил записать нашу беседу на диктофон. Благословение было получено. Скажу честно, я не готовил специально вопросы. Да еще и растерялся от той благодати, что исходила от батюшки. А когда беседа началась, то вдруг батюшка сам мне стал задавать вопросы.
 
Здесь я хочу представить читателю полный текст той замечательной беседы, промыслительно записанной на диктофон.
 
… - Дорогой Паша – писатель земли Иерусалимской! Православный христианин, любящий мир Православия! С Божией помощью ты побывал в Матери-России. Побывал во многих городах России, и ты увидел, как живут люди. Ладно, экономически это не так важно. А главное - духовно. Вот скажи мне. Какое твое мимолетное впечатление?
 
- Батюшка, я в этот раз оказался как бы на срезе практической реальной духовной жизни. Потому что приехал не только просто внешне посмотреть, а привез интересный проект поздравительных открыток - Великие Двунадесятые праздники на Святой Земле. И уже встречался с теми людьми, что были ответственны за иконные лавки и церковную торговлю. И у меня такое сложилось впечатление, что всё-таки командно-административная система еще продолжает оставаться в сердцах людей.
 
- Вы увидели духовность, когда были в храмах?
 
- Я видел внешнюю красоту и благолепие.
 
- Внешняя красота, это ладно. А вот такое теплосердечное отношение священника к своим пасомым. Оно очень ярко проявляется тогда, когда стоишь где-то в конце храма и видишь, как священник после службы продолжает дело Божие и обращается с мирянами и прихожанами.  
 
- Батюшка, только у Вас я это увидел. А я обошел много храмов в Питере: Андреевский собор, Казанский собор, Александро-Невскую Лавру, часовню бл. Ксении Петербуржской - там благодать Святого места действует и сердце, конечно, растопит любому человеку. Также на Карповке у св. прав. Иоанна Кронштадского. Но там очень холодное отношение. Феномен Вашего прихода - это то, что я ощутил практически – тепло любви. И Ваша многогранность над пасомым, когда Вы находите к каждому свое индивидуальное отношение и теплые слова. Вот такая светлая точка была наверное только в Москве на Маросейке у мощей св. прав. Алексия Мечева.
 
- Это когда было?
 
- На празднование Казанской иконы Божией Матери.
 
- На Казанской в том году уже?
 
- Нет, сейчас 4 ноября в 2003 году, я был у мощей старца Алексия и ощутил, вот эту радость, что-то Серафимовское.
 
- Как священники относились к тем, кто там предстоял у мощей, не видно было, нет?
 
- Там мне встретились две женщины, которые очень тепло меня приняли.
 
- Женщины ладно, они у нас есть хорошие, меня интересует духовенство?
 
- Духовенство себя вело обычно, принималась исповедь. Там был о. настоятель, далее крестный ход и по домам.
 
- Пашенька, дорогой, женщин я встречаю в каждом монастыре. А в этом году я посетил десять обителей: Жировицкий, Полоцкий монастыри, Курско-Коренной, далее Оптина, Жабынский, Иоанна Рыльского под Курском. Посмотрел я, как священник со стажем. И мне хотелось видеть не только народ. Народ-то остается православным русским народом, который был, есть и останется. Но мне хотелось бы видеть нас священников, чтобы поделиться опытом. Поговорить, что лучше у вас, что лучше у нас. К сожалению, я вот этого не увидел. И мне хочется тебе очень пожелать, чтобы ты, находясь в граде Иерусалиме, вспоминал наш храм кладбищенский Серафима Саровского, наше отношение. Чтобы ты всегда жил той благодатной одухотворенной Верой в то, что значит можно поднимать Россию духовно – священник и народ. Значит можно не бросать народ на произвол судьбы как говорится на «самообслуживание». А надо людей всегда учить и учить, потому-что мы забыли о том, что являемся учителями Веры. Поэтому надо учить. И вот все полученные за время пребывания в России Ваши взгляды на благодатную силу Россиян, Вы там напишите, вы там обработайте, там и скажите. Я всегда за свои 50 лет, а в этом году исполнилось 50 лет своего престола, и у меня один девиз – служу Богу, Православию и Матери - России – Святой Руси! И всегда ссылаюсь на то, чтобы русский Богозванный народ не забывал свое предназначения: того - куда Бог нас указывает.
 
- Спаси Господи, Батюшка!
 
- Вот означено мною, а остальное все приложится.
 
- Богозванный народ, важно это очень. А вот еще много мы слышим в последнее время говорят про Богоизбранность. Некоторые говорят, что еврейский народ потерял Богоизбранность, некоторые, наоборот, говорят, что не потерял, а просто ушел духовно. Как с этим сложным вопросом разобраться?
 
- Я скажу. Еврейский народ своего избранничества не потерял. Я смотрел за народом еврейским, начиная с довоенного времени. Когда не было понятия о том, что Израиль получит свое свободное государство, они жили у нас. Общение с ними было очень хорошее, и особенно я проникся состраданием к еврейскому народу, когда я в оккупации видел, как немцы гнали их со звездой Давида на спине. И я передавал им кусочек хлеба, чтобы им там было что-то в это сложное время. Мне было жаль народ за то, что он страдает не по назначению. Далее, встречаясь с кинофильмами немецкого содержания, где было показано гетто, как над ними издевались немцы. Но немцы это были не все немцы, а какая-то злая сила, которая стремилась опорочить и избранный народ и немецкий народ, который не хотел зла еврейскому народу. Потому что как только пришли нацисты, и вы, наверное, не знали. Вы должны знать, что это такое – погромы еврейских магазинов и всё это. Они не мешали никому. Это было и в Германии с приходом к власти нацистов. Такая же картина была и в России, когда пришли большевики – они стали громить храмы. Таким же методом. Были не «хрустальные», а «стеклянные ночи» – уничтожение храмов, выбивание окон, сожжение икон, облачений и прочее. То есть, я бы сказал - два народа испили очень жестокую чашу. И сейчас никак нам двум народам нет покоя – у вас свои террористы, у нас тоже террористы. Т.е. террористы в общемировом масштабе. Всё хотят поставить как вас, так и Россию - Мать на колени – терактами. А отчего это всё зависит? От бездуховности, от жестокости и той ненависти. И вот нам надо молиться вместе, чтобы Господь нас сохранил, чтоб меньше было жертв. Как взрывов домов в России - Матери, чтобы меньше было расстрелов и подрывов смертниками автобусов в Иерусалиме, когда безвинный народ – старики, дети, женщины являются жертвами гордого террориста.
 
- Батюшка, чтобы Вы хотели пожелать Вашей семье Иерусалимской – вашим духовным чадам?
 
- Я счастлив тому, что есть дети моего сердца по духу в граде Иерусалиме. Они все собираются там и молятся. Для них - тихая пристань. Самое главное – Горненская обитель во главе с Богоспасаемой матерью Игуменьей Георгией. Дай Бог ей здоровья. Но те сложности, которые они переносят, я их прекрасно знаю. Я их и сам переносил. А моя просьба – просьба вашего любимого Бати, которого вы любите беспредельно. Чтоб вы были всегда со мной, а я с вами. И я вам буду помогать молитвою, и вы будете также помогать молитвою в наше трудное, злое время. Мы не пропадем с вами. А для вас это является малое зернышко, с которого вырастет большая, мощная скирда благодати Божией.
 
Отец Василий Ермаков в окружении народа в Иерусалиме в Троицком соборе Русской Духовной Миссии
 
- Спаси Господи, Батенька! Очень теплые слова!
 
- Вы все стойте там. У вас жарко, у нас прохладно, но это ладно все по телу. Не забывайте, что частицу своего пребывания в России вы оставили. Вы посмотрели. Все побыли у нас. Получили благодать семейную, вы сами знаете. Вам радости и долгих лет терпеливой жизни.
 
- А Вам, Батюшка, хочу выразить огромную благодарность от всех нас, за Вашу любовь к нам, добрую заботу и попечение о нас. Что Вы никогда нам не отказываете во внимании, не бросаете и всегда ведете нас правильно в духовной жизни, чтобы мы еще больше укреплялись в вере, чтобы мы там не пропали в условиях инославия, давления как светских властей и непонимания со стороны своих церковных властей.
 
- Эта проблема, дорогой Паша, в мировом масштабе. Я вам отвечу словами Ивана Карамазова из «Братьев Карамазовых» Достоевского – «там диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Вот они и бьются, а мы должны своей головкой выбирать тот святой, правильный, праведный путь в жизни.
 
- Еще такой вопрос Батюшка. Беда нашего времени в формализме людей. Почему существует вокруг такая сухость и всеобщее отношение равнодушия ко всему?
 
- Равнодушие сегодня, а я могу сказать не только о России, но и в мировом масштабе – вот от чего. Люди забыли Бога и подменили вечное и истинное сладострастием жизни: это – порнуха, терроризм, всеми грязными делами своей жизни, которые совершаются вокруг. Забыли о том, что с собой возьмешь туда только  доброе имя, добрые дела, а злое – оно за собой останется. Зло в жизни никогда не прощается, и как бы человек себе не внушал, что всё пройдет, никто не видит, никто не знает – никогда не прощается. Мы видим как великие бандиты мира, возьмем наших дней - Гитлер, Сталин – две идеологии – национал-социализм и коммунизм – страшные и человекоубийственные идеологии получили проклятие истории. Миллионы людей замучили, как это произошло в России, за 75 лет правления советской власти. Мы отдали 100 миллионов жизней. В войну 40 и 60 миллионов в лагерях, тюрьмах, расстрелах. У немцев поменьше, да и страна была поменьше. Но тоже самое – горько страдал их народ. Поэтому если бы люди почаще смотрели в лицо прошлого мира – этого никогда бы могло и  не случиться. Потому что люди боялись бы Бога и стремились делать правду в жизни. А сегодня они забыли об этом.
 
- Вот, Вы как раз в проповедях подчеркиваете постоянно, что история показывает наглядный пример и из неё мы должны черпать опыт бытейского построения жизни и общественно-социального. И если бы мы чаще оглядывались в историю, то, наверное, не видели всю тяжелейшую ситуацию, которая вокруг нас складывается.
 
- Паша всё это так. Но, к сожалению, молодежь никак не научишь. Один девиз старого крика жизни – ешь, пей и веселись, ибо завтра умрешь. «Хлеба и зрелищ» как некогда кричала Римская империя, потом она сломалась и была потеряна в истории в мировом масштабе. «Хлеба и зрелищ» мы слышим и здесь сегодня. И мы видим, как оно здесь и проявляется. И мне хотелось бы предупредить, чтоб этого не было бы.
 
- Батюшка еще хотел Вас спросить, ведь столько мы видим трагедий семейных, столько непонимания между детьми и родителями, мужьями и женами, в чем корень зла?
 
- Здесь я сужу по своей семейной жизни. Первое – сознание долга всего семейного бытия. Не надо искать недостатки друг у друга. Коль мы полюбили, коль мы сошлись друг с другом – надо друг друга тяготы носить. Недостатки, которые проявляются у нас, их надо смиренно не замечать, на них не зацикливаться, их не тыкать. Никогда не надо вспоминать семейно родителей с одной и другой стороны. Никогда не надо попрекать: «ах твои мать, отец такой-то был и сестры там такие с обеих сторон». И самое главное, чтобы старшее поколение никогда не вмешивалось в жизнь молодых. Осторожно, тихонечко их поддержать, направить их любвеобильно, но если какие-то получаются неполадки, потому что если та семья, которая требует: «я хочу жить так, как я хочу», нужно понимать. Мы жили в свое время, а здесь вот уже свои проблемы. Поэтому проблемы старого бытия не надо возлагать на плечи молодых семей сегодня. Сегодня семья живет по своим укладам жизни. Самое главное – любовь друг к другу сохранить до конца дней жизни, взаимопонимание, взаимную помощь, поддержку и никаких упреков. Никаких упреков и всё будет хорошо!..
     
А после вопроса о семье, я задал свой вопрос о РОА (Русской Освободительной Армии), о том, что не удалось достать книгу приснопамятного протоирея о. Александра Киселева. Батюшка тут же спросил:
 
- Не давал я тебе эту книжку, нет?
 
- Нет, батюшка, не давали.
 
- Подожди, я сейчас её тебе принесу. И пошел к себе в комнату. А уже через несколько минут, батюшка принес две книжки: «Облик генерала А.А.Власова протоиерея Александра Киселева» и журнал «Русское возрождение» - независимый русский православный национальный альманах. В этом номере было приношение русского зарубежья памяти Преподобного Серафима Саровского.
 
- Вот, на тебе, Паша, подарочки.
 
- Спаси Господи, батюшка, за Вашу доброту!
 
Тут к нам зашел некто молодой человек и батюшка весело к нему обратился:
 
- А…о. Парфений – монахов утешение! Заходи, родной.
 
Это оказался священник, который, как я понял, ездил служить в Чечню. Сам он из Валаама. Он стал рассказывать батюшке о своей поездке на Украину и впечатлениях, полученных там. Я, было, порывался уйти, но батюшка меня удержал. Но затем, когда о. Парфению нужно было сказать что-то очень личное батюшке как своему духовнику, я вышел, чтобы не мешать. В коридоре к тому времени, было уже совсем много народу. Вскоре вышел батюшка, и здесь к нему буквально бросилась некая женщина, плакавшая просто навзрыд.
 
- Батюшка, помогите!!! Дочку заставляют квартиру продать.
 
- Кто заставляет?
 
- Бандиты, самая «крутая» группировка по Питеру. А рядом с ней стоял молодой человек, он тоже в буквальном смысле плакал.
 
- Они убьют её батюшка! Помогите!
 
- Не убьют. Не надо продавать квартиру. Ясно, мать? А я знал в своей жизни двух великих бандитов 20-го века – Сталина и Гитлера, и ничего дожил до наших дней и 50 лет уже служу Богу, Святой Православной Церкви и Матери России. И ничего, выжил и дальше иду по дороге жизни.
 
Женщина эта вся в слезах положила батюшке голову на плечо. Батюшка, утешая, обнял её, и успокоил, как мог, приговаривая.
 
- Ничего, всё наладится, всё успокоится.
 
Затем благословил её и стоящего рядом с ней парня, также положившего голову батюшке на плечо. Затем снова благословил их обоих и отправил домой. Потом повел меня обратно в трапезную. Здесь я наглядно в ноутбуке стал показывать батюшке свою итернет-разработку – Православную страничку, которую батюшка очень внимательно, с интересом посмотрел. Пока я батюшке объяснял, что, как тут работает, он меня гладил по руке. Я показал батюшке также страничку, где были собраны материалы о нём.
 
- И это увидят в Америке, Паша?
 
- Да. И не только в Америке, но и по всему миру.
 
- Это очень хорошо, Паша. Продолжай это дело!
 
Здесь батюшке уже надо было уходить, потому что к нему приехала дочка Оля со своим мужем. Батюшка благословил, чтобы меня покормили на кухоньке. Я в свою очередь дерзнул попросить у батюшки большой календарик, сделанный ему на юбилей 50-летнего пастырского служения. Помню, как Вера мне присылала сообщение на мобильный телефон, когда я был еще у своего брата в Харькове: «Паша, твое фото попало на батюшкин календарь». Римма Сергеевна принесла мне такой календарь, а я говорю батюшке:
 
- Вот, батюшка, фото со мной недостойным к Вам на юбилейный календарик попало.
 
- Да что ты говоришь! Где? И стал доставать очки, чтобы увидеть.
 
- Да, точно есть. Римма Сергеевна! Дайте ему еще с Болховым и маленьких тоже.
 
Батюшка с духовными чадами в родном Болхове в доме отца
    
Мы пошли с Риммой Сергеевной в комнату, где находится помещение для проведения занятий воскресной школы. Там я взял несколько юбилейных календарей и с изображением Болхова – родного города Батюшки. Кроме того, батюшка принес мне грампластинки, где м. Георгия на послушании старшего регента, руководит хором Пюхтицкого монастыря. Также иподиакона Розова и еще несколько. Далее батюшка стал уделять внимание своей дочке Оле. Тут же подошла Лена, подруга Марины, у которой я в прошлый раз останавливался. Мы поздоровались, и я пошел обедать. Когда уже заканчивал суп, то батюшка зашел ко мне попрощаться на кухоньку. Мы похристосовались, батюшка благословил меня на дорожку. Я проводил их до выхода, и через Олю передал поклон супруге батюшки – матушке Людмиле. А там уже продолжил свою трапезу. Состояние было такой радости и благодати, что уходить отсюда просто не хотелось. Так мы и сели за стол - все здесь оставшиеся батюшкины чада. Вместе пить чай с вкусными просто потрясающими пирогами и выпечкой. Все эти яства нам к столу передал любвеобильный батюшка отец Василий. А вокруг была уже ставшая совсем родной Серафимовская семья духовных чад отца Василия.
 
Глава из книги П.В. Платонова "Дети Израиля. Снова в России"
Опубликовано 2 февраля 2011 года

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com