Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
«Батюшка, не уходите»!
 
 
Батюшка, конечно, уникальный человек. Я в первый раз попал к батюшке, когда пришел на мемориальное кладбище в день Победы, и увидел неожиданно для себя свя¬щенника, который проводил молебен, панихиду о погибших воинах.
 
Я снял, а потом приехал, привез фотографии, батюшке они очень понравились. А через некоторое время батюшка уехал к себе на родину в Болхов. Я об этом не знал, позвонил и говорю: «Батюшка, я хотел Вам еще фотографии принести». А он говорит: «Ладно, я сейчас в Болхове, жалко, что тебя здесь нет, я бы хотел, чтобы ты здесь поснимал». Я отвечаю: «Батюшка, да я сейчас подъеду, какие проблемы». Я подумал, что Волхов и Болхов — это одно и то же. Он говорит: «Так это же тысяча сто километров?». Но я уже назвался, и батюшка говорит: «Лад¬но, потом приедешь, поснимаешь». И я поехал в Болхов, снимал город, храмы. Батюшке привез эти фотографии, он увидел их и сказал: «Так, вот из книги фотографии, пожалуйста, уберите и поставьте Сашины». И мне подписал фотографию: «От отца Василия — главному фотографу». Так я и стал батюшкиным фотографом.
 
Батюшка был неповторим. Я мечтал снять его улыбку лучезарную, чтобы она была направлена именно в камеру. Батюшка улыбался… но ускользала все как-то эта улыбка. И уже после того, как батюшки не стало, мы стали печатать фотографии, и я увидел много замечательных снимков, на которые просто раньше внимания не обращал. Потому что мне хотелось снять шедевры. Но они, оказалось, уже были в архиве, просто не замеченные.
 
Самым запоминающимся событием была последняя батюшкина просьба — снять земли Болхова для будущего фотоальбома, который он меня несколько раз просил сделать. Мы поехали после Рождества Христова, но там был проливной дождь, и мы ничего не сняли. И когда назад вернулись, он сказал: «Ничего, еще успеешь снять». Потом мы поехали весной, первого мая, фотографировать весенний Болхов. А батюшка мне говорит: «А как же, зиму-то пропустили?!». Я отвечаю: «Ничего, еще успеем! Теперь уже не имеет значения, когда это будет снято, главное, чтобы это было в альбоме». Смотрю в окно и не верю своим глазам: повалил крупный-крупный снег, огромными хлопьями. И буквально за полчаса весенний Болхов превратился в зимний. Я тут же побежал снимать город, и снял целую серию прекрасных фотографий, которые потом были на выставке.
 
Первый год без батюшки было очень тяжело, но он однажды приснился мне, пришел во сне на помощь, в житейской ситуации, подсказал. Я как бы к батюшке подошел, к плечу прижался, говорю: «Батюшка, не уходите!». Он отвечает: «А я теперь никуда не ухожу от вас, я все время с вами!». То есть дал понять, что теперь он здесь, с нами, каждый день и каждый час. И это действительно так.
 
С батюшкиного благословения мы ездили в город Бари, и на третий день я снимал на два фотоаппарата и на видеокамеру. Были тяжелые вещи, и ноги у меня распухли, я думал, что больше не смогу выйти из гостиницы. Думаю: «Ладно, ничего, у нас свой автобус, и я буду весь день сидеть в автобусе, чтобы людям не было со мной мороки». Ночью приснился батюшка и спросил: «Что, — говорит, — тяжела ноша?». Я отвечаю: «Нет, ноша не тяжела, нести только неудобно». На следующий день я проснулся совершенно преображенным человеком. И две недели — как на одном дыхании. То есть батюшка помогает и очень здорово помогает. Такие чудеса небольшие происходят.
 
Батюшка всего себя отдавал людям, поэтому с ним было легко работать. Он был очень искренен, и тут каждое мгновение было неповторимо. Батюшка был открыт, и поэтому то, что я видел, то и снимал. Единственное, чего я все время боялся — пропустить момент истины. Вот он есть, момент истины, а камера не успевает сработать. И я очень из-за этого нервничал, расстраивался, и батюшка тоже начинал чувствовать, что у меня нелады с камерой. И он говорил: «Ничего, еще успеешь снять». Была такая ситуация, последняя работа с мальвой возле батюшкиного домика. Когда батюшка проходил мимо, я сфотографировал цветок и потом батюшку попросил: «Батюшка, притормозите, я с цветком Вас сфотографирую». Батюшка сказал: «Ну, давай». И у меня отказал фотоаппарат. Все работало, но фотоаппарат не снимал. Я батюшке говорю: «Я не понимаю, что происходит, камера не работает, не снимает». «Ну, ничего, — говорит, — заработает». И ушел. Я фотоаппарат полностью разобрал, собрал, то есть питание вынул, снова поставил, разные программы включал, поменял пленку, но он никак не хотел работать. И потом вдруг, неожиданно, когда я клал его в сумку, и уже окончательно расстроился, он вдруг сработал. Я сделал несколько кадров пробных, подошел к батюшке и сказал: «Батюшка, кажется, фотоаппарат заработал». «А, ну пойдем». И тогда он мне просто позировал. Я от радости целую пленку отснял с одним сюжетом.
 
Но действительно, пересматриваешь архив, находишь для себя некоторые фотографии, которые раньше просто не замечал, которые раньше казались неинтересными. На некоторых фотографиях в храме полумрак, и поэтому не всегда видно хорошо, отчетливо выражение батюшкиного лица. Чувствовал просто, что есть кадр и снимал. А когда печатал фотографии, то некоторые из них поражали своей проницательностью. Где-то батюшка очень строго смотрит, видимо, я что-то неправильно сделал, а может быть, он на кого-то рядом со мной посмотрел. А где-то очень добрый, отеческий взгляд.
 
Александр Сетраков фотохудожник


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com