Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Лето 2010 № 23 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / 1 июня 2010 года. Олег Колобов: «Надо восстановить деятельность на Сергиевском подворье под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества»

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Олег Колобов: «Надо восстановить деятельность на Сергиевском подворье под эгидой
Императорского Православного Палестинского Общества»
    
 
 
Интервью с председателем Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Олегом Алексеевичем Колобовым было записано в Иерусалиме после проведения  на Сергиевском подворье международного семинара ИППО  на тему «Христианские добродетели и  их роль  в социализации современной российской молодежи»  в начале мая 2010 г.,  в котором приняли участие члены Нижегородского  и Иерусалимского отделений. Олег Алексеевич является деканом факультета международных отношений Нижегородского государственного университета (ФМО ННГУ), доктором исторических наук, профессором, академиком, Почетным консулом Чешской республики в Нижнем Новгороде, заслуженным деятелем науки Российской Федерации. В своем интервью он рассмотрел внешнеполитические и научные аспекты деятельности ИППО на Святой Земле, которые открываются перед Обществом при условии  возрождения его полноформатного присутствия на Сергиевском подворье. С ним беседовал председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Викторович Платонов специально для портала Императорского Православного Палестинского Общества IPPO.Ru.


Председатель Нижегородского отделения ИППО
профессор О. А. Колобов

Олег Алексеевич, опишите, пожалуйста, для начала круг Ваших научных интересов.

Я занимаюсь в течение уже многих лет палестиноведением, это изучение проблем Ближнего Востока, переплетения здесь политических интересов великих держав, в частности США, Великобритании и, естественно, России. Эта работа носит чисто академический характер, опирается на исследование документов архивного свойства, которые прошли через мои руки и легли в основу многих монографий, которые вышли в разных издательствах.

Таким образом, мой интерес к Святой Земле является чисто академическим, но, с другой стороны, он имеет еще определенную гражданскую позицию, ведь присутствие России на земле Обетованной имеет сакральный смысл, и здесь моя деятельность опирается на такой удивительный инструментарий как Императорское Православное Палестинское Общество, в котором я состою с 1974 года и являюсь многие годы председателем Нижегородского регионального отделения этого уникального учреждения, которое имеет богатейшую историю деятельности на Святой Земле с поистине удивительными результатами.

Получается вот такой удивительный комплекс заинтересованности, имеющий значение и для сугубо академических кругов, и для Церкви нашей, с которой мы взаимодействуем достаточно успешно, и для российской молодежи, наших будущих поколений. Действуя по Промыслу Божию в манере, которую продиктовал преподобный Серафим Саровский: «потихоньку, полегоньку», можно добиться значительных результатов всех наших скромных усилий на Святой Земле.

Рядом со мной работает много людей. Я являюсь деканом факультета международных отношений Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского – национального исследовательского университета России, который на протяжении долгого времени организует и аккумулирует много разных интересных изысканий, одинаково обращенных и к России как Святой Руси, находящейся под Покровом Богородицы, и к Святой Земле и славному городу Иерусалиму. Кооперативные усилия в сложном, но в высшей степени значительном взаимодействии различных структур, которые объединяются вокруг проекта «Святая Земля», имеют особую значимость.

Опирается ли современная деятельность в области палестиноведения, в сфере русского присутствия на Святой Земле на исторические традиции? Какие уроки мы можем извлечь из истории Императорского Православного Палестинского Общества?





Лекция протоиерея Александра Анисимова для русских паломников с показом «туманных картин» во дворе Сергиевского подворья ИППО. 1888 г.


Русские паломники, прибывшие по линии ИППО, на реке Иордан в Крещенский сочельник


Церковь Марии Магдалины в Гефсимании.
Строительство осуществляло ИППО


Академик Н. П. Кондаков и участники экспедиции ИППО по Сирии и Палестине. 1891 г.


Бланк свидетельства об окончании школы ИППО, который оформлен в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых

В истории мы делали акцент на организацию паломничества, на понимание духовного смысла того, что было здесь на Святой Земле. Я не случайно упомянул политику великих держав, многие из них стремились обрести ключ к Вифлеему. Это было целью и Российской Империи. Все акценты здесь были расставлены достаточно промыслительно и значимо. И в 1882 году появилось Императорское Православное Палестинское Общество, которое служило уникальным, тончайшим инструментом отечественной дипломатии государства Российского, и должно быть таковым в настоящий период истории. Именно сейчас аккорд усилий людей доброй воли, аккорд деятельности тех, кому дорог славный град Иерусалим, проект Русской Палестины, является в высшей степени востребованным. Это требует особой согласованности и проявления настойчивых усилий гражданских сил, Церкви, чиновников, государства, которые должны осуществлять свои мероприятия в очень непростом регионе с богатейшей традицией.

Нужные люди для решения этих задач есть на Святой Земле. В частности, Императорское Православное Палестинское Общество имеет хорошо структурированное Иерусалимское отделение, которое действует на свой страх и риск, и по Промыслу Божьему, отстаивая интересы России, государства, которому сам Бог велел обеспечить присутствие всех добрых православных христиан здесь на Святой Земле. Речь идет о святынях, паломничестве и иного рода деятельности, которая требует того, что я назвал удивительным аккордом усилий и правильного понимания по книгам и по Промыслу Божьему того, что здесь происходило, того что происходит и того, что грядёт. Иерусалим во всех смыслах является городом мира, он требует особого такта, особого уважения к святыням.

В этом смысле деятельность Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества заслуживает особого внимания и поддержки. Возьмем, например, очень сложный вопрос, который касается проблем русской собственности на Святой Земле. Данная тема требует по-настоящему стратегического подхода. Она требует оправданно-осмысленного представительства, полного мандата доверия государства Российского тем людям, которые здесь трудятся, в частности, Вы, Павел Викторович, дай Бог Вам здоровья! Проявляя инициативу, полагаясь на совесть, Вы действуете в такой сакральной действительности, не щадя живота своего для земли Русской и уже достигли уникальных результатов. Я как ветеран Палестинского Общества с удовлетворением вижу особую заботу, которая проявляется сейчас в сохранении русского присутствия здесь. Речь идет о Сергиевском подворье, других подворьях, которые могли бы быть объединены, что сейчас называется, в сетевом взаимодействии. Но эта деятельность должна получить максимум поддержки со стороны наших официальных государственных структур, общественности, Министерства иностранных дел. И подчеркиваю,  деятельность идет в очень непростой ситуации, как бы ни упустить момент, который вдруг неожиданно окажется не так хорошо обустроенным применительно к российским государственным национальным интересам на Ближнем Востоке, в Иерусалиме. Нельзя упустить шанс, который у нас сейчас есть, когда речь идет о серьезном рачительном отношении к земельным участкам, которые собирали с таким трудом подвижники земли Русской в старые, добрые времена.

В добрые старые времена был эффект мозаики. На наших участках блистали купола храмов нашей Святой Церкви, располагались странноприимные дома русских паломников. Это почти святая собственность, которая самым серьезным образом должна восприниматься нашими лицами, принимающими сейчас решения. От этих решений должны выиграть, как наши интересы государственные и общественные, проект Русской Палестины, так и государство Израиль и другие страны, которые одинаково уверенно чувствуют себя здесь на Святой Иерусалимской земле и в Палестинской земле в очень сложной и непростой обстановке.

Нужно доверительное, конструктивное отношение к проблеме сохранения собственности, проблеме учёта тех самых архивов, которые существуют. Нужна организация масштабного паломничества. Если брать устав ИППО, брать документы, брать потрясающие по своей исторической значимости материалы об организации паломничества, то просто трепет идет в душе, Вы сами это знаете и меня хорошо понимаете. Все это вызывает особую боль, глядя на то, что есть сейчас, и что может быть и что может не быть сделано для России.

В этом смысле небольшие группы энтузиастов настоящих, которые организованы здесь – Вы лично, другие подвижники Иерусалимского отделения — пусть малые, но очень интересные силы, должны сейчас обрести самую серьезную поддержку. Как по линии Императорского Православного Палестинского Общества и его руководства, но, главное, со стороны лиц, принимающих решения, которые сами бывали на Святой Земле и которые должны самым серьезным образом координировать и контролировать то, что происходит на Святой Земле. Именно в данном случае необходимо правильно использовать человеческий фактор, здесь должен быть человек, умеющий контролировать и понимать эти вещи, блестяще владеющий обстановкой изнутри, правильно ориентированный в библеистике, прекрасно знающий историю Императорского Православного Палестинского Общества не по слухам, а по документам. Такого человека даже не нужно искать, его нужно только поддержать.

Находясь на Святой Земле, я с восторгом заглянул в архив, который чудом сохранился на Сергиевском подворье. Его нужно особым образом зарегистрировать, оценить, как-то по-новому подойти к хранению этих удивительных материалов. И, может, мы извлечем искорку Божию из того, что мы здесь имеем. Поясню, что я имею в виду. Достаточно посмотреть документы Императорского Православного Палестинского Общества, там мы сразу найдем все ответы и будем относиться к Обществу как к инструменту особому, который требует не только усилий энтузиастов, но и доверительной деятельности людей, облеченных соответствующим мандатом, соответствующими инструкциями для того, чтобы интересы российские были здесь особым образом представлены. Это не простая задача, которая является настоящим подвигом, и этот подвиг должен быть поддержан во славу государства Российского.

Я излагаю свое понимание как учёный, как педагог, как общественный деятель, которому судьба подарила уникальный шанс быть членом Императорского Православного Палестинского Общества и несколько раз посетить как паломнику Святую Землю со своими друзьями, коллегами. Все это помогло осознать правильный смысл публичной дипломатии в современных условиях, понять сакральный смысл деятельности на Святой Земле и то, как это должно быть организационно поддержано. Глава государства должен в этом отношении правильно сориентировать свои службы, а службы должны правильно оценить свои возможности в сохранении Святой Земли. Это непростое дело, непростое решение, здесь существуют препятствия для людей доброй воли в их патриотической серьезной деятельности во славу государства Русского. Но проблему всё равно можно решить, потому что Господь на нашей стороне, Россия находится под Покровом Пресвятой Богородицы, а славный город Иерусалим имел всегда значительное русское присутствие, ту самую удивительную мозаику, о которой так рачительно заботились русские люди в прошлом. Инструмент Императорского Православного Палестинского Общества как уникальную возможность нахождения, приумножения объединения сил, в том числе, и нехристианских,— вот это надо использовать тонко. Это требует очень серьезной настройки, но нельзя и упустить благоприятный момент, поэтому убежден совершенно, что Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества должно получить высочайшую степень поддержки со стороны государственных структур и руководства Общества, чтобы русские святыни Святой Земли находились в группе национальных приоритетов нашего славного Российского государства.

Не могли бы Вы рассказать о том, как Вы попали в Общество, и какие яркие моменты Вам особо запомнились в истории Императорского Православного Палестинского Общества?

Вы знаете, в советское время Российское Палестинское Общество, так оно тогда называлось, было приписано к Академии наук. Организация была уникальна, это была единственная организация, оставшаяся от царских времен, которая еще действовала в таком остаточном режиме в условиях советского правления. Мы действовали, как могли, и это была удивительная трибуна для людей, хорошо понимающих с академической точки зрения (больше не разрешалось в то время) смысл того, что российское государство осуществляло на Святой Земле. В Общество можно было вступить, и меня в 1974 году рекомендовали очень серьезные силы, которые академически изучали Израиль как новое образование на Ближнем Востоке.

Интересны были моменты, связанные с 20-м веком, очень суровым, тяжелым, совершено сложным для Императорского Православного Палестинского Общества. Мы действовали в этом отношении достаточно смело. Рассуждения наши были основаны на источниках, которые имели отношение к внешней политике нашего государства. Без политики, естественно, не обошлось в Советском Союзе, но, с другой стороны, интерес был постоянный, очень серьезный. Мне повезло, я нашел очень серьезные материалы, связанные с Палестиной 18–20 веков, в США, в той стране, которую я как объект изучал в течение 35 лет. Это создало мне серьезные предпосылки для деятельности и дало новый интересный импульс для Общества. Потом я стал разбираться, что представляет собой проблема, связанная со святыми местами, а потом с нашей внешней политикой, которая в 20-м веке достаточно ужасно выглядела. В те времена я имел очень серьезную поддержку у Палестинского Общества, и горжусь тем, что мне профессору, живущему на правом берегу реки Волги в центре России, выпал редкий шанс объединиться с московскими коллегами в счастливом взаимодействии применительно к палестинским делам в смысле Святой Земли.

Постепенно, когда Россия стала уже действовать как Российская Федерация, появилась редкая возможность вернуть историческое название Обществу, доказать его правопреемственность. Это удалось председателю Общества Олегу Герасимовичу Пересыпкину, Вашему покорному слуге, я тогда входил уже в Совет Общества, и это было такое коллективное усилие. Надо было подсказать руководству нашего государства, что нужно вернуть историческое название Обществу, чтобы началась правопреемственность, без чего невозможно было вернуть утраченное. Совокупными усилиями мы доказали правительству, что необходимо действовать в качестве ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО Палестинского Общества.

Вот так я занимался в этом удивительном объединении и общественной деятельностью, и наукой, которая имела отношение к новой и новейшей истории. Мои ученики, а у меня их достаточно, примкнули к этому движению, и мы стали действовать в качестве мощного Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, а в настоящее время уже взаимодействуем и с его отделением на Святой Земле, в Иерусалиме.

Мы с Вами проводим уже третье мероприятие в Иерусалиме, первые два в 2007 и 2008 годах были посвящены российской собственности на Святой Земле, феномену Русской Палестине, третий наш семинар, проходивший на Сергиевском подворье после его возвращения России, посвящен христианским добродетелям. Как Вы считаете, может быть, пора развитие горизонтального сотрудничества расширить для изучения библиотеки и архива, этого уникального культурного наследия, которое сейчас попало в наши руки, важно ли это?





12 мая 2009 г.   в день рождения первого Председателя ИППО вел.кн.Сергея Александровича   на башне Сергиевского подворья был водружен флаг ИППО, как и 120-лет назад

Очень важно. Вы знаете, ведь сам Господь Бог определил таким образом, чтобы Сергиевское подворье стало таким удивительным научным центром, который адресован исключительно к Императорскому Православному Палестинскому Обществу.  Там все соответствующие знаки есть, и даже флаг ИППО развивается на башне этого красивого здания. Здесь просто необходимо создавать мощный научный кабинет или настоящий русский институт в пределах компетенции Императорского Православного Палестинского Общества на базе его Иерусалимского отделения.

Вертикальные связи, безусловно, важны, но я верю в важность и горизонтальных связей. Вокруг Иерусалима должны объединиться еще многие отделения, которые есть в нашем Российском государстве, в разных городах. Тогда возникнет удивительная сеть с документальным значимым центром и духовным началом, с той самой удивительной библиотекой, с хорошо оцифрованными архивами, которые требуют особой грантовой поддержки, государственной дотации на это святое дело. Всё это должно быть так, как записано в уставе старом и обновленном, действующем уставе нашего Общества.

Во всех смыслах и вертикали, и горизонтали чрезвычайно важны. Но историю делают люди, поэтому люди в этом смысле должны быть абсолютно поддержаны. Я считаю, что это даже не потребует каких-то мощных ресурсов, а требует инициативных и подвижнических усилий, которые должны быть правильно поняты теми, кто принимает решения, и на Святой Земле, и в России, и около вокруг. Например, если говорить о нашем взаимодействии, то мы проводим уже третье мероприятие, будет подобное мероприятие и на нашей славной земле, на берегу реки Волги и Оки, в обозримом будущем… Потом возникнет деятельность, сравнимая с тем, что делают наши коллеги из далекого Запада и Европы на Святой Земле, но сейчас, увы, масштабы еще являются скованными. Расширительный эффект как раз дает наше с Вами взаимодействие, убежден, что по возвращении мы сверстаем новые планы. Я верю, что наступит момент, когда на подворье можно будет приехать со студентами и совершенно спокойно позаниматься здесь аналитической деятельностью.

Наш семинар был посвящен христианским заповедям, их роли в социализации молодежи. Как Вы считаете, каков потенциал Императорского Православного Палестинского Общества, изучения его истории в решении каких-то важных аспектов молодежной политики?






О. Колобов выступает с докладом на Международном научном семинаре «Христианские добродетели и   их роль   в социализации современной российской молодежи»   на Сергиевском подворье, 5 мая 2010


О. Колобов на фоне моря Галилейского,
где проповедовал Христос
Я когда просто мельком увидел то, что есть на Сергиевском подворье из архивных материалов, то как учёный возрадовался – тут есть, над чем работать, есть, что оценить, и есть возможность приобщиться к тому опыту, который обеспечивает не вульгарную социализацию молодежи, какую мы имеем сейчас, а показывает тот правильный ход вещей, который адресован молодому подрастающему поколению и который усиливает ценностные измерения всей деятельности и научно-педагогической, опять-таки, которая имеет отношение к Святой Земле.

Если говорить о социализации молодежи, то потенциал Общества в этой области заложен в той исторической деятельности, примером которой было Императорское Православное Палестинское Общество, которое в научном плане взаимодействовало со многими учебными студиями в России, а уж непрерывный поток паломников имел большое духовно-нравственное воспитательное значение. С уверенностью могу сказать, что увеличивающееся паломничество в последнее время делает жизнь в суровом 21 веке более интересной, а значимость Святой Земли для всех народов и народа русского становится всё большей. И видите «великое в малом».

Для начала надо восстановить деятельность на Сергиевском подворье под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества при добром содействии со стороны различных структур на основе определенных, четко выверенных документов. Это реальность, которая должна быть решена в первую очередь, а далее пойдут те мероприятия, которые мы с Вам уже проводим. Дай Бог сил, чтобы эти научные мероприятия имели особый смысл и чёткую прописку, которая имеет отношение к Иерусалиму, к Святой Земле, к Императорскому Православному Палестинскому Обществу как к удивительному объединению, как инструменту русской дипломатии, ко всем городам и весям, где ранее Палестинское Общество действовало в высшей степени масштабно, организуя паломническую деятельность для поддержки Церкви и объединяя различные академические усилия в изучении того, что является особой значимостью – рукописи не горят.

А как Обществу консолидировать свои усилия, чтобы Русская Палестина не вытеснялась в планах забюрократизированных чиновников, как Обществу вернуться равноправным хозяином, тем, кем оно и было, в свои, Обществом построенные, здания и продолжать наращивать это присутствие России, сохраняя свои юридически-правовые очертания и развивая основные  свои направления деятельности, описанные в Уставе?

Во-первых, надо чётко определить константы и переменные в этой деятельности, ведь и раньше было очень много нестроений. Если мы сейчас обратимся к подвижнической деятельности знаменитого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Антонина (Капустина), то мы найдем очень много обстоятельств, которые характеризуют его инициативу, его личностные измерения, непростые отношения с Церковью и с государственными структурами. И все же ему удалось сделать гигантский вклад в Русскую Палестину. А ведь Общество интересно тем, что оно объединяет разновекторную деятельность, включая в себя представителей МИДа, государственных структур России и Русской Православной Церкви, но, смотрите, что получается, непременно должен быть организационно решен вопрос о том, чтобы представитель Общества имел здесь настоящую и серьезную основу, без которой он действовать совершенно не может.

Во-вторых, нужно просто бить тревогу, потому что до сих пор этого еще не сделано, и не конституциирована та деятельность, которая раньше была проста и понятна. С одной стороны, архимандрит Антонин (Капустин), осуществляя свою деятельность здесь, мало кого спрашивал, ему свобода действий была дана, созданная необходимостью, а с другой стороны, мандат доверия был велик. Управление делами президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел должны действовать оперативно с учётом национальных интересов и четко обозначить здесь своего представителя, который будет рачительным образом печься о деле русском, о деле православном на Святой Земле – тогда всё получится. И если здесь не будет какого-то надуманного противоречия, которое часто бывает, то тогда всё получится.

Поверьте, это очень непростое дело, оно требует сейчас выверенных организационных шагов. Я как старинный член Общества знаю, насколько сложно решался вопрос о собственности, как сложно это всё осуществлялось в советское время, легко за апельсины всё продать, были у нас в истории такие «подвиги», а гораздо труднее сохранить то, что пока еще осталось. Это необходимо сделать на основании Устава, просто через систему представительства, которое имеет уже определенный задел работы, в этом отношении должен быть четко обозначен вектор совокупных усилий. Вот Вам и вертикаль, которая предполагает уставную деятельность Императорского Православного Палестинского Общества, вот Вам поддержка Русской Православной Церкви, вот Вам мудрейшая, сложная деятельность Министерства иностранных дел, которое здесь всегда было обозначено в добрые старые времена, и вот Вам общее дело, которое должно быть правильно понято, принято и развиваться должным образом. Организационные и конституционные ресурсы уже существуют, главное, чтобы эта ситуация была решена своевременно.

Осталось быть услышанным! Огромное спасибо, Олег Алексеевич, успехов в деятельности Вашего Нижегородского отделения ИППО, чтобы всё развивалось успешно дальше в научных изысканиях, преподавательской деятельности в подготовке талантливой молодежи!

Дай Бог Вам здоровья, Павел Викторович, терпения, здоровья, преодоления всех трудностей и разрешения проблем нестроений, которые мешают важному делу возрождения ИППО!

Вопросы задавал председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов
Интервью записано 8 мая 2010 года в Иерусалиме специально для портала Императорского Православного Палестинского Общества IPPO.Ru

Использованы фото из архива ИППО и Иерусалимского отделения ИППО

По материалам Официального сайта Императорского Православного Палестинского Общества

Подробнее о деятельности Нижегородского отделения  ИППО можно посмотреть в разделах и рубриках официального сайта ИППО:

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com