|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Осень 2008 № 16 / РОССИЯ В ЕВРОПЕ И РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ / Свет Истины в Португальской земле. Сергей Мудров |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
СВЕТ ИСТИНЫ В ПОРТУГАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Полет из испанской столицы в город Фару, что на юге Португалии, занял 40 минут. Пассажиров было немного. Из иллюминатора открывался чарующий вид средиземноморского побережья, были видны прогулочные яхты и катера. Рельефно обозначилось устье реки Гвадианы, отделяющей Испанию от Португалии на юге страны. Из Мадрида мы вылетели около 13 часов, в Фару приземлились в 12.45. Все очень просто: местное время отличается от среднеевропейского на один час. Португалия приветствовала меня безоблачным небом, палящим солнцем и 30-градусной жарой. Справка. Португалия – самое западное государство Европы. Территория – немногим более 92 тыс. км2; население – 10,5 млн. человек. Столица – город Лиссабон. Официальный язык – португальский; подавляющее большинство верующих – католики. Фару
Когда мы подъехали к церкви, я не мог скрыть своего удивления. Красивый, белоснежный храм с аккуратным двориком, огороженным забором. Возможно ли такое? Все-таки мы не в России и не в Беларуси, а на Западе, где отдельно стоящий храм – редкость для православной общины. Тем более в провинциальном городке с населением в 42 тысячи человек. – Это здание католический церкви святого Амаро, – объяснил мне отец Иоанн. – Католическое богослужение совершается здесь только раз в году, 15 января, на праздник святого Омара. Поскольку церковь пустует, католики предоставили ее нам для совершения православных богослужений. Первую литургию в этом храме мы отслужили в 2005 году, на праздник Входа Господня в Иерусалим. Справка. Православный приход в Фару был основан в 2003 году благодаря стараниям священника Иоанна Гербовецкого. Отец Иоанн (по национальности молдаванин) – выпускник Кишиневской духовной академии. Рукоположен в иереи в марте 1998 года. Более трех лет служил в Молдавии. В мае 2001 года приехал в Португалию. В 2002 году получил благословение на организацию православного прихода в Фару. – Я приезжал сюда, беседовал с местным католическим епископом, искал тех людей, которым была нужна православная церковь, – говорит отец Иоанн. – Денег не хватало, порой приходилось ночевать на вокзале. Прихожан вначале было мало. Потом, когда дал объявление в лиссабонской русскоязычной газете «Слово», прихожан стало больше. О местной газете «Маяк» я тогда не знал. Первая литургия в Фару была отслужена 12 октября 2003 года. На литургии в числе молящихся присутствовала Инга Варваренко – нынешняя староста прихода.
Престол и жертвенник для церкви были сделаны в Португалии, Евангелие пожертвовали из Украины, ковры привезли из Молдавии. Иконы в церкви – из Киева, Пскова, Греции. – Слава Богу, все это приобреталось благодаря пожертвованиям прихожан, – подчеркивает Варваренко. – Многие люди, которые здесь тяжелым трудом зарабатывают себе на хлеб, работая шесть дней в неделю на стройках, с радостью дают деньги на покупку икон. И даже спрашивают, не нужно ли еще пожертвовать на новую икону. Среди прихожан церкви преобладают русские, украинцы и молдаване. На воскресной литургии молится, как правило, 50 человек. На Пасху приходит гораздо больше – около тысячи. Жаль, конечно, что для большинства из них церковь остается только местом освящения пасхальной пищи. Службы в Фару совершаются регулярно, каждые выходные. В субботу вечером – всенощное бдение, в воскресенье – Божественная литургия. Если же отец Иоанн в отъезде, то служат сами прихожане – мирским чином. Верующие в любом случае не остаются без молитвы в воскресный день. Поездки батюшки связаны, главным образом, с тем, что ему приходится окормлять еще два прихода – в городе Кашкайш, что в 30 километрах от Лиссабона, и на острове Мадейра. – Приход в Кашкайше, названный во имя святителя Иоанна Златоуста, чисто молдавский, – говорит отец Иоанн. – Дело в том, что есть молдаване, не понимающие русского языка, особенно те, кто получил образование после распада Советского Союза. Но они не теряли связь с Русской Православной Церковью, они хотели оставаться в Русской Церкви. В то же время им требовалось духовное окормление на родном языке. Вот эти люди, зная, что я здесь, в Португалии, просили меня, чтобы я служил им на молдавском. В Кашкайше отец Иоанн служит раз в месяц – всенощное бдение (в субботу вечером) и литургию (в воскресенье утром). На службу приходит, как правило, около ста человек. – Конечно, мы служим на молдавском, – подчеркивает батюшка. – Но если я вижу, что на службе есть русские, то стараюсь малую ектению или какую-нибудь молитву читать на церковнославянском, чтобы те люди, которые пришли, не остались без внимания и поняли хотя бы часть богослужения. В отличие от Кашкайша, на Мадейре прихожан значительно меньше: там на службы собирается 25–30 человек, а иногда (очень редко) – около 40. От Лиссабона до острова примерно 1000 километров. Приход многонациональный: русские, молдаване, украинцы. Он носит имя святителя Спиридона Тримифунтского и находится в столице острова – городе Фуншал. – На Мадейру я обычно летаю раз в два месяца, на несколько дней, как правило, с пятницы до воскресенья, – объясняет отец Иоанн. – Первое богослужение на острове было совершено 16 апреля 2006 года. Сначала нам предоставляли лютеранскую церковь, сейчас дают католическую. Что интересно, это первая церковь, построенная на острове еще в 1425 году. В XVII веке эту деревянную церковь перестроили в каменную, сохранив архитектуру. И вот сейчас мы там служим. Отрадно, что Православная Церковь Христова озаряет светом Истины самые отдаленные уголки Европы. Напоследок я поинтересовался у Инги Александровны, есть ли отличия в жизни православного мирянина в Португалии от жизни мирянина в России. – Да, – ответила она. – Здесь ты находишься наедине с Богом, читаешь литературу, Евангелие. Когда ты приходишь в храм, то встречаешься с людьми, которые нуждаются в Боге. В России же можно наткнуться на привычку, формальную обрядность. Там это зачастую как мода – ходить в Церковь.
По словам отца Иоанна, работа эта довольно утомительная и отнимает у него много времени. – Но ведь вас могут отправить в рейс и в субботу, и в воскресенье, – поинтересовался я, размышляя о том, что такой график может запросто сорвать богослужение. – Сейчас нет, – ответил батюшка. – Раньше такое было, из-за чего я много раз оставлял работу. Но потом мне пошли навстречу. Да, непросто православному духовенству в Португалии, подумалось мне. Целую неделю выматываешься, крутя баранку, не спишь ночами, а на выходных – подготовка к богослужениям, исповедь и сама служба. На отдых времени почти нет. Наверное, только огромная преданность Святой Церкви и Божия помощь дают силы отцам Иоанну и Гавриилу нести свой нелегкий крест. В Лиссабон мы приехали рано утром. Около 5.00 я был уже в гостинице. Крайне утомленный всеми переездами, я, прочитав молитвы на сон грядущим, отправился спать. А город в это время начинал просыпаться. Лиссабон
Всехсвятский приход расположен недалеко от Центрального железнодорожного вокзала. И хотя в руках у меня была карта, я никак не мог сориентироваться в хитросплетении лиссабонских улиц. Только увидев (неожиданно для себя) белый храм с надписью «Христос Воскресе» (как раз был период между Пасхой и Вознесением), я понял, что вышел к русской церкви. Отец Арсений меня уже ждал. Благословив белорусского гостя, батюшка вспомнил о Елисаветинском монастыре, что под Минском. – Они большие благотворительницы, – заметил отец Арсений. – Мы у них много чего покупаем, а потом бесплатно раздаем. Мы торговлю полностью искоренили. – То есть как это искоренили? – не понял я. – В церкви искоренили. У нас все бесплатно, даром. Все, что вы видите: книги, иконы, свечи – можете взять себе даром. – За пожертвование? – Нет. Никаких ценников, никакой казуистики, что мы, мол, поставили ценник и это, дескать, примерная сумма пожертвования. Рядом стоит ящик – бросай, сколько хочешь. Никто не смотрит. – Но не приносит ли это финансовых проблем? – не перестаю удивляться я. – Нет. Господь открыл окна небесные и изливает на нас благословение до избытка. Мы сначала сделали книги и иконы бесплатными и увидели, что доход церкви увеличился. Люди откликнулись. – Мы должны избегать перекосов церковной жизни, накопившихся за синодальную и советскую эпохи, – подчеркивает отец Арсений. – Кроме того, половина прихожан у нас – безработные. Перебиваются кое-какими заработками, кто-то ездит на заработки в Испанию. – Ну и как же существует приход, если половина прихожан – безработные? Наверное, и пожертвований особых нет, – допытываюсь я.
Надо заметить, что десятину многие и так приносят, а церковный совет уже решает, что с ней делать. Помогаем голодным, нищим, бездомным, что-то делаем в церкви, покупаем литературу, покупаем или делаем сами из воска свечи. – Венчание и крещение у вас тоже бесплатно? – Естественно. Торговать таинствами – это кощунство, это хуже, чем симония. Когда вывешивают ценники на крещение, венчание – это ужас, это, по сути, торговля тем, что Церковь получила бесплатно, – заключил отец Арсений. Справка. Иеромонах Арсений (Соколов) родился в Костромской области. Детство и молодость его прошли в Сибири. Год учился в Рижском летно-техническом училище, затем служил в армии. После армии уверовал, принял святое крещение. Поступил в Томский университет (по специальности «История»), но ушел с четвертого курса, чтобы полностью посвятить свою жизнь Церкви. Принял монашество, поступил в Московскую духовную семинарию. Затем продолжал учебу в Московской духовной академии и Библейском институте в Риме. В 1992 году рукоположен в иеродиаконы, а в 1997 году – в иеромонахи. Свои диаконские и священнические послушания отец Арсений проходил в Красноярской епархии, неся миссионерское служение среди малочисленных народов Севера, а также среди заключенных. В 2001 году он получил назначение в Мадрид, а в 2003 году по решению Синода был переведен в Португалию. – Конечно, я бывал в Португалии и до своего официального назначения сюда, – говорит отец Арсений. – Первый раз приехал в Лиссабон 3 января 2002 года, никого не зная. Приехал и стал искать соотечественников. Встретился с российским консулом – тогда здесь нес консульскую службу Николай Аверьянович Санников. Он меня тепло принял. Потом я совершил небольшую экскурсию по городу и ночным поездом уехал обратно. Позже меня разыскали верующие из городка Алканена, это километров 70 к северу от Лиссабона. Я с ними встретился, отслужил молебен, провел беседу евангелизационного характера. Следует заметить, что в Лиссабоне уже существовал русский приход, юрисдикционно принадлежавший РПЦЗ. Своего священника у них не было, поэтому службы эпизодически совершал батюшка, приезжавший из Парижа. – И вот некоторые члены этого прихода решили, что настало время предпринимать усилия для открытия прихода Московского Патриархата, – рассказывает отец Арсений. – Ведь в португальской диаспоре нет политического противостояния: большинство приехало сюда в последние годы по сугубо экономическим мотивам. Люди искали связи с той Церковью, в которой они были до эмиграции, – с Московским Патриархатом. Летом 2003 года, на праздник Всех святых, архиепископ Корсунский Иннокентий провел учредительное собрание, в котором я тоже участвовал. Владыка благословил меня ежемесячно посещать и окормлять лиссабонский приход. Старостой прихода был назначен португалец Жуау Фонсека. Думаю, что его по праву можно назвать основателем лиссабонского прихода. Почти весь актив общины РПЦЗ перешел к нам. – Здание, в котором мы находимся, – продолжает отец Арсений, – это португальская церковь, капелла Боа Нова, ей 200 лет. В 1974 году она была закрыта и пустовала более 30 лет. Потом католическая епархия Лиссабона решила передать ее нам в пользование на условиях контракта, который мы ежегодно продлеваем. Капелла была в довольно неприглядном виде: стены снаружи и внутри покрыты плесенью, много насекомых. Мы провели капитальный ремонт, облагородили и вот теперь здесь служим. – А где вы проводили богослужения до того, как переехали в Боа Нову? – Где мы только не мыкались: и в разных католических храмах, и даже в универсаме! Здесь при одном большом гастрономе есть капелла, и там нам дважды приходилось проводить богослужение. Некоторое время служили в храме, который был нам предоставлен католическими монахинями.
– В Португалии более открытые католики, чем в Испании, – отметил отец Арсений. – Католиков мы рассматриваем как наших союзников, с которыми мы можем выступить единым фронтом в деле защиты общехристианских ценностей, в том числе ценностей семьи. Европа больна, семья разрушена. Европу, если она не вернется к своим христианским корням, не ждет ничего, кроме варварства. Воскресные литургии Всехсвятского прихода в Лиссабоне обычно посещает около ста человек. Помимо лиссабонского прихода, отец Арсений практически с нуля создавал общину в городе Порту. Он же первое время исполнял обязанности ее настоятеля. Сейчас в Порту свой настоятель – священник Павел Феоктистов, переведенный в Португалию из Бразилии. Богослужения в приходе святых новомучеников и исповедников Российских совершаются еженедельно. Иеромонах Арсений продолжает пастырское окормление православных на Азорских островах. – С Азорскими островами ситуация особая, – говорит отец Арсений. – Во-первых, они очень далеко: самый ближний отделяет от Лиссабона 1450 километров, а самый дальний – 2000. Во-вторых, острова разбросаны, причем лишь между тремя есть морское сообщение, ходят корабли, а на другие острова можно добраться только самолетом. Из девяти островов три имеют прямое сообщение с материком, на остальные надо добираться с пересадками. Поэтому на поездку уходит несколько дней; обычно бывает пять-шесть перелетов между континентом и островами. По крайней мере на семи островах есть православные христиане, главным образом россияне, работающие там по контракту. На Азоры приезжают музыканты из Москвы и Петербурга, океанологи. – Но православных христиан не так много, и они рассеяны: небольшая группа на одном острове, вторая группа на другом, – объясняет отец Арсений. – Собираться на один остров для регулярных богослужений они не смогут: у многих попросту не хватит на это денег. Поэтому я служу на разных островах. Пока получается выезжать нечасто – четыре-пять раз в году. Около половины прихожан Всехсвятского прихода в Лиссабоне – украинцы. Среди представителей других национальностей – русские, белорусы, молдаване, грузины. Есть православные португальцы. – Португальцы приходят к Православию по разным причинам, – замечает отец Арсений. – Есть у нас прихожанин Родион. Он португалец, а жена его русская. Они познакомились в Австралии, где Родион был по работе. Так вот, наша девушка поставила условие, что он должен стать православным, а иначе она не выйдет за него замуж. Может быть, Родион был не ахти каким католиком, но потом стал православным, и православным активным. Слава Господу, через жену и спасается. – Второй пример, – продолжает отец Арсений, – это молодой рабочий-электрик Петр (Педру). Родители, будучи коммунистами, его в детстве не крестили, решив, что он сам, когда вырастет, сделает выбор. И вот их сын вырос, стал искать смысл жизни и самостоятельно пришел к выводу, что Православная Церковь из всех Христианских Церквей наиболее верна апостольскому и древнехристианскому учению, сохранила в целости и сохранности древнехристианское предание. Педру стал активно интересоваться Православием, связался со мной по электронной почте. Я его пригласил на богослужение; он стал ходить. Через несколько месяцев мы его крестили в устье реки Тежу. Мы взрослых крестим в естественных водоемах и только полным погружением.
С Православием молодой офицер познакомился, когда жил во Франции. II Ватиканский Собор только укрепил его в намерении присоединиться к Православной Церкви. – Для нас, католиков, этот Собор был не очень радостным событием – заметил мой собеседник, имея в виду, прежде всего, неуклюжую попытку либерализации Католицизма. Многие, в их числе и молодой португалец, были возмущены практикой рассылки причастия по домам в обычных конвертах. Такое стало возможным «благодаря» решениям II Собора. – Мне говорили, что, принимая Православие, я перестаю быть португальцем. Неправда. Я по-прежнему остаюсь и чувствую себя португальцем, – подчеркнул инок Филипп. В иночество мой собеседник был пострижен архиепископом Иннокентием в 2004 году. – Инок Филипп для нас как старец, – заметил отец Арсений. – Мы к нему приходим за советом. Порту и Брага
Справка. В Португалии проживает шесть иерархов неканонической «православной церкви Португалии». Из канонических иерархов можно назвать только епископа Илариона (Рудника), викария митрополии Испании и Португалии Константинопольского Патриархата. В Порту поезд прибыл точно по расписанию. Владыка Иларион ждал меня у входа в вокзал. Епископ предложил проехать на набережную, и мы, сев в автобус, отправились через весь город к Атлантическому океану. Океан спокойно катил свои волны, а мне думалось о том, что там, за горизонтом, через тысячи километров морского пути, находится Америка. Мы стояли на краю Европы. Владыка пригласил отобедать в один из ресторанов неподалеку. Была среда, поэтому пришлось довольствоваться вегетарианской пиццей, апельсиновым соком и сладостями. Справка. Епископ Иларион родился в 1972 году в Львове (Украина). Окончил Киевскую духовную семинарию, богословский факультет Салоникского университета (Греция). В 1997 году рукоположен в диакона, в 2000 – в священника. Служил в США. В 2002 году направлен в Португалию – для организации прихода в Порту. В 2005 году назначен викарным епископом новосозданной митрополии Испании и Португалии Константинопольского Патриархата. Беседа с владыкой была мягкой и доброжелательной, но не очень долгой. На большинство моих вопросов епископ отвечал коротко, не пускаясь в длинные рассуждения. Так, говоря об отношениях с другими юрисдикциями, он подчеркнул, что «отношения нормальные. Очень хорошие отношения в Лиссабоне с болгарской общиной. У них долго не было священника, так они к нам ходили». – А зачем вообще создавалась митрополия? Ведь не так много на Пиренейском полуострове православных приходов, – интересуюсь я. – В основном на перспективу. Все-таки здесь много эмигрантов с Украины, да и из других стран. Да, украинских эмигрантов (главным образом, из западных регионов страны) в Португалии, действительно, немало. По некоторым оценкам – до 100 тысяч человек. Не единожды мне приходилось слышать на улицах португальских городов украинскую речь. – Наверное, значительный поток украинской миграции в Португалию связан с тем, что здесь легче добиться легализации. Все-таки украинцы – нация законопослушная, стараются иметь легальный статус, – подчеркнул владыка. – Эмиграция в основном молодая – от 25 до 45 лет. Люди покупают себе жилье, заводят детей. Значит, считают, что будущее в Португалии у них есть. В основном я, как викарный епископ, координирую приходы в Португалии. Их у нас семь: один греческий и шесть украинскоязычных. Два прихода в Лиссабоне, и по одному в Коимбре, Порту, Авейру, Виана-ду-Каштелу и Лагуше. Так как моя резиденция в Порту, то и служу в основном здесь. Богослужения совершаю на греческом, церковнославянском (в основном с украинским произношением), иногда использую румынский язык. Большинство прихожан – граждане Украины. Есть также грузины, русские, белорусы, молдаване, греки, болгары и португальцы. Человек 50–100 обычно приходит на богослужения. Летом меньше, зимой больше. К слову, в приходе во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Порту имеется частица его мощей. Сам святой считается покровителем города. – Есть, наверное, историческая связь между Порту и Константинополем, – говорит епископ Иларион. – Мощи святого Пантелеимона были привезены в Порту греками, бежавшими из Царьграда в 1453 году. Отвечая на мой вопрос о различии в служении на Западе и Востоке, владыка дипломатично заметил, что «в каждом месте есть свои плюсы и минусы. В другой стране другие проблемы, другие цели. У каждого свой крест. Архиерей сегодня здесь, завтра там». На прощание епископ Иларион проводил меня до вокзала и даже купил билет до города Брага – следующей цели моего путешествия. Денег за билет владыка с меня не взял. – Подарок белорусскому гостю, – добродушно заметил он. Я вошел в прохладную электричку и, заняв удобное место, поехал дальше – на северо-восток. Менее чем через час поезд прибыл на конечную станцию. В Браге заканчивалась небольшая ветка местной железной дороги. Немного удивил огромный, устремленный в высоту вокзал, довольно помпезный для провинциального города с населением в 115 тысяч человек. А может быть, величественный вокзал по-своему отражает ту роль, которую играла Брага в становлении христианства на португальской земле? Ведь именно здесь была основана первая в Португалии епископская кафедра. Епископ Брагский Василий (I век) стал первым португальским святым. Брага по справедливости считалась духовным сердцем страны, породив целую плеяду святых в эпоху неразделенной Церкви. Сегодня всего этого нет. В городе не найдешь ни одного православного храма. Православное население есть, но оно невелико и довольно разобщенное. Как рассказала мне Инесса Ельшина, жительница белорусского города Полоцка, ныне проживающая с мужем и двумя дочерьми в Браге, она мало с кем общается, так как видит среди эмигрантов своекорыстие и обман. По ее словам, иногда она посещает католический храм, не причащается, конечно же, но просто присутствует. – Изредка мы ездим на литургию в Лиссабон, – рассказала мне Инесса Константиновна. – Еще хотелось бы посетить русские церкви в Париже и на юге Франции. – А что мешает вам посещать богослужения в сравнительном близком Порту? – удивляюсь я. – Ездить в приход Константинопольского Патриархата я не хочу, – отвечает Ельшина. – Мне не хочется ходить ни в какие греческие, ни в какие украинские церкви. А русского прихода как такового в Порту нет. Пожалуй, моя собеседница несколько драматизирует ситуацию. Русский приход в Порту существует с 2003 года. Другое дело, что литургии в нем служились не чаще одного раза в месяц – так было и тогда, когда я беседовал с Инессой Константиновной. Но сейчас, когда литургии совершаются еженедельно, никто, наверное, не скажет, что русского прихода в Порту нет. Живя на краю Европы, будучи оторванным от родины, от привычных церквей и любимого для сердца богослужения, православный человек нередко ищет любую возможность помолиться на службе, пусть даже «греческой» или «украинской» или совершаемой раз в месяц. Потому что иначе с сокрушением начинает болеть сердце, многие недели не слышавшее столь желанное «со страхом Божиим и верою приступите». К счастью, эти слова, причем на разных языках, звучат на земле Васко да Гамы все чаще и чаще. И список португальских городов, где они слышны, не перестает расти и умножаться.
Сергей Мудров
30.08.2008
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |