Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Русские традиции / ПРАЗДНИКИ / Юбилей открытки. Из истории пасхальных открыток. Вадим Кустов

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Юбилей открытки
Из истории пасхальных открыток


Среди памятных дат Года истории в России есть один юбилей, с которым все мы так или иначе связаны. Во всяком случае изобретением, которое в этом году отметило своё 140-летие, мы до сих пор пользуемся, не смотря на то, что в век информационных технологий, нет-нет, да раздаются разговоры, что его вытеснит один из электронных аналогов. Но пока оно так же любимо, как и изобретение Гуттенберга и особенно накануне праздников у прилавка с открытками бывает довольно тесно.  
    
На Новый 1872 год в Российской Империи почтовое ведомство ввело новый вид почтового сообщения – открытое письмо. Сначала оно представляло собой небольшой зеленоватый лист бумаги, но вскоре на нём появились рисунки, видовые изображения городов, и оно превратилось в хорошо всем нам знакомую открытку.

Предыстория пасхальной открытки началась значительно раньше. В нач. XIX в. для пасхальных поздравлений выпускались большие поздравительные листы, украшенные золотым тиснением, аппликацией и вышивкой. Одна сторона предназначалась для адреса, на другой - писали пасхальные поздравления. 
   
В 1894 г. была отменена государственная монополия на издание открытых писем. Но поздравительные открытки привозились из Европы. В 1896 г. было основано издательство Евгеньевской общины сестёр милосердия, одним из первых её изданий был конверт с пасхальным рисунком. Первая поздравительная открытка была выпущена по заказу Общины Святой Евгении Красного Креста к Пасхе 1897г. Её автором был художник Николай Каразин. Так 115 лет тому назад появилась первая отечественная пасхальная открытка. На следующий год их выпускали уже в провинции.
     
Печатали их различные издательства, фотоателье,  издатели периодики. С ними сотрудничали художники, в основном это были безвестные ремесленники. Но эскизами к «поздравишкам» не гнушались и известные художники: Бакст, Г. Нарбут, Васнецов, Билибин, Бенца, Беренштам, Добужинский, Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Кустодиев, Маковский, Лансере, Рерих, Репин. Как правило, они подписывались внизу своих произведений. Некоторые открытки имели небольшие поздравления или четверостишия известных поэтов. Особенно пользовались популярностью открытки художницы Елизаветы Бём, которая сотрудничала с Общиной Святой Евгении. Открытки её детской серии сразу узнаваемы. В  художественном жанре почтовой миниатюры, создав целые пасхальные серии, потрудились: Соломко, Зворыкин, Гермашев. В этом творчестве принимали участие даже царские особы. Обладая незаурядными художественными способностями, Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, делала рисунки к «поздравишкам».
       
Послужили «поздравишки» и делу благотворительности. Одним из крупных заказчиков была община св. Евгении, имевшая своё издательство, с   которым сотрудничали многие известные художники. Учрежденное с благотворительной целью, оно ставило перед собой задачи – дать средства на содержание больничных учреждений, курсов сестер милосердия, убежищ для престарелых сестер и сделать достоянием интересующихся искусством  и историей материальной культуры предметы исключительной редкости. Издательство встретило поддержку со стороны многих художников того времени, в частности представителей группы «Мир искусства». С 1902 г. руководителем издательства и редактором стал А.Н. Бенуа. Многие годы Община св. Евгении издавала серии открытых писем. С 1896 по 1920 года их было выпущено около 7 тысяч тиражами до 10 тысяч экземпляров. Качество и художественные достоинства этих открыток резко выделялись среди других. Их смело можно назвать шедеврами русского печатного искусства. Выпускали их и другие благотворительные общества. На обратной стороне открытки указывалось, в пользу какого благотворительного общества была издана «поздравишка». Доходы от продажи шли на дела благотворительности и милосердия.

В начале XX в. спрос на «поздравишки» становится все больше, что даже столичные предприятия не справлялись с заказами, и их по эскизам русских художников стали издавать за границей в Германии, Стокгольме, Париже, А также издательство европейских стран поставляли свои открытки для России. Они отражали бытовую сторону религиозной жизни, но в то же время стали явлением массовой культуры, что сказывалось  не только в тиражах, но и сюжетах.


    
«Поздравишки» как оригинальный художественный жанр имели свое лицо. Их сюжеты в основном складывались из символики праздников, которым они были посвящены, другие являлись иллюстрацией праздника в городе, деревне или быту. Сюжеты «поздравишки» были рассчитаны на разные вкусы и социальные слои населения, они удовлетворяли спрос от царского двора до российской глубинки, где так же выпускали «поздравишки», которые изображали в своих сюжетах местные виды провинциальной России. По сути, они отображали богатый традициями русский христианский быт. Можно сказать, что сложился своеобразный канон «поздравишки»: она должна быть высокохудожественной и в тоже время простой, яркой, веселой, как сам праздник.
 
 
 
Тематические сюжеты отражали символы и атрибуты праздников, которым они были посвящены. Сюжеты пасхальных «поздравишек» отражали символику христианского праздника. На открытках изображались пасхальные яйца, цветы, дети, птицы и звери. Среди сюжетов открыток преобладали верба, ягнёнок, цыплята с курочками и пасхальный заяц.
 
 
 
Сюжеты импортируемых из Европы открыток тоже не были такими уж чуждыми для менталитета крестьянской России. За исключением любовных парочек своего рода гламура нач. ХХ века, мало имевшего отношения к самому празднику и русским благочестивым обычаям. Появление курочек, петушков и многочисленных цыплят, которых зачастую можно увидеть в разных весёлых сценках, связано с пасхальным яйцом. И на открытках они не несли символического смысла. И если вспомнить извечный вопрос философии, что появилось первым курица или яйцо? То на пасхальных открытках он решался просто и однозначно в пользу яйца, причём не простого, но и не золотого, а  Пасхального.



На отечественных открытках можно было увидеть теремные забавы допетровской Руси, пасхальную трапезу с куличами и пасхой и христосующихся детей или катающих крашенные яйца, пасхальные гуляния на площадях Петербурга.  Возвращение от заутрени в деревне или от Казанского собора. То, как в праздники преображались улицы Петербурга. В пасхальную ночь, кроме обычной иллюминации, зажигались факелы на Исаакиевском соборе, они размещались по  углам собора. А на площади перед собором стояли столы для освящения, уставленные яйцами, куличами и пасхами. Так по открыткам можно восстановить облик пасхальной столицы и получить представления о пасхальных традициях.

Открытки, чутко реагирующие и отражающие в своих сюжетах  происходившие социальные и исторические события, являлись своего рода исторической летописью. Так с началом Первой мировой войны это сразу же нашло своё отражение в открытках, стала преобладать военная тематика.
 
 
 
Наряду с патриотическими сюжетами, как празднование праздника на фронте, собирания подарков для воинов и сценами милосердия, где можно было увидеть изображение не только сестёр милосердия, но и в этом образе императрицу Марию Фёдоровну и цесаревича Алексея, раздающих подарки в госпитале или одаривающего пасхальными яйцами солдат царя Николая II. Эти реальные исторические события, которые можно было увидеть на фотографиях в журналах того времени.
 
 
 
В открытках периода Первой мировой войны можно увидеть вольности, не отвечающие религиозному содержанию праздника. Сказывалось послабление цензурных требований. Так в апреле 1917 г. на Пасху выпущена уже была открытка с таким сюжетом: на фоне восходящего солнца и надписью «Христос Воскресе» по обе стороны пасхального яйца стоят солдат и рабочий, а надпись на пасхальном яйце  прославляла уже не Воскресение Христа: «Да здравствует республика!» На другой открытке рабочий разбивает молотом пасхальное яйцо.

 В 20-е гг. поздравишки вместе с другими, как их считали, буржуазными и религиозными  пережитками были отправлены на свалку истории. 
 
В  период  20-40 гг. использовали трофейные немецкие, финские и эстонские открытки и других европейских стран или сохранившиеся  в семейных архивах «поздравишки». Хотя религиозные традиции на государственном уровне уничтожались и преследовались, тем не менее оставались действующие храмы и верующие. Как раз именно на уровне семейных традиций и сохранялась культура повседневности, связанная с праздниками. Семейные архивы хранили старые открытки.
 
 
 
 
 
Обратимся к обратной стороне открытки с точки зрения эпистолярного жанра. Выросшее поколение, воспитанное в отнюдь не религиозной традиции, в  условиях отсутствия соответствующих советских открыток использовало семейное наследие. В ход шли «поздравишки» или универсальные открытки с изображением цветов, подходящие на все случаи жизни. На большинстве их сохранился текст прежних поздравлений. Как правило, его просто перечёркивали, а так же заклеивали бумагой, или соскабливали и писали поздравления «С новым годом», «С днём рождения» или поздравляли с советскими праздниками. Интересно отметить ещё одну закономерность - нередко присовокуплялся текст, связанный с другой дореволюционной традицией, взятый из гимназических девичьих альбомов, которая сохранялась вплоть до 50 гг. Так же их просто раздаривали обычно школьники с наиболее часто встречающейся надписью: «На память от подруги»,  «Вале от Гали», «Помни или не забывай. Лёля»
 
Традиция открыток практически не возобновилась в русском зарубежье. Небольшая коллекция хранится в фондах РНБ. В 1950-60-х гг. парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле  издавали поздравительные открытки, изображающие обычные пасхальные кушанья или воспроизводя ностальгические сцены светлого праздника  бывшей России. В 20-е годы известная издательница открыток Ольга Дьякова продолжила выпускать поздравишки в Берлине. В нач. ХХ в. она предпочитала размещать свои заказы именно в берлинских издательствах. Известно только четыре пасхальных и несколько репродукций на пасхальную тему, да и те без характерного пасхального приветствия. В Югославии и  Дании были выпущены открытки великой княгини Ольги Александровны. Одним из центров изготовления и распространения открыток в более поздний период стал Париж, где изготавливались открытки штучной работы. За кисть подчас брались, как и раньше, ремесленники, люди, не являющиеся профессиональными художниками, но в отличие от начала века история сохранила некоторые имена. Одним из таких жанровых мастеров стал Константин Николаевич Подушкин, бывший офицер. Оказавшись в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, он успешно занимался открыточным делом. Другой известный представитель этого жанра — архимандрит Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле Киприан (Пыжов). Пожалуй, он внёс наибольший вклад. В 50-60 гг. он сделал 78 рисунков для открыток и для складных карточек.
 
В Советском Союзе до войны издание поздравительных открыток не имело успеха, даже к новым государственным праздникам. С возобновлением празднования Нового Года в 1938 – 1939 годах были выпущены первые новогодние советские открытки. Более массовое их издание началось во время ВОВ к Новому 1942 году. 
 
 
Строчки этого пасхального поздравления, написанные на «поздравишке» нач. ХХ в., по прошествии 70 лет, возвращают нас к событиям  блокадной Пасхи.


 
С 1953 г. начался массовый выпуск новогодних и других поздравительных открыток.   Наряду с официальной существовала массовая не подцензурная народная открытка. В 50-60 гг. в формате фотографии делали фотооткрытки, которые представляли собой коллаж. Выпускали их артели инвалидов и распространяли на курортах, вокзалах и поездах. В этом своеобразном изобразительном самиздате причудливо переплеталась и трансформировалась традиция «поздравишек», ностальгии с примесью советских представлений и вкуса. Среди этой продукции были и пасхальные открытки. Образцы брались с европейских трофейных открыток, привезенных с полей ВОВ, и хранившихся в семейных архивах дореволюционных «поздравишек». 

Если можно говорить о преемственности рождественских и новогодних открыток, то традиция пасхальных открыток прервалась на 60 лет, их стали выпускаться только в конце прошлого века, очень редко попадаются открытки с пасхальными поздравлениями.   
 
 
 

    
В 70-е годы для поздравлений использовали фотографии икон на обороте, на котором писали пасхальные поздравления. А один из символов праздника - верба - из сюжета «поздравишек» перешёл на открытки, посвящённые уже празднику советской эпохи 8 Марта, цыплята перешли на открытки «С днём рождения» и зашагали в школу 1 сентября. Но и среди них можно обнаружить интересные сюжеты, открытки, выполненные в пасхальной иконографии.
 
 
 
 
 
 
Открытка «С днём рождения» выполнена в традиционной стилистике пасхальной открытки. Это традиционный и очень распространённый сюжет для «поздравишек», вылупившийся из яйца цыплёнок, усиливает сходство иконографии красный фон открытки, цвет который в православной символике связан с Пасхой. 
 
На рубеже 80-х и 90-х гг. стали снова выпускать открытки, посвящённые православным праздникам. Пасхальная открытка, выпущенная издательством «Планета», «Христос Воскресе» была издана в Москве МКХ в 1926 г. Это переиздание открытки советского периода, когда дореволюционные издания были уже закрыты, а их склады опустошены. Но в период НЭПа такие издания могли ещё появиться, так их выпускало ленинградское издательство «Графическое Дело». 

 
 
В начале 90-х гг. печатались переиздания «поздравишек», не всегда в хорошем полиграфическом исполнении, уступавшие по качеству оригиналу. Возрождение пасхальных открыток началось с курьёза. В 1990 г., когда на паре карточек герб первого в мире пролетарского (добавим — ещё и богоборческого) государства СССР мирно соседствовал с пасхальными поздравлениями». С  1991 г. начинается переиздание «поздравишек», причём ещё  не частными  коммерческими издательствами, а советскими государственными, как указано на обороте открыток. Таким образом, история с изданием «поздравишек» повторилась, причём в отличие от дореволюционной традиции к коммерческим,  сменившим государственные издательства, подключилось официальное, представляющее Русскую Православную Церковь Художественно-производственное предприятие «Софрино» и открытки соответственно стали продаваться в церковных лавках.  Но со временем они стали  находить  свои сюжеты, обретать своё своеобразие, продолжая и развивая прерванную традицию. Тем самым возродилось их первоначальное предназначение, как принадлежность к христианским  праздникам. Но их можно купить преимущественно в церковных лавках.

Отрадно, что сейчас снова возродилась эта традиция нашей православной культуры. Один из атрибутов христианских праздников опять входит в нашу духовную жизнь. Пасхальная открытка как неотъемлемый символ светлой Пасхи возвратилась в нашу жизнь. Продолжается традиция – продолжается жизнь. Пасха – это праздник Воскресения, символ вечной жизни. Сейчас, как в старые добрые времена, разлетаются пасхальные открытки, словно весенние птицы по всей святой Руси, неся пасхальную радость: «Христос Воскресе!».

Вадим Кустов
иллюстрации из собрания автора
Прислано автором 2 мая 2012 г.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com