Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Монархия и монархи / ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ (1613-1917) / Российские императоры и Оружейная палата. Юбилейная выставка в Московском Кремле. Марина Павлович

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Российские императоры и Оружейная палата.
Юбилейная выставка в Московском Кремле
 
Неизвестный художник. Портрет императора Александра I. Вторая четверть XIX века. Х.. м. 168х119. Музеи Московского Кремля. Оружейная палата. Москва. 
 
В марте–октябре 2006 года в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» работала выставка «Российские императоры и Оружейная палата», приуроченная к 200-летию кремлевского музея. Впервые история Оружейной палаты рассматривалась в тесной взаимосвязи с судьбой правителей Российского государства, сыгравших огромную роль в ее эволюции от царской сокровищницы до придворного музея и «святилища славы наших предков».

10 марта 2006 года Оружейная палата торжественно отметила 200 лет своей музейной истории. Двести лет назад императором Александром I был подписан указ об утверждении «Правил управления и сохранения в целости Мастерской и Оружейной палаты ценностей», сделавший их доступными для широкой публики и завершивший процесс образования музея, начавшийся еще в XVIII веке. К этому славному юбилею приурочена выставка «Российские императоры и Оружейная палата», открывшаяся в Кремле 11 марта. Тематика выставки во многом является новаторской. На языке экспонатов история Оружейной палаты за почти двухсотлетний период (1721–1917) впервые представлена как история придворного музея, зарождение, образование, развитие и комплектование которого неразрывно связаны с судьбами российских монархов от Петра I до Николая II, их личными качествами, желаниями и волеизъявлениями, продиктованными порой политической целесообразностью, а порой и настроениями, господствовавшими в обществе.

В силу самого своего местоположения в центре Москвы, в Кремле, Оружейная палата, во многом разделяя судьбу собраний регалий и ценностей при дворах европейских правителей, не могла не приковывать к себе пристального внимания монархов. Здесь хранились государственные регалии и предметы парадного церемониала, традиционно использовавшиеся в важнейших событиях в судьбе России – венчаниях на царство, свадебных обрядах самодержцев и посольских приемах. Несмотря на перенос в 1712 году столицы в Санкт-Петербург, Москва не утратила полностью своего значения, получив титул Древней или Второй столицы. Ее Кремль продолжал играть почетную роль духовного центра и места, где свершались коронационные церемонии российских самодержцев, а кремлевские сокровищницы становились местом хранения не только прежних, исконных символов власти, но и предметов церемонии коронации, атрибутов имперской государственности. С обретением палатой музейного статуса ее тесная связь с правящим домом Романовых определялась и новой главной задачей – прославлением российского самодержавия и самого государства Российского на примере свидетельств славы наших предков. Именно в таком качестве – как хранилище отечественных древностей, памятников величия Отечества – воспринималась Оружейная палата представителями власти, а ее бесценные сокровища и реликвии становились образцом для подражания и источником вдохновения для представителей самых различных направлений искусства – живописи, графики, скульптуры, ювелирного дела.

На двух экспозиционных площадках – в выставочном зале Успенской звонницы и в недавно отреставрированной Одностолпной палате Патриаршего дворца – перед нами предстает последовательный рассказ о преобразовании кремлевских сокровищниц и мастерских в национальный музей на протяжении XVIII столетия и об эволюции этого музея при участии российских монархов на протяжении всего имперского периода. Выставка построена по хронологическому принципу – по периодам правления, в рамках каждого из которых освещены наиболее значимые события в истории Оружейной палаты, непосредственно связанные с инициативами или личным участием того или иного монарха: изменение статуса учреждения, использование предметов во время придворных церемоний, сохранение прежних и комплектование новых коллекций, строительство специальных музейных зданий, создание и совершенствование экспозиции, выставочная деятельность. Таким образом, предметы образуют несколько отдельных комплексов, объединенных общей тематикой, при этом часть коллекций демонстрируется впервые.

В группе произведений, связанных с каждым конкретным правителем, почетное место занимают их портреты, образующие уникальную картинную галерею. Именно парадные портреты и живописные полотна на исторические сюжеты в экспозиции Оружейной палаты XIX – начала XX столетия являлись одними из основных элементов оформления музейных залов, с помощью которых реализовывалась программа прославления величия правящей династии. Портреты монархов представляет и значительная коллекция медалей, прежде всего коронационных. Их чеканка в России впервые была осуществлена в 1724 году, к чину священного коронования Екатерины I, когда проведенная по европейскому образцу и подобию церемония потребовала немало новшеств. Портретную линию продолжает и нумизматическая коллекция, комплектование которой в Оружейной палате началось в XVIII веке, а с 1898 года по высочайшему указу последнего российского императора Санкт-Петербургский монетный двор направлял в Московский Кремль все выпускавшиеся монеты. Выбитый на монете профиль монарха являлся гарантом ее подлинности, верности веса и пробы металла, а также своеобразным свидетельством экономической мощи государства.

Особого внимания заслуживают коронационные одежды самодержцев, а также предметы, использовавшиеся в коронационных и иных торжественных церемониях. В качестве новых символов власти, созданных именно в имперский период, на выставке представлены короны Екатерины I и Анны Иоанновны, государственный меч, государственное знамя, часть коронационного балдахина, созданного специально к церемонии вступления на престол императора Петра II. Оружейная палата Московского Кремля обладает богатейшей коллекцией коронационных костюмов венценосных правителей, начало комплектования которой было положено при Петре I. После коронации его супруги, Екатерины I, в сокровищницу поступил ее наряд, использовавшийся при торжественной церемонии. Кстати, по высочайшему указу этой императрицы Оружейная и Мастерская палаты, Казенный приказ и Конюшенная казна в январе 1727 года были объединены в единую Мастерскую и Оружейную палату, что послужило началом превращения кремлевских сокровищниц в придворный музей. На выставке находятся камзол от коронационного костюма императора Петра II, коронационные мундиры Павла I и Николая I, коронационная мантия императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II.

К предметам, связанным с торжественными церемониями, можно отнести и серебряное блюдо «Коронация Екатерины I», предположительно работы московского мастера Николая Федорова. Этот уникальный памятник ювелирного искусства является единственным дошедшим до нас изображением первой в истории России коронации императрицы, выполненным в серебре. На блюде изображен момент возложения Петром I императорской короны на супругу во время церемонии, состоявшейся в Успенском соборе Кремля 7 мая 1724 года. Представлены на выставке и предметы, участвовавшие в погребальных, или так называемых печальных, церемониях. Это часть конских уборов, выдававшихся из палаты в Санкт-Петербург к погребению Петра I и погребальные короны императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, впервые выставленные на обозрение посетителей.

Немало в экспозиции личных предметов и наград императоров, среди которых Мальтийская корона и крест-медальон Мальтийского ордена Павла I и кабинетные вещи Александра I, разнообразные табакерки, медальоны и ювелирные украшения.

Определенным свидетельством мощи и военного триумфа России являются предметы вооружения, знамена и памятники мемориального характера, поступавшие на хранение в Оружейную палату в XVIII – XIX веках, а также коллекции личного холодного и огнестрельного оружия венценосных правителей. Прежде всего, это захваченные в Полтавской битве трофеи, переданные в кремлевскую сокровищницу по воле Петра I, и огромное собрание оружия Рюсткамеры, поступившее в 1810 году благодаря стараниям главноначальствующего палаты и Экспедиции кремлевского строения П.С. Валуева по указу Александра I, знамя князя Дмитрия Пожарского и многие другие экспонаты. Представлены на выставке и фотографии российских самодержцев. Отдельные группы предметов посвящены основным событиям, происходившим в жизни музея в правление каждого монарха, по его воле или при личном участии, а также руководителям палаты. Здесь заслуживает упоминания выполненный нюрнбергским мастером Иеремией Риттером серебряный кубок, принадлежавший видному вельможе, боярину и князю Петру Ивановичу Прозоровскому, пользовавшемуся особым доверием Петра I и его отца, царя Алексея Михайловича.

П.И. Прозоровский в 1711–1720 годах возглавлял ведущие кремлевские сокровищницы – Мастерскую палату и Казенный приказ. По существующей легенде, именно этим кубком он был пожалован за то, что в годы Северной войны вопреки монаршему указу не отдал в переплавку, а сохранил доверенные ему исторические ценности, изыскав на военные нужды страны другие средства. На мишени, укрепленной на оборотной стороне основания кубка, сохранилась гравированная надпись о его принадлежности Прозоровскому, крышку венчает двуглавый орел, на груди которого в фигурном щитке с одной стороны гравирован поясной портрет молодого Петра I, а с другой – изображение святого Георгия Победоносца.

Рассказывают материалы выставки и о нереализованном проекте музеефикации Оружейной палаты середины 1750-х годов, разработанном коллежским советником А.М. Аргамаковым, направленным в палату согласно Сенатскому указу, продиктованному желанием императрицы Елизаветы Петровны реорганизовать систему управления в государстве. Надо сказать, что после коронации этой властительницы Грановитая палата с выставленными в ней предметами, участвовавшими в церемониальных торжествах, на две недели была открыта на обозрение широкой публике. Таким образом, кремлевские сокровища впервые были выставлены для осмотра «любопытствующим», которых набралось более ста тысяч человек.

После ознакомления с документами и состоянием дел в палате Аргамаков составил так называемые пункты, в которых предлагал построить для лучшего хранения сокровищ специальное здание – галерею, издать каталог древних ценностей и назначить один день в неделю для их показа желающим «к их удовольствию». Согласно этому документу, палата превращалась в публичный музей. Аргамакову удалось привлечь внимание властных структур к проблемам палаты, строительство галереи было поручено архитектору Д.В. Ухтомскому, началась работа по составлению описей и рисунков для каталога. Однако коллежский советник вскоре умер, а строившаяся более десяти лет галерея была снесена по приказу новой императрицы Екатерины II под строительство кремлевского двора по проекту архитектора В.И. Баженова. Однако сохранившийся «План и фасад вновь строящейся Мастерской и Оружейной палаты», составленный Д.В. Ухтомским, дает представление об этом здании.

Не случайно на выставке экспонируется и миниатюрный портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического. Светлейший князь 16 лет возглавлял Мастерскую и Оружейную контору, как называлось учреждение в то время. В период его руководства в палате заметно активизировалась работа по учету сокровищ и появились первые экскурсоводы – работники, способные рассказать знатной публике о хранящихся исторических реликвиях и драгоценных предметах.

Почетное место на выставке занимает один из томов Полного собрания законов Российской империи за 1806–1807 годы, на его страницах опубликован знаменитый указ от 10 марта 1806 года. Огромная роль в принятии данного документа принадлежит Петру Степановичу Валуеву, по воле императора Александра I возглавившему Экспедицию кремлевского строения. Он неоднократно обращался к монарху со своими проектами реорганизации сокровищницы, находившейся тогда в довольно плачевном состоянии. После смерти ее прежнего руководителя П.Н. Кожина в 1805 году в подчинение Валуеву была отдана и палата. Вскоре Петр Степанович разработал упоминавшиеся нами «Правила…», согласно которым учреждение обрело музейный статус. Благодаря невероятно активной деятельности Валуева в 1810 году по проекту архитектора И.В. Еготова для музея было построено специальное здание, находившее у Троицких ворот Кремля. К сожалению, его снесли при строительстве Дворца съездов в 1960 году, однако сохранился альбом с акварелью «Вид на старое здание Оружейной палаты в Московском Кремле», где оно запечатлено художником и архитектором П.А. Герасимовым (?). На выставке можно познакомиться и с первым опубликованным каталогом российского музея отечественных древностей и исторических реликвий, составленным Почетным членом Мастерской и Оружейной палаты, сотрудником архива Коллегии иностранных дел, статским советником А.Ф. Малиновским.

Нашло свое отражение на выставке и целенаправленное комплектование музейных коллекций предметами, имеющими не только материальную, но прежде всего художественную и историческую ценность, причем многие поступления связаны с актами личной воли монархов. Время правления императора Николая I стало для страны периодом роста патриотических настроений и интереса к собственной истории в российском обществе. В эти годы палата значительно пополнилась ценными предметами, часть из которых носила мемориальный характер. В 1834 году поступило знамя Ермака Тимофеевича. В 1840-х годах в результате археологических экспедиций в кремлевский музей были переданы древние предметы из знаменитого рязанского клада, часть из них – бармы и колт конца XII – начала XIII века представлены на выставке. В 1843 году по Высочайшему повелению в палату была передана подлинная трость Петра I, поднесенная московским купцом И. Родионовым, в 1849 году по личному распоряжению Николая I из кунсткамеры был передан жезл шведского короля Карла XII, пополнивший группу трофеев Полтавской баталии.

Способствовал Николай I и поступлению в кремлевский музей предметов из частных коллекций П.Ф. Коробанова и М.П. Погодина, представлявших значительную историческую ценность. Надо сказать, что Оружейная палата ощущала патронаж Николая I и в других сферах своей деятельности. В 1841 году по воле императора были начаты работы над многотомником «Древности российского государства», огромную роль в создании которого принадлежит художнику и знатоку отечественных древностей Ф.Г. Солнцеву*. Три из пяти томов издания посвящены Оружейной палате, автором текста к ним стал помощник директора, а позднее и директор палаты историк, археолог и писатель А.Ф. Вельтман. Николаю I принадлежит и идея сооружения нового здания музея, объединенного с Большим Кремлевским дворцом, по проекту архитектора К.А. Тона. Строительство новой Оружейной палаты завершилось в 1851 году. В этом здании музей располагается и в настоящее время. На его втором этаже размещались Бронный, Оружейный, Трофейный, Коронный (Тронный) и Серебряный залы, на первом этаже – Модельный, Портретный, Бытовой (или Образная) и Каретный залы.

Об облике экспозиции придворного музея и ее эволюции на протяжении XIX – начала XX веков рассказывают дошедшие до наших дней акварели и фотографии, а также планы залов и проекты витрин. Представлена на выставке и бронзовая витрина, выполненная во второй половине прошлого столетия для показа серебряной скульптурной группы. В августе 1856 года по воле нового императора Александра II в Коронном зале палаты произошла церемония освящения государственного знамени, изготовленного к его коронации, а по завершении торжеств в музей поступили коронационные костюмы и мантии императора и императрицы. Нередко по распоряжению этого монарха сюда передавались целые коллекции. В период правления Александра II Оружейная палата начала активно участвовать в международных и российских выставках, крупнейшими из которых стали Парижская выставка 1867 года и Политехническая выставка 1872 году, которым посвящен целый комплекс фотографий и других экспонатов. В 1860 году вышел в свет каталог кремлевского собрания, созданный А.Ф. Вельтманом, а чуть ранее начались работы по созданию новой научной описи Оружейной палаты. Первая часть описи «Царская образная и древний царский чин» была представлена монарху и получила его одобрение в августе 1859 года. Немало внимания кремлевскому музею уделялось и императором Александром III. Так, им лично были приобретены серебряные изделия в ювелирном магазине М.Г. и С.Г. Грачевых, которые в 1883 году поступили в Оружейную палату.

Каждый экспонат выставки по-своему уникален и имеет собственную историю. Довольно сказать, что их более трехсот, и такое количество предметов, участвующих в одном проекте, является большой редкостью. Наряду с собранием из Музеев Кремля в состав выставки включены произведения искусства и документы из Российского государственного архива древних актов, Государственного исторического музея. Из Музея Виктории и Альберта (Лондон) на выставку прибыл ряд предметов из коронных ценностей, хранившихся ранее в Оружейной палате и проданных из нее на аукционе Кристи в 1927 году. В их числе брошь в виде букета цветов из бриллиантов и рубинов, принадлежавшая Екатерине II, а также броши-банты и украшения для костюма, заказанные этой императрицей в 1764 году.

Впервые экспонирующаяся Книга записи посетителей Оружейной палаты за период с 21 августа 1861 года по 16 июня 1917 года – яркое свидетельство огромного интереса граждан к истории своего Отечества, наглядно представленной в залах кремлевского музея.

* См.: Ирина Богатская. Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева // Русское искусство. 1/2005. С. 58–65.
 
Марина Павлович

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com