Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Монархия и монархи / ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894) / Императрица Мария Федоровна - Николаю II: "Прощай, мой милый. Твоя мама". Элла Максимова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЕДОРОВНА - НИКОЛАЮ II:
"ПРОЩАЙ, МОЙ МИЛЫЙ. ТВОЯ МАМА"
 
Мария Федоровна на палубе императорской яхты "Полярная звезда" (начало 1900-х) В будущем году точно тем же путем - морем, через Кронштадт и Петергоф, каким 140 лет назад принцесса Дагмар, дочь короля Дании, плыла в Россию на свадьбу с цесаревичем Александром, - ее останки будут доставлены в Санкт-Петербург, где упокоятся рядом с могилой мужа. Он стал императором, а она, цесаревна, - императрицей в 1883 году, через два года траура, после убийства народовольцами Александра II. Перед венцом она приняла православие и была наречена Марией Федоровной. У нее родилось шестеро детей. Первенец - Ники, Николай II.

1865 год.

Анна Тютчева, дочь поэта, фрейлина, - из Ниццы сестре о последних днях жизни Николая, наследника российского престола, жениха Дагмар.

Борьба между смертью, жизнью и молодостью была ужасна. Мы все там были. В головах стояла Государыня, у ног - Государь, с одной стороны Великий Князь Александр, а с другой - крошка-принцесса, они держали руки умирающего. Пытались увести прочь бедное дитя, но она отвечала с удивительной твердостью: «Нет, ничто меня не заставит уйти, он меня узнает, он мне улыбается». До часу ночи Дагмар вытирала черную слюну из его рта... Говорят, после помолвки она и спала с его письмами под подушкой. Вчера Дагмар крестилась русским крестом... Я не могу выразить чувство сострадания ей. Даль родины, великолепная весна, неделя радостной Пасхи и эти отвергнутые пламенные всеобщие молитвы. Больше не чувствуешь Божьего милосердия, а только Его страшный, ужасный гнев.

1869 год.

Кристиан IX, король Дании, - дочери

Моя родная Минни (домашнее имя Дагмар. - Э.М.)! Камергер Зик едет вечером в Петербург по требованию председателя Правления Русско-датского телеграфного общества статского советника Титгена для переговоров от его имени с директором русского телеграфа. Поскольку дело объемистое, посылаю Тебе письмо Титгена, чтобы Ты могла передать содержание дорогому Саше и попросить его протекции, дабы ускорить дело, которое застопорилось...

1877 год.

Наследник престола цесаревич Александр - жене с русско-турецкого фронта, письма написаны по-русски

...поручил мне командование 3-мя корпусами... Я уверен, что, как ни грустно расставаться, ты радуешься за меня, этому случаю идти мне в настоящее дело. Скажи Ники и Георгию, чтобы молились за меня: молитвы детей всегда приносят счастье родителям... От души обнимаю тебя. Твой верный друг Саша.

Раненые все в постелях, и всем уже сделана перевязка. Несмотря на то, что не было еще суток, что их привезли, и в госпитале только 2 доктора и 4 сестры милосердия из Одессы. Ни одного человека не было, который бы жаловался или стонал, и если бы не кровь на постелях и белье... Один уже умер и другой при нас умирал с разбитой головой, мозг вытекал наружу. Ну, что за народ, что за молодцы!

Иногда отчаяние берет: скоро ли мы увидимся и увидимся ли еще?! Невыносимо тяжело, что мы опять потеряли такую массу людей. Грустно, что дело под Плевной затягивается.

Лагерь у села Павло в Болгарии... Наш отряд назначен для защиты пока переправы левого фланга нашей армии, и, если нас не сменят, то наша роль будет незавидная, но что делать, приказано, так исполняй.
Вообрази, что эта скотина Н. Адлер получил Георгиевский крест за Шипку, хотя ничего особенного там не сделал. Миша ранен и контужен под Плевной. Отдавая полную справедливость его храбрости и лихости, все-таки считаю его, как человека, дрянью.

Куртка из замши, к сожалению, так хорошо сшита, что я даже руки не мог просунуть в рукава. Почему не заказали моему портному, у которого все мои мерки? Досадно, шубка пригодилась бы мне здесь.
Вообще не время ездить по театрам в такое скорбное для России время. Если ты хочешь мне сделать огромное удовольствие и если тебе это не слишком тяжело, не езди...

Причины нет, чтобы эта война кончилась бы скоро. Если бы мы вели ее против одних турок, но ведем ее против почти всей Европы... Без Англии Турция давно бы была разорена -- она ведет всю кампанию на английские деньги, их оружием, зарядами и снарядами. Эта подлейшая Англия, не объявляя нам открыто войну, а напротив, объявивши нейтралитет... что может быть мерзее!

1881 год.

Мария Федоровна - королеве Луизе в Данию об убийстве Александра II

Моя милая благословенная Мама! Можно ли поверить, что весь этот ужас - правда!.. Бедный, ни в чем неповинный Император (Александр II. - Э.М.). Лицо, голова и верхняя часть туловища остались нетронутыми, но ноги были все переломаны и разорваны до колен, так что я сначала не поняла, что вижу: кровавая масса в половине сапога на правой ноге, от левой осталась только пятка... Мы уже увидели всю лестницу и коридор залитыми кровью... Для моего Саши это самый тяжелый удар. Потерять отца таким образом и оказаться под ужасным бременем, возложенным на него Господом! Отныне я никогда не смогу быть спокойна за Сашу.

Кристиан IX, король Дании, - дочери

Моя родная Минни! Все, что твой любимый Саша до сих пор предпринял, очень радует меня, а то, что подлые убийцы казнены, было абсолютно необходимо, ибо помилование было бы истолковано как неуверенность и слабость. Однако теперь Саше пора пойти на некоторые политические шаги, на которые собирался пойти бедный Император. Эти вещи, принятые во всем цивилизованном мире, будут с восторгом и благодарностью встречены в России... Я бы хотел пожелать ему ввести строгий контроль за чиновниками, чтобы они не могли злоупотреблять должностями для обогащения, и наказывать для примера по закону как высших, так и низших...

1882 год.

Кристиан IX, король Дании, - дочери

Моя славная Минни! Сведения из газет об обстановке в России внушают беспокойство, но я всегда утешаю себя тем, что ты просишь нас не верить в эти газетные истории... Я по-прежнему полагаю, что уступки, даже обещание о созыве в России совещательного собрания (конечно, не решающего) подействовали бы стабилизирующе и явились лучшим средством против нигилизма... Не возьмешь ли ты на себя труд сообщить об этом дорогому Саше? Ведь я все-таки твой отец и его тесть, почему же мне не выразить свое объективное мнение, если даже оно ему не понравится.

1883 год.

Мария Федоровна - королеве Луизе о своей и Александра III коронации после убийства Александра II

Ангел мой, моя родная Мама! ...я приехала сюда, в Москву, с ужасом думая о том, что нам предстояло пережить на следующее утро. Саша и я, мы не смели даже заговорить об этом (коронация через два года после убийства Александра II. - Э.М.) друг с другом... Саша всю ночь не мог сомкнуть глаз... Я чувствовала себя как жертвенный барашек. Я была с серебряным шлейфом, непокрытой головой и ниткой жемчуга на шее, чтобы не быть уж совсем обнаженной. В тот миг, когда мы вышли на Красную лестницу, показалось солнце.

Саша, преклонив колени, прочел молитву, его голос был спокойным и сильным, а не так, как написано в какой-то газете, что он громко рыдал... После службы мы оба приняли Святое причастие, Саша - внутри алтаря, как священники (что Император делает только один раз - при коронации)... Мы испытали чувство блаженства, когда все закончилось, такое испытываешь сразу после рождения ребенка. В Грановитой палате мы трапезничали, восседая на троне, а первые придворные нам прислуживали. Было неловко, конечно, но я воспринимала все это скорее как постановку одной из опер Вагнера, где мы играли главные роли.

Кристиан IX, король Дании, - дочери

Моя родная Минни! Того, кто передаст тебе эти строчки, ты знаешь с тех давних пор, когда он был молодым морским офицером и бывал на балах твоим и Аликс кавалером. Сейчас он претендует на получение от морского министерства России заказа на поставку машины для одного из трех броненосцев, которые строятся для Черноморского флота... Я хотел попросить мою милую Минни попытаться получить поддержку дорогого Саши в этом деле.

1888 год.

Дневник Марии Федоровны, Севастополь, 17 октября

Наше чудесное спасение при ужасной железнодорожной катастрофе. Завтракать пошли в 11.15, были веселы и довольны, как вдруг - сильный толчок, затем другой, еще хуже, и нас всех отбросило назад, а столовая больше не существовала. Но Господь сотворил чудо и спас нас, сохранил всех моих любимых, но сколько горя! 22 погибло и ранено 35 человек. Страшно! Мы пробыли там пять с половиной часов, спасая раненых...

1894 год.

Мария Федоровна - матери о смерти своего мужа Александра III

18 октября. Ливадия... О, моя мама! Как же мне страшно... Бонна разбудила меня в 4 часа. Саша действительно выглядел умирающим. Я велела позвать врача, ночующего в доме, и послала за профессором Лейденом. Я пичкала Сашу шампанским, а он дал сильные сердечные капли, от которых Саша снова пришел в себя и выпил кофе с коньяком.

25 октября. Все уже позади! Моя жизнь разбита - как я могу представить себя, живущую без того, кто был для меня всем. В последние дни он позволял мне делать для него все, позволить камердинеру не хотел... С большим трудом пересадили в кресло и вывезли в залу. Вся семья вошла к нему, он всех целовал. После причастия... это опять преисполнило меня надеждой и верой. Но этого не произошло, и мы не смеем спрашивать "почему?"... До последнего момента оставался в сознании, говорил с нами и смотрел, пока тихо не ушел для вечной жизни у меня на руках.

1896 год.

Мария Федоровна - матери о коронации Николая II (после смерти Александра II)

Ангел мой, мама! Большая жертва принесена... исполнить этот неописуемо ужасный долг. Я присутствовала там (коронация Николая II. - Э.М.) ради Ники в столь священный момент его жизни ... Но мое сердце истекало кровью при виде его, столь юного, на месте любимого отца. Я могла только просить Господа облегчить Ники ярмо, которое он возложил на его плечи.

1915 год.

Дневник Марии Федоровны

... Слушать было чрезвычайно интересно. Он провел два часа на французской границе у императора Вильгельма и слушал его речи. Кайзер возвел себя в полубога. Он, наверное, сошел с ума и страдает манией величия. Осмелился передать мне поклон. Бессовестная бестия.

Павел Бенкендорф посетил меня после долгого перерыва. Мы оба в отчаянье от ужасных сообщений с фронта и других вещей, которые происходят и о которых говорят. Прежде всего: вернулся злой дух Григория, а также то, что Александра Федоровна хочет, чтобы Ники взял на себя командование вместо Николая Николаевича (дядя Николая II, великий князь. - Э.М.). Нужно быть безумным, чтобы желать этого.

...Ники пришел со своими четырьмя девочками и начал сам говорить. Я умоляла не делать этого, в особенности сейчас, когда положение на фронте так серьезно, и добавила, что недоброжелатели увидят в этом шаге волю Распутина. Кажется, это произвело впечатление, так как он сильно покраснел. Он не понимает, какую опасность и несчастье это может принести нам и всей стране.

1917 год.

Мария Федоровна - брату Вальдемару в Данию. Ай-Тодор, 4 мая

Мой родной Вальдемар (брат Марии Федоровны. - Э.М.)! Я писала тебе уже трижды. Один раз, вернувшись из Могилева (местонахождение ставки. - Э.М.) после мучительного прощания с моим бедным Ники, и дважды - отсюда, из Крыма. Уже давно чувствовалось, что это назревает. Слишком долго играли с огнем, помогая восстанию. Один неверный шаг за другим, почти еженедельные смены министров и под конец этот непостижимый выбор Протопопова (министр внутренних дел. - Э.М.), оказавшегося мошенником и предателем, которого она (жена Николая II Александра Федоровна. - Э.М.) считает лучшим и самым преданным другом. Чтобы оправдать себя, он, говорят, сказал: "Что я мог сделать, когда передо мной были двое сумасшедших" (царица и Распутин. - Э.М.)... Кто мог подумать, когда мы расставались во Фрихавне три года назад, что страна поведет себя так позорно! Никогда не думала о возможности того, что нас выкинут как простое дерьмо. Но что же станет с несчастным Ники, до сих пор запертым со своей семьей в собственном доме?

Ай-Тодор, ноябрь 1917 (последнее письмо сыну, посланное предположительно в Тобольск, куда увезли царскую семью. - Э.М.)... Живу только воспоминаниями... Миша (брат Николая II. - Э.М.) тоже написал мне о вашем последнем свидании, кошмарном отъезде... Ольга и Ксения (дочери. - Э.М.) каждое утро бывают у меня, и мы пьем вместе какао, так как всегда голодны. Провизию так трудно достать, но иногда добрые люди посылают. Папа Феликса (князь Юсупов. - Э.М.) - коровье масло... Кто поехал с тобой, надеюсь, что хорошие люди? У меня остались только Тимофей Ящик (лейб-казак из охраны, позже последовавший за ней в Данию. - Э.М.) и мой слуга Поляков.

1919 год.

(В деле № 1193 подшиты две записки без дат. Очевидно, написаны накануне отплытия крейсера "Мальборо" (в конце марта), а вторая, прощальная, записка адресована Николаю II. После его расстрела миновали восемь месяцев, но ведь мать до конца своих дней не верила в гибель сына).

"Здравствуйте, милые дети (Ксения и ее семья. - Э.М.). Вы можете с нами ехать на английском пароходе и должны быть готовы в 9 ч. Мистер Heath тоже, конечно. Твоя мама".

"Конечно, нет. Прощай, мой милый. Твоя мама".
Элла Максимова
13.12.2005

Редакция благодарит за большую помощь директора Выставочного зала федеральных архивов С. Балана, главного хранителя фондов ГАРФ Е.Чиркову и переводчицу Э. Крылову.
  

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com