Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Красный террор / Заложники в годы Гражданской войны в России. Ю. Кожин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Заложники в годы Гражданской войны в России
 
И вот большевики оказались у руля власти. Самые воинственные заявления первых недель Октябрьского переворота принадлежат Троцкому. <...>
 
Именно Троцкий вслед за подавлением восстания юнкеров (на следующий день после переворота) заявил:
 
"Пленные являются для нас заложниками. Если нашим врагам доведется брать наших пленных, то пусть они знают: каждого рабочего и солдата мы будем обменивать на 5 юнкеров. Они думали, что мы будем пассивны, но мы показали, что, когда дело идет об удержании завоеваний революции, мы можем быть беспощадны".
 
Таким образом, уже на второй день после победы восстания в столице были сделаны первые шаги на пути создания института заложников.
 
Спустя 8 месяцев после рождения ВЧК именно по ее постановлениям стали тысячами арестовывать и расстреливать невинных заложников.
 
А тем временем большевики продолжали подводить теоретический фундамент под институт заложников.
 
На заседании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, состоявшемся 3 января 1918 года, была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось:
 
"Рабочая и крестьянская революция до сих пор не прибегала к методам террористической борьбы против представителей контрреволюции. Но мы заявляем всем врагам рабочей и социалистической революции: рабочие, солдаты и крестьяне сумеют сохранить неприкосновенность своих товарищей и лучших борцов за социализм.
 
За каждую жизнь нашего товарища господа буржуа и их прислужники – правые эсеры – ответят рабочему классу. Петроградский совет делает настоящее предупреждение во всеуслышание. Вы предупреждены, господа вожди контрреволюции". <...>
 
18 февраля 1918 года немцы начали широкомасштабное наступление от Риги в направлении на Псков и Нарву. Полковник кавалергардского полка А.П.Ливен так описывает этот день в своих мемуарах:
 
"Большевики в городе Вендене Лифляндской губернии арестовали меня с женой и несовершеннолетней дочерью, одновременно было арестовано много горожан в Вендене, Вольмаре и Валке – всего более 200 лиц.
 
Под названием заложников нас в числе 161 человека, в том числе несколько стариков далеко за 70 лет, а также совсем молодых девушек, повезли в Екатеринбург, где заключили в тюрьму...
 
После бесчисленных мытарств, угроз расстрела и всевозможных переживаний эшелон со 161 заложником был передан советской властью на станции Роща германцам".
 
Тогда большевики еще шли на обмен или просто на освобождение заложников.
 
Впоследствии такие случаи будут крайне редкими.
 
А вот какие лозунги составил Петроградский комитет партии к похоронам Володарского:
 
"Наш ответ на террор – организованное выступление масс. Они убивают личности – мы убьем классы!"
 
В резолюции общего собрания мастеровых судостроительной кузницы Балтийского завода содержится призыв к групповой ответственности контрреволюционеров за убийство наркома агитации:
 
"Помните, предатели-контрреволюционеры, что за одного убитого нашего товарища вы поплатитесь сотнями своих голов".
 
К счастью, в этом случае дальше призывов дело не пошло.
 
4 июля 1918 года газета "Северная коммуна" заговорила о необходимости ареста заложников, о введении смертной казни:
 
"Наши враги кричат, что мы изменили своему обещанию, что мы вводим смертную казнь.
 
Нет, мы были и остаемся против смертной казни.
 
Но, когда идет война, война беспощадная, нападающей стороной в которой является буржуазия, мы будем защищаться, и защищаться решительно!..
 
Нам объявлена война, мы ее принимаем и ждем случая перейти в контратаку. А пока будем набирать заложников".
 
Это уже была не только теория, но и практика.
 
Так, летом 1918 года вблизи Сарапуля на Каме стояла баржа, служившая тюрьмой для уфимских заложников, вывезенных красными при их паническом бегстве в мае 1918 года из Уфы.
 
Среди 200 заложников были уфимские общественные деятели: издатель "Уфимской жизни" член кадетской партии Толстой, находившийся в ссылке в Уфе московский журналист Макс Редер, несколько врачей, журналистов и коммерсантов.
 
В конце июля 1918 года по распоряжению Сарапульского совета все они были зверским образом убиты и брошены в воду.
 
После ухода красных случайно спасшиеся обитатели баржи подробно описали ужасную смерть несчастных заложников, которых чекисты убивали по очереди топорами, ружьями и молотками и сбрасывали в воду.
 
Экзекуция продолжалась всю ночь. В начале июля в Камышлове были расстреляны из пулемета 66 детей-заложников.
 
Ю. КОЖИН
"История" (приложение к газете "1 сентября") № 21, 2000
 
 
По материалам сайта Международного историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества  МЕМОРИАЛ

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com