Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / История РПЦ / ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ / Дивный святитель и пастырь (митрополит Макарий). Дмитрий Урушев

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Дивный святитель и пастырь
 
480 лет назад, в 1526 г., началось архиерейское служение митрополита Макария, знаменитого церковного пастыря и государственного деятеля, проповедника и просветителя, молитвенника и подвижника.
 
Будущий митрополит родился в Москве, в семье благочестивых христиан и во святом крещении был наречён Михаилом. Его отец, Леонтий, рано умер, и мать, возложив упование о воспитании сына на Господа, постриглась в одном монастыре под именем Евфросиния. Юный Михаил последовал примеру матери. Оставив мирскую суету, он поступил послушником в прославленный Боровский монастырь преподобного Пафнутия, известный строгой аскетической жизнью и высокой духовностью. Став иноком Макарием, будущий святитель начал здесь своё подвижничество, приобщаясь к книжной премудрости и изучая иконное писание. В смиренных трудах он провёл в обители почти 30 лет.
 
Но Богу было угодно призвать этого инока на общественное служение, к трудам всероссийского значения. В 1523 г. Макарий был поставлен московским митрополитом Даниилом в архимандриты Можайского Лужецкого монастыря. Так началось служение Русской Церкви её будущего архипастыря.
 
Московские князья имели благочестивый обычай ездить в город Можайск на поклонение чудотворному образу святителя Николы. Часто на богомолье приезжал и великий князь Василий III, молившийся о разрешении неплодия своей супруги Соломонии. Во время этих паломничеств Василий познакомился с Макарием и полюбил умного и начитанного архимандрита.
 
По настоянию великого князя архимандрит Макарий в 1526 г. был поставлен архиепископом на самую древнюю кафедру Московской митрополии — Новгородскую и Псковскую, вдовствовавшую до этого 17 лет. Хиротония совершалась в Москве, в Успенском соборе. Из столицы Василий III провожал Макария на кафедру с выражениями своего особого к нему благоволения.
 
Новый архиепископ прибыл в Великий Новгород 29 июля. Торжественно вступив в город, в окружении духовенства и ликующего народа он направился в Софийский собор, где "просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими. И все чудяшеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в божественном писании просто всем разумети" (Псковская летопись).
 
Новгородская кафедра, находившаяся долгое время без управления, выглядела неустроенной и неприглядной. Здесь и начинаются первые труды владыки Макария, принёсшие ему впоследствии славу как знаменитому устроителю русской церковной жизни.
 
Во второе лето своего святительства архиепископ ввёл в монастырях епархии общежительный устав. В Великом Новгороде и ближайшей окрестности имелось более 22 обителей, из них общежительство было только в четырёх. Макарий созвал к себе настоятелей всех монастырей и увещевал их, чтобы они ввели у себя общежительный устав, заповеданный преподобными отцами. Это дало результат: вскоре в большинстве городских и пригородных обителей такой устав был введён, а по их примеру и прочие монастыри епархии организовали у себя "общее житие".
 
Другим важным делом для святителя Макария была проповедь православной веры среди инородцев, живших на территории его епархии. Эти жители Водской пятины — карелы и водь — когда-то были крещены, но по сути оставались язычниками, церквей Божиих не посещали, к священникам на исповедь не ходили, а молились по своим капищам. В 1534 г. архиепископ послал к ним своего домового священника Илью с повелением сжигать капища, а арбуев (жрецов) поучать отречься от язычества и затем отдавать их под надзор местным попам. Владыка Макарий организовал широкую миссионерскую деятельность и среди язычников-лопарей, соседствовавших с новгородской землёй. Он не раз посылал к ним проповедников, в числе которых трудились преподобные Трифон Печенгский и Феодорит Кольский.
 
Столь же ревностно святитель заботился о созидании и благоустройстве храмов в своей епархии. Украсил новгородскую святыню — кафедральный собор Святой Софии: в иконостасе повелел обложить серебряными позолоченными ризами и снабдить лампадами "большие Деисусы", устроил великолепные Царские врата и новый амвон. При Макарии в одном только Великом Новгороде строятся, перестраиваются и заново украшаются после пожаров около сорока храмов.
 
Летописи сообщают, что, заняв архипастырский престол, святитель творил "людям заступление велие, и сиротам кормитель бысть". Владыка Макарий неустанно ходатайствовал в Москве за опальных новгородцев: "много печалования творя на своей архиепископии о церквах Божиих и о бедных людях, еже во опале у государя великого князя много множества".
 
В летописях также записано: "бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть".
 
Любя не золото и серебро, но только книги и мечтая о духовном обновлении общества, архиепископ Макарий поставил перед собой великую задачу: собрать воедино все "святые книги чтомые, которые в русской земле обретаются". В 1529 г. Макарий принимает на себя труд собирания и обобщения церковного книжного богатства и сведения его в единые Великие Четьи Минеи. Эти Минеи святитель собирал на протяжении двенадцати лет, "многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почестей, но и паче же многи труды и подвиги подъях". Минеи владыки Макария включают в себя не только жития святых, но и Священное Писание с толкованиями, патерики, Кормчую книгу, сочинения по истории и космографии, а также писания Иоанна Златоустого, Василия Великого и иных христианских писателей, как древних, так и позднейших.
 
В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании нового митрополита на освободившуюся московскую кафедру. "По благодати Святого Духа, избранием святительским и изволением великого князя" выбор пал на новгородского архиепископа Макария.
 
В ту пору Русь оставалась единственным в мире независимым православным государством. После падения в 1453 г. Константинополя звание и достоинство оплота вселенского православия — Нового Рима — перешло на Русь, в Москву. Вместе с наименованием "Третий Рим" великокняжеская столица усвоила и царский титул. Поэтому, когда на престол взошёл новый великий князь Иоанн IV (Грозный), в жилах которого текла кровь византийских императоров, он стал первым русским царём. Митрополит Макарий венчал юного Иоанна на царство 16 января 1547 г. в Успенском соборе.
 
Летом того же года в Москве случился небывалый, страшной силы пожар. Из-за того что в тот день, 21 июня, была "засуха велика и ветр силен", огонь быстро распространился по всему городу и достиг Кремля — там сгорели все деревянные сооружения, в том числе царские хоромы, митрополичий двор, Чудов монастырь и многие церкви. Владыка Макарий спешно направился в Успенский собор, где начал служить молебен пред чудотворной Владимирской иконой Богородицы и пред образом Божией Матери, написанным митрополитом Петром. Но достигшие храма "от огня зной и дух, и жар" были настолько сильны, что Макарий чуть не задохнулся, и его силой вывели из церкви. Он вышел, неся в руках чудотворный образ, писанный святителем Петром, и книгу церковных правил, привезённую митрополитом Киприаном из Константинополя. Все сопровождавшие Макария умерли от ожогов и удушья на площади пред собором, лишь святитель чудом спасся.
 
Сначала он ушёл было на кремлёвскую стену, но не смог там долго оставаться из-за дыма и жара, и его стали спускать со стены на канате к Москве-реке. За три сажени до земли канат оборвался и старец-митрополит, упав, сильно расшибся; едва живого, его отвезли в Новоспасский монастырь. Святителю в пожаре опалило лицо, и правый глаз перестал видеть.
 
После пожара началось восстановление Москвы. Вновь построенные церкви освящал сам владыка Макарий.
 
Летом 1552 г. царь Иоанн собирался в поход против Казани. "В себе место на Москве" он оставил митрополита. Отправляясь на войну, государь велел служить молебны в Благовещенском, Успенском и Архангельском соборах. После молебна владыка Макарий, благословляя самодержца крестом и окропляя святой водой, обратился к нему с напутственной речью, предрекая грядущую победу: "Всемогущий Бог, молитвами Пречистыя Его Матери, подает ти ныне помощь и конечное одоление на супостаты твоя, и на свой престол русского царства здрав и радостен с победою возвратишися" (Казанская история).
 
Пророчество Макария сбылось — 2 октября 1552 г. Казань пала. Когда 9 октября в Москве узнали об этом, святитель вместе с многочисленным духовенством "скоро потекоша в великую соборную церковь… повелевше на площади во вся тяжкая звонити, тако же и по всему граду Москве по всем церквам святым звонити и пети благодарственная молебны во всю неделю. И начаша молебная совершати преосвященный митрополит со епископы. И у всех реки слез ото очию на брады и на перси проливаху и на землю тецаху" (Казанская история).
 
Годы пребывания на митрополии святителя Макария ознаменованы неустанной деятельностью во всех областях русской духовной жизни. Вопросы церковного управления и благочиния, борьбы с ересями, канонизации святых и многие другие митрополит всегда представлял на соборное обсуждение. Так, в 1547 и 1549 гг. владыка Макарий созывает в Москве два собора, на которых многочисленные местночтимые святые были прославлены как общерусские.
 
А в 1551 г. в Москве в государевых палатах заседал знаменитый Стоглавый собор, созванный царём и митрополитом. Его возглавляли сам Иоанн и святитель Макарий в присутствии восьми архиереев, множества архимандритов и игуменов. Собор принял важные постановления, призванные способствовать развитию духовного просвещения, расцвету иконописания, укреплению в стране благочестия, искоренению нищеты и пороков.
 
Заботясь о единообразии церковных чинов, соборяне единодушно подтвердили некоторые апостольские обычаи. Так, был подтверждён древний обычай двуперстного крестного знамения. Собор постановил: "Так достоит креститися и благословити, так святыми отцы узаконено и указано". Крестящихся иначе, не по церковному преданию, соборяне предали проклятию: "Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестного знамения: да будет проклят".
 
Сурово осудил собор и тех, кто вопреки апостольскому преданию брил бороды: "Священная правила православным христианам возбраняют не брити брад и усов не постригати". Относительно ослушников, дерзающих преступать церковные установления, соборяне подтвердили древнее правило: "аще кто браду бреет и преставится таковой, недостоит над ним служити, ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нём в церковь, с неверными да причтется".
 
Среди деяний Стоглавого собора было и постановление о книжном исправлении: "Которые святые будут книги, Евангелии и Апостолы и Псалтыри, и прочие книги в коейждо церкви, суть обрящете неправлении, описливы, и вы те все святые книги с добрых переводов исправили бы".
 
Для большего удобства исполнения этого постановления по совету владыки Макария и при его деятельном участии в Москве начинается печатание книг — около 1554 г. так называемая "анонимная" книгопечатня впервые издаёт Евангелие. По благословению митрополита работал знаменитый печатник диакон Иван Фёдоров, издавший в 1564 г. первую русскую датированную книгу — Апостол. Учреждая книгопечатание, Церковь заботилась не только о единообразии и исправлении книг, но и о просвещении новообращённых в христианство татар, ибо печатные книги распространялись по велению самодержца "во царствующем граде Москве, и по окрестным местом, и по всем градом царства его, паче же в новопросвещенном месте — во граде Казани и в пределах его" (Послесловие к Апостолу 1564 г.).
 
Живя в столице, занимая высочайший святительский престол и неустанно заботясь о благе Церкви и государства, митрополит Макарий не оставлял иноческого подвига. Пост и молитва были его повседневным правилом. Летописец рассказывает: "Митрополиту же святейшему Макарию, на Москве неподвижно живущу и правящу слово Божие истинное… от зельного воздержания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше".
 
Совершая осенью 1563 г. крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю, митрополит простудился. Почувствовав сильное недомогание, он "повеле послати в Пафнотиев монастырь, в свое пострижение, ко игумену с братьею, возвестити свою немощь, чтоб прислали старца духовна для брежения в немощи. Они же к нему прислаша старца Иелисея". У этого старца был обычай утешать всех болящих и скорбящих: когда кто из монастырской братии заболевал, старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров.
 
Чувствуя скорую кончину, митрополит со слезами просил царя, чтобы его отпустили на покой, в место его пострижения и иноческих трудов, в обитель преподобного Пафнутия. Однако самодержец желал, чтобы святитель "лёг в дому Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев, в соборной и апостольстей церкви, идеже прежние митрополиты лежат". Покоряясь государевой воле, владыка Макарий вздыхал: "Воля Господня да будет! Судьбы Божия кто исповесть? Что Бог восхощет, то и учинит".
 
…Наступил праздник Рождества Христова, а жизнь святителя угасала. Он уже не мог сам читать Евангелие и прочие книги, которые обыкновенно читал по ночам, и теперь по его просьбе ему читали келейные старцы.
 
Вечером 31 декабря 1563 г. Макарий, чувствуя приближение смерти, повелел читать канон на исход души. Потом, причастившись Святых Таин, митрополит попросил поднять себя на постели и стал испрашивать у всех прощения. Соборный колокол ударил к заутрени, и "преосвященный же, дивный святитель и пастырь русския митрополии всея Руссии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Его же возлюби из младых ногтей".
 
Современники чтили митрополита как святого угодника Божиего. Уже в 1564 г. царь, возвратившись из военного похода, почтил в Успенском соборе мощи московских чудотворцев и "новейшего чудотворца Макария митрополита". Предполагалась канонизация святителя, которой не суждено было состояться из-за начала опричнины.
 
В Русской Православной Церкви прославление митрополита Макария состоялось лишь в 1988 г., на юбилейном соборе, посвящённом 1000-летию крещения Руси. А Русская Православная Старообрядческая Церковь канонизировала владыку Макария на Освященном Соборе в 2002 г.
 
В митрополите Макарии воплотились лучшие черты истинного святителя. Он был христианским пастырем и государственным деятелем, проповедником и просветителем, молитвенником и подвижником. Недаром в церковном песнопении он восхваляется: "Первопрестольником преемниче и твердый хранителю апостольским преданием, Церкви столпе непоколебимый, истине наставниче, отче всеблаженне Макарие, моли Христа Бога спастися душам нашим". †
 
Дмитрий Урушев
 
Источник  журнал "Истина и жизнь" № 5 2006 г.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com