Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Интеллигенция и революция / Становление Социалистического движения (до роспуска І Интернационала). О.А. Гоков

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Становление Социалистического движения (до роспуска І Интернационала)
 
В настоящее время социализм стал чем-то естественным для Западной Европы: социалистические партии возглавляют правительства, социалистические идеи поддерживают и исповедуют большинство европейцев. Но для того, чтобы прийти к такому успеху, социализму пришлось пройти сложный и тернистый путь. Цель данной статьи – дать общую характеристику развития социалистических идей и практик до роспуска І Интернационала. Прежде всего, нужно отметить, что под социализмом понимают, идеологию и образец государственного и общественно-политического устройства. Кроме того, иногда этим термином обозначают основанное на базе социалистической идеологии общественно политическое движение (социалистическое движение). В данном случае речь будет идти об идеологии  и общественно-политическом движении.
 
Термин социализм появился в ХІХ в., и был введён в оборот французским философом Пьером Леру (1797-1871), а термин социалистический впервые был использован в 1834 г. в публикациях британского журнала „Cooperative Magazin”. Для определения, отметим, что социализм, как политическая идеология, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывает с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, анархизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии и пр. Каждое из них по-разному понимает сам термин „социализм”, у каждого из течений свои методы его осуществления, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.
 
Социализм как учение, идеология, зародился ещё в XVI веке. Это был утопический социализм. Его идеологи, ища пути улучшения условий жизни людей, находили их в искусственно создаваемых ими мирах – утопиях (по названию произведения Т. Мора „Утопия”). Утопический социализм стал предтечей различных течений социалистической мысли. Их объединяло то, что все они стремились создать справедливое общество равных без угнетения человека человеком, однако методы и формы достижения этого идеала разнились. В основном, представители утопического социализма считали, что достаточно придумать идеал справедливого общественно-политического устройства, как люди сами начнут стремиться к его реализации.
 
К началу ХІХ в. оказалось, что свобода, к которой призывали просветители, означает новую систему угнетения и эксплуатации одними социальными слоями других. Вместо меча главенствующим рычагом общественной власти в новом капиталистическом обществе стали деньги. Установленные „победой разума” общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Это вызвало всплеск новой волны утопического социализма, идеологами которого стали Сен-Симон, Оуэн, Фурье. Особенностью этой волны была её „научность”. Утописты уже не  создавали литературные утопии, а пытались соотнести свои размышления о будущем человечества с анализом объективных закономерностей общественного развития. В первой половине XIX в. оформились также такие течения, как рабочий социализм, истинный социализм, прудонизм, тред-юнионизм, лассальянство, эйзенахство и др. Социалистические школы критиковали капиталистическое общество, осуждали, проклинали его, мечтали об его уничтожении, фантазировали о лучшем строе, убеждали богатых в безнравственности эксплуатации. Они считали устранение недостатков общественного строя задачей мыслящего разума. Поэтому делали попытки изобрести новую, более совершенную систему общественного устройства и навязать её существовавшему обществу извне, посредством пропаганды, а по возможности и примерами показательных опытов. Для всех социалистических течений социализм был выражением абсолютной истины, разума и справедливости, и стоило только его открыть, чтобы он собственной силой покорил весь мир; а так как абсолютная истина не зависит от времени, пространства и исторического развития человечества, то это уже дело чистой случайности, когда и где она будет открыта. При этом абсолютная истина, разум и справедливость были различны у каждого основателя течения; особый вид абсолютной истины, разума и справедливости у каждого основателя течения был обусловлен опять-таки его субъективным рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и степенью развития мышления.
 
С расширением масштабов промышленного переворота и развитием капиталистических отношений, с ломкой старых сельских структур общества и появлением новых – городских, происходит постепенный рост влияния социалистов, особенно их революционно настроенной части, то есть тех, кто считал возможным построение нового мира, общества через революцию. Различные социалистические течения имели определённое влияние среди рабочих, маргиналов, люмпенов, даже среди интеллигенции, в общем, среди тех, по кому становление новых общественных отношений ударило больше всего. Люди, вырванные из сельской общины, предоставленные самим себе, нещадно эксплуатируемые теми, кто имел положение и деньги, искали новые формы объединений, новый идеал общественного устройства. И таким идеалом многим из них представлялся именно социализм. К середине ХІХ в. в социалистическом движении сложилось три основных направления: реформизм (бланкизм, лассальянство, тред-юнионизм), научный социализм (марксизм), анархизм (прудонизм).
 
Большое значение для развития социалистических идей имел марксизм. Он зародился в начале XIX в. как одно из течений в социализме, но со временем стал ведущим. Если вначале идеологи марксизма критиковали взгляды своих предшественников и пытались улучшить их, то со временем марксизм сам стал как примером для подражания, так и предметом критики, заняв центральное место в социалистической идеологии. Основоположниками марксизма были немецкие учёные К. Маркс и Ф. Энгельс. Они развивали собственную теорию социализма. Особенностью марскизма было то, что он возник как практический социализм. Если предшественники Маркса и Энгельса только рисовали идеалы устройства общества, то Маркс и Энгельс попытались воплотить свои концепции в жизнь. Именно это обусловило то, что их теория не приобрела законченного характера, а, находясь в постоянном развитии, изменялась ими и дополнялась.
 
Маркс и Энгельс были сторонниками теории эволюции, считая, что труд создал человека. Они указывали, что вся история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов, то есть социальных групп людей, связанных общим отношением к орудиям и результатам труда, способу производства и присвоения, характеру экономической формации. Формации – исторически определённые общественные системы, – каждая из которых представала более развитой и сложной по сравнению с предыдущей. Таких формаций насчитывали пять: первобытное общество, рабовладельческая, феодальная и буржуазная, коммунистическая. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которую и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений, равно как религиозных, философских и других воззрений каждого данного исторического периода. Рабовладельческая, феодальная и буржуазная основаны на одном типе производства – частной собственности и различаются только по средствам производства. На этапе частнособственнических обществ человек попадает в рабство к созданным социальной действительностью общественным отношениям. Поэтому перед человеком стоит задача сознательного овладения и управления общественными отношениями, овладение своим собственным развитием. Воплотить всё это в жизнь призвана коммунистическая формация.
 
Экономическая сущность марксизма заключалась в том, что в период капитализма формула товарного обращения товар – деньги – товар, т. е. продажа одного товара для покупки другого, заменяется формулой деньги – товар – деньги, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Именно этот „рост” превращает деньги в капитал. Владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости. Такой товар – рабочая сила человека. Купив рабочую силу, владелец денег вправе потреблять её, т. е. заставлять её работать целый день, скажем, 12 часов. Между тем рабочий (пролетарий) в течение 6 часов („необходимое” рабочее время) создает продукт, окупающий его содержание, а в течение следующих 6 часов („прибавочное” рабочее время) создает неоплаченный капиталистом „прибавочный” продукт или прибавочную стоимость. Естественно, капиталист желает увеличить прибавочную стоимость, поэтому увеличивает рабочий день, он не заинтересован в улучшении условий труда. Отсюда естественная борьба пролетариата с эксплуатирующей его буржуазией.
 
Согласно марксистской теории, программным документом которой стал сначала „Манифест коммунистической партии” (1848 г.), целью объявлялось построение коммунистического общества без классов и сословий. Основным двигателем изменений должен стать рабочий класс – пролетариат. Он лишён средств производства, родины, ему нечего терять. Объединённый в партию международного типа, он должен завоевать политическую власть путём революции. Эта революция является закономерным результатом противоречий, заложенных в капитализме, и должна произойти во всех капиталистических странах одновременно. В ходе неё предполагалось экспроприировать буржуазию, сосредоточить в своих руках средства производства, заменить частную собственность собственностью общественной, что должно способствовать развитию производительных сил. Освобождая себя, рабочий класс одновременно должен освободить и другие социальные слои от всякого угнетения. Всё это происходит в социалистическом обществе. А развитие производительных сил способствует переходу от социалистического к бесклассовому коммунистическому обществу.
 
Таким образом, Маркс и Энгельс распространили материализм на область общественных явлений. Начиная с Маркса и Энгельса, социализм предлагает принципиально иной подход к решению проблемы сочетания свободы и равенства. В основе его – доказательство неразрешимости данной проблемы в границах существования частной собственности. При наличии последней действительно чем-то одним надо пожертвовать: либо свободой, либо равенством. По мысли Маркса, реализация соотношения индивидуальной и общественной собственности позволит решить проблему свободы и равенства людей. Согласно его представлению, свобода заключается не столько в праве “иметь”, сколько в праве “быть”, существовать “по способностям”, т.е. развиваться, самореализовываться в соответствии с индивидуальным призванием и личными дарованиями. Как частное лицо человек нуждается в той части богатства, которую может лично потребить или сделать объектом своего пользования; но как свободная индивидуальность он нуждается во всем богатстве, и, прежде всего, в том, что создано человеком в плане культуры. Равенство же возможно тогда, когда каждому принадлежит не часть, а все общественное богатство. Это, по Марксу, и есть принцип общественной собственности, основанный не на дележе богатства, а на праве каждого владеть им целиком и без остатка. Как свобода каждого есть условие свободы всех, так и собственность каждого на все общественное богатство есть условие собственности всех, общественной собственности.
 
Марксизм возник как реакция на социально-политическое устройство современного ему западноевропейского общества. Как отмечал исследователь Й. Шумпетер, „для миллионов человеческих сердец учение Маркса о земном социалистическом рае означало новый луч света и новый смысл жизни” [Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М., 1995. – С. 37]. Марксизм стал не только научно-философским рассуждением, но и руководством к действиям, поскольку Маркс и Энгельс пытались воплотить свои идеи на практике. В первой половине XIX в. в Европе происходил рост численности рабочего класса в результате расширения капиталистических отношений. При этом условия труда рабочих были весьма тяжёлыми – работодатели выжимали из них все соки, поскольку с проникновением капиталистических отношений в село, распадом сельских общин и с разорением большинства крестьян, рабочих на освободившееся место всегда хватало. Классический капитализм, помимо роста производительности труда и научных достижений, нёс распад традиционных отношений. Основным лозунгом периода классического капитализма стала фраза „борьба всех против всех”. Тяжёлые условия труда и ломка традиционных общественных структур порождали протест среди рабочих, выражавшийся, в частности, в стачечном движении, в стремлении организоваться. А это, в свою очередь, влекло борьбу идеологов (прежде всего – социалистов) за умы рабочих. Не останавливаясь детально на особенностях идеологических воззрений, отметим, что примерно до 1850-х гг. большой популярностью среди рабочего движения пользовались прудонизм, лассальянство и тред-юнионизм. С 1850-х активную позицию занимает марксизм. Именно Маркс и Энгельс выступили инициаторами объединения рабочих и социалистических течений, исповедующих разные взгляды, в единую организацию – Международное товарищество рабочих (I Интернационал) (1864-1876). Маркс был разработчиком его программных документов и отмечал, что „Интернационал был основан для того, чтобы заменить социалистические и полусоциалистические секты подлиной организацией рабочего класса для борьбы”, чтобы объединять, но не диктовать доктринёрские системы. Интернационал рассматривался как единая партия рабочего класса, а на местах его деятельность осуществляли секции (по странам и районам). Интернационал объединил рабочее движение и его идеологов на основе признания основных принципов марксизма, изложенных в „Учредительном манифесте” и „Уставе”. Тем не менее, деятельность І Интернационала протекала в идейной борьбе различных течений, на которую накладывались преследования социалистов со стороны властей. Последние видели в них бунтовщиков, опасных для существующего государственного и общественного устройства.
 
Борьба течений в Интернационале носила острый характер, но не разъедала его целостности, поскольку представляла собой, в сущности, дискуссию о социализме. Именно в этот период марксизм занимает центральное место среди социалистических течений, из критиковавшего он превращается в критикуемого. Этому немало способствовал и выход в свет первого тома труда Маркса „Капитал”, где он рассматривал развитие капитализма как системы. В то же время в социалистическом движении зарождается и приобретает всё большую популярность бакунизм (анархизм) (основатель – М.А. Бакунин). Сущность взглядов Бакунина сводилась к тому, что капиталистическое общество будет разрушено народом (крестьянами, маргиналами) в результате революции, уничтожающей государство. Основную роль он и его сторонники отводили не рабочему классу, выступали против существования государства, а следовательно, и против партий, партийной борьбы. По их мнению, нужна немногочисленная, хорошо законспирированная организация, которая должна террором и другими средствами возбуждать революцию.
 
К 1870-м гг. происходит расслоение в среде І Интернационала. Единой линии ему выработать так и не удалось, поскольку в нём были сосредоточены представители разных рабочих слоёв. Нужно отметить, что промышленная революция происходила в странах Европы не одновременно, что обусловило различия между рабочими как в разных странах, так и в пределах одной страны. Например, английские рабочие и их идеологи были настроены весьма умеренно, поскольку капитализм и рабочее движение в Англии насчитывали не один десяток лет. В то же время, германские рабочие были более агрессивны, так как здесь промышленный переворот только начинался. В самом рабочем движении не существовало однородности. Были высококвалифицированные или потомственные рабочие, тесно связанные с городской культурой, оторванные от традиционных сельских структур, которые индивидуальные выгоды ставили выше коллективных. Были низкоквалифицированные потомственые рабочие, для которых работа, дававшая возможность прокормить семью, была важнее революционных начинаний. Были сезонные рабочие, а также рабочие первого-второго поколений, которые ещё не порвали связи с сельским укладом и для которых вопросы революции и перестройки общества „по-справедливости” имели большую актуальность – ведь условия их труда были тяжёлыми и плохими, а альтернативы для нормального существования не было. Все эти факторы обусловили раскол рабочего движения, который наметился в 1870-х, а оформился в 1880-х гг. Сюда надо добавить преследования со стороны властей и желание многих деятелей социалистического движения основывать не единую партию рабочего класса, а партии в своих странах, чтобы бороться за достижение конкретных целей в рамках конкретной страны. В 1876 г. последовал формальный роспуск І Интернационала, который фактически перестал действовать ещё с начала 1870-х гг, когда из-за преследований со стороны европейских правительств в 1872 г. Генеральный совет Интернационала был перенесён в Нью-Йорк и таким  образом оторван от европейских дел. Однако важным итогом деятельности Интернационала стало то, что он, приобщив к марксизму передовых рабочих, способствовал созданию массовых социалистических рабочих партий во многих государствах Европы.
 
Таким образом, на протяжении своего развития вплоть до 1870-х гг. социализм как идеология развивался довольно бурно, приобретая всё больше сторонников среди европейских крестьян, рабочих и даже интеллигенции. Этому способствовала как промышленная революция, так и практические действия идеологов социализма, превративших его из утопии в общественно-политическое движение.
 
Методичний вісник історичного факультету. – Х.: ХНУ імені В.Н. Каразіна, 2007. – № 6. – С. 110-117
 

кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды
 
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 29 января 2011 года
 
Литература
 
1.     Айрапетов А.Г. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. – М.: Высшая школа, 1991. – 206 с.
 
2.     Гаджиев К.С. Политическая наука // http://lib.socio.msu/
 
3.     Зотова Л.В. Политические идеалы и ценности: единство и различие трактовок либеральной и социалистической мысли первой половины XIX века // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3. – С. 147–158.
 
4.     Кашников Б.Н. Марксизм как радикальная критика либеральной справедливости // Вопросы философии. – 2005. – № 6. – С. 37-49.
 
5.     Маркс К. Манифест коммунистической партии. – М.: Госполитиздат, 1954. – 72 с.
 
6.     Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: В 3 т. – М.: Госполитиздат, 1955.
 
7.     Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль. – 1999. – № 5. – С. 94-105.
 
8.     Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии. – 2002. – № 2. – С. 3-13.
 
9.     Ойзерман Т. Учение К. Маркса и идея насильственной революции // http://www.i-u.ru/
 
10. Плеханов Г.В. Утопический социализм XIX в. – М.: Госполитиздат, 1958. – 78 с.
 
11. Фостер У.З. История трёх Интернационалов. – М.: Госполитиздат, 1959. – 618 с.
 
12. Хобсбаум Э. „Масштаб посткоммунистической катастрофы не понят за пределами России” // Cвободная мысль. XXI. – 2004. – № 9. – С. 3-14.
 
13. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, 1978. – 240 с.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com