Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ / ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА / Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) / "Простите меня, что осмелился беспокоить Вас своим нескромным предложением..." Письмо художника И.К. Айвазовского министру юстиции графу В. Н. Панину. 1851 г.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
"Простите меня, что осмелился беспокоить Вас своим нескромным предложением..."
Письмо художника И.К. Айвазовского министру юстиции графу В.Н. Панину. 1851 г.

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2006 г.)

Имя И.К. Айвазовского (1817-1900) широко известно. Его полотна хранятся во многих галереях мира. С 1840-х гг. он приобрел европейскую известность как один из крупнейших маринистов, с 1844 г. состоял живописцем Главного морского штаба. Он - академик, почетный член Академии художеств. Айвазовский как никто другой умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии. В обширном наследии художника (около 6 тыс. полотен) можно встретить портреты, жанровую живопись, композиции на библейские темы, пейзажи и даже батальные сцены. В период Крымской войны 1853-1856 гг. он в осажденном Севастополе устроил выставку своих полотен, позже по зарисовкам написал ряд картин о героической обороне города. Особая заслуга Айвазовского - фундаментальная разработка мотива, до него не привлекавшего особого внимания русских художников и основательно забытого западноевропейскими мастерами, - море как стихия, море как тема[1]. Борьба человека со стихией, любование природой обычно присутствуют в его полотнах. Хрестоматийна и его картина "Девятый вал" (1850 г.), выставленная в Государственном Русском музее. Она хотя и относится к раннему периоду творчества, талант мастера здесь получил полное воплощение. На картине изображено бушующее море, лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Все говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека.

Не верится, что с продажей этого шедевра у художника могли возникнуть какие-либо сложности.

Тем не менее в поисках покупателей И.К. Айвазовский вынужден был обратиться к известному государственному деятелю, министру юстиции, графу В.Н. Панину[2]. В письме к графу содержатся описание картины и предложение о приобретении. Этот документ обнаружен в фонде Главной конторы по управлению имениями Паниных (Ф. 761) Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО). Можно предположить, что художник отправил корреспонденцию не сразу, а спустя месяц - 14 июля. Об этом говорят пометы в правом верхнем углу листа перед обращением к адресату и после текста на первой странице письма. Неизвестно, как отреагировал на послание вельможа, только полотно приобрел для Эрмитажа император Николай I.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии
П.А. ЛЕБЕДЕВА.

[1] Подробнее см.: Барсамов Н.С. И.К. Айвазовский. М., 1967; Айвазовский: Документы и материалы. Ереван, 1967; Пилипенко В.Н. И.К. Айвазовский. Л., 1980; Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. Самара, 2000.

[2] О нем подробнее см.: Колмаков Н.М. Граф Панин // Русская старина. 1887. № 11. С. 297-332; № 12. С. 757-782.

 

Письмо И.К. Айвазовского В.Н. Панину

17 июня 1851 г.

M[onsieu]r le Comte Panin
Rue du Taubancy v[il]l[e] (1), numero № 73 ou а Vichy(2)

Ваше сиятельство, граф Виктор Никитович!

Проведя нынешнюю зиму в Петербурге, я все надеялся дождаться Вашего приезда и предложить Вам одну из лучших картин моих, которую по огромности не всякий мог найти место, чтобы купить, хотя много и нравилась, и были покупатели, но сначала не дали ту сумму, которую я спросил, ныне я решился отдать дешевле, но по крайней мере, желал бы, чтобы единственная буря моя в этом размере(3) и по удаче была бы поставлена в этакой галерее, как Ваша. Признаюсь, с самого начала моего приезда я желал очень просить ваше сиятельство посмотреть эту картину. Теперь, если угодно будет, то можно увидеть в доме князя Сергея Сергеевича Гагарина[1], что в Большой Морской, хотя хозяев и нету, но швейцар покажет во всякое время.

Картина эта представляет бурю при закате солнца и на обломке судна несколько фигур. Величиной: длина 41/2(4) аршина[2] и вышина 3 арш[ина]. Все, что желал бы я за эту картину, это 2500 р. серебром. Это ровно половина суммы, которую платили за этот размер, обыкновенно - 5000 р. сереб[ром].

Простите меня, что осмелился беспокоить Вас своим нескромным предложением, и позвольте просить вашего сиятельства со временем, когда увидите картину, прикажите написать несколько слов о мнении Вашем, что буду ждать с нетерпением.

С высоким уважением к вашему сиятельству имею честь быть покорнейшим слугой

Иван Айвазовский

Феодосия. 17 июня 1851.

Адрес мой: Ивану Константиновичу Айвазовскому
в г. Феодосии Тавр[ической] губернии.

Помета: "Писано 14 июля, общ[ий] № 320-й".


ЦАНО. Ф. 761. Оп. 1. Д. 60. Л. 63-64 об. Автограф.


[1]Вероятно, Сергей Сергеевич Гагарин-младший (1832-1890) - шталмейстер, служил в гвардии, коллекционер картин, майолик, ювелирных изделий, с 1860 г. почетный член Академии художеств. Однако не исключена возможность, что это его отец - Сергей Сергеевич Гагарин (1795-1852) - обер-гофмейстер, президент гофинтендантской конторы.

[2]Аршин равен 71, 12 см. Таким образом, длина картины равна 3 м 20 см, а высота - 2 м 13 см.

Примечания

(1) Название улицы написано неразборчиво. Сокращение VL, возможно, ville - город.

 

(2) Текст написан на французском языке простым карандашом на обороте последней страницы письма. В его прочтении и переводе: "Господину графу Панину, улица Тобанси за городом, номер 73, или в Виши" возможны варианты.

(3) Слово неразборчиво, возможны варианты.

(4) Здесь и далее подчеркнутое автором выделено курсивом.


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com