Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / МУЗЕИ, МЕЦЕНАТЫ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ / Купец, меценат, собиратель российских древностей (о Петре Щукине). Елена Тарасова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Купец, меценат, собиратель российских древностей…
Петр Иванович Щукин (1853-1912)
Петр Иванович Щукин (1853-1912)

В Государственном историческом музее открылась первая выставка из цикла "Истинный друг музея…", посвященная коллекционеру и меценату Петру Ивановичу Щукину (1853-1912). В двух небольших залах разместились документы, рассказывающие о собирателе и некоторые экспонаты из собрания Петра Щукина, подаренного им в 1905 году Историческому музею. Устроители не ставили целью показать все редкости переданного им собрания. Их задача была скромнее и, на мой взгляд, важнее. Эта выставка - дань памяти человеку, своим поступком заслужившим чести навсегда остаться в истории российской культуры.

Купец, меценат, собиратель древностей - Петр Щукин был человеком неординарным и в чем-то типичным для своего времени. Сегодня мы часто вспоминаем об этом периоде российской истории, находя в нем много сходного с нашим временем. Правомерны ли такие параллели? Какие уроки мы можем из этого извлечь? Может на примере жизни Петра Щукина нам удастся лучше понять это?

* * *
Семейство Щукиных на даче
Семейство Щукиных на даче

Петр Щукин был одним из шести сыновей купца первой гильдии Ивана Васильевича Щукина. Традиционным бизнесом семейства Щукиных была торговля мануфактурой. Дед Петра еще оставался "сидельцем в амбаре" (то есть продавцом в лавке), когда его сын - Иван Васильевич занялся оптовой торговлей, проявив в этом немалую оборотистость и напористость. Очень скоро он сумел выбиться из среды мелких лавочников, вошел в десятку крупнейших оптовиков, основал собственную торговую фирму. Удачная женитьба на Екатерине Боткиной - дочери владельца известного торгового дома по продаже чая и сахара, еще более укрепила его позиции в торговом мире.

24 года понадобилось Ивану Васильевичу Щукину (после вступления в 1832 году в права наследства своего отца) для восхождения к новому общественному положению, которое он уже прочно занял к моменту рождения первых сыновей. И одной из главных забот его стала задача дать детям (а всего их у Ивана Васильевича было десять - шесть сыновей и четыре дочери) хорошее образование. Не хуже, чем в дворянских семействах, на которые купечество старалось равняться, перенимая у них многие правила "хорошего тона".

Начальное образование, как это было принято в дворянских семьях, проходило в домашних условиях, для чего нанимался "целый штат преподавателей". Детей учили не только грамоте и арифметике, но и манерам, и музыке, и танцам. Особых успехов в этих дисциплинах они не достигли, но у всех остался вкус к гуманитарным наукам. Затем - учеба в немецкой школе, пансионе, а по окончании обязательное для всех сыновей продолжение коммерческого образования за границей. Отклонения от намеченных отцом планов не поощрялись, и о гуманитарных интересах приходилось забыть до поры до времени. Только после смерти Ивана Васильевича Щукина в 1890 году его дети "смогли полностью отдаться своим увлечениям", которые у всех них были связаны с искусством и коллекционированием.

Старший сын Николай какое-то время собирал серебро, недолго покупал картины, к которым, впрочем, скоро охладел. Следующий - Петр - увлекся коллекционированием редкостей еще в годы учебы за границей и с тех пор уже не оставлял этого занятия. Сергей заинтересовался современным французским искусством и собрал одну из лучших коллекций работ французских импрессионистов и пост импрессионистов. Дмитрий начал коллекционирование с мелких монет, но подлинной его страстью стала старая живопись. Владимир учился в Московском университете на медицинском, вскоре заболел и рано умер. Самый младший сын - Иван, закончив в том же университете юридический факультет, уехал в Париж, где брал уроки живописи, писал об искусстве и коллекционировал сначала современных французских художников, а позднее старых мастеров испанской школы.

* * *
Музей П.И. Щукина. Интерьер Старого музея.
Музей П.И. Щукина. Интерьер Старого музея.

Среди своих братьев Петр был, пожалуй, самой колоритной фигурой. Он не умел ограничить себя одной темой, скупая все подряд. С годами собирательство у него превратилось почти в манию. Непритязательный в быту, он был крайне скуп в тратах на себя. В доме было почти бедно. "Торгуясь из-за бутылки вина в ресторане, выдавая домашним треснутые чашки и кофейники без крышек, Петр Иванович ничего не жалел только для одного любимого детища - своего музея."

Начал он собирать по-дилетантски, выискивая по лавкам сначала портреты известных личностей. Позднее скупал редкие издания, гравированные листы, персидские ковры, изделия японских, китайских и индийских мастеров. А вскоре переключился на русские древности, интерес к которым поглотил его целиком. Собрание разрасталось и уже не вмещалось в довольно просторном особняке. В 1892 году он начинает строить новое здание под будущий музей, а уже в 1895 году частный музей Щукина открыл свои двери для посетителей.

Но на этом Петр Иванович не успокоился, продолжая закупки у антикваров и старьевщиков. Товар к нему привозили чуть ли не со всей России целыми подводами. "В сказочном тереме на Малой Грузинской хранились драгоценные памятники отечественной культуры: старинное оружие, ключи, часы, самовары, ордена, медали, ткани, древние рукописи, архивы знатнейших дворянских фамилий…. Собрание множилось, так что пришлось соединить с музеем жилой дом, также приспособив его для коллекций."

Пытаясь хоть как-то систематизировать свои сокровища, Петр Щукин начал вести, так называемые "Щукинские сборники", которые вскоре начал публиковать. В них он давал описания отдельных частей своего собрания, обнаружив не только примерное терпение, но и талант исследователя. Представленные в экспозиции выставки в Историческом музее некоторые из этих книг поражают тщательностью отношения к неимоверно трудной задаче научного описания и классификации коллекции. В этой работе Петр Щукин предстает серьезным исследователем, опровергая досужие разговоры, сравнивающие его с Плюшкиным.

Музей П.И. Щукина. Фотография К.А. Фишера. 1906
Музей П.И. Щукина. Фотография К.А. Фишера. 1906

К 1905 году окончательно созрело решение - подарить музей городу. "Прошу принять от меня в дар мое, нигде не заложенное и свободное от всяких обязательств владение в гор. Москве … со всеми на нем постройками, с моим собранием русских и иностранных вещей, восточной коллекцией, картинной галереей, собранием рисунков и гравюр, библиотекой, рукописным архивом и со всей обстановкой…" гласил текст дарственной. В апреле 1905 года коллекция, насчитывающая более 300 тысяч предметов, стала филиалом Исторического музея, получив наименование - "Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III - Музей П.И.Щукина".

За этот поступок Петр Щукин был награжден орденом Станислава 2-й степени и генеральским чином, дающим право именоваться "Ваше превосходительство". Щукин не скрывал удовольствия от такой оценки своего дара. "В Москве тихо посмеивались над чудачествами новоявленного генерала, поговаривали, что даже в баню он ездит в полной форме с орденами, а посетителей музея встречает в барашковой шапке с галунным крестом, не желая расставаться с ними и в саму жару…".

После революции имя его, как и многих других, было предано забвению. Но зато главное детище мецената осталось в сохранности, и теперь мы имеем возможность по достоинству оценить труд всей жизни собирателя и мецената Петра Ивановича Щукина. И пусть пока у музея нет возможности показать коллекцию Петра Щукина в полном объеме, но уже сделан еще один шаг к реабилитации его доброго имени.

* * *

Нельзя сказать, чтобы эти увлечения братьев Щукиных были полной неожиданностью для окружающих. Они были не первыми в этом деле. "К кому бы из родственников не попадали мальчики в детстве, повсюду было искусство. Пока взрослые сидели за столом, они бродили по залам картинных галерей Дмитрия Петровича Боткина (отца их матери) на Покровке и Кузьмы Терентьевича Солдатенкова на Мясницкой. На их глазах росла коллекция у Павла Михайловича Третьякова в Лаврушинском, множилось собрание картин французских художников в особняке его брата Сергея Михайловича Третьякова на Пречистенском бульваре. С Третьяковыми Щукины были в дальнем родстве через Боткиных."

Музей П.И. Щукина. Интерьер Нового музея. Фотография К.А. Фишера. 1906
Музей П.И. Щукина. Интерьер Нового музея. Фотография К.А. Фишера. 1906

Им было кому подражать! У новых образованных предпринимателей культурные запросы ценились высоко. Многие в среде просвещенного купечества занимались коллекционированием, которое постепенно приобретало у них характер систематического занятия, сочетающегося с углубленным изучением предмета своего собирательства.

Страсть к собирательству захватывала целые семьи. На коллекционирование смотрели не как на инвестирование денег, а как удовлетворение естественной для многих из них тяги к творческой деятельности. Музицирование в домашнем кругу, посещение рисовальных классов, участие в любительских спектаклях - входило в повседневный уклад семейной жизни представителей новой бизнес-элиты - купцов, промышленников, банкиров. Многие члены известных фамилий уходили из бизнеса, чтобы профессионально заниматься искусством.

В семействе Щукиных только один из сыновей - Сергей, после смерти отца "проявил живой интерес к делу". Первым отошел от "дела" Дмитрий, целиком отдавшись изучению искусства, писательству и коллекционированию старой живописи. Иван стал специалистом по русской истории и религиозным учениям, брал уроки живописи у пейзажиста Александра Кисилева, читал лекции по истории философии в Вольном университете в Брюсселе, Институте восточных языков и Русской высшей школе общественных наук в Париже. "Младший Щукин - литератор, преподаватель и коллекционер - не мог даже на мгновение представить себя сидящим в конторе фирмы "И.В.Щукин с Сыновьями".

Образование изменило многих и в других известных купеческих семьях.

Среди детей Петра Кононовича Боткина (основателя крупнейшего торгового дома по продаже чая и сахара) были - известный публицист, писатель, автор известных "Писем из Италии" (старший сын Василий), живописец и член Академии художеств (сын Михаил) коллекционер, председатель Московского общества любителей художеств (Дмитрий). Федор Боткин (приходившийся двоюродным дядей Сергею Щукину) - по окончании юридического факультета Московского университета покинул Россию, поселился в Париже и занялся живописью. И этот список можно было бы еще продолжать…

* * *

Рубеж 19-20 веков в истории российской культуры - явление по-своему уникальное. Это было время первоначального накопления капитала, время быстрого возвышения одних и обнищания других, время расцвета свободного предпринимательства и время циничного мошенничества, время технических инноваций и жестокой эксплуатации… В нем было место всему. Но в памяти потомков остались лишь те, для кого накопительство было не главным в их жизни. Кто сумел своим капиталам найти достойное применение, вложив их в собрания произведений искусства. Кто этот свой труд рассматривал в свете "общественной пользы", мечтая о создании на базе своих коллекций общедоступных музеев. Кто реально содействовал развитию культуры и искусства - помогая художникам, содействуя образовательной системе, создавая библиотеки и читальни, поддерживая музеи, открывая новые театры, издавая журналы… Рисуя собирательный портрет московского коллекционера, А.М.Эфрос писал: "Как коллекционер он произошел сам от себя. Он сам свой предок. Он стал собирать тогда, когда кончил купечествовать. В противоположность петербургскому коллекционеру, дворянину-чиновнику, он купец-общественник…". Благодаря таким страстным и последовательным "фанатам", как Петр Щукин, в обществе утверждались новые стандарты "хорошего тона". Не без их участия становились нормой такие понятия, как - "общественное благо", "милосердие", "общественная польза"… И может быть именно в этом и заключается главная миссия этих лучших представителей безнес-элиты рубежа 19-20 веков, своими трудами сотворивших миф о "золотом веке российской благотворительности и меценатства". Честное слово, нам есть чему поучиться у своих предшественников!

Елена Тарасова
 
Источник Меценат

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com