Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

"Народная тропа"
(Пушкин и народная традиция)

 

"Похороны Пушкина… Это происходило в Конюшенной. Площадь была усеяна экипажами и публикою, но среди последней - ни одного тулупа или зипуна. Церковь была наполнена знатью…"
А. В. Никитенко. "Записки и дневник", 1-е февраля 1837 г.

"…моим гробокопателям помогали крестьяне Пушкина, узнавшие, что гроб прибыл туда; мы отслужили панихиду в церкви и вынесли на плечах крестьян и дядьки гроб в могилу…"
А. И. Тургенев к А. И. Нефедьевой. 9 февраля 1937 г.

На стихи Александра Сергеевича создано множество романсов. Пушкина запели ещё при жизни. Правда, в основном, в дворянской, позже - в мещанской среде. Пели ли Пушкина (не говоря уже - читали ли) в среде народной, крестьянской? Вернулся ли он, так много взявший у традиционного фольклора, в народную культуру в полном смысле? Примеры такого возвращения не многочисленны. Не будь соавторства Б. В. Шергина (см. "Праведное Солнце"), вряд ли бы был возможен, приводимый ниже, "Пинежский", а затем и "Архангелогородский Пушкин". Тут явление уникальное: сплав традиционного сказительства и литературной судьбы.










Тем не менее, Пушкина в крестьянской среде пели (см. сборник В. Е. Гусева "Русские песни и романсы", М. 1989 г.) и не только пели, но и читали: Мы сопровождаем "Пинежского Пушкина" редкими лубками. Право же, любое профессиональное издательство могло позавидовать таким иллюстрациям, выполненным безвестным художником. Эти лубочные шедевры появились уже в 1840-х годах. К концу XIX века так называемые "книжки для народа" (стоимостью в одну копейку!) с пушкинскими сказками, поэмами, повестями… достигли миллионных тиражей. Для сравнения скажем, что "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, выпущенное двухтысячным тиражом, на день смерти (т. е. за семь лет) по воспоминаниям вдовы писателя, было распродано лишь на половину.

Громадные тиражи советского периода заслонили от нас тот факт, что в дореволюционной России, среди простого народа Пушкин был, наверное, самым читаемым писателем. Вопреки расхожим мнениям, значительная часть стопятидесятимиллионной России была грамотной. И чтение книжек вслух было принято во многих крестьянских семьях.

Отдельная тема - фольклорный театр. Пушкинские "Братья разбойники" уже в середине XIX века вошли в народную драму ("Шайка разбойников", "Лодка" и т. п.). Пару вариантов этой драмы, записанный Н. Е. Ончуковым в 1905 году на Русском Севере, мы приводим ниже (полностью см. в книге "Потехи страшные и смешные"). Принято считать, что традиция народной драмы просто позаимствовала из полюбившейся поэмы Пушкина. Однако, эти драмы ("Лодка", "Шлюпка" и т. п.) существовали задолго до Александра Сергеевича. Скорее, Пушкин позаимствовал историю братьев разбойников из фольклора, а потому эта поэма и стала читаемой в народе, будучи в русле многочисленных лубочных вариантов разбойничьего романа: "Атаман Каин, три добрых дела", "Любовь атамана Прокла-медвежьей лапы, или волжские разбойники", "Уар, Железная Лапа или Живой мертвец разбойник", "Атаман разбойничьей шайки Егорка Железные Лапы", "Атаман разбойников Сорви-Голова или похищение из замка прекрасной Елены", "Ведьма, Чёрный Ворон или страшные ночи за Днепром" и др. Пушкинская поэма, многократно переиздаваемая в народных книжках, вероятно уже в середине XIX века вернулась в народную разбойничью драму.

 
А. Г.
 
Источник Русская земля

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com