Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Пушкин Александр Сергеевич
(1799-1837)
 
Россия и Запад: вот уже триста лет Россия хворает болезнью «подражательности». Не миновала она и Пушкина, который, однако, сумел не только вылечиться от нее, но и выработать способы излечения от этого порока. Однако пророки не слышны в своем отечестве

26 мая 6 июня исполняется 207 лет со дня рождения выдающегося русского поэта А.С. Пушкина (1799-1837). Вопросы, которые затрагивает в своем творчестве выдающийся русский гений, до сих пор являются актуальными и современными, и нашей задачей является прислушаться к тем его предостережениям и пророчествам, которые влияют на нашу судьбу.

Одной из таких проблем является взаимоотношение России и Запада: вот уже триста лет Россия хворает болезнью «подражательности». Не миновала она и Пушкина, который, однако, сумел не только вылечиться от нее, но и выработать способы излечения от этого порока. Однако пророки не слышны в своем отечестве. До сих пор мы все дальше и дальше обостряем нашу национальную катастрофу — продолжаем распадаться как страна, терять свою национальную территорию и население. Попробуем еще раз обратиться к творчеству великого поэта и найти для себя подходящий совет.

К сожалению, история духовного развития А.С. Пушкина до сих пор, является побочной темой в истории русского национального сознания. Однако эту тему нельзя пройти мимоходом. Наоборот, как считает Б. Башилов, эта самая главная тема, ибо история духовного развития А.С. Пушкина содержит в себе ответ на очень важный для всех нас вопрос – были ли возможности духовного возрождения образованного русского общества после восстания декабристов. Или же были правы те, кто говорил, что победа Николая I над западническими и масонскими силами в самой России уже ничего не могли изменить в судьбе страны, так как она к тому времени настолько болела духовно, политически и социально, что сам вопрос становится банальным, и свершение как политической, так и социальной революции, было только вопросом временем.

Начиная с ранних лет и вплоть до конца жизни, Пушкин имел пристрастие к вольтерианским идеям эпохи Просвещения. Этому в немалой степени способствовала та среда, в которой он жил. Известно, что отец и дядя поэта были членами масонских лож и рьяными поклонниками вольтерианских и масонских идей, имели большие библиотеки, состоящие именно из подобного рода книг. Кроме этого, почти все преподаватели Царскосельского лицея (он возник, незадолго до войны 1812 года, в 1811 году), в том числе и директор Малиновский, были масонами.

Приходилось ли после этого удивляться тому, что Пущин, Кюхельбекер и другие воспитанники данного учебного заведения, однокурсники Пушкина, стали в итоге масонами, революционерами и декабристами, врагами исторического русского самодержавия.

Что же из себя представлял этот Царскосельский лицей, и кто его основал? Момент открытия лицея совпал с тем моментом в жизни поэта, когда его родственникам предстояло выбирать место его обучения. Вначале было решено на семейном совете определить поэта в Пансион отцов иезуитов, где воспитывались дети многих аристократов. По-видимому, первоначальный проект лицея был составлен директором департамента Министерства народного просвещения И.И. Мартыновым не без руководства и указаний М.М. Сперанского. В основу этого проекта была положена идея крупного масона, воспитателя Александра I Лагарпа.

Этот проект полностью отвечал либеральным и масонским грёзам раннего Александра I, но по времени его осуществления эти мечтания, как известно, увяли, так и не успев расцвести. К тому же Сперанский утратил своё значение и вскоре подвергся опале. Проект оказался на утверждении графа А.К. Разумовского и претерпел серьёзные изменения. Кроме этого, в то время шла борьба между иезуитами и вольнодумцами – вольтерианцами.

В 1817 году Пушкин окончил лицей и после короткого пребывания в селе Михайловском и в селе Тригорском (где он познакомился и подружился с семьёй помещицы П.А. Осиповой). Период жизни Александра Сергеевича с 1818 по 1820гг. – это период «Зелёной лампы». Название оказалось случайным: друзья Пушкина собирались у Н.В. Всеволжского, у которого дома находилась зелёная лампа. Он служил вместе с А.С. Пушкиным в коллегии иностранных дел. У него собирались для попоек, кутежей, картёжной игры, лёгких бесед, но иногда поднимались и политические разговоры, инспирируемые проникавшими на эти собрания членами тайных масонских обществ (С. Трубецкой, Я. Толстой, Ф. Глинка и др.).

В жизни самого Пушкина этот период «Зелёной лампы» был периодом нравственных падений и политических заблуждений. Но чуткая душа поэта нашла в себе силы вылезти из того нравственного болота, и символом этой победы явилось стихотворение «Возрождение», написанное в 1819 году.

Сам Пушкин падал, но при этом сильно раскаивался, и вновь подымался. Пушкин много грешил, но грехов не забывал и мучился при воспоминаниях о них.

Первым большим по объёму произведением Александра Сергеевича была поэма «Руслан и Людмила». В этот же период своей жизни (с 1817 по 1820 г.) Пушкин написал много так называемых «вольных» стихов, связанных с масонскими и вольтерианскими идеями «раннего Пушкина», следствием чего явилась ссылка поэта на Кавказ.

Если период «Зелёной лампы» был периодом нравственных падений и завершился покаянным настроением (стихотворение «Возрождение»), то период бурных политических страстей (под влиянием атмосферы «декабрьского движения») не целиком захватывал поэта, что видно из других произведений того же периода.

Эта свободная независимость личных суждений и оценок была чрезвычайно характерна для самого Пушкина. Поэт сам никогда не был и не мог быть партийным, а потому и политические его оценки носили сугубо нравственный характер. Смелое прямодушие заставляло его мужественно защищать справедливость, на чьей стороне она бы не была.

Едкие и грубые эпиграммы на крупных чиновников, таких как А.А. Аракчеев, архимандрита Фотия и даже самого государя в большом количестве списков распространялись среди населения. Появились много антиправительственных стихотворений, написанных не Пушкиным, но ходивших по рукам под именем пушкинских. Правительство императора Александра I решилось, наконец, принять меры. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, была, по-видимому, эпиграмма на Аракчеева. Тучи над головой поэта сгустились. Ему грозила ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья Пушкина не на шутку встревожились и начали хлопотать. Среди них были В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Ф. Глинка, Тургенев, Н. Гнедич, затем Васильчиков, директор лицея Энгельгардт, президент академии художеств и директор публичной библиотеки Оленин, и, наконец, сам Н.М. Карамзин – своими ходатайствами смягчили сердце императора.

Пушкина вызвал к себе граф М.А. Милорадович. Поэт был предупреждён о том, что у него будет обыск, и уничтожил все бумаги. При беседе с графом Пушкин сказал: «Граф! Все мои стихи сожжены! – у меня ничего не найдётся на квартире: но если Вам угодно, всё найдётся здесь (указал пальцем на свой лоб). Прикажите подать бумаги, я напишу всё, что когда-либо написано мною (разумеется, кроме печатного), с отметкою, что моё и что разошлось под моим именем. Подали бумаги. Пушкин сел <…> и написал целую тетрадь». Всё это лично рассказал сам Милорадович Ф. Глинке. В заключении Милорадович сказал: «Пушкин пленил меня своим благородным тоном и манерою обхождения». Всё это, в итоге, смягчило гнев царя. Наказание, как это не странно, оказалось сравнительно мягким.

Пушкин был переведён на службу в канцелярию главного попечителя колонистов Южного края, того самого генерала и масона высокого посвящения И.И. Инзова, находящегося тогда в своей резиденции Екатеринославе. При этом, Пушкину, по Высочайшему повелению, было выдано на проезд 1000 рублей.

Пока Пушкин путешествовал (с конца мая по 2 сентября 1820 г.), генерал Инзов был переведён в город Кишинёв. Начался кишинёвский период в жизни поэта. Его можно назвать повторением периода «Зелёной лампы», причём нравственные падения поэта на этот раз были ещё глубже и страшнее, чем раньше. Но и муки совести были не меньше. Безделье, кутежи, карты, попойки, ссоры, дуэли, многочисленные увлечения женщинами – вот канва его внешней жизни. А одновременно с этим, в глубине его души шла мучительная внутренняя борьба, и зрели творческие силы.

Самым огромным грехом этого периода жизни была кощунственно-циничная поэма «Гаврилиада», написанная в апреле 1821 года и облечённая в изящную форму, что делало грех поэта особенно тяжким. Как известно, поэт отрекался от неё всю свою жизнь. Когда позднее, в 1828 году, было начато по этому поводу следствие, и от Пушкина требовали точных сведений о том: когда, где и при каких обстоятельствах, через кого он познакомился с этой поэмой, — поэт попросил разрешения лично, в закрытом конверте, передать письмо самому государю. После этого, по распоряжению императора Николая Павловича, дело было прекращено. Не может быть никакого сомнения в том, что Пушкин во всём признался государю, а также искренно и убедительно высказал своё глубокое искреннее раскаяние.

Из Кишинёва Пушкин несколько раз приезжал в с. Каменку Киевской губернии, в богатое поместье Е.Н. Давыдовой, по первому браку – Раевской. Её сыновьями были: знаменитый генерал Н.Н. Раевский (старший) и А.Л. и В.Л. Давыдовы. С последним поэт познакомился в Кишинёве и был в приятельских отношениях. В.Л. Давыдов был одним из деятельнейших членов Южного тайного общества. На один из этих съездов попал и Пушкин. Сам он не знал о существовании тайного общества, но догадывался о нём. Беседы с заговорщиками, особенно с председателем собрания Давыдовым, не могли не действовать на Пушкина развращающим образом, как в политическом, так и в религиозно-нравственном отношении. Именно этими влияниями можно объяснить те кощунственные стихотворения, которые написал в это время Пушкин одновременно с «Гаврилиадой».

Не случайно именно к этому периоду жизни поэта принадлежит попытка «вольных каменщиков» втянуть поэта в масонскую ложу «Овидий» в 1821 году. К счастью для поэта, эта ложа вскоре была закрыта, так и не начав работать, но клятву он успел с ними заключить. Подробно исследовавший этот вопрос Г.И. Чулков («Жизнь Пушкина») пришёл к следующему заключению, с которым нельзя не согласиться: «Пушкин был плохим масоном. Если бы ложа не была закрыта, он всё равно бы покинул её».

В июле 1823 года генерал Инзов сдаёт свою должность графу М.С. Воронцову, Новороссийскому генерал-губернатору, резиденция которого находилась в Одессе. Туда же переехал Пушкин, начиная служить под новым начальством Воронцова. Между гордым сановником-бюрократом и вспыльчивым самолюбивым поэтом нередко случались глубокие конфликты, осложнявшиеся ещё и его романом с женой Воронцова – гр. Е.К. Воронцовой. Роман этот был серьёзный и очень глубокий, оставивший довольно глубокие следы на всю оставшуюся жизнь Пушкина и вдохновивший его на несколько прекрасных лирических стихотворений.

В результате многих столкновений по настойчивой просьбе гр. Воронцова Пушкина высылают из Одессы и, по высочайшему повелению императору Александра Павловича, отправляют в село Михайловское, Псковской губернии, под надзор местных властей. Несколько раз, и будучи в Одессе, и живя в с. Михайловском, он собирался бежать за границу. 31 июля 1824 года Пушкин уезжает из Одессы.

За 4 года пребывания на юге России он написал свои так называемые «байронические поэмы»: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1822), «Бахчисарайский фантан» (1823), вышеуказанную поэму «Гаврилиада» и стих «Кн. А.Л. Давыдову» (1821), первые две главы «Евгения Онегина» (1823) и начал писать поэму «Цыганы».

В период пребывания на юге Пушкин познакомился с творчеством Байрона, одно время увлёкся его личностью и высоко ценил его творения, а затем стал к нему охладевать, замечать его недостатки как драматурга и как человека. Трёхлетнее увлечение Байроном ещё в Одессе сменилось интересом к Шекспиру. Постепенно Александр Сергеевич начал всё более и более серьёзно изучать величайшего английского драматурга и поэта и проникаться глубочайшим к нему уважением.

Кишинёвский и одесский периоды жизни Пушкина не были только периодами его нравственных падений. После падений были периоды страстных раскаяний, а затем и духовные взлёты. Шла борьба. Медленно, со срывами, но неуклонно рос он как личность, а вместе с тем росло и его творчество. Он находил время для чтения и жадно и много читал. К изучению Шекспира Пушкин приступил уже с обширными и глубокими знаниями русской и всемирной истории, огромной начитанностью в области всеобщей литературы и с глубоким интересом к политической философии.

9 августа 1824 г. поэт приехал в Михайловское. Там его встретила няня Арина Родионовна и вся семья Пушкиных. Отношения между Пушкиным и его отцом испортились, и между ними произошла ссора.

Вскоре после этого вся семья Пушкиных уехала из Михайловского в Петербург, и поэт остался в деревне один, со своей любимой няней Ариной Родионовной. В имении няня рассказывала ему сказки, которые теперь он способен высоко оценить. Наступила осень – период, который очень любил Александр Сергеевич. Кроме этого, Пушкин начал усиленно работать. Продолжал писать «Евгения Онегина», он 2 октября закончил 3-ю главу, а 10 октября закончил поэму «Цыгане». Но главная работа была над «Борисом Годуновым». Мысль писать эту трагедию пришла к поэту после тщательного изучения Шекспира и «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Это дало Пушкину нужный сюжет. Кроме этого, изучение русских «Летописей» обогатило его душу дивными образами монастырской жизни. В 5-ти верстах от имения находился Святогорский монастырь. Туда часто стал ходить Пушкин и многому там научился.

В 1825 году была закончена трагедия «Борис Годунов». Поэт сам её высоко ценил и любил. Характеры всех основных лиц этой трагедии: Бориса Годунова, Самозванца, Марины Мнишек, Шуйского и др., — даны полно, цельно, в диалектической динамике и их личных переживаний, и их взаимоотношений друг с другом.

Огромную, решающую роль в этой прекрасной трагедии играет невидимый главный герой – народ, народная совесть. Потрясающее впечатление производит конец этой замечательной трагедии: «Народ безмолвствует».

Второй год пребывания Пушкина в Михайловском начал, наконец, сильно тяготит поэта. Он не в силах больше переносить изгнание: он мечтает бежать за границу, в частности, в Париж, в Лондон и серьёзно обдумывает план бегства. Его друзья хлопочут о помиловании опального поэта. Тем более, что теперь Пушкин уже не тот, который был выслан из Петербурга на юг. Много и глубоко он продуман в своём вынужденном одиночестве о социально-политических вопросах, о сущности западной культуры, о неисповедимых судьбах России. Многое ему открыл Н.М. Карамзин, русские летописи и сказки.

В это время умирает Александр I, и на престол после некоторой заминки, обусловленной отречением от престола великого князя Константина (официального наследника), вступает новый император Николай I. В сентябре 1826 году Пушкин был вызван к царю. Поэта привезли прямо в Москву, в Комендантское управление, откуда дежурный генерал повёл его в Малый Николаевский дворец, примыкавший к Чудову монастырю (который блистательно был описан в «Борисе Годунове»). Небритого, в дорожном пыльном сюртуке ввели Пушкина в кабинет императора. Тема беседы заключалась в следующем: покойный император Александр I выслал поэта в деревню за вольнодумство, но император Николай I думает освободить его, если только он даст слово не писать против правительства. Пушкин ответил, что уже давно ничего не пишет против правительства и что у него только одно желание – быть полезным своему отечеству.

Между ними состоялась знаменитая встреча, где царь освободил его из ссылки и полностью поддержал его начинания по улучшению государственного устройства. Более того, сам император отзывался об этой встрече следующим образом: «Сегодня я разговаривал с самым образованным человеком в России». И теперь сам государь стал цензором у Пушкина. Кроме этого, новый император дозволил ему ознакомиться с важным документом – архивом Петра Великого. Сам поэт с головой уходит в работу, изучает отечественную историю, а также пишет произведения, историко-политическая глубина которых потрясут затем весь мир.

В этом же году, по поручению императора, он пишет записку «О народном воспитании», где поэт предвосхитил мысль Н.В. Гоголя о необходимости создания в нашей стране (к сожалению, до сих пор не осуществлённую) инструмента изучения России самым широким образом, создав специальные кафедры: от истории, экономики, философии и кончая географии.

Другим крупнейшим произведением этого периода стала поэма «Полтава» (1828). В этой поэме были два основных героя – Пётр I и предатель Мазепа (сегодня на Украине объявленный национальным героем и изображение его профиля видно на государственных купюрах). Основная идея поэмы заключается в противопоставлении двух этих личностей. Мазепа – как носитель личного эгоизма, а Пётр – государственной воли и силы.

«Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь – как Божия гроза».

В конце августа 1830 года Пушкин поехал в Болдино (Нижегородской губернии), часть которого отец выделил ему ввиду женитьбы на Наталии Гончаровой (состоявшейся в 1829 году), чтобы привести в порядок свои дела, и пользуясь осенним временем, которое он всегда любил творчески поработать.

Вследствие холеры и связанного с ней карантина, поэт вынужден был там оставаться на целых 3 месяца. Эта так называемая «болдинская осень», проведённая в полном уединении, оказалось более продуктивной для творчества, чем 2 года пребывания в Михайловском. Такого прилива вдохновения и работоспособности у него ещё никогда не было.

Вот что он за эту осень написал: две последние главы «Евгения Онегина» (начатого ещё на юге, 7 лет назад), «Домик в Коломне», 4 маленьких трагедии («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан», в последствии названный «Каменный гость»), пять «повестей Белкина» в прозе и около 30 стихотворений, среди которых были такие шедевры как «Бесы», «Осень» и т.д.

По возвращении из Болдино в Москву Пушкин 18 февраля 1831 года венчался в церкви Вознесения Господня с Н.Н. Гончаровой. В это же время Пушкин начинает писать свои несравненные народные сказки: «О царе Салтане» (1831), «О рыбаке и рыбке» (1833), «О мёртвой царевне» (1833), «О золотом петушке» (1834) и «Песни западных славян» (1833).

В 1833 году Пушкин совершает путешествие в Оренбургскую губернию (попутно и в Казанскую), чтобы «полевым методом» собрать материалы для «Истории Пугачёвского бунта». На основе собранного документального научного материала о времени Пугачёва Пушкин пишет свою замечательную повесть — «Капитанская дочка».

В том же году Александр Сергеевич написал поэму «Медный всадник», вновь, уже теперь на новом этапе, вернувшись к теме Петра I, во многом иначе рассматривая роль царя-императора в истории России. Основная идея произведения поэта – противопоставление деяний императора и отдельной судьбе человека, и можно перефразировать, той страны, эксперимент над которой он совершал. В данном случае, великим деянием Петра, в частности основание Петербурга, противопоставляются личные мечты молодого человека о семейном счастье с любимой девушкой. Однако стихийное бедствие (наводнение) беспощадно разрушает все его мечты: невеста гибнет от наводнения, а сам он сходит с ума.

Т.о., несчастный Евгений становится одной из многочисленных жертв петровского дела – основания новой столицы, а император Пётр – косвенным виновником его гибели.

В 1833-35 гг. Пушкин пишет прозаический очерк, противопоставляя его основным идеям просветителя и антигосударственника А.Н. Радищева «Путешествие из Москвы в Петербург», где рассказчик путешествует в обратном радищевскому порядке и излагает иной образ мыслей. В этом отношении, вольность Пушкина была объединена с монархическим чувством и уважением к государственности, что полностью расходилось с идеями Радищева и декабристов.

Конечно же, Пушкин знал многочисленные язвы России, критикуя при этом её многочисленные грехи, кому бы они не принадлежали (даже и дому Романовых). Однако, он не терпел «безумных и несправедливых нападок на своё Отечество». Здесь Пушкин впервые наметил проблему русофобии, столь блестяще развитой затем у Тютчева. С его точки зрения, нельзя прощать «клеветников России», особенно ту категорию людей, которая в ответ на «русскую ласку» способна «клеветать русский характер, мазать священные традиции наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев».

В полемических возражениях П.Я. Чаадаеву, Пушкин доказательно опровергал выводы его первого философического письма об исторической ничтожности России, о «нечистоте истории нашего христианства», заимствованного из Византии и направившего историю не по правильному пути. Особенно это хорошо видно из письма к П.Я. Чаадаеву, где поэт отвечает на возражения чаадаевского письма, говоря о том, что «… ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другой истории, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал». К сожалению, мы до сих пор не исполнили завет нашего гения. Так, выполним его хотя бы сейчас!

Помянем его!

Сергей Лабанов
7 июля 2006 г.

Литература
 
1) Русская философия. Словарь. – М.:1995.
2) Русская литература. Словарь. – М.:2004.
3) Русское мировоззрение. Словарь. – М.:2003.
4) Русская идея. – М.:1992.
5) А.С. Пушкин: путь к православию. – М.:1997.
6) Г.И. Чулков. Жизнь Пушкина. –М.:1999.
7) А.В. Тыркова — Вильямс. Пушкин. Т. 1 — 2. (Серия ЖЗЛ). – М.:1998.
8) В.В. Кожинов. Пророк в своём отечестве. Ф. Тютчев. Россия. Век XIX. – М.:2001.
9) В.В. Кожинов. Великое творчество. Великая победа. – М.:1999.
10) Б. Башилов. История русского масонства. – М.:2004.
11) П.Е. Щёголев. Дуэль и смерть Пушкина. – М.:1987.
 
 
Источник Правая.ру

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com