Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Белое движение / Генерал Деникин Антон Иванович (1872 - 1947 г.г.) / Генерал Антон Деникин и русское Православие. Игорь Ходаков

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Генерал Антон Деникин и русское Православие
  
А. И. Деникин
А. И. Деникин
"Падение монархии в 1917 г. ознаменовало начало конца великого исторического феномена под названием Россия. Произошла не просто смена власти, коренное изменение правовой и институциональной системы. В тот момент прекратилось бытование особого социо-культурного комплекса, складывавшегося и действовавшего несколько веков".[1]

Подобным образом оценивает гибель самодержавия известный историк Александр Николаевич Боханов, объясняя причины крушения исторической российской государственности тем, что "монархическое миросозерцание сгорело раньше, чем рухнули внешние формы коронной власти" [2]

В конечном счете, по мнению выдающегося философа С.Л. Франка, крушение Самодержавия стало и "самоубийством великого народа"[3] Схожим образом гибель прежней России отразила в своем стихотворении Анна Ахматова:

"Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От Русской Церкви отлетал
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница
Не знала, кто берет ее..."[
4]

Комментируя приведенные слова Франка, А.Н. Боханов пишет: "Забыв Бога и отвергнув Царя (с точки зрения христианского сознания, помазанника Божия - И.Х.) Россия должна была пасть и она пала"[5] И еще: "Оскудение веры, усыхание православного чувства..." - вот те причины, которые и привели, с точки зрения этого историка, к гибели державы. [6]

Действительно ли оскудение веры затронуло все слои населения России, предопределив, тем самым, крушение самодержавной государственности[7]?

Не является секретом отсутствие христианского мировоззрения у подавляющей части российской интеллигенции [8] и аристократии начала XX столетия. Более того, секуляризация сознания не обошла стороной и Церковь [9], ибо, по словам митрополита Вениамина (Федченкова): "У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий". [10] И далее: "Церковь, высшие интеллигентные слои ее не жили жизнью духа, а умствовали".[11] Оскудение живого религиозного чувства коснулось и значительной части крестьянства.[12]

Однако оставался еще один социокультурный феномен в стране, призванный быть опорой трона, гарантом государственной и идеологической стабильности - офицерский корпус. Определялись ли христианским мировоззрением ментальные установки российского офицерства? Что касается гвардейской его части, то в массе своей представители военной элиты заявляли о своей приверженности Православию[13] во всяком случае, на уровне убеждений.

Сложнее обстоит вопрос с миропониманием армейского офицерства [14] - исповедовало ли оно - и если да, то в какой степени - Православие?

Изучению этой проблемы будет способствовать исследование степени влияния христианства на менталитет генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, чей жизненный путь до февральских событий 1917 года был типичным для тысяч русских армейских офицеров [15]. Помимо этого, личность Деникина представляет интерес еще и потому, что этот человек был не только генералом, возглавлявшем Белое дело, но - что в контексте исследуемой темы не менее важно - представителем русской либеральной интеллигенции, в значительной своей массе оторванной от Церкви, и его жизненный путь отразил в себе ее духовные искания и переживания...

3 октября 2005 года в жизни нашей страны произошло событие большой исторической важности - в некрополе Свято-Донского монастыря были погребены останки генерала Деникина и его супруги Ксении Васильевны. В годы Гражданской войны имя знаменитого белого генерала произносили одни с надеждой, другие с ненавистью. В эмиграции Деникин написал и опубликовал фундаментальный труд, носивший мемуарно-исследовательский характер: "Очерки русской смуты". Взгляды и мысли Антона Ивановича, его мировоззрение, вызывают на современном этапе неподдельный интерес в обществе, обусловленный во многом тем, что именно армии Деникина сумели максимально приблизить Белое движение к победе в Гражданской войне. Не случайно этому генералу посвящено несколько исторических работ [16] и даже одно художественное произведение [17]. Однако исследователи, писавшие о Деникине, как правило, не уделяли достаточного внимания религиозным воззрениям генерала. Этот пробел в жизнеописании Деникина и призвана некоторым образом заполнить данная статья.

Уже в изгнании, на закате жизни, Антон Иванович написал автобиографическую книгу [18] на страницах которой вспоминал о своем детстве: "Отец [19] был человеком глубоко верующим, не пропускал церковных служб и меня водил в церковь. С 9-ти лет я стал совсем церковником. С большой охотой прислуживал в алтаре, бил в колокол, пел на клиросе, а впоследствии читал шестопсалмие и апостола. Иногда ходил с матерью в костел на майские службы - но по собственному желанию. Но если в убогой полковой церковке нашей я чувствовал все свое, родное, близкое, то торжественное богослужение в импозантном костеле воспринимал только как интересное зрелище" [20] Походы в костел, которые Антон свершал только из-за любви к исповедовавшей католичество матери, впрочем, были недолгими по следующей причине: "Однажды - мне было тогда лет девять - мать вернулась из костела чрезвычайно расстроенная, с заплаканными глазами. Отец долго допытывался - в чем дело - мать не хотела говорить. Наконец, сказала: ксендз на исповеди не дал ей разрешение грехов и не допустил к причастию, потребовав, чтобы она впредь воспитывала своего сына в католичестве и польскости... Мать разрыдалась, отец вспылил и крепко выругался. Пошел к ксендзу. Произошло бурное объяснение, причем под конец перепуганный ксендз упрашивал отца "не губить его"... На меня этот эпизод произвел глубокое впечатление. С этого дня я, по какому-то внутреннему побуждению, больше в костел не ходил" [21]. Таким образом, детские впечатления Антона Ивановича относительно его участия в церковных службах, сохраненные им до конца жизни, носили светлый характер, и сам он рос безусловно воцерковленным ребенком - глубоко верующий Иван Ефимович не пропускал с сыном служб, воспитывая его "...строго в русскости и Православии"[22] - оба термина по своей сути являются синонимами, так как, по словам Ф.А. Степуна: "русскость есть качество духовности..."[23], или, вспоминая более известное определение Ф.М. Достоевского: "что православное, то русское"[24]. Необходимо учитывать, что участие Деникина в обрядах и таинствах Церкви, особенно в большие праздники - Рождество и Пасху, - вносило яркий контраст в материально тяжелую будничную жизнь его семьи. По словам Антона Ивановича: "Детство мое прошло под знаком большой нужды" [25]. Однако несмотря на нелегкое материальное положение Деникины жили дружно, относясь с христианскими смирением ко всем невзгодам и трудностям. Для любого мальчика, особенно из военной семьи, примером всегда является отец, и если мать Антона Ивановича иной раз жаловалась на судьбу, то "майор Деникин - никогда. Он жил с православным самоотвержением, будто перед последней атакой. Антон всегда был на стороне отца, также понимая их нужду естественным промыслом Божьим" [26], спустя годы генерал вспоминал: "...я воспринимал наше бедное житье, как нечто провиденциальное (курсив мой - И.Х.), без всякой горечи и злобы, и не тяготился им".[27] Стереотип поведения, основанный на христианском мировоззрении с непременным упованием на волю Божию и аскетизм, прежде всего, на бытовом уровне, запечатленные в детском сознании Антона примером отца, стали руководящими установками в жизни будущего генерала, пронесенные им до конца дней. Надо заметить, что тяжелое материальное положение и очевидная социальная несправедливость толкали многих выходцев из семей русской разночинной интеллигенции, в том числе и представителей духовного сословия, на революционный путь борьбы с самодержавием. [28] Иван Ефимович сумел воспитать в сыне не только терпение, но и заложил основы смирения и провиденциального отношения к жизненным трудностям, что удержало будущего генерала от вступления на путь революционной борьбы за социальную справедливость. Для Антона сама смерть отца явилась примером его христианского мужества и непоколебимой веры: "Шли дни великого поста. Отец часто молился вслух:
- Господи, пошли умереть вместе с тобою...

В страстную пятницу я был в церкви на выносе плащаницы и пел, по обыкновению, на клиросе. Подходит ко мне знакомый мальчик и говорит:

- Иди домой, тебя мать требует.

Прибежал домой - отец уже мертв.

Исполнилось желание его - умереть в страстную пятницу".[29] На надгробии старого майора были высечены слова, отразившие его жизненный путь и свидетельствующие о несомненной цельности личности Ивана Ефимовича: "В простоте души своей он боялся Бога, любил людей и не помнил зла".[30]

Для формирования полноценной христианской личности необходимо также элементарное религиозное образование, дававшее правильное понимание обрядовой стороны церковной жизни и раскрывавшее глубокий смысл ее таинств. В противном случае у человека может произойти деформация религиозного сознания, что приводит к формированию либо магического, т.е., по сути, антихристианского, отношения к церковной жизни [31] либо к охлаждению веры, которое находит выражение в формальном соблюдении традиции, например, воскресном посещение храма, и даже ведет к безверию.

В данном случае необходимо обратить внимание на низкий уровень начального религиозного образования в России конца XIX века не столько с точки зрения качества знаний, сколько в плане его духовного содержания. [32]

Основы религиозного образования Деникин получил в начальной школе, имея по Закону Божию "отлично". [33] Однако впечатление будущего генерала от уровня полученных знаний по данному предмету было невысоким: "Наш старый священник, отец Елисей, сам, наверно, не тверд был в Богопознании; ловичский законоучитель, когда к нему решился обратиться раз мой товарищ-семиклассник Дубровский, вместо ответа поставил ему двойку в четверть и обещал срезать на выпускном экзамене"[34]. Несмотря на отличную оценку по Закону Божию, Деникин вспоминал: "Знали мы предмет неважно"[35].

В своих мемуарах, описывая учебу в начальной школе, Деникин рассказывал: "Помянуть нечем. Вот только разве "чудо" одно... Оставил меня раз учитель за какую-то провинность после уроков на час в классе. Очень неприятно: дома будут пилить полчаса, что гораздо хуже всякого наказания. Стал я перед училищной иконой на колени и давай молиться Богу:
- Боженька, дай, чтобы меня отпустили домой!..

Только что я встал, открывается дверь, входит учитель и говорит:

- Деникин Антон, можешь идти домой.

Я был потрясен тогда... этот эпизод укрепил мое детское верование. Но... да простится мой скепсис - теперь я думаю, что учитель случайно подглядел в окно (одноэтажное здание), увидел кающегося грешника и смиловался"[36].

Осмысливая приведенный случай с высоты прожитых лет, Деникин слово "чудо" ставит в кавычки и выражает сомнение в том, что Бог услышал его молитвы, объясняя все случайным стечением обстоятельств. Однако важно отметить фразу генерала об укреплении, благодаря этому событию, его детской веры.

Еще один случай, описанный Антоном Ивановичем: "Как-то раз, еще в четвертом классе, Мазюкевич (инспектор Влоцлавского училища, в котором обучался Деникин - И.Х. ) задал нам классное сочинение на слова поэта:

Куда как упорен в труде человек,
Чего он не сможет, лишь было б терпенье,
Да разум, да воля, да Божье хотенье.


- Под последней фразой - объяснил нам инспектор - поэт разумел удачу.

- А я свое сочинение закончил словами: "...И, конечно, Божье хотенье. Не "удача", как судят иные, а именно "Божье хотенье". Недаром русская пословица учит: "Без Бога - ни до порога"...

За такую мою предерзость "иные" поставили мне тройку..."[37].

Данный эпизод указывает на бескомпромиссность характера Антона Ивановича, унаследованную им от отца, а также на его готовность пострадать ради веры, что характеризует будущего генерала не как формального члена Церкви, каковых было немало в предреволюционной России, а как поистине православного человека. При этом Деникин, вступив в юношеский возраст, не избежал столь свойственных этому периоду жизни религиозных колебаний и сомнений, носящих, впрочем, для человека, получившего в детстве хорошее церковное воспитание, преходящий характер. На склоне лет Антон Иванович вспоминал о себе: "В 13 - 14 лет писал стихи - чрезвычайно пессимистического характера, вроде:

Зачем мне жить дано
Без крова, без привета.
Нет, лучше умереть -
Ведь песня моя спета"
[38].

По свидетельству психологов, подросткам свойственны, видимо, обусловленные максимализмом юношеского мировосприятия, суицидальные мысли. "В 16-17 лет (6 - 7 классы) наша компания была уже достаточно "сознательной". Читали и обсуждали вкривь и вкось, без последовательности и руководства, социальные проблемы; разбирали по-своему литературные произведения, интересовались четвертым измерением и новейшими изобретениями техники...

Но больше всего, страстнее всего занимал нас вопрос религиозный - не вероисповедный, а именно религиозный - о бытии Бога. Бессонные ночи, подлинные душевные муки, страстные споры, чтение Библии наряду с Ренаном и другой "безбожной" литературой...

Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь ( в 7 классе), буквально в одну ночь пришел к окончательному и бесповоротному решению: - Человек - существо трех измерений - не в состоянии осознать высшие законы бытия и творения. Отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и православие.

Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего" [39].

Некоторый парадокс в приведенных рассуждениях Деникина заключается в том, что отсутствие в его сознании исповедального вопроса должно было автоматическим снимать вопрос о бытии Бога, ибо абсурдно исповедовать Православие, сомневаясь в существовании Господа. В то же время нет оснований говорить о разрыве Деникина в юношеские годы с религией - во время учебы в ловичском училище он пел в ученическом церковном хоре [40].

Несмотря на все колебания и сомнения Антон Иванович, как выше было отмечено, до конца дней остался православным человеком, что подтверждает, например, мистическое, свойственное христианскому сознанию, видение им жизненных событий [41].

Вспоминая о своей учебе в Киевском юнкерском училище и Академии генерального штаба, армейской службе, Деникин специально не касается вопросов религии, но, тем не менее, говорит о своих мировоззренческих установках, на которые существенным образом повлияло его пребывание в столице. На петербургском - академическом - периоде жизни Антона Ивановича следует остановиться более подробно. По словам будущего генерала: "Некоторые академические курсы, серьезное чтение, общение с петербургской интеллигенцией разных толков значительно расширили мой кругозор. Познакомился я случайно и с подпольными изданиями, носившими почему-то условное название "литературы", главным образом пропагандными, на которых воспитывались широкие круги нашей университетской молодежи" [42]. Подпольная литература, носившая ярко выраженный антигосударственный характер, вызвала у Деникина внутренне неприятие, во многом обусловленное отрицательным отношением социалистов к армии, что наиболее возмущало будущего генерала, писавшего: "Какую участь старалась подготовить России "революционная демократия" перед лицом надвигавшейся, вооруженной до зубов пангерманской и паназиатской (японской) экспансии?" [43].

Каково же было отношение Деникина к богоустановленной, по учению Церкви, форме власти - Самодержавию? На этот вопрос сам Антон Иванович отвечал следующим образом: "В академические годы сложилось мое политическое мировоззрение... Я приял российский либерализм в его идеологической сущности, без какого-либо партийного догматизма. В широком общении это приятие приводило меня к трем положениям: 1) Конституционная монархия, 2) Радикальные реформы и 3) Мирные пути обновления страны. Это мировоззрение я донес нерушимо до революции 1917 года..."[44].

При этом Деникин никогда не выступал за насильственное изменение властных структур в России, до конца оставаясь верноподданным Императора - конституционная монархия была для него тем идеалом, к которому страна должна была прийти мирным, эволюционным, путем. В сознании Антона Ивановича проблемы власти и веры (можно сказать, личного и государственного), вероятно, не пересекались, потому, оставаясь в области политических пристрастий либералом, Деникин, в плане религиозных убеждений, был глубоко верующим христианином.

В период революции и Гражданской войны, Антон Иванович оставался церковным человеком. Жена Деникина - Ксения Васильевна - вспоминала о заключении Л.Г. Корнилова и его соратников, в число которых входил ее муж, в Быхове: "...По субботам местный батюшка приходил служить всенощную в тюрьму. Служил внизу в столовой. Составили свой хор, и Антон Иванович очень гордился, что пел в нем. Это его старое "ремесло". Еще в реальном училище во Влоцлавске он пел мальчиком в хоре все шесть лет и носил батюшке кадило"[45].

Нельзя обойти вниманием отношение христианина Деникина к личности последнего Императора Николая II, причисленного вместе с семьей в 2000 году Русской Православной Церковью к лику святых [46]. Антон Иванович несколько раз видел Государя и три раза в своей жизни беседовал с ним, оставив об этом достаточно сдержанное впечатление [47], складывается ощущение, что Деникин воспринимал Царя, как обыкновенного человека, но не видел в нем помазанника Божия, при этом, вспоминая о Киевских маневрах 1911 года, генерал отмечает мистический энтузиазм, с которым войска встречали своего Императора [48]. Когда же до Добровольческой армии, которой командовал Деникин, дошло известие о зверской расправе большевиков над Царской семьей, Антон Иванович, несмотря на неудовольствие демократической общественности, приказал отслужить по погибшему Монарху панихиду. Спустя годы, уже в изгнании, Деникин узнал о том, с каким христианским смирением венценосная семья провела свои последние месяцы жизни в заточении и написал в письме: "Облик государя и его семьи в смысле высокого патриотизма и душевной чистоты установлен в последнее время прочно бесспорными историческими документами" [49]. Любопытно, что несмотря на крушение православной монархии, Деникин даже в эмиграции продолжал считать себя "...гражданином Российской империи..." [50].

Оказавшись в изгнании, Антон Иванович по-прежнему смотрел на происходившие в его жизни события глазами христианина, видя в них мистический, обусловленный Промыслом Божиим, смысл. Так, рассуждая о причинах неудачи Белого движения на юге России, он заключает: "Бог не благословил успехом войск, мною предводимых" [51] и свой последний приказ по армии заканчивает словами: "Господи, дай победу армии и спаси Россию"[52].

После похищения в 1930 году в Париже советскими агентами руководителя РОВС [53] и боевого соратника Деникина генерала А.П. Кутепова, друг Антона Ивановича Н.И. Астров небезосновательно выражал беспокойство по поводу безопасности самого Деникина, на что генерал ответил: "Что касается безопасности... то она везде под сомнением. Бог не выдаст..." [54]. И действительно, с точки зрения христианского сознания, только чудо спасло Деникина в 1937 году от похищения советскими спецслужбами. В том году бесследно исчез в Париже преемник Кутепова на посту председателя РОВС генерала Е.К. Миллер. Следствие установило участие в похищении, организованном большевиками, бывшего командира Корниловского полка генерала Н.В. Скоблина, ставшего советским агентом. Миллер был похищен 22 сентября 1937 года, в этот же день Скоблин уговаривал Деникина доставить его на своей машине 23 сентября из Франции в Брюссель - на празднование юбилея Корниловского полка. Антон Иванович, несмотря на настойчивость провокатора, отказался, что спасло ему жизнь [55].

Живя в Париже, генерал каждое воскресенье ходил в церковь на Сергиевское подворье, его духовником стал епископ Иоанн, с которым у Деникина установились дружеские отношения - позже о. Иоанн будет крестить внука Антона Ивановича. Воскресные посещения храма не стали для генерала неким ностальгическим ритуалом, данью традиции, о чем свидетельствует его письмо Астрову, написанное в 1935 году из Аллемонта, где Деникины проводили лето: "Первый раз в жизни пришлось провести светлый праздник в одиночестве, без заутрени, без мистики пасхальных служб, обычаев и песнопений..." [56].

В 1940 году гитлеровцы оккупировали Францию и Антон Иванович с семьей перебрался на юг в местечко Мимизан, где Деникины прожили до 1945 года, испытав серьезные материальные лишения, в буквальном смысле голод и холод. В 1942 году Антон Иванович стоически перенес серьезную операцию, через неделю после которой у него случился сердечный припадок. Несмотря на все тяготы жизни в годы войны, генерал категорически отказался от предложения немцев перебраться в Германию, где ему были обещаны несравненно более комфортные условия для жизни и литературного творчества. Сохранились дневники Ксении Васильевны, которые она вела в Мимизане [57], свидетельствующие о том, что несмотря на все невзгоды, Деникины - а здоровье супругов было неважным - не роптали, но с христианским смирением и терпением переносили выпавшие на их долю невзгоды.

В 1945 году семья генерала возвратилась в Париж, Антон Иванович остался, как и прежде, непримиримым противником советской власти, что не позволило ему найти общий язык со многими соратниками по Белому движению - измученные годами изгнания, оккупацией, впечатленные потрясающими победами Красной Армии, эмигранты были готовы признать СССР, примирившись со всеми его недостатками. Оказавшись в моральном одиночестве, Деникин решил покинуть Францию и перебраться в США, куда прибыл с семьей зимой того же, 1945 года.

В Америке Антон Иванович продолжал работать над автобиографической книгой и собирал материалы для труда, посвященного Второй мировой войне и русской эмиграции, но дни его земной жизни подходили к концу. Дмитрий Лехович - автор первой серьезной работы, посвященной личности генерала, много общавшийся с супругой Антона Ивановича и получивший от нее разрешение работать над рукописями генерала, размышляя о последнем годе земного бытия Деникина, написал: "Жизнь подходила к концу. Медленной поступью приближалась она к горизонту, за которым лежала великая и неразгаданная тайна. Как верующий христианин, Антон Иванович не боялся смерти. На последнем суде он готов бы с чистой совестью дать отчет во всех своих поступках, в прегрешениях вольных и невольных" [58].

Перед смертью генерал сказал жене, что умирает спокойно и просил передать дочери Маше и внуку Мише о том, что оставляет им ничем незапятнанное имя. Последним чудом в его земной жизни стала польская речь, которую Антон Иванович услышал у своей постели - в этот день "случайно" американского врача, наблюдавшего Деникина, заменил его польский коллега, понимавший и по-русски - напомним, что генерал был сыном польки и русского офицера и в детстве ему приходилось слышать польскую и русскую речь, сам же генерал говорил на обоих языках.

7 августа 1947 года сердце Антона Ивановича Деникина остановилось, он был отпет в Успенской церкви Детройта и похоронен на кладбище Эвергин в штате Мичиган, позже перезахоронен на русском кладбище Святого Владимира в местечке Джексон штата Нью-Джерси [59]. Наконец, 3 октября 2005 года останки Антона Ивановича и его супруги Ксении Васильевны были погребены, после совершения панихиды, в некрополе Свято-Донского монастыря. Тем самым было исполнено последнее желание генерала и писателя, желавшего, чтобы его прах, когда положение в России изменится, был перевезен на Родину.

Итогом рассуждений о личности Антона Ивановича Деникина и его мировоззрении послужат слова Леховича: "как рыцарь, описанный Сервантесом, Антон Иванович был оторван от исторической действительности... Его цельной натуре не был свойственен тот внутренний разлад, который так сильно сказался в духовном облике русской интеллигенции прошлого века. И тем не менее по складу своего ума, характера и темперамента он был типичным русским интеллигентом, либеральным, образованным, идеалистом, искавшим в жизни правду и отвергавшим насилие"[60].



Примечания
[1] Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002. С. 334.
[2] Там же. С. 346.
[3] Там же. С. 346.
[4] Цит. по: Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М., 2001. С. 52.
[5] Боханов А.Н. Указ. соч. С. 346.
[6] Там же. С. 346.
[7] Фундаментом отечественной самодержавной государственности, по оценке ряда исследователей, была не власть закона, а власть православных идей - идеократия. На эту тему еще в позапрошлом веке рассуждал П.Я. Чаадаев, который "...глубоко осознавал, что Россия, в отличии от Запада, держава идеократическая ("великий народ, - писал Чаадаев, - образовавшийся всецело под влиянием религии Христа"; что касается номократии, то есть законовластия, Чаадаев недвусмысленно утверждал: "Идея законности, идея права для русского народа - бессмыслица", - притом последнее слово выделено им самим)..." Цит. по: Кожинов В.В. Указ. соч. С. 56. Более подробно о миросозерцании Чаадаева и о его взглядах на государственное устроение России см.: Боханов А.Н. Указ. соч. С. 105 - 130.
[8] Брусилов А.А. Мои воспоминания: Воспоминания. Мн., 2002. С. 425. При этом необходимо принимать во внимание обращение в конце XIX - начале XX столетия некоторой части интеллигенции к Православию. Об этом см.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 23, 24.
[9] Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 17.
[10] Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001. С. 197. Учитывая, что в XIX веке сельское духовенство "...было бедным и угнетенным, школы - платными. Только в семинариях для детей духовенства существовали бесплатный общежития - бурсы. Поэтому для детей духовенства фактически не было в XIX в. другого пути к образованию, кроме семинарии. Следовательно, как пишет митрополит Евлогий, около половины семинаристов "ничего общего с семинарией не имеют: ни интереса, ни симпатии к духовному призванию...". Из 2148 выпускников семинарий (к 1911 г.) только 574 приняли сан к 1913 г". Цит. по: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 20, 21.
[11] Осипов А.И. Указ. соч. С. 199.
[12] Об этом см.: Жевахов И.Д. Воспоминания. Т. 1. М., 1993. С. 158, 312, 313; Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 421. Вера простого народа нередко носила даже, в какой-то мере, языческий характер: "Известный русский военный деятель и ученый генерал Н. Головин, анализируя глубинные причины разложения русской армии и революции, также отмечал, что отношение русских людей (солдат) к Церкви и религии преимущественно языческое. Это отношение к таинственному, непонятному, но сакральному обряду. Это восприятие литургии - как магического действия, своего рода колдовства". Цит. по: Минаков С.Т. Военная элита 20-30-х годов XX века. М., 2004. С. 140, 141.
[13] Минаков С.Т. Указ. соч. С. 125.
[14] Сложность здесь состоит в том, что армейское офицерство состояло из представителей различных социальных слоев. Можно говорить о религиозности офицеров - выходцев из крестьянского и казачьего сословий, например, руководителей Белого движения: сына казака генерала Л.Г. Корнилова, сына крепостного М.В. Алексеева, сына армейского офицера, также в прошлом крепостного - А.И. Деникина. Представители разночинной интеллигенции, надевшие офицерские погоны, были менее религиозны в силу ментальных установок интеллигенции - Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры //Этюды о русской истории. СПб., 2002. С. 398.
[15] Об этом см.: Деникин. А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
[16] Лехович Д.В. Белые против красных. Судьба генерала Антона Деникина. М., 1992; Гордеев Ю.Н. Генерал Деникин: Военно-исторический очерк. М., 1993; Ипполитов Г.М. Деникин. М., 2000; его же. Кто Вы, генерал Деникин? Самара, 1999; Черкасов-Георгиевский В.Г. Генерал Деникин. Смоленск, 1999; Козлов А.И. Антон Иванович Деникин (человек, полководец, политик, ученый). М., 2004.
[17] Марченко А.Т. Деникин: За Россию - до конца. М., 2001.
[18] Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
[19] Отец А.И. Деникина - Иван Ефимович - бывший крепостной, сданный помещиком в рекруты и дослужившийся до майорского чина. Мать - Елизавета Федоровна Деникина, урожденная Вржесинская, происходила из семьи обедневших польских землевладельцев. Об этом см.: Деникин А.И. Указ. соч. С. 4, 8.
[20] Деникин А.И. Указ. соч. С. 12.
[21] Там же. С. 13.
[22] Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 30.
[23] Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002. С. 160 - 161.
[24] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII - XX вв. М., 2003. С. 324.
[25] Деникин А.И. Указ. соч. С. 8.
[26] Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 28.
[27] Деникин А.И. Указ. соч. С. 10.
[28] Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 20 - 21.
[29] Деникин А.И. Указ. соч. С. 33.
[30] Там же. С. 33
[31] Об этом см.: Осипов А.И. Указ. соч. С. 146 - 154; его же. Путь разума в поисках истины. (основное богословие). М., 1999. С. 288 - 294; Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998; Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М., 2003.
[32] О проблемах начального духовного образования в предреволюционной России писал, в частности товарищ обер-прокурора Синода кн. Жевахов: Жевахов Указ. соч. С. 133 - 135.
[33] Деникин А.И. Указ. соч. С. 24.
[34] Там же. С. 25.
[35] Там же. С. 30.
[36] Там же С. 20.
[37] Там же. С. 23 - 24.
[38] Там же. С. 24.
[39] Там же. С. 25 - 26.
[40] Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 40.
[41] Деникин А.И. Указ. соч. С. 57
[42] Там же. С. 65.
[43] Там же. С. 66.
[44] Там же. С. 67.
[45] Цит. по: Лехович Д..В. Указ. соч. С. 141.
[46] О личности и нравственном облике этого Монарха см.: Боханов А.Н. Император Николай II. М., 1998; его же. Самодержавие. Идея царской власти. С. 312 - 333.
[47] Деникин А.И. Указ. соч. С. 213 - 216.
[48] Там же. С. 214.
[49] Цит. по: Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 399.
[50] Цит. по: Лехович Д.В. Указ. соч. С. 334.
[51] Деникин А.И. Вооруженные сил юга России. //Белое дело. Избранные произведения в 16 книгах. М., 1996. С. 285. При этом необходимо отметить, что в рассуждениях Деникина было и более "приземленное" объяснение причин поражения Белых армий, нашедшее отражение в его брошюре: "Кто спас советскую власть от гибели?" Париж. 1937. В этой работе Антон Иванович обвиняет польское правительство Пилсудского в том, что оно не предприняло совместных с южнорусским армиями действий против красных и, тем самым, предало Белое движение.
[52] Деникин А.И. Вооруженные силы... С. 287.
[53] "Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) - основная организация русской белой военной эмиграции, объединявшая всех чинов белых армий за рубежом. Образован ген. Врангелем 1 сен. 1924 непосредственно из Русской Армии путем преобразования ее в организацию, объединяющие кадры ее воинских частей". Цит. по: Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. М., 2003. С. 476.
[54] Цит. по: Лехович Д.В. Указ. соч. С. 307.
[55] Более подробно об этой истории см.: Лехович Д.В. Указ. соч. С. 306 - 317.
[56] Цит. по: Черкасов-Георгиевский В.Г. Указ. соч. С. 518.
[57] Выдержки из них см., например: Лехович Д.В. Указ. соч. С.327 - 330, 336 - 340, 346 - 348.
[58] Там же. С. 361.
[59] Трамбицкий Ю.А. Генерал-лейтенант А.И. Деникин //Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель...М., 2003. С. 160 - 210.
[60] Лехович Д.В. Указ соч. С. 229.
 
Игорь Ходаков
Седмицa.Ru  18.05.2006 
 
Источник "Седмица"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com