Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Библиотека / Борис Дмитриевич Никитенко / Борис Никитенко. Хождение шестиклассника Темы Никитина на Святую Землю. Часть первая: Вечный паломник

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Борис Никитенко
 
Хождение шестиклассника Темы Никитина на Святую Землю
 
повесть
 
Часть первая: Вечный паломник
 
Тема Никитин тринадцатилетний москвич сидел за столом в номере  иерусалимской пятизвездочной гостиницы «Давид Цитадель» и с тоской смотрел на чистую страницу толстенной общей тетради, которою он купил перед отлетом в Иерусалим. Тетрадь предназначалась для ведения дневника, причем, ежедневно. Во всяком случае, так Тема поклялся сам себе.
 
Прошел день. О чем писать, Тема не представлял. Ну, погрузились они в Москве с отцом и сестрой на самолет израильской компании «Эль-Аль». Ну, прилетели в аэропорт Бен- Гурион, где прямо на трапе их всех ударил тугой и горячий воздух.  Путь от аэропорта до Иерусалима по скоростной дороге пролетел настолько быстро, что Тема ничего не успел рассмотреть.
 
Запомнилась только красная земля на полях да, пролетавшие по сторонам города и поселки, которые настолько тесно стояли друг к другу, что отличить, где кончался один, и начинался другой, было невозможно. Во всяком случае, для Темы, но не для его сестры Мариши.
 
Будущий историк и полиглот Мариша знала все. Она держала на коленях карту Израиля и, сверяясь с ней, успевала читать надписи на указателях, попутно комментируя исторические сведения о районе, который они проезжали. Сведений было много,  а потому рот у Мариши не закрывался.  
 
Она окончила второй курс университета с отличными оценками и ее страшно боялись все профессора и доценты, поскольку спорить с ней было бесполезно, а все исторические даты и события прочно сидели в ее голове, наверное, еще с детского сада.
 
Кавалеры тоже обходили Маришу стороной, несмотря на ее, просто ангельскую внешность. Они навсегда исчезали из ее жизни после первого же свидания, напуганные ее широкой эрудицией и властным характером. Так что единственным объектом для Маришиных педагогических и воспитательских экспериментов являлся Тема.
 
И защитить его было некому. Мама умерла сразу после рождения Темы, а папа всю жизнь витал в облаках высоких компьютерных технологий, поэтому Тема защищался сам, причем с такой изобретательностью, что нередко вызывал у строгой сестры чувство невольного уважения, и даже страха перед его непредсказуемыми действиями.
 
Например, когда на лекции, услышав посторонние звуки в своем рюкзачке, она обнаруживала в коробке для бутербродов живого мышонка. Причем, не белого, известного всем студентам-экспериментаторам, а настоящего из класса дворовых и подвальных.
 
Непроизвольный визг Мариши и сидящих рядом ее подруг в академической тишине аудитории был бальзамом для Темы. Он подробно расспрашивал о деталях скандала у сокурсников сестры, многие из которых были его лучшими друзьями еще по временам, когда они входили в круг ее воздыхателей.
 
Тема удовлетворенно улыбнулся, вспомнив об этом своем блистательном подвиге, но легче от этого не стало. Из событий вчерашнего дня, кроме бубнежки Мариши во время пути, припоминалось разве что знакомство с великим множеством друзей и компаньонов отца, по приглашению которых они и прибыли на несколько дней в Израиль.
 
Друзья и компаньоны все были на одно лицо и с одинаковыми тембрами голосов, так показалось Теме, когда они сидели за огромным столом в ресторане. Все они одновременно жужжали, как пчелиный рой. О чем они там жужжали, Тема особо не прислушивался, так как его после полета и автопробега крепко клонило к элементарному сну. Мариша была с ним солидарна и вскоре они отбыли в номер, где тотчас заснули.
 
Не будешь же писать об этом в дневнике, причем в дневнике историческом, да еще на первой странице. Тема прислушался к звукам из ванной. Там плескалась Мариша, а за папой с раннего утра пришла машина, и он отбыл решать свои хайтековские проблемы. Еще с вечера он строго-настрого наказал Теме во всем слушаться старшую сестру и самостоятельно в город не выходить.
 
«Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра». Пробурчал Тема с детства знакомый стишок, и с тоской посмотрел на дверь ванной комнаты, где готовилась к походу в музей  Мариша. Спорить с ней было бесполезно, и Тема обреченно ждал ее появления. В этот момент зазвонил телефон. В трубке раздался голос папы.
 
- Ну, как вы там?
 
- Готовимся к походу в музей.
 
- Это хорошо. А чего у тебя такой кислый голос?
 
- Все в порядке. Сижу и радуюсь…
 
- Так вот. Посидите еще немного. Сейчас к вам придет сын моего друга по имени Шломо, он будет вашим гидом на сегодня. Он говорит по-русски. Думаю, что вы с ним найдете общий язык. Только не удивляйся его виду. Будь тактичен и глупые вопросы не задавай. Понял?
 
- Понял, - ответил Тема, хотя по правде ничего не понял.
 
- Где Мариша?
 
- Плавает в ванной.
 
- Ну, хорошо. Ждите Шломо и гуляйте. Вечером встретимся. Целую!
 
- Кто звонил? - спросила Мариша, появляясь из ванной.
 
- Папа. Сказал, что сейчас явится какой-то странный тип, который будет нашим гидом на сегодня.
 
- Почему странный?
 
- Говорит, что одет он как-то странно и вопросы ему следует задавать тактичные и умные.
 
- Вот этого тебе в общении с людьми всегда не хватает, - назидательно сказала Мариша, усаживаясь перед зеркалом и раскрывая свои макияжные принадлежности. – А когда он придет?
 
- Не знаю. Говорит скоро.
 
- Тогда давай переодевайся в темпе.
 
- Мне нечего переодеваться. Я одет по погоде. Майка, шорты и сандалии. Чего же еще. Вот только бейсболка куда-то подевалась. Сейчас поищу. А темп ты устраивай лучше себе. Придет израильский кавалер, а ты не в форме.
 
Мариша промолчала, принимая справедливость замечания брата, и ускоренно заработала кисточкой над ресницами. Закончив с лицом, она открыла дверцы платяного шкафа и задумчиво стала разглядывать свои наряды. Сняла плечики с шортами, потом с открытым летним платьицем, взвесила их на руках и, взглянув на входную дверь, спросила Тему:
 
- Так говоришь, кавалер будет странно одет?
 
- Говорю, что сказал папа. А что такое?
 
- Я представляю, кто придет, - сказала Мариша и решительно повесила шорты и короткое летнее платьице обратно в шкаф.
 
Так же решительно она сняла с плечиков белые летние брюки, белую кофточку и бейсболку без надписей на тулье, потом достала легкие босоножки.
Через минуту все это сидело на ней как влитое и Мариша, сделав пируэт перед зеркалом, осталась, очень даже довольна своим видом.
 
- Ну, как? – спросила она у брата.
 
- Что, как? – не понял Тема.
 
- Как я выгляжу?
 
- Что бы я в такую жару…, - начал Тема, но Мариша перебила его.
 
- Я просто знаю, кто придет.
 
- И кто же это, что для него надо надевать штаны в сорокоградусную жару?
 
- А вот увидишь сам. Так, пока он не пришел, посмотрим, что пишут в ноутбуке.
 
С этими словами Мариша открыла ноутбук и защелкала клавишами на пульте. Вдруг она откинулась на спинку стула и удивленно воскликнула:
 
- Вот это сюрприз!
 
- Что там еще? – лениво спросил Тема.
 
- Послушай-ка! Международный семинар: «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи». Иерусалимское и Нижегородское отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Ты понимаешь, что это такое?!
 
- А, что это такое? – спокойно спросил Тема.
 
- Да ведь это тема моей курсовой работы!
 
- Откуда я могу знать темы твоих курсовых работ?
 
- Так ведь я тебе тысячу раз рассказывала об Императорском Православном Палестинском Обществе!
 
- Ну, рассказывала и что?
 
- Тема! Ты просто тугодум. В первый день приезда получить такой подарок! Это просто чудо!
 
- Иерусалим город чудес, - меланхолически отозвался Тема. - А, как же быть с экскурсией, я уже не говорю о музее, и экскурсовод вот-вот придет в своей странной одежде?
 
Ответить Мариша не успела. В дверь постучали, и она пошла ее, открывать. Если бы не предупреждения папы, то рот Темы без сомнения открылся от удивления, но усилием воли он удержал нижнюю челюсть на месте.
 
В номер вошел парень лет восемнадцати, в широкополой черной шляпе, в черном костюме под которым была видна белая рубашка, а сверху был надет черный матерчатый плащ. На ногах его белели гетры, а башмаки были с толстенными подошвами, какие носят американские спецназовцы в голливудских боевиках. Лицо у гостя было бледное, но взгляд спокойный и внимательный.
 
- Шалом! Здравствуйте! – сказал он.
 
- Здравствуйте! – отозвался Тема. – Мы поняли, что вы и есть Шалом? Нам уже звонили…
 
- Тема, я думаю, что наш гость вначале поздоровался с нами израильским приветствием «Шалом», что означает «Мир» на языке иврит, а потом уже назвал свое имя «Шалом». Я не ошиблась? – И Маришка с улыбкой посмотрела на гостя.
 
- Вы правильно все поняли. Меня действительно зовут Шалом или Шломо, как кому нравится, и вы правы, наше приветствие звучит, как Шалом. А, как вас зовут-величают?
 
- Здравствуйте, меня зовут Марина, а это мой брат Тема. Я учусь в Московском университете на втором курсе исторического факультета, а Тема в шестом классе. Вот и вся наша биография.
 
- Тогда время представиться мне. Я живу в Иерусалиме, учусь в иешиве. Мой отец работает в хай-теке и очень дружен с вашим отцом. Меня попросили провести с вами небольшую ознакомительную экскурсию по городу, что я и попробую сделать, но, к сожалению, время у меня ограничено. Есть на сегодня неотложные мероприятия, о которых я не знал заранее. Так, что извините, но мы что-нибудь придумаем. Машина ждет внизу.
 
- Вы не представляете, как у нас с вами все сошлось, - радостно ответила Мариша. – У нас тоже с утра организовалось мероприятие, о котором мы раньше и не подозревали. Так,  что мы в одинаковом положении. Вам не составит труда подбросить нас до Сергиевского подворья? Там будет проходить семинар Императорского Православного Палестинского Общества. Знаете, где находится Сергиевское подворье?
 
- Найдем! – уверенно ответил Шломо.
 
- Тогда я сейчас быстренько переоденусь и мы поедем. Тема угости гостя чаем или соками из холодильника.
 
- Тема широко открыл глаза, услышав заявление о новом Маришкином переодевании, но, как благовоспитанный хозяин встал и пошел к холодильнику.
 
- Что будем пить, Шломо?
 
- Спасибо, ничего не надо, а вот вам необходимо захватить с собой по бутылочке воды. Это обязательно при таком климате. Обезвоживание очень опасно для здоровья.
 
- Тема, захвати воды! – скомандовала Мариша и выскочила в другую комнату.
 
Тема вздохнул, открыл холодильник, и, вынув оттуда три холодные бутылочки минералки, одну в расчете на Шломо, кинул их в небольшой рюкзачок, после чего закинул его за спину. Маришка переоделась мгновенно. Теперь на ней было строгое летнее платье, а на голове вместо бейсболки, платок. Тема подивился этой метаморфозе, но промолчал.
 
Улица встретила их тем же горячим и знойным воздухом, что и в аэропорту, с добавлением запахов выхлопных газов от машин, гулом толпы и скрежетом дорожной техники, разрывающей улицу.
 
- Трамвайные пути прокладывают, - заметил Шломо…
 
- И давно? – спросил Тема.
 
- Давно, но, кажется, деньги закончились. Теперь годами будем прыгать через траншеи. А моя машина за углом, пошли.
 
- Пошли! - бодро ответила Мариша. Тема, вперед!
 
Тема собрался двинуться вслед за ними, но что-то его удержало на месте. Он покрутил головой, и взгляд его уперся в странную фигуру человека на противоположной стороне улицы. Одет он был, явно не по погоде. На нем был плащ с башлыком из материала сильно смахивающий на парусину, башлык по самые глаза сидел на голове, а взгляд  просто пронзал Тему. Смотрел этот загадочный человек на Тему неотрывно.
 
Тема вздрогнул, потом закрыл глаза и через секунду открыл их вновь. На месте, где стоял человек, было пусто. Тема внимательно осмотрелся по сторонам. Парусиновый человек исчез. Как будто его и не было.
 
- Тема! Ты где там застрял? – услышал он Маришкин голос.
 
Они со Шломо уже садились в машину. Тема еще раз окинул взглядом противоположный тротуар и, не найдя ничего двинулся к сестре. Шломо и Мариша уже сидели в кабине старенького «Фольксвагена» и Тема плюхнулся на переднее сидение рядом со Шломо. Мариша, возможно, знала, а возможно интуитивно почувствовала, что здешний этикет не позволяет женщине сидеть рядом с верующим мужчиной. Так оно в последствие и оказалась.
 
- Значит, на Сергиевское подворье? – спросил Шломо, адресуя вопрос к гостям.
 
- Туда и только туда, - откликнулась Мариша, а Тема промолчал.
 
- Хорошо. К какому часу вам надо быть там?
 
- К одиннадцати, - ответила Мариша, посмотрев на часы.
 
- Время еще есть, - тоже глянув на часы, сказал Шломо. – Успеем, а по пути проедем место, где мне надлежит быть.
 
- А вы точно знаете, где находится Сергиевское подворье? - забеспокоилась Мариша.
 
- Не волнуйтесь, знаю. Это в районе площади Москвы, недалеко от городского муниципалитета.
 
- Ого! – изумилась Мариша. – Даже площадь имени Москвы есть в Иерусалиме.
 
- В Иерусалиме все есть, - усмехнулся Шломо.- А в Москве есть площадь Иерусалима?
 
Мариша задумалась, потом неуверенно сказала:
 
- Что-то я не припомню такой площади. Тема, ты не знаешь, есть такая площадь в Москве?   
 
Тема во время всего разговора сидел и наливался злобой.  За него беспардонно решали, не спрашивая его мнения. Планы мести Маришке теснились в его голове один изощреннее другого и это, приносило Теме хоть какое-то удовлетворение. Поэтому на вопрос сестры он отреагировал ничего не значащим звуком. Понимайте, как хотите…
 
- Ага! – как ни в чем не бывало, сказала Маришка. – Тоже, значит, не слышал. Ну, думаю, что если нет такой площади, то обязательно будет. Ведь Иерусалим духовная столица христианства.
 
- Не только! – отозвался Шломо.
 
- Конечно, конечно, - тут же сказала Маришка. – И иудаизма и  мусульманства. Кстати, к какой ветви иудаизма вы принадлежите Шломо?
 
- Я хасид, а хасидизм означает праведность, - предваряя остальные вопросы, отреагировал Шломо.
 
- И все хасиды ходят в такой одежде? – наконец, подал голос Тема.
 
- Да, это традиционная одежда хасидов.
 
- А летней формы у хасидов нет?
 
- Нет. Это традиционная наша одежда.
 
Мариша почувствовав, что Шломо не хочется развивать эту тему, спросила:
 
-Где вы так научились хорошо говорить по-русски?
 
- Я, как и вы, москвич и до пятого класса учился в обычной московской школе. Наша семья хасидская из поколения в поколение. Потом мы переехали в Израиль, и я поступил в иешиву, где изучаю то, что упустил ранее.
 
- И какую ты получишь специальность по окончании этой иешивы? – не удержался от вопроса Тема.
 
Шломо усмехнулся.
 
- Специальность одна: глубокое познание учения великой книги книг – Торы. А на это не хватит и всей жизни.
 
- А как же ваш отец? Если я не ошибаюсь, он работает в сфере высоких технологий? – спросила Мариша.
 
- Одно другому не мешает. И я буду компьютерщиком, отец учит меня.
 
- А что же другие? – не унимался Тема. – Так всю жизнь и познают эту Тору?
 
- Да. Многие посвящают этому всю жизнь.
 
Тема представил, как он учился бы в своей школе всю жизнь, поежился, но не удержался и задал новый вопрос:
 
- А кто же их кормит и поит?
 
Этот вопрос Шломо не понравился, но он всё же ответил:
 
- Государство Израиль и, конечно, помогают братья по вере со всего мира.
 
Мариша толкнула Тему в спину, а когда он обернулся, укоризненно посмотрела на него, и показала кончик языка, прикушенный зубами. Тема ответил тем же, только высунул язык во всю его длину и вновь погрузился в мечты о мести коварной Маришке. Между тем, их машина, вывернув с места стоянки, влилась в густой уличный поток автомобилей. Шломо посмотрел на часы, что-то прикинул и свернул в ближайший проулок.
 
- Сейчас мы проедем одно место, я посмотрю, как там обстоят дела, и мы быстренько домчимся до площади Москвы. Кстати, что это за Палестинское общество? – спросил он.
 
Было видно, что Шломо спросил об этом не из любопытства, а просто хотел затушевать изменение маршрута. И, когда добросовестная Мариша начала просвещать Шломо, машина резко затормозила. Дальнейший путь перекрывали две полицейские машины, а полицейские офицеры жестами показывали, что надо ехать в объезд.
 
Впереди слышался грохот и шум возбужденных людских голосов. Столбами поднимался дым. Горели контейнеры с мусором. Между ними мелькали фигуры в одеждах точно таких, как и у Шломо. Они что-то неразборчиво кричали, размахивали руками и переворачивали урны.
 
- А тут весело! – воскликнул Тема, и попытался выбраться из машины.
 
- Тема, не смей выходить из машины! – закричала Мариша. – Шломо! Объясните, что здесь происходит?
 
- Это акция протеста против нарушения Шаббата.
 
- А, что такое Шаббат? – поинтересовался Тема.
 
Шломо удивленно посмотрел на Тему, но, видимо, сообразив с кем, имеет дело, ответил:
 
- Тора учит, что сотворение мира длилось семь дней. Шесть дней Всевышний творил Вселенную, а на седьмой он сотворил Шаббат – день Святости и отдыха. Вы называете этот день субботой. В Шаббат все правоверные евреи не работают, а молятся и славят Всевышнего. И вот в Израиле, родине евреев находятся люди, которые нарушают этот день Святости. Против этого кощунства и протестуют мои собратья.
 
- Однако шумновато они протестуют, - как бы про себя сказала Мариша.
 
- А я считал верующих тихими и скромными людьми, - добавил Тема.
 
- А тамплиеры и святая христианская инквизиция, по-вашему, были тихонями? – возразил Шломо.
 
- А кто это такие тамплиеры? – поинтересовался Тема.
 
- Это Тема –  рыцарско-монашеский орден, созданный в 12 веке, для защиты христианских паломников, - ответила Мариша. – «Тампль» - по-французски означает «Храм», а «тамплиеры» – «Храмовники».
 
- Если бы только для защиты, - усмехнулся Шломо.
 
- Да, у них была сложная история, - Мариша постаралась свернуть эту тему, - Ну, а конкретно, против чего протестуют сейчас ваши собратья?
 
- Они требуют закрытия большой автостоянки, которая нарушает Шаббат и выдает машины в этот Святой день и прекращения работ в этот день в отделении компании «Интел».
 
- Послушайте, Шалом! Насколько мне известно, всемирно известная компания высоких технологий «Интел» работает круглосуточно по всему миру. У них непрерывный процесс, который нельзя остановить и вам, как будущему компьютерщику, это должно быть известно, как никому… - взволнованно сказала Мариша.
 
- Святой день не может нарушаться никем, - упрямо ответил Шалом.
 
- А как же быть с подачей воды в дома, канализацией, подачей электричества, - ведь это кто-то должен делать, - удивленно спросил Тема.
 
- Только не правоверный еврей, - стоял на своем Шломо.
 
- Так Израиль это же государство евреев? – не унимался Тема.
 
- Ладно, Тема! Снимаем этот вопрос, а для справки скажу, что в Израиле проживают не только евреи. Поехали Шломо, как бы нам не опоздать, да и вам тоже, - Мариша кивнула на бушующую толпу.
 
Шломо развернул машину, и они двинулись в объезд по узенькой улочке, а через несколько минут выехали на центральную магистраль. После непродолжительного молчания первым заговорил Шалом.
 
- Марина, а вы так и не успели мне рассказать об этом Палестинском обществе и о том, куда и зачем вы направляетесь, конечно, если это не секрет.
 
Марина рассмеялась.
 
- Секрет? Какой секрет! Удивительно, что вы не знаете о существовании такого известного в истории религии общества. Тогда слушайте. Пока доберемся до места, попытаюсь  вкратце рассказать о нем.
 
- Внимательно слушаю! – и Шалом удовлетворенно хмыкнул, увидев разочарованное лицо Темы, которому хотелось еще поговорить о Шаббате.
 
- Так вот. Русские люди всегда помнили, что родиной христианства являлась Святая земля Палестины и, начиная уже с тех давних времен, стремились попасть на нее. Так началось движение паломничества.
 
Паломники в своем дальнем пути проходили круги ада, прежде чем могли припасть к Гробу Господню и другим христианским святыням. На них нападали сухопутные и морские разбойники, некоторые умирали в пути от болезней, да и на Святой земле их никто не ждал.
 
Со временем обстановка менялась. На Святой земле русские начали возводить православные храмы, монастыри, больницы и школы. Появилось понятие Русская Палестина. И центром всех дел и начинаний стал единый центр - Православное Палестинское Общество, которое было создано 21 мая 1882 года, а с 1889 года начало носить наименование Императорского Православного Палестинского Общества.
 
Это имя оно носит и сейчас. Первым Председателем Общества стал Великий Князь Сергей Александрович Романов, а вслед за ним вступили в это общество 13 особ царской фамилии. Появились, так называемые, странноприимные дома, или подворья. В одно из них – Сергиевское, которое носит имя Великого Князя и первого председателя общества, убитого русским революционерами в 1905 году, мы сейчас и едем.
 
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества (1882-1905)
Его Высочество Великий Князь Сергей Александрович Романов
Убит боевиками-террористами партии социалистов-революционеров в 1905 году
 
- Так это что? Общество по организации гостиниц для паломников? – спросил Шломо.
 
- Ну, что вы, Шломо? Это далеко не так. В задачу Православного Палестинского общества входило, кроме того, и помощь Православию на Ближнем Востоке, научно- исследовательская работа, организация археологических раскопок и многое другое.
 
- А кто убил Великого Князя? – спросил Тема.
 
- Убил его, Тема, Иван Каляев, член партии социалистов-революционеров или эсеров, так их называли.
 
- А за что?
 
- Эсеры считали, что террор поможет России освободиться от самодержавия.
 
- Террор во всем мире одинаков, - вмешался Шломо. – Вот скажите за что на дискотеке  «Дельфинариум» в Тель-Авиве взорвали толпу 15-16-летних подростков репатриантов из России и 19 из них погибли? А за что недавно расстреляли детей в иешиве в Иерусалиме?
 
- И кто же это сделал? – взволнованно спросила Мариша.
 
- Арабы. Террористы-смертники, которые считают, что евреям нет места на земле.
 
- Боже мой! Какая дикость! - возмутилась Мариша. – Неужели история ничему не научила всех этих людей?
 
- Эти люди из пещерного века, - отреагировал Шломо. – Они оттуда и не выходили.
 
Тема представил себе пылающие мусорные ящики и беснующиеся толпы совсем неподалеку от них, но промолчал.
 
- Кстати, - сказал Шломо, - я что-то слышал о том, что Советский Союз продал Сергиевское подворье Израилю. Это так?
 
- Нет, Шломо. Сергиевское подворье не продавалось никогда. В 1964 правительство СССР, действительно продало Израилю часть русского имущества на Святой земле. Сюда входили здания русского Генерального консульства, русской больницы, Мариинское, Елизаветинское, Вениаминовское, Николаевское подворья в Иерусалиме, а так же подворье в Назарете. А вот здание Духовной миссии, Сергиевское подворье и Свято-Троицкий собор не продавались никогда.
 
- А я читал в газетах, что правительство Израиля передает России территорию Сергиевского подворья и многие из числа репатриантов из России были крайне недовольны и даже протестовали по поводу этой передачи.
 
- Знаете, что я вам скажу Шломо. Многие люди знают историю понаслышке, в основном, из газет, где репортеры тоже не утруждают себя познанием исторических документов. Подумайте, как можно передавать то, что тебе не принадлежит, да еще протестовать против такой передачи.
 
- Да, я же забыл, что вы историк, но не всем же быть историками.
 
- Но если хочешь иметь свое мнение или выступать в прессе, надо не лениться заглянуть в достоверные источники, а в век Интернета это сделать совсем нетрудно.
 
- Тут я с вами полностью согласен Марина, - ответил Шломо и затормозил. – Все, приехали. Вот она эта самая площадь Москвы.
 
- Заговорились и не заметили, как прибыли! - радостно воскликнула Мариша. – Тема! На выход! А вам Шломо огромное спасибо!
 
- За вами приехать? – спросил Шломо.
 
- Да уж не надо, сами доедем на такси или на автобусе, - Тема решил показать Маришке, кто тут мужчина. – Думаю, тебя Шломо ждут великие дела! – язвительно добавил он.
 
Шломо на выпад Темы не среагировал, сделал прощальный жест рукой и тронул машину. А Маришка уже отключилась от мирской суеты. Она зачаровано глядела на собор. Тема оглянулся. Площадь была маленькая, а вот собор напротив места, где они стояли, подавлял своим величием и красотой. Наконец, Маришка оторвалась от созерцания собора, вынула из рюкзачка свою толстую записную книжку, полистала и сообщила Теме.
 
- Слушай и смотри. Полное название этого собора: Собор во имя Святой Живоначальной Троицы или Свято-Троицкий собор. Заложен собор был 30 августа 1860 года, архитектор Эппингер. В 1863 году строительство собора было закончено, но его освящение состоялось лишь только в 1872 году. Почему? Пока не знаю. Видишь, собор белокаменный, пятикупольный с двумя колокольнями. Какая прелесть! – Мариша взглянула на часы и сказала:
 
- Время до начала семинара еще есть. Давай-ка зайдем внутрь, двери открыты. Пошли!
 
И Тема без разговоров поплелся за Маришкой, внутренне готовясь к новым походам.
 
Они пересекли площадь, и зашли через высокие двери в притвор, отделявший вход в собор от паперти. В высоком помещении было прохладно и тихо. Две пожилые женщины в черных одеждах и черных платках сидели сбоку за длинным столом и что-то писали.
 
Мариша хотела спросить их как пройти на Сергиевское подворье, но вид у женщин был строгий и неприступный. Наверное, письменное занятие давалась им нелегко. Мариша вздохнула и шепнула Теме:
 
- Пошли внутрь, - и они неслышно зашли внутрь собора.
 
Внутри собора было еще прохладнее и не было видно людей. Мариша с Темой подивились красавице люстре, свисающей из-под купола, и подошли к величественным Царским вратам, сверкающим позолотой и иконостасом. Мариша вполголоса прочитала надпись на вратах:
 
«Сии врата принесены в дар соборной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы их Императорскими Высочествами Великим Князем Константином и его супругой Великой Княгиней Александрой Иосифовной».
 
- Любуетесь? – неожиданно в тишине прозвучал мягкий голос.
 
Мариша и Тема оглянулись. К ним подошел мужчина в рясе.
 
- Конечно, как можно не любоваться такой красотой, - ответила Мариша.
 
- Обратите внимание на иконостас резной ручной работы. Его сотворил мастер Леонтьев из Санкт-Петербурга. Вы не оттуда?
 
- Нет, мы из Москвы, - ответил Тема. – А иконостас, действительно красивый.
 
- Наш собор во многом уникальный и построен он на деньги православных Русской империи, которые собирались по копейке по городам и селам.
 
- А службы в нем ведутся? – поинтересовалась Мариша.
 
- Обязательно. Каждое воскресенье и каждый праздник. Обратите внимание на две уникальные иконы, которые находятся в храме. Вот одна из них. Называется икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Сей образ ежегодно после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы переносится  на три месяца в Горненский женский монастырь, где он занимает игуменское место. Этот обычай был введен еще архимандритом Антонином (Капустиным) в память о евангельской встрече Девы Марии, и праведной Елизаветы в селении Горняя.
 
- А, что это была за встреча? – поинтересовался Тема.
 
- Что за встреча? Сюда на после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, поделиться со своей родственницей праведной Елизаветой, матерью Святого Иоанна Предтечи о будущем рождении от нее Спасителя.
 
- А женский монастырь существует и сейчас? –  спросила Мариша.
 
- Существует, как не существовать. Он находится на юге современного Иерусалима – Эйн Кареме, что на арабском языке означает: «Источник в винограднике».
 
- Как прекрасно и романтично, - вздохнула Мариша.
 
- А вот еще одна чудесная икона нашего храма: икона Святителя Николая Чудотворца. Ее подарили храму паломники из России. В 1910 году они добирались до Святой земли на пароходе «Корнилов». На море разыгралась страшная буря и пароход вот-вот должен быть пойти ко дну. Паломники обратились к иконе Николая Чудотворца в страстной молитве. И чудо свершилось, буря утихла, и пароход добрался до порта Яффо.
 
- Спасибо вам огромное наш дорогой добровольный гид! - обратилась к церковному служителю Мариша, посмотрев на часы. Нам еще многое надо посмотреть в вашем храме, что мы обязательно и сделаем, а сейчас надо найти помещение Народной Трапезной Сергиевского подворья, там состоится международный семинар. Не подскажите ли вы, как туда пройти?
 
- Нет ничего проще, мои любезные. Следуйте за мной.
 
И Мариша с Темой последовали за этим добрым человеком. Выйдя из храма, он показал ребятам дорогу, и они уверенно зашагали в этом направлении.
 
- Посмотри, Мариша! – Тема показал на овальный знак на стене одного из домов. - Там что-то написано.
 
- Я знаю этот знак. Это эмблема Императорского Православного Палестинского Общества. Видишь в середине монограмма имени Христа, так называемая, хризма, а по бокам изображены Альфа и Омега - начальная и последняя буквы греческого алфавита.  По кромке овала идет надпись: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». – Это слова пророка Исайи. Давай-ка шире шаг, не то опоздаем.
 
Знак Императорского Православного Палестинского Общества
На эмблеме помещены монограмма имени Христа – хризма, и слова пророка Исайи:
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». (Ис.62: 1)
 
Вскоре они стояли перед высокими деревянными воротами, окрашенными багровой краской. Через калитку вошли во внутренний двор и остановились. Слева находилось приземистое длинное каменное здание, справа бушевала зелень и между деревьев извивалась каменная дорожка. Решили идти к зданию, оно больше подходило к понятию трапезной, так в старину называли столовую.
 
Перед входом в здание, на стене висела вывеска на иврите. Мариша с Темой переглянулись, поняв, что, кажется, ошиблись в выборе, но все-таки зашли внутрь. Широкий и длинный коридор был пустынен, но чуть выше, как бы на антресолях, было множество дверей, из-за которых слышались голоса и иногда выходили люди с бумагами. Долетали обрывки слов на иврите. Стало ясно, что это израильское учреждение.
 
Надо было начинать поиски с исходной точки, каковыми являлись ворота. Так и поступили. Нашли каменную дорожку, и она привела их к зданию, по виду напоминавшую часовню. Уже на походе к ней услышали русскую речь и оба облегченно вздохнули, Значит, вышли правильно.
 
Из-за поворота со стороны часовни быстрым шагом вышел моложавый статный мужчина в хорошо сидящем темном костюме и галстуке, который, как успела заметить Мариша, на мужчинах в Иерусалиме она просто еще не видела. Поравнявшись с ними, мужчина остановился, улыбнулся и спросил:
 
- Здравствуйте! Вы на семинар?
 
- Здравствуйте, - ответила Мариша. – Да, мы очень бы хотели побывать на семинаре, если это можно.
 
- А почему нельзя? Мы рады приветствовать всех кто приходит к нам. Я председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и этот семинар, который мы готовили совместно с коллегами из Нижнего Новгорода, посвящен молодежи. Вы приезжие?
 
- Да. Только второй день как из Москвы. Я студентка МГУ и моя курсовая работа почти сходна с темой вашего семинара, о котором я сегодня лишь узнала из Интернета.
 
- Вот и прекрасно, мы рады, что приобрели такого заинтересованного участника семинара. Думаю, что для вас это будет полезно, и мы найдем в вашем лице нового друга. А этот молодой человек ваш брат?
 
- Да, Его зовут Тема. Он учится в шестом классе.
 
- Здравствуйте, Тема! С прибытием вас на Святую землю и Сергиевское подворье!
 
- Спасибо, - серьезно ответил Тема, пожимая большую и теплую ладонь Председателя.
 
- Скажите, пожалуйста, - Тема указал рукой на часовню. – Это и есть Народная трапезная?
 
- Да, это Народная трапезная. В феврале 2009 года мы своими силами привели в более или менее приличный вид и как видите, проводим там семинары и конференции. Если захотите узнать подробнее, расскажем. А сейчас милости прошу. Скоро начинаем.
 
Председатель улыбнулся и энергичным шагом двинулся дальше. Мариша и Тема посмотрели ему вслед.
 
- Сразу видно, что человек дела, - солидно сказал Тема.
 
- Между прочим, он очень даже симпатичный, - заметила Мариша.
 
- У девчонок всегда одно в голове, - презрительно отозвался Тема. – Пошли, займем места получше.
 
- Идем, идем мужчина, - засмеялась Мариша и нахлобучила Теме бейсболку на нос, сразу же отскочив от него.
 
Ну, Маришка, погоди!.. - начал Тема и неожиданно осекся.
 
Поверх высокого кустарника, метрах в пятидесяти от Темы, показалась голова в башлыке, а вскоре из зарослей вышел уже знакомый парусиновый человек. Он повернул голову в сторону Темы, усмехнулся и так же внезапно, как и появился, исчез. Мариша, ожидавшая продолжение атаки Темы с недоумением уставилась на застывшего, как изваяние брата.
 
- Тема! С тобой все в порядке?
 
Ответа не последовало. Тема заворожено смотрел в сторону, где секунду назад шел парусиновый человек. Мариша подошла к Теме, потрогала его лоб и, не обнаружив признаков температуры, сказала:
 
- Ты перегрелся на солнце. Выпей воды и пойдем в Трапезную.
 
Тема воду пить не стал, а молча, без возражений последовал за сестрой, иногда оглядываясь назад. Но никого так больше и не увидел. В центре трапезной стоял стол, по-видимому, для президиума, а против стола рядами стояли стулья, на которые рассаживались участники семинара. Во втором ряду сидели шестеро монашек молодых и не очень, которые со смиренными лицами ожидали открытия. Среди публики преобладали молодые лица, и как понял Тема по отрывкам из разговоров, это были представители Нижнего Новгорода. Кто из них были студентами, а кто преподавателями понять было трудно.
 
Ребята пристроились на свободные места и начали с интересом разглядывать стены. Посмотреть здесь действительно было на что, но только когда-то. Росписи на стенах из жизни святых облупились, и иногда трудно было определить, что изображает та или иная сцена. Печать долголетней заброшенности лежала во всем, хотя было видно, что  работники Общества, как рассказывал его Председатель Иерусалимского отделения, приложили максимум стараний, для возрождения старинного здания. Тема взглянул на сестру и в глазах его стоял вопрос: Почему? Мариша наклонилась к уху Тема и вполголоса сказала:
 
- Помнишь, как я в машине ответила Шломо о том, что Сергиевское подворье никогда не продавалось?
 
- Помню.
 
- Так вот. После завершения строительства подворья оно было юридически оформлено на председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого Князя Сергея Александровича. В то время в Палестине властвовали турки, и собственность можно было оформить только так. Потом произошла революция в России, потом создано государство Израиль и назначило своего государственного опекуна над Сергиевским подворьем, как над бесхозной собственностью. Когда в 1964 Советское правительство продало Израилю целый ряд русского имущества и зданий Сергиевское подворье не вошло в эту сделку. Потом перестал существовать Советский Союз и Израиль, наверное, уже стал считать подворье своим, заселил его конторами, мы с тобой это уже видели. Другие помещения стояли пустыми, разрушались и приходили в упадок. Это мы с тобой видим на примере Трапезной, где сейчас сидим. А вот сейчас Израиль решил передать России то, чем никогда не владел. И на том спасибо, а конторы так и не выселяются. Понял теперь?
 
- Понял. Смотри, начинают, - сказал Тема, кивнув головой на стол президиума, где рассаживались почетные гости.
 
Уже знакомый Председатель открыл семинар и предложил начать его с молитвы. Тема молитв не знал и с опаской посмотрел на сестру, та пожала плечами и в этот момент шестеро монашек дружно и слаженно начали песнопение, что все с удовольствием и прослушали.
 
Потом Председатель представил почетных гостей: начальника Русской духовной Миссии в Иерусалиме в сане архимандрита, директора Российского культурного центра в Тель-Авиве и выступающих с докладами на семинаре.
 
Мариша включила всю свою технику, которую, оказывается, взяла с собой: диктофон, магнитофон, видеокамеру, а для страховки открыла толстую тетрадь и полностью ушла в мир любимой науки. Тема прилежно начал слушать все речи, но постепенно его мысли переключились на таинственного парусинового человека. Он так глубоко ушел в них, что не заметил когда объявили перерыв, и очнулся тогда, когда Мариша толкнула его локтем в бок и показала глазами на стол в боковом проходе, на котором стоял самовар и лежали горки печенья, булочек, пирожков и чего-то еще, Теме неизвестного.
 
- Пошли, раз такое дело, - солидно сказал Тема, но Мариша продолжала жаркий разговор с двумя соседками, тоже по виду студентками. Тема понял, что добывать пищу, как всегда, придется мужчине, и безропотно понес свой мужской крест, двинувшись к столу.
 
Подойдя к столу, он попросил у красивой дамы, оделявших всех желающих, три пирожных для девиц, а для себя большую плюшку. Из самовара налил четыре стаканчика чаю и, лавируя между стульев, двинулся к гомонящей группе во главе с сестрой. Еще на подходе к ним он услышал, что тема их беседы в корне изменилось. Шло не менее горячее обсуждение достоинств импозантного Председателя и красавца архимандрита.
 
Решение у Темы пришло мгновенно. Он вежливо предложил девчонкам пирожное и чай, быстренько умял плюшку, запил чаем и лишь, потом сказал:
 
- О секретных вещах надо говорить потише…
 
- У нас нет секретов, Тема, - строго сказала Мариша. – И вообще это не твое дело.
 
- Не мое. Это точно. А видите ту красивую даму, которая раздает пирожные? Между прочим, это жена Председателя и она слышала все, что вы говорите о ее муже. Я свидетель, там все слышно.
 
- Девицы одновременно взглянули в сторону дамы и покраснели. Мариша справилась с легким замешательством и вновь строгим тоном возразила Теме:
 
- Ничего предосудительного мы о ее муже не говорили. Просто отметили его положительные качества. А некоторым несовершеннолетним не рекомендуется лезть в дела взрослых.
 
- Да я что? Я ничего, - пробормотал Тема. – Только передо мной стояла старушка и пожаловалась на запор в желудке от необычной израильской пищи, а дама предложила ей попробовать пирожное с какими-то местными специями, которые действуют как слабительные. Думаю, что такие пирожные она дала и нам…
 
- Все  девицы, включая Маришу, остолбенели. Потом одна из них пискнула:
 
- Мальчик, это правда?
 
Тема пожал плечами.
 
- Говорю то, что видел?
 
- Так что же ты паразит не предупредил нас сразу, а дождался, пока мы съели пирожные? -свистящим шепотом произнесла Мариша.
 
- Так позабыл, - беззаботно ответил Тема.
 
- Я тебе многое прощала, но сейчас…
 
Тут Мариша остановилась, она прислушалась к себе, положила руку на живот и, вдруг быстрыми шагами чуть ли не бегом помчалась к выходу. Секунду спустя за не побежали ее новые подружки, кинув взгляд на даму с пирожными которая, услышав шум, тоже с удивлением смотрела на них.
 
- Сила внушения может творить чудеса, - пробормотал Тема и пошел заблаговременно искать убежище от разъяренной сестры, которая вскоре обнаружит, что никакого слабительного в пирожных не было и в помине.
 
Нашел он убежище в саду, где среди густого кустарника стояла одинокая скамья невидимая со стороны аллеи. Он с удовольствием забился в уголок на краю скамьи, откинулся на спинку и закрыл глаза. Очнулся Тема, когда почувствовал, что рядом кто-то сидит. Он открыл глаза и увидел парусинового человека. Человек повернулся к Теме, откинул башлык с головы и Тема, наконец, увидел лицо таинственного незнакомца.
 
Лицо было самое обыкновенное, чисто русское лицо. Голубые глаза, прямой, как у святых на иконах нос, длинные белокурые волосы до плеч, небольшая русая борода и аккуратно подстриженные усы. На вид ему можно было дать лет 35-40. Оба они и Тема, и незнакомец внимательно смотрели друг на друга. После некоторой паузы незнакомец сказал:
 
- Ну, здравствуй Тема Никитин!
 
- Здравствуйте! А я вас сегодня уже два раза видел. Откуда вы знаете меня?
 
- Ты же один такой Тема Никитин из Москвы, - усмехнулся незнакомец.
 
- И это вы знаете! Вы не шпион?
 
- А ты знаешь государственные и военные секреты?
 
- Конечно, нет.
 
- Ну и я не шпион.
 
- Так кто же вы и зачем я вам нужен?
 
- Я, Тема, паломник из России. Вечный паломник и зовут меня Андрей Соколов.
 
- А разве вечные паломники бывают?
 
- Как видишь, бывают. И я хочу, чтобы ты увидел своими глазами путь православных на Святую землю и богоугодные дела их на этой земле.
 
- Это что по видику?
 
- Нет, Тема. Воочию.
 
- Но ведь так не бывает или может я во сне? – Тема ущипнул себя за правую руку. – Вроде больно. Значит, я не сплю!
 
- Смотри! – Не отвечая на вопрос Темы, сказал Андрей Соколов.
 
Тема от неожиданности чуть не грохнулся на землю. Они с Андреем стояли посреди улицы какой-то деревни. То, что она русская сомнений не вызывало. Вокруг говорили и гомонили по-русски. Толпа окружила группу из 10-15 мужиков и баб, одетых для дальней дороги.
 
За плечами у всех были приторочена теплая одежда, одеяла, котлы и кастрюли. На груди у каждого висела жестяная коробка с прорезью для монет и с надписью «Иерусалим». Земляки осеняли их крестными знамениями, совали в руки свечки и записки, бросали в кружки медные монеты.
 
Наконец, появился священнослужитель, тоже одетый по-дорожному. Пропели молитву, и под прощальные напутствия группа двинулась за околицу в дальний путь.
 
- И куда же они сейчас? – спросил Тема.
 
- Путь один, ответил Андрей. – Пешком до Одессы, а там, на пароход до Константинополя, выправят разрешения у турецких властей и в палестинский порт Яффо, откуда недалече до Иерусалима.
 
- Недалече это сколько? – уточнил Тема.
 
- Верст 80 будет с гаком.
 
- А в каком мы сейчас веке?
 
- Думаю, что в начале двадцатого. А вот и Одесса и морской порт. Идет погрузка паломников на пароход.
 
Тема вместе с Андреем подошли к высокому борту парохода. По спущенному трапу вереницей шли наверх и исчезали в трюмах паломники, по виду крестьяне из сел и деревень Российской империи и городские мещане. Шла сплошная серая масса зипунов, телогреек, капотов, душегреек, платков, шалей и заплечной поклажи.  Изредка подкатывали фаэтоны, и выходила чистая публика в цилиндрах, шубах с багажом в кожаных чемоданах. Их встречали офицеры у второго трапа и провожали в каюты, а матросы несли следом поклажу.
 
- Неравенство, - заметил справедливый Тема.
 
- Для Господа все едины, - философски заметил Андрей.
 
Пароход, закончив погрузку пассажиров, дал длинный гудок и медленно отошел от причала. Провожающие на пирсе еще долго махали руками, пока он не превратился в небольшую точку в безбрежной синеве моря.
 
- Я знаю, что произойдет с этим кораблем, - сказал Тема.
 
- И что же? – удивился Андрей.
 
- Это пароход «Корнилов» и в Средиземном море он попадет в жестокий шторм.
 
- Давай-ка посмотрим!
 
Тема в испуге отшатнулся, когда перед его глазами возникла водяная гора величиной с десяти этажный дом.
 
- Не бойся, Тема! Нас этот вал не накроет, а вот «Корнилову», действительно, приходится туго.
 
Туго это мягко сказано. Тема увидел, как в огромных водяных ямах то исчезал, то вновь появлялся на гребнях валов пароход «Корнилов». Каким он казался огромным в Одессе, стоя у причала, и каким крохотным он выглядел среди этих водяных гор. Тема представил себе, что творится на пароходе, поежился и тут же оказался вместе Андреем в его громадном трюме.
 
Трюм был приспособлен для перевозки людей. По левую и правую сторону прохода высились трех ярусные койки. Большинство из них были пусты, так как лежать на них, и не быть скинутым на палубу было нельзя. Однако некоторые паломники, особенно на нижних ярусах приспособились, привязав себя ремнями и веревками к койкам. Большинство же сгрудились в проходе, цепляясь за все, что могло удержать их в вертикальном, а то и горизонтальном положении.
 
Стон стоял по всему огромному трюму, подавляющее большинство паломников мучила морская болезнь, выворачивая их внутренности.  Вентиляционные трубы, заливаемые с палубы водой, не смогли обеспечивать поступление свежего воздуха, и густой тяжелый смрад неподвижно висел в трюме.
 
Внезапно стальные двери, ведущие на палубу, приоткрылись и вместе с потоком воды, который хлынул сверху, на трапе появились ноги трех людей.  По трапу медленно спускались священнослужитель, поддерживаемый с двух сторон крепкими матросами. В руках у него была икона, в которой все узнали изображение Святителя Николая Чудотворца. Радостные восклицания раздались в трюме. В проход сползли с коек, лежащие на них, ползком добрались из всех углов трюма изможденные мужчины и женщины. Надежда светилась в глазах у всех.
 
Молились, долго, истово, твердо уверенные, что их молитва дойдет до Святителя и он не оставит их в смертельной беде.
 
Тема вполголоса обратился к Андрею:
 
- По-моему паломники не поняли, что спасение уже пришло, и буря закончилась.
 
- Чего ты шепчешь, Тема? Нас все равно никто не слышит. А люди так глубоко ушли в молитву, что уже не замечают своего чудесного спасения. Ничего. Сейчас заметят!
 
Вновь загрохотали наверху стальные двери, и радостный голос с палубы прокричал:
 
- Выходите! Выходите! Чудо свершилась! Опасности больше нет.
 
Тема с Андреем уже стояли на палубе и с удивлением смотрели на гладкое, спокойное море, на лучи солнца, которые пробились сквозь обрывки туч еще недавно закрывавших весь небосвод. Чудо свершилось!
 
Икону Святителя Николая Чудотворца торжественно вынесли на палубу и каждый из паломников, с трепетом припадал к ней. После молебна решили по прибытии на Святую землю преподнести икону в дар Свято-Троицкому храму. Тут же на обороте иконы начали писать белой краской дарственную надпись:
 
«Сия икона сооружена в честь и память от избавления от потопления 500 человек на море от шторма паломников Святого г. Иерусалима  на пароходе «Корнилов» вышедшего из Одессы 27 февраля, а прибывшего в Яффу 17 марта 1910 года».
 
- Я видел эту икону в Свято-Троицком соборе, где мы были с сестрой, а вот надпись не читал, икона висит в храме высоко, - сказал Тема.
 
- Ну вот, теперь ты увидел, как добираются паломники до Святой земли, - сказал Андрей, - но это еще не все. Посмотри на порт Яффо. Видишь буруны около берега. Это гряда, которая не дает возможности пароходу подойти к причалу. Посмотри, как они добираются до берега.
 
Пароход, который бросил якорь на рейде, окружила целая флотилия лодок. Полуголые лодочники залезали на борт и с криками расхватывали багаж и утварь паломников, принуждая тем самым идти за ними в свои лодчонки. Только им одним был известен проход между грядой и берегом. Лодка, подхваченная прибоем, стремглав пролетала через этот проход и подходила к причалу.
 
Паломники еще долго приходили в себя, лежа и сидя прямо на берегу. Господа из кают тут же нанимали извозчиков и ехали в гостиницы, чтобы потом отправиться поездом в Иерусалим. Большинство же паломников, передохнув и, наконец, вкусив домашние припасы, как правило, хлеб, сало и лук, начинали долгий путь пешком по Святой земле.
 
Караван русских паломников движется по Святой Земле. Конец XIX века
 
- И это еще не все беды паломников, - сказал Андрей. – Посмотри-ка на это.
 
Тема посмотрел и ничего не увидел. Вокруг стояла темная ночь. Правда, небесный свод был усеян яркими звездами и месяц, в странном лежачем положении концами вверх, тускло освещал пустынные холмы.
 
-А ты смотри сюда, - и Андрей показал рукой вдаль. – Видишь костер?
 
- Теперь вижу, - ответил Тема. – Только он почему-то крошечный.
 
- Это паломники, устроились на ночлег. А костер небольшой потому, чтобы не привлекать внимание лихих людей.
 
- А они что, тут имеются?
 
- Посмотри! К лагерю уже крадутся бедуины. Это разбойники пустыни.
 
- Так надо предупредить паломников. Эй! Православные! Разбойники идут! – закричал Тема изо всех сил.
 
- Не услышат нас, Тема. Я тебе уже об этом говорил. Но не думай, что русские паломники такие безобидные. Они за себя постоят. Смотри!
 
Бедуины с саблями, кинжалами и винтовками уже вплотную подошли к костру и тут внезапно перед ними выросли паломники с дубинами и посохами. Во главе этой группы находился священнослужитель могучего телосложения. Схватка была короткой. Не ожидавшие сопротивления разбойники позорно бежали с поля боя, а кто не мог, уползали в темноту, после соприкосновения с русскими дубинами и мощью зубодробительных кулаков священника.
 
Русский паломник на Святой Земле
 
- Вот так-то Тема! Ну, это еще не все. Посмотри на наших русских паломников в Иерусалиме. Их ведь тут никто не ждет. Денег на гостиницы у них нет, рассказать, где можно увидеть святыни, к которым они так тяжело добирались, некому, вот и маются бедолаги, спят под заборами, ищут добрых людей, чтобы указали путь к Гробу Господню и другим святыням.
 
Тема посмотрел на утомленные, серые лица паломников, сидящих у длинного забора какого-то дома и сказал:
 
- Тогда почему они не идут в Сергиевское подворье?
 
Сергиевское подворье ИППО в Иерусалиме. 1889 г.
 
- Так его еще нет, как нет и иных подворий, столовых, лечебниц и больниц. Или ты думаешь, что они существовали вечно? Их появление - это заслуга многих замечательных людей, как духовного звания, так и светских. Посмотри на одного из них. Это архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
 
Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин).
Один из основоположников создания Русской Палестины. Ученый-археолог.
В 1865-1894 годах Начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
Скончался 24 марта 1894 года в Иерусалиме. Погребен в Спасо-Вознесенском храме на горе Елеон.
 
Тема увидел благообразного человека в монашеских одеждах, с седой окладистой бородой, который что-то писал за большим столом. Его глаза, которые он поднял от бумаг, смотрели на Тему с благожелательностью. Тема вздрогнул.
 
- Андрей! Он видит нас.
 
- Может и видит, хотя сейчас 1865 год. Ему многое было дано. Святой человек. Один из создателей Русской Палестины. Вот посмотри.
 
Тема увидел Архимандрита, по всей видимости, в гостях у богатого араба. Они вели неспешный разговор, и весь вид Антонина излучал внимание и доброжелательность к собеседнику.
 
- Думаю, что сейчас мы присутствуем при сделке по покупке участка земли в Хевроне у араба землевладельца. Обрати внимание, как дружественно ведут себя арабы по отношению к архимандриту Антонину. Он видел в них, прежде всего, людей и относился к ним соответственно. Этого они как раз и не видели от турецких властей. А рядом с ним сидит его помощник по фамилии Халеби. Это был верный помощник и друг Антонина. Именно на него оформлялись купленные у арабов земли, поскольку Халеби имел турецкое подданство, а покупать земли в Палестине имели право только турки.
 
- Значит, этот Халеби и являлся владельцем этих земель? – спросил Тема.
 
- Нет. Вот здесь Антонин и проявил незаурядные дипломатические и финансовые способности. Купленные земли Халеби оформлял как дарственные на имя архимандрита Антонина, а тот в 1894 году завещал их Синоду, то есть Русской Православной Церкви.
 
- Да, это высший класс! – восхитился Тема. – И много куплено земель таким образом?
 
- Достаточно. Покупались участки, связанные с дорогими русскому сердцу Библейскими событиями. Это и участок земли на горе Елеон в сотне шагов от места Вознесения Господня. Там были построены русский Спасо-Вознесенский храм и женский монастырь.
 
Участок земли в том же Хевроне с Библейским «Дубом Мамврийским», под которым Авраам встречал Троицу в виде трех ангелов. В известном тебе Яффо Антонин приобрел у двух арабов участок земли, на котором был построен дом для паломников, и стали формироваться караваны из их числа для продолжения безопасного пути в Иерусалим. На этих землях была построена церковь Святого Петра и праведной Тавифы. Она и сейчас украшение города.
 
- Действительно! – подтвердил Тема, рассматривая церковь и колокольню, которая, как стрела, вонзалась в небо.
 
- Всех дел архимандрита Антонина не перечтешь, а ведь он еще был и ученым-археологом и организовывал раскопки на приобретенных землях, - с гордостью добавил Андрей.
 
- А сейчас мы с тобой в Санкт-Петербурге, не узнаешь?
 
- Да я там всего один раз был на экскурсии с классом, что я мог запомнить, кроме музеев?
 
- Вот этот дворец принадлежит Великому Князю Николаю Николаевичу. Сейчас 1882 год и вскоре здесь произойдет величайшее событие для Русской Палестины. Смотри, как подкатывают к подъезду экипажи, один роскошнее другого.
 
- Да, тогда, наверное, и воздух был чище, - высказал предположение рациональный Тема.
 
- А вот погляди, в подъезд заходит скромно одетый человек. Запомни его, Тема! Это Василий Николаевич Хитрово. Он служил в страховых кассах и вроде бы отношения к Русской Палестине не имел, но сделал он для Православия на Святой земле столько, как никто другой.
 
- И что же он сделал?
 
- Давай-ка зайдем во дворец!
 
- Давай!- сказал Тема и в тот же миг оказался вместе с Андреем в большом раззолоченном зале.
 
От обилия золота в облицовке зала, на мундирах десятков военных и гражданских генералов и в украшениях дам, у Темы засверкало в глазах и он их, спервоначалу, просто зажмурил. Немного привыкнув, Тема начал рассматривать окружающих.
 
- Ну, как? Впечатляет? – рассмеялся Андрей.
 
- Вот это, да! – только и мог сказать Тема.
 
- Между прочим, здесь присутствуют 13 членов Императорской фамилии и весь цвет Петербургского общества. А собрались они за тем, чтобы учредить Православное Палестинское Общество и двигателем создания этого общества стал уже знакомый нам с тобой чиновник Василий Николаевич Хитрово. Вот он стоит у окна, рядом с Великим Князем Сергеем Александровичем Романовым, которому и предстоит стать первым Председателем этого Общества.
 
Хитрово Василий Николаевич (18334-1903). Писатель, общественный деятель.
Главный инициатор создания Императорского Православного Палестинского Общества и разработчик его Устава принятого 8 мая 1882 года.
Всю свою жизнь и все свои скромные средства положил на практическое развитие Общества,
русского паломничества, создание Русской Палестины на Святой Земле.
 
- Члены этого Общества будут платить членские взносы? – поинтересовался многоопытный Тема, который был членом с десятка добровольных обществ в Москве от «защиты попугаев» до «защиты снежного человека» и, конечно, нигде и никогда взносов не платил.
 
- Конечно, и не малые. Да и есть чем платить, недаром ты зажмурился от золотого блеска его первых членов. – Рассмеялся Андрей. Но это не все. По всей России православные люди стали собирали по копеечке средства на храмы, соборы, подворья, школы и больницы в Палестине. Так что участниками возрождения Русской Палестины стали все слои Российского общества.
 
- А чего они аплодируют? – спросил Тема.
 
- Принят Устав Православного Палестинского Общества, который, кстати, разработал Василий Николаевич Хитрово, а сейчас поздравляют его первого председателя Его Высочество Великого Князя Сергея Александровича.
 
- Наверное, сейчас пойдут на банкет, - высказал предположение Тема.
 
- Обязательно. Но нам с тобой там ничего не перепадет. Другой век, Тема.
 
- А жаль. Думаю, там будут не только пирожные со слабительным, а кое-что повкуснее, - ухмыльнулся Тема.
 
- С чем, с чем? - изумился Андрей.
 
- Да это я так, к слову пришлось, - пробурчал Тема.
 
- Так вот. С этого момента Императорское Православное Палестинское Общество начало свое триумфальное шествие по Святой земле. Ее Устав предусматривал три основные задачи:
 
1. Организацию и обустройство русских паломников.
2. Поддержку Православия на Святой земле 
3. Научно-исследовательскую и издательскую работу.
 
- По-моему они с этим справились, - обобщил Тема. – Сам видел, - добавил он и рассмеялся вместе с Андреем.
 
- Да, это великая заслуга руководителей Общества - Великого Князя Сергея Александровича, и Василия Николаевича Хитрово, и их верного соратника архимандрита Антонина (Капустина) и еще многих и многих известных и неизвестных русских православных людей.
 
- А их наградили? – поинтересовался Тема.
 
- Смотри, что написал в своем рескрипте последний российский император Николай II по поводу юбилея общества в 1907 году:
 
Итоги работы Императорского Православного Палестинского Общества говорят сами за себя. Построено восемь подворий для паломников, Больница и шесть лечебниц. Открыто на Святой земле 101 учебное заведение, в которых обучалось 10 400 учащихся. Ценностей у Общества было на сумму 2 миллиона золотых рублей. Ежегодно Святую землю по линии Общества посещало свыше 12-15 тысяч русских паломников. Впечатляет?
 
Пасхальное разговение русских паломников на Сергиевском подворье в Иерусалиме
Фото конца XIX века
 
- Очень, - ответил Тема. – Ну, а как же насчет наград?
 
- Это и есть их самые большие награды. Что же касается иных, материальных наград, то они никогда об этом не думали и не добивались их. Как и всем великим людям, им больше выпадало незаслуженных обид и горя за свою беззаветную службу Отечеству. Интриганы писали доносы на святую личность архимандрита Антония, который все свои скромные средства отдавал на развитие русского православия в Палестине. Василий Николаевич Хитрово умер даже не оставив наследства, вкладывая все свои личные средства в дела Общества. Что касается первого Председателя Великого Князя Сергея Александровича…
 
Впрочем, смотри сам.
 
Пасмурный московский день. Кремль. Из Никольского дворца выезжает карета. В карете Великий Князь Сергей Александрович. На Сенатской площади Кремля сгорбленная фигура молодого человека лет двадцати восьми. Он стоит около лубочной застекленной картины на перекрестке и смотрит в стекло, в котором отражается проезжая часть. Из-за угла появляется карета. Тут же в руках у молодого человека оказывается сверток. Он бежит навстречу карете и метает в нее сверток. Раздается оглушительный взрыв. Всю площадь заволакивает дымом. Видно, что сам метатель цел и невредим и лежит недалеко от кареты, закрыв голову руками. Шум людских голосов, свистки набежавших полицейских, сигналы карет медицинской помощи.
 
Тема с округлившимися глазами смотрит на эту страшную картину, потом тихо говорит:
 
- Я знаю, это террорист из партии эсеров Иван Каляев. Мне сестра рассказывала.
 
- Да, Тема. Это Каляев. Но смотри, что происходит дальше.
 
Дым понемногу рассеивается. Возле разорванной кареты появляется супруга Великого князя Елизавета Феодоровна, которая, услышав взрыв, прибежала из склада общества Красного Креста, находившегося неподалеку. Она наклоняется над мужем, потом начинает собирать разбросанные вокруг куски его тела. Великая княгиня кладет на носилки, где лежат останки, оторванную голову и шею мужа, верхнюю часть груди с левым плечом и рукой, и замирает над обезображенным телом.
 
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества  (1905-1917)
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, супруга убитого Князя СергеяАлександровича Романова.
Создатель Марфо-Мариинской обители, сиротских домов, дома для паломников на Святой земле.
Зверски убита большевиками в ночь на 5 июля 1918 года,
брошена живою в шахту близ города Алапаевска Пермской губернии вместе с членами царской фамилии.
В 1992 году Архиерейским Собором причислена к лику Святых Новомученников.
Погребена в Иерусалиме, в храме Святой Марии Магдалины, в 1921 году. 
 
- Какая мужественная женщина, - грустно говорит Андрей.
 
Тема молчит. Он оцепенел, впервые увидев такую страшную картину.
 
- Вот Тема, та награда, которую получил первый Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Правда, террористы не учли одного, что в памяти русских православных людей образ Сергея Александровича и его дела во славу православия в Палестине останутся навечно.
 
- А что стало с его женой. Ее террористы не тронули?
 
- Елизавета Феодоровна святая женщина. Она не только простила убийцу мужа, но и просила императора не казнить его. Однако император отказал ей в этом. Она продолжила дело мужа и стала Вторым Председателем Императорского Православного Палестинского Общества, сделав на этом поприще много славных дел. В частности, построила большую гостиницу для паломников в Иерусалиме, а через благотворительные общества покрывала расходы паломникам за билеты до Яффо.
 
- И какова ее судьба? – спросил Тема.
 
- А вот посмотри. Это шахта в окрестностях города Алапаевска Пермской губернии. Ночь 5 июля 1918 года. Видишь группу людей и женщину в белом у входа в шахту?
 
- Вижу, – прошептал Тема.
 
- Это представители царской фамилии, а женщина Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Сейчас их всех живыми местные большевики сбросят в шахту.
 
- За что?!
 
- Наверное, за то, что Елизавета Феодоровна основала благотворительные Елизаветинские общества помощи осиротевшим детям и вдовам, через которые в течение многих лет оказывала им материальную помощь в виде пособий. Наверное, за то, что она основала и содержала Марфо-Мариинскую обитель, за помощь русским паломникам. А уж князей, за то, что они князья. Вот так.
 
- Я не могу смотреть на это, - сказал Тема и отвернулся.
 
- Об этом надо знать и помнить, чтобы дьявол в человеческом обличье вновь не пришел на русскую землю. Кстати, на месте гибели мужа Княгиня Елизавета Феодоровна  установила памятник в виде креста с надписью: «ОТЧЕ, ОТПУСТИ ИМ, НЕ ВЕДЯТ, БО ЧТО ТВОРЯТ».
 
- И где же ее могила, там же в шахте?
 
- Когда Алапаевск заняла Белая армия, трупы казненных подняли. Великую Княгиню обнаружили лежащей на выступе в шахте рядом с князем Иоанном Константиновичем. Он был перевязан обрывками ее платья. Значит, они еще были живы. Местные крестьяне тоже подтверждают, что из шахты слышались стоны и песнопения молитв. Останки Елизаветы Феодоровны были отправлены в гробу сначала в Шанхай, потом в Порт-Саид, а уж потом в Иерусалим. Погребена она в храме св. Марии Магдалины в 1921 году. Так свершилось ее желание быть похороненной на Святой земле. В 1992 Великая Княгиня Елизавета Феодоровна была причислена Архиерейским Собором к лику Святых. Она воистину Святая, - закончил Андрей, осеняя себя крестным знаменем.
 
- А, что это за грозовые сполохи и тьма вокруг нас? – настороженно спросил Тема.
 
- Это Тема тяжелые дни для всего человечества и для Святой земли тоже. Об этом ты наверняка знаешь из истории. Первая мировая война, Революция в России, Вторая мировая - Великая Отечественная война для России и долгие годы коммунистического правления на Руси.
 
- И что же было здесь, на Святой Земле?
 
- Полное запустение, отсутствие русских паломников, русская эмиграция и появление Русской Православной Зарубежной церкви, что не принесло пользы Русской Палестине и, наконец, значительная потеря имущества Императорского Православного Палестинского Общества.
  
- Я слышал об «апельсиновой сделке» от местного жителя Шломо, - проявил осведомленность Тема.
 
- Хочешь посмотреть, как это было?
 
- Хочу!
 
- Вот она эта «апельсиновая сделка».
 
Тема с Андреем очутились в просторном кабинете, где величественный министр иностранных дел Израиля Голда Меир и министр финансов Израиля Пинхас Сапир обменивались рукопожатиями и любезностями с Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Израиле Михаилом Федоровичем Бодровым и его свитой. На настенном календаре 17 октября 1964 года. Все садятся за широкий стол и углубляются в чтение документов.
 
Внезапно, за их спинами появляются силуэты крестьян с копилками на груди, на которых написано «На Святую Землю», купцов в поддевках и картузах, промышленников в цилиндрах, чиновника Хитрово, архимандрита Антонина (Капустина), Великого Князя Сергея Александровича Романова, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и множество паломников разного вида и звания.
 
Посол Бодров поднимает автоматическую ручку и медленно подносит ее к документу, лежащему перед ним. Перед взором собравшихся проносятся виды Мариинского подворья, Елизаветинского подворья, Николаевского подворья, подворья Сперанского и князя Сергея Александровича. Мелькают земли и постройки во всех частях Израиля, которые сейчас будут проданы за 4,5 тысяч долларов и превращены в поставки апельсинов на эту сумму.
 
Рука Посла медленно опускается к документу.
 
- Не подписывайте! Не имеете права! Это не ваше! – закричал Тема
 
Андрей только горько усмехнулся и не стал вновь предупреждать Тему, что его не слышно. Посол помедлил и лихо расписался. Тяжелый вздох разнесся в кабинете и лики за спиной участников сделки исчезли, а кабинет наполнили апельсины, падающие с потолка. За ними было уже не различить подписантов…
 
Тема и Андрей еще долго сидели и молчали на скамейке Сергиевского подворья. Потом Тема спросил:
 
- А кто сейчас является главным в этом Императорском Обществе?
 
- С 2007 года общество возглавляет Сергей Вадимович Степашин, а по основному роду деятельности он является Председателем Счетной Палаты России. Само же наименование общества «Императорское» было возобновлено 22 мая 1992 года.
 
С.В. Степашин
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества с 2007 года по настоящее время 
Степашин Сергей Вадимович,
Председатель Счетной Палаты Российской Федерации   
 
- Андрей, а почему вы выбрали для показа всего этого меня?
 
- Все просто, Тема. Я сразу понял, что ты будущий Вечный паломник Святой земли, даже не будущий, а можно сказать уже нынешний, а будущее Русской Палестины за такими как ты. Или я не прав?
 
- Не знаю, - сказал Тема после паузы, - но я постараюсь…
 
- А вот я уверен! А это тебе чтобы ты никогда этого не забывал.
 
Андрей снял со своей шеи нательный крест на цепочке и повесил его на шею Темы.
 
- Береги его Тема. Это крест-хризма. Не изменяй ему и нашему святому делу.
 
Тема еще долго сидел в уголке сада, а когда открыл глаза, Вечного Паломника рядом не было. Зато он услышал взволнованный голос Мариши, которая с двумя новыми подругами звали его по имени. Тема живо «пришел в меридиан», как говорил его московский сосед, бывший моряк после посиделок с морскими друзьями.
 
«Сейчас найдут и накостыляют за мои пирожные со слабительными», - подумал он и затаился. Однако к его глубокому удивлению Мариша, которая первая нашла его, не сказала ни слова о его проделке, а заплакала и прижала его голову к своей груди.
 
- Если бы ты знал, сколько времени мы тебя ищем! – только и сказала сестра.
 
- Я тебе потом о многом расскажу, - прошептал брат ей на ухо. – А сейчас продиктуй, пожалуйста, номер счета на восстановление Сергиевского Подворья. Я видел, он у тебя есть в записной книжке.
 
- Зачем это тебе? И сейчас! Откуда у  тебя деньги?
 
- Продиктуй, я запишу. Очень тебя прошу!
 
- Как хочешь, - удивленно сказала Мариша и зашелестела страницами своей записной книжки.
 
- Пиши! – найдя нужную страницу, сказала она.
 
- Получатель: Международная общественная организация «Императорское Православное Палестинское Общество».
 
ИНН 770 40 666 10, КПП 77040 1001
Р/С   407  03 810 100020000004
Банк получателя ОАО Банк ВТБ г. Москвы
 
БИК 044525187
К/С 30 10 18 10700000000187
 
- Записал?
 
Тема не ответил. Он оторвал глаза от тетради, потом посмотрел поверх головы Мариши на кроны деревьев и крикнул:
 
- Я разобью свою глиняную копилку, я буду сдавать металлолом и макулатуру, и друзья мне помогут! – Потом, помолчав, крикнул изо всех сил.
 
- Я НИЧЕГО НЕ ЗАБЫЛ И НЕ ЗАБУДУ! – и кроны деревьев Сергиевского подворья благодарно качнулись в ответ.
 
© Борис Никитенко
2010 год
 
 
Конец первой части 
     
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" в августе 2010 года
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com