Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Библиотека / И доднесь тяготеет над жизнью? Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова / Протоиерей Образцов Григорий Николаевич (1824-1912 гг.)

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Протоиерей Образцов Григорий Николаевич 
(1824-1912 гг.)
 
Особенное место в жизни села Введенского и его округа занимал священник, а впоследствии протоиерей Григорий Николаевич Образцов. Много о нем писали в Оренбургских епархиальных ведомостях с 1874 по 1912 гг. Есть материалы и в Оренбургских Губернских ведомостях. Хотим остановиться на его жизнеописании более подробно.
  
Удивительно, как много может светлого оставить после себя человек. О нем почти ничего не осталось в памяти введенцев, а жаль.... В ходе сбора документов все яснее вырисовывалась судьба этого священника.
  
Итак, Григорий Николаевич Образцов родился в 1824 году в семье дьякона. Отец Григория Образцова Николай имел грамоты, переходящий указ, подтверждающий духовное звание, был награжден высокими наградами от Епархиального начальства - набедренником и камилавкой. Родом он был из станицы Степной Троицкого уезда Оренбургской губернии.
  
Григорий Образцов с отличием окончил курс и в декабре 1846 года был причислен в Троицкий уезд в Кичигинскую крепость. С 15 марта 1847 года получил должность законоучителя при Кичигинской станичной школе. Раньше священники, как единственно образованные люди в селе, совмещали должность священника при церкви и учителя в школе.
  
В Кичигино он женился, первые двое детей умерли, а в 1852 году родился сын Федор. Жену его звали Наталья Яковлевна, она была младше своего мужа на 4 года. Наталья Яковлевна была дочерью Коллежского Асессора Попова.
  
2 февраля 1853 года Григорию Николаевичу была объявлена благодарность от попечительского совета за священнические труды.
  
19 марта 1853 года Григорий Образцов получил место в селе Введенском Челябинского уезда. Григорий Николаевич характеризуется как опытный, честный и деятельный священник. В 1854 году в селе Введенское у него родился сын Михаил. В 1855 году введенский батюшка был определен Епархиальным начальством депутатом при следствиях. Это было повышением. Образцов Г.Н. был переведен в отряд Кульчигинский 20 сентября 1856 года, но что-то ему не понравилось и 27 октября этого же года Григорий Образцов по его прошению вновь переведен в село Введенское, где он будет служить еще 52 года. Почему он отказался от повышения и вернулся во Введенское - останется навсегда загадкой. Я могу лишь предполагать, что удивительная красота мест и друзья, появившиеся у семьи Образцовых в селе Введенском могли навсегда привязать его к этой земле. В 1857 году Наталья Яковлевна родила ему дочь Ольгу, а в 1859 году - сына Степана.
  
17 августа 1859 года Григорий Образцов был награжден набедренником. В том же году, "в воспоминание русско-турецкой войны" 1853-56 гг., он получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.
  
14 марта 1862 года священник Григорий Образцов был призван для исправления должности действительного благочинного по ХVII благочинническому округу. В состав этого округа входили следующие приходы:
   (по состоянию на 1880 год)
   1. Куртамышевский (церковь в селе Куртамыш).
   2. Каминский (церковь в селе Каминское).
   3. Таловский (церковь в селе Таловское).
   4. Долговский (церковь в селе Долгое).
   5. Птиченский (Богородицкая церковь в селе Птиченском).
   6. Введенский (Введенская церковь в селе Введенском).
   7. Петровский (приписная в этом же селе без причта, ветхая  Церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы).
  8. Кипельский (церковь в селе Кипель).
  9. Щучанский (Пророко-Ильинская церковь в селе Щучье).
  10. Маслейский (Петропавловская церковь в селе Маслейское).
  11. Столбовский (Михайло-Архангельская церковь в селе    Столбовском).
  12. Петуховский (Петропавловская церковь в селе Петухове).
  13. Обанинский (церковь в селе Обанинское).
  14. Малобеловодский (церковь в селе Мало-Беловодское).
  15. Мыркайский (Вознесенская церковь в селе Мыркае).
  16. Косулинский (церковь в селе Косулино).
  17. Коровинский (Покровская церковь с селе Коровине).
  
Вот как Николай Кудрин описывал в Оренбургских губернских ведомостях ? 25 за 21 июня 1869 года выборы Благочинного:
  
"...мирная Таловская слобода была свидетельницей небывалого досель и знаменательного явления общественной жизни, а именно выбора Благочинного XVII округа. Выборы эти происходили в местной церкви, таким порядком: после отправления Божественной литургии, священник Капитон Протасов в краткой, но сильной речи объявил собравшемуся из Благочинного Округа духовенству цель настоящего собрания и всю важность обязанностей, возлагающихся на избирателей; потом отслужен был молебен, а затем настоящий Благочинный Г. Образцов прочитал распоряжение епархиального начальства о выборе благочинного и правила каким при этом должно следовать и, предложив собранию избрать для настоящего съезда председателя, удалился из церкви, так повелевалось правилами. Собрание избрало председателем священника Протасова К., который тотчас проверил наличное число собравшегося духовенства, причем оказалось, что избирательных голосов 61. Вслед за этим была пропета молитва "Царю Небесный"; церковнослужители были приведены к присяге, и председателем предложено назначить голосами кандидатов для баллотирования, каковыми и назначены: настоящий Благочинный Г. Образцов, бывшие Благочинные: А. Попов, К. Мухин и священники К. Протасов, А. Орлов, С. Невзоров и Г. Попов; при этом священник А. Попов снова сказал к избирателям речь, призывая их к разумному и беспристрастному избранию, и началось баллотирование, результатом которого оказалось, что из числа 61 голоса получили избирательных: Благочинный Образцов 51, К. Протасов 44, А. Попов 23, К. Мухин 14, А. Орлов 28, С. Невзоров 19, Г. Попов 21. Выборы происходили в строгом порядке, и, как видно, все сознали всю важность дела. Много было при этом посторонних, интересовавшихся происходящим (честь и слава духовенству! - оно не препятствовало этому). После окончания выборов, собрание постановлением определило жалование Благочинному 200 рублей в год, и в заключение составило Преосвященному (епископу Оренбургскому) адрес, выразивший глубокую благодарность за дарованное право" выбора.
  
В 1872 году, "по прослужении трехлетия, по выбору духовенством нового лица в должность благочинного, от этой должности уволен" священник Григорий Образцов. С 1872 по 1881 гг. благочинным по XVII благочинническому округу избирали Капитона Протасова, не менее достойного священника. А с 1881 по 1894 годы по этому округу вновь будет избираться благочинным Григорий Образцов.
  
Быть только священником во Введенском округе - это уже огромная нагрузка. Мы видели эти огромные тома метрических записей по поводу смертей, рождений и венчаний. Их невозможно было за 2 полных дня просто перефоторгафировать, не говоря уже о том, что в то время писали перьевой ручкой и пользовались чернилами.
  
Священник выполнял у себя в приходе следующие функции:
  
1. Просветительскую. Законоучителями при церковно-приходских школах были местные священники. Они же содержали в порядке сельские библиотеки и руководили выдачей литературы на руки прихожанам.
  
2. Психотерапевтическую. После богослужений священник отвечал на все вопросы своих прихожан и в некоторых случаях, это занимало больше времени, чем само богослужение. Священник был знаком со всеми своими прихожанами, знал их нужды и всегда оказывал посильную помощь.
  
3. Воспитательскую. В каждом номере Оренбургских  губернских ведомостей были публикации священников на тему борьбы с пьянством и табакокурением. На всех церковных проповедях говорилось об этом зле. Священник пропагандировал здоровый образ жизни и своим примером должен был не только призывать к трезвому образу жизни, но и соответствовать ему.
  
4. Медицинскую. Ведь случалось священникам присутствовать и при смертях, и при родах. Врачей и фельдшеров в то время на все деревни не хватало.
  
5. Административную. Записи актов гражданского состояния осуществляли священники, так как другого административного учреждения в деревнях на то время не было. Копии метрических книг на 1908 год хранились при Введенской церкви за прошедшие 126  лет. Не было в наличии только данных за 1785 г. и частично за 1786 г.
  
6. Духовную. Это и исполнение треб своих прихожан, и ежедневное ведение богослужений.
  
7. Учётно-экономическую. Ежегодно духовенство заполняло Клировые ведомости, где отчитывалось перед Оренбургской Духовной консисторией за движимое и недвижимое имущество церкви. Ежегодно после Съездах духовенства в Оренбурге, священники получали, а затем и раздавали пенсии сиротам и лицам духовного звания, т. е. выполняли работу кассиров и сотрудников пенсионного фонда. 
 
А теперь представьте всю эту нагрузку, увеличенную в несколько раз (по числу приходов ХVII-го благочиннического округа) - это и будет служение благочинного Г.Н. Образцова. Он получал огромное число благодарностей и других наград от Епископа Оренбургского. Думается, что выполнять свою работу вполсилы он не мог. А для того, чтобы справиться со своими обязанностями, Образцов Григорий Николаевич должен был с утра до вечера работать. Частыми были его поездки в Оренбург, Уфу, Челябинск и в села своего благочиннического округа.
 
В 1864 году Г.Образцов был награжден бархатной фиолетовой скуфьей.
 
В этом же году второй сын Григория Образцова Михаил поступает в Уфимскую Духовную Семинарию. Но образование свое на этом не заканчивает: в 1886 году учится на филологическом факультете Казанского университета. По окончании университета Михаил Григорьевич Образцов работает учителем в Челябинском уезде: в селе Коровье, в деревне Речкалова. Из деревни Речкалова в 1898 году учитель школы Михаил Образцов переведен в село Мыркай в церковно-приходскую школу. Впоследствии он переехал на постоянное место жительства в город Курган, где Михаил Григорьевич Образцов упоминается, как мещанин. М.Г.Образцов умер в 1904 году и похоронен в селе Введенском. Исповедовал его перед смертью священник единоверческой церкви Иоанн Инфантьев. Стало быть, Михаил Образцов посещал единоверческую цкрковь. Погребение совершали протоиерей Образцов и единоверческий священник Григорий Троицкий из Сладкокарасинской церкови (внук Григория Николаевича).
 
В 1867 году у Григория Образцова родился последний сын Николай. Всего детей у него было пятеро - 4 сына и дочь. Потом ещё рождались друг за другом две дочери, но они умерли в возрасте 1-2 года. Не сомневаемся, что он был прекрасным, терпеливым отцом. Скорее всего, дочь Ольга тоже получила духовное образование. В те годы девочки из семей священников обучались в Епархиальных женских Духовных училищах городов Челябинска, Оренбурга или Уфы.
 
В 1868 году Образцов Г.Н. награжден бархатной фиолетовой камилавкой.
 
В 1869 году третий сын Григория Образцова Степан поступает в Челябинское Духовное училище.
 
В 1871 году Григорию Образцову была выражена Архипастырская благодарность Епископом Оренбургским за труды и усердие по благотворительному делу.
 
С 1870 года сельский батюшка начинает организовывать у себя в селе Введенском сельское училище. Ближайшее начальное училище находилось в селе Таловском, которое действовало с 1845 года. На первых порах в селе Введенском Григорию Образцову приходилось организовывать школу у себя на дому, без оплаты. Осенью 1871 года в ожидальном помещении волостной управы было открыто Введенское "одноклассное Министерства народного просвещения училище". Это дает нам право считать священника Григория Николаевича Образцова первым основателем школы в селе Введенском.
 
Первым учителем сельского училища в этом селе был определен Петр Словцов, который 23 декабря 1880 года был определен во Введенский православный приход псаломщиком на место умершего и.д. псаломщика Ивана Глинского. Для учителя перевод в должность псаломщика означал повышение по службе. Казенное жалование, которое получал псаломщик, значительно превышало учительское.
 
Учителем Закона Божьего во Введенском училище был определен священник Г.Н. Образцов. В 1868 году в селе Введенском грамотных мужчин насчитывалось 17 человек, женщин - 4. Несколько лет работал учителем Иван Семенович Шаромазов, сын псаломщика маслейской церкви. Большая часть крестьян не умела даже расписаться за себя.
 
Но в церковь прихожане ходили охотно, об этом говорит тот факт, что в двух Введенских церквях было израсходовано за один только 1881 год 20 пудов восковых свечей (это составляет 320 килограммов!).
 
В метрической книге за 1875 год от 14 февраля есть запись о бракосочетании: жених - "студент Уфимской Духовной Семинарии Михаил Федорович Троицкий", невеста - "села Введенского священника Григория Николаевича Образцова дочь девица Ольга". Поручители по жениху: "села Сладкокарасинского священник Петр Инфантьев, Троицкого прихода Сухтелинского отряда исполняющий дела псаломщика Николай Троицкий". По невесте - "Благочинный 18-го округа священник Павел Инфантьев и дьякон Иван Попов".
 
В 1876 году умирает сын Григория Образцова - Федор, 24-х лет. Он не пошел по стопам отца, а находился на гражданской службе - работал почтальоном, перед смертью уволился, возможно, из-за болезни.
 
Несмотря на житейское горе, Григорий Образцов продолжал службу, и его труды увенчались успехом: в 1880 году, указом Александра II, священник Григорий Образцов удостоен высокой награды - ордена Святой Анны 3-ей степени.
 
В 1883 году во Введенской волости был голод, вызванный неурожаем. Григорий Образцов организует сборы в пользу бедных, за что опять-таки получает благодарность и архипастырское благословение от Епископа Уральского и Оренбургского Вениамина.
 
В 1883 году так же, как и во все остальные годы, Г.Н. Образцов присутствует на съезде духовенства по Челябинскому духовному училищу. На съездах священники и благочинные получают от Епархии пенсии для "бедных духовного звания" и раздают их своим прихожанам. В основном это вдовы священников, псаломщиков, дьяконов и их несовершеннолетние дети, оставшиеся без отца. Средний размер такого пособия составлял 8-10 рублей в год - достаточная сумма для сельских жителей.
 
С 1883 года ХVII благочиннический округ переименовывается в ХХIХ благочиннический округ по Челябинскому уезду и в ХХIV по Оренбургской губернии.
 
6 апреля 1885 года в этом округе, в селах Столбовском, Введенском, Жирковском, Щучьем, Коровинском, с большим размахом празднуют тысячелетие Блаженной кончины Святителя Мефодия. По всей Российской империи проходил этот праздник пышно и торжественно. Во Введенской школе угощение предоставил ученикам попечитель этой школы (имя его осталось неизвестным). Наш прадед Аникин Федор Иванович как раз в это время мог бы быть учеником, шел ему в ту пору одиннадцатый год. Григорий Николаевич Образцов преподавал ему и другим детям в селе Введенском Закон Божий.
 
Ко дню Святой Пасхи 1886 года Григорий Образцов снова награждается наперсным крестом.
 
Неурожаи 1884-85 гг. уменьшили доходы церквей, и священники сельских приходов обращаются в Оренбургскую Епархию с просьбой уменьшить взнос с церквей на содержание Оренбургского Духовного училища, так как денег на это не хватает и крестьяне в деревнях голодают.
  
В 1886 году Григорий Образцов получает сан протоиерея.
  
В январе 1887 года Г.Н. Образцов едет на Съезд духовенства в г. Оренбург, где сдает 27 рублей на устройство и содержание церковно-приходских школ (эти деньги были собраны с прихожан церквей всего округа).
  
В 1888 году по Оренбургской Духовной Консистории повсеместно открываются певческие хоры при сельских церквах, которые приходят на смену псаломщикам. В селе Введенском также был свой церковный хор, где регентом был крестьянин Василий Яковлевич Шабуров (1879-1934 гг.). За активное участие в подготовке праздника Пасхи 1931 года органами НКВД-ОГПУ он был арестован и в августе этого же года вместе с семьей отправлен на стройки Урала - в Надеждинск. Самый младший из этой "кулацкой семьи" был Владимир трех месяцев от роду.
  
В.Я. Шабуров окончил Введенскую начальную школу. Учился, конечно, у Образцова Григория Николаевича. Шабуров В.Я. солдатом участвовал в русско-японской войне. Женился на Татьяне Мельниковой. В его семье было 10 детей. После голодных лет 1921 и 1933 годов в живых осталось только пятеро. Сам Василий Яковлевич умер в ссылке в 1934 году.
  
...В Куртамыше тоже был чудесный церковный хор, прославившийся на всю Оренбургскую Епархию. Епископ Оренбургский лично поблагодарил регента хора и старосту Куртамыша за усердие по устройству церковного хора. Фамилия старосты, к сожалению, не названа.
  
Протоиерей Григорий Образцов в 1888 году продолжает свой пастырский труд, будучи благочинным по вверенному ему округу. Во время проверки деятельности подчиненного ему священника села Коровьего Максима Худоносова, Г. Образцов очень радовался, что этот молодой священник открыл церковно-приходскую школу в селе Коровье. Максим Худоносов не побоялся трудностей. Ведь в это время крестьяне с большой неохотой отдавали своих детей на учебу. Считалось, что грамота крестьянским детям ни к чему. Несмотря на то, что не было учебников, и учительская работа не оплачивалась, молодой священник Максим Худоносов сумел добиться от своих воспитанников очень хороших успехов. Обо всем этом Григорий Образцов докладывает Епископу Оренбургскому и Уральскому. На рапорте протоиерея Григория Образцова поставлена резолюция Его Преосвященства: "Объявить похвалу священнику Худоносову и поставить в пример другим". Статья эта была опубликована на самом видном месте Оренбургских Епархиальных ведомостей - на первой странице и была пронизана гордостью и радостью протоиерея Григория Образцова. Деятельность Григория Образцова видна через его статьи о других людях. Сам про себя он ничего не сообщает в своих публикациях. Этот пастырь обладал кроме огромного трудолюбия ещё и скромностью.
  
15 июля 1888 года в Оренбургских Епархиальных ведомостях опубликована большая программа по празднованию 900-летия крещения Руси в Оренбургской Епархии. В селе Введенском тоже пышно отпраздновалось это событие.
  
Приблизительно в 1889 году у Образцова Г.Н. умирает сын Степан. На его попечении остается внучка Образцова Зоя Степановна. Она получает пенсию 8 рублей в год, как дочь умершего священника. В Оренбургской Епархии во всех приходах были созданы эмеритальные кассы, направленные на улучшение положения вдов и сирот. Из этих сельских касс составлялся фонд всей Оренбургской Епархии, который и выплачивал пенсии лицам духовного звания и сиротам.
  
20 мая 1889 года на Общеепархиальном съезде в городе Оренбурге присутствовал протоиерей Григорий Образцов, где баллотировался на должность председателя съезда, но не прошел по числу голосов. Председателем съезда был избран протоиерей Львов.
  
В 1890 году все силы священников были брошены на борьбу с расколом. Православные не могут прийти к согласию друг с другом. Принимает участие в этой борьбе и Григорий Образцов. Он проводит беседы с раскольниками, проповедует в церкви. Священники с большим трудом справляются со своими непосредственными обязанностями в церквях, а их еще заставляют проводить поучения с паствой, направленные на борьбу с расколом. Поступило заявление на Съезд Духовных лиц от депутата XXIV благочиннического округа священника села Маслейского Александра Добролюбова о том, что в виду сильной загруженности, приходские священники не могут проводить с крестьянами поучения на тему "Раскольничество и борьба с ним". Для этого, по мнению А.Добролюбова следует направлять в приходы одного, а лучше двух мессионеров-священников.
  
В 1890 году сокращается количество подведомственных благочинному протоиерею Григорию Николаевичу Образцову церквей.
  
   Список сельских церквей по ХХIV благочинническому округу Оренбургской Епархии Челябинского уезда за 1890 год:
  
   1. Казанско-Богородицкая в селе Птиченском.
   2. Введенская в селе Введенском.
   3. Пророко-Ильинская в селе Щучьем.
   4. Михайло-Архангельская в селе Столбовском.
   5. Покровская в селе Маслейском.
   6. Петропавловская в селе Петухове.
   7. Вознесенская в селе Мыркае.
   8. Покровская в селе Коровине.
   9. Троицкая, Молодкоряша-Гришина.   
  
Почти в 2 раза сократилось число подведомственных Григорию Образцову церквей. На первый взгляд может показаться, что и нагрузка на благочинного будет уменьшена, но это не так. Ведь население в приходах выросло почти в 2 раза и продолжало расти. Крестьяне в большинстве своем имели по 8-10 человек детей. В Оренбургских епархиальных ведомостях за 1900 год вышла публикация о том, что за сто лет, с 1800 по 1900 гг., в России произошел прирост населения на 98 миллионов человек.
  
В 1891 году, в январе месяце, Григорий Образцов вместе со вторым священником церкви села Введенское Яковом Ложкиным едут в Оренбург на съезд членов Оренбургского Православного Мессионерского общества.
  
За 1891-92 учебный год при поддержке протоиерея Григория Образцова были открыты церковно-приходские школы в селах: Столбове, Птичьем, Мыркае, Мало-Дюрягине. В церковно-приходской школе в слободе Птиченской даже была открыта столовая для учащихся из малообеспеченных семей. Школьный обед состоял из одного или двух блюд. Меню состояло из щей, каши, горошницы или похлебки, при этом детям выдавалось достаточно хлеба. Также и в бедном приходе единоверческой церкви села Березовского был открыт пункт бесплатного питания для учеников. В условиях неурожая крестьяне волей-неволей отдавали своих детей в школы грамоты. Ведь ребенок - лишний рот в семье и очень важно было кормить детей любым способом. Так голод явился другом обучению. Содержание одного ученика обходилось Оренбургскому попечительскому совету 1рубль 50 копеек в месяц. В год страшного голода 1894 года, священник села Птиченское Челябинского уезда Серафим Георгиевич Евзоров очень помогал своей пастве, об этом печатается в Оренбургских епархиальных ведомостях.
  
Отдельно стоящих школьных домов по Челябинскому уезду было очень мало, поэтому классы находились в наемных частных домах или в квартирах заведующих школами. Очень интересен перечень предметов, которыми пользовались школьники церковно-приходских школ и училищ с 1876 по 1891 гг.:
  
   1) Колодезь и железный якорь для вытаскивания из колодезя    упавших предметов.
   2) Тренога для зажигания ночных фонарей с оковою.
   3) Воз моху для забития на зиму подпольных окон.
   4) Зажигательные спички по 25 копеек за коробок.
   5) Гусиные крылья для обмётывания пыли.
   6) Кошма - войлок для обития входной двери в здании школы.
   7) Медный колокольчик для ученического класса.
   8) Воз песку для мытья полов.
   9) Гвозди: полушпили, четвертные, вершковые, полувершковые.
   10) Чугунные умывальники и железные тазы для умывания.
   11) Чернильница фарфоровая с механически закрывающеюся
   крышкою - 20 копеек.
   12) Фаянсовая посуда для трудно-больных (ватер-клазет).
   13) Штоф под воду.   
  
От 20 сентября 1891 года в Оренбургских Епархиальных ведомостях опубликовано воззвание от Оренбургской Епархии для сбора пожертвований в пользу голодающих. От 20 октября это воззвание было вновь опубликовано. По всему Оренбургу расклеивались листовки с призывами помощи бедным и голодающим. Преподаватели Оренбургской Духовной Семинарии во главе с ректором изъявили желание отчислять ежемесячно от 2-х до 3-х процентов из своего жалования в пользу голодающих. Был голод, вызванный неурожаем, и в селе Введенское.
  
В 1894 году число приходов растет, открываются новые церкви, построенные тщанием прихожан, растет и число духовных лиц.
  
С 10 ноября 1896 года из села Введенского Челябинского уезда перемещен в село Старая Богдановка запрещенный священник Алексей Кремлев на псаломническую вакансию. А 18 февраля 1898 года на место 2-го священника в православный приход села Введенское Челябинского уезда направлен запрещенный священник Николай Зефиров. Запрещенных священников направляют к опытному протоиерею Г.Н. Образцову для контроля и исправления, вероятно...
  
В 1900 году протоиерею Григорию Образцову исполнилось 76 лет. Его освободили от должности благочинного по слабости здоровья. Григорий Николаевич Образцов уже не присутствует на Общеепархиальных съездах. Вместо него приезжают другие священники.
  
В метрических книгах за 1904 год его рукой ведется запись родившихся и венчающихся, но почерк уже не тот - рука дрожит. С 1 августа 1905 года Григорий Образцов освобождается от должности законоучителя в начальном училище с. Введенского, но продолжает службу в церкви. С 1902 по 1908 год плотничал по благоустройству храмов наш прадед Федор Иванович Аникин. В эти шесть лет он был бессменным церковным старостой церковным старостой села Введенского. Из чего мы делаем вывод, что с Григорием Николаевичем Образцовым он был знаком, а может быть, и дружен. Ведь их объединяло общее дело.
  
В 1907 году в Оренбургских епархиальных ведомостях была опубликована большая статья под названием "Революционный психоз" соответствующего содержания. Ясно, что и в селе Введенском также были слышны революционные отголоски. Хотя крестьянству опять несладко - в стране снова голод, вызванный неурожаем.
  
6 апреля 1908 года протоиерей Григорий Образцов подал прошение об увольнении и его просьбу удовлетворили, так как ему исполнилось в это время 84 года.
  
6 мая 1908 года Государь-Император "всемилостивейше соизволил удостоить" наградой - орденом Святого Владимира 4-й степени - церкви села Введенское Челябинского уезда протоиерея Григория Образцова.
  
15 мая 1908 года на должность церковного старосты в единоверческой церкви назначается крестьянин села Введенского Фрол Мыльников. Старосты, в большинстве случаев, переизбирались ежегодно. На эту должность ставились серьезные непьющие мужики, пользующиеся авторитетом в селе, верующие.
  
2 июля 1908 года в селе Введенском был уволен псаломщик единоверческой церкви Федот Ивин за нетрезвость. По тем временам - небывалый случай.
  
В августе 1908 года крестьянину села Введенского Ивану Чиркову было преподано Архипастырское благословение за пожертвование в местную церковь святой иконы Божьей Матери, стоимостью 250 рублей - большие по тем временам деньги!
  
К 1908 году начинается сложное время для России. В газетах пишут об ослаблении веры среди прихожан. В Оренбургских Епархиальных ведомостях вышла статья, автор которой пожелал остаться неизвестным. Подпись: "Священник", статья под названием "Одиночество". В ней сельский священник рассказывает о том, как трудно грамотному, культурному человеку оставаться в захолустье. "Ведь огонь огнем загорается. А ведь тут не с кем словом перекинуться.... Поневоле застынешь. Хочется единения, а его и нет". Далее автор статьи предполагает, что именно благочинные могли бы объединить вокруг себя образованных и жаждущих общения людей. И такие мотивы одиночества становятся преобладающими в прессе.
  
Место первого священника занимает Дмитрий Ильин. Некоторое время остается незанятым место второго священника. Затем, с 30 сентября 1908 года 2-е священническое место при церкви села Введенское Челябинского уезда занимает окончивший курс Тобольской духовной семинарии Павел Иванов.
  
20 июля 1912 года Григорий Николаевич Образцов умер, закончив свой жизненный путь в селе Введенском. Его похоронили в ограде такой почитаемой им и такой некогда богатой в своем убранстве церкви! Не мог он и предполагать, что после революции в годы воинствующего атеизма могилы его и других духовных лиц будут разграблены. По воспоминаниям местных жителей села Введенского, могилы священников были вскрыты и разграблены. Это происходило приблизительно в 1930 году, когда разразилась в СССР антирелигиозная вакханалия. На теле покойника было священническое облачение, была заметна борода, а также красные сафьяновые сапоги, очень хорошо сохранившиеся. Большой золотой крест с груди его был снят гробокопателями и продан местной жительнице за бутылку водки....
  
В журналах 1912-13 гг. мы не нашла некролога по поводу кончины Образцова Григория Николаевича. Ведь предвоенная обстановка в России была накалена до предела. Бурлила и революционная прослойка в обществе. Все шло к Великому расколу страны.
  
При безбожной власти церковное кладбище в селе Введенское сровняли с землей вместе с памятниками и надгробьями, превратив его в пустырь. С церкви сбросили кресты. Пришли новые советские деятели. Но много ли найдется теперь биографий партийных работников, хоть сколько-то похожих на биографию протоиерея Григория Николаевича Образцова? А сколько ещё историй судеб священников, учителей не опубликовано и канет в лету?...
  
Лица духовного звания после революции 1917 года расстреливались без суда и следствия. Молодое советское правительство направило свой главный удар на духовенство и дворянство. Потом добило крестьянство, да так сильно нокаутировало его, что деревня до сих пор опомниться не может.
  
...Дочь Образцова Г.Н. - Ольга Григорьевна (в замужестве Троицкая) с 1883 по 1916 гг. жила в селе Чистом Челябинского уезда, где был священником ее муж Троицкий Михаил Федорович. Ольга Григорьевна родила ему много детей: Григорий (~1877 г.р.), Лидия (~1880 г.р.), Николай (~1883 г.р.), Павел (~1885 г.р.), Иоанн (~1887 г.р.), Александра (~1889 г.р.), Фёдор (1891 г.р.), Евулла (~1893 г.р.), Пантелеимон (~1895 г.р.), Василий (~1897 г.р.).
  
По удивительному стечению обстоятельств, чётко просматривается в журнале "Оренбургские епархиальные ведомости" судьба дочери священника Троицкого Евуллы. В 1901 году она, как и многие крестьянские дети, пошла учиться в первый класс Чистовской церковно-приходской школы, где закноучителем был её отец Троицкий Михаил Фёдорович. Он преподавал детям Закон Божий. Как могла выглядеть школа того времени? - Она не была похожа на современные учебные заведения. Во-первых, все ученики пели в церковном хоре, под руководством регента, псаломщика или священника. В 1909 году Михаил Троицкий был награждён грамотой за успехи по церковному пению в Чистовской школе Челябинского уезда. Также отец Михаил преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Тихоновка.
  
Церковно-приходские школы по Челябинскому уезду получали финансовую помощь из следующих источников:
 
   1. От епархиального училищного совета города Оренбурга.
   2. От церквей Челябинского уезда Оренбургской Епархии.
   3. От городских попечительств.
   4. От частных попечителей и благотворителей.   
  
Михаил Троицкий получал большие по тем временам деньги - 525 рублей (жалование от казны - 300 рублей и от прихода - 225 рублей). По-видимому, приход села Чистого был богатым, если имел возможность выплачивать своему батюшке такую большую денежную сумму. Ведь некоторые сельские священники получали от своего прихода лишь хлебную ругу.
  
Проучившись 2 года в церковно-приходской школе села Чистого, Евулла Троицкая уехала в Оренбург, где поступила в женское Духовное Училище.
  
Видимо, Евулла очень хорошо училась, так как по окончании Оренбургского Духовного женского Училища она поехала поступать на курсы в Петроград. Какие именно курсы закончила Евулла пока остаётся загадкой. Таких курсов в Петрограде было несколько.
  
Женские курсы - высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.
  
Троицкий М.Ф. умер в 1916 году, а на его место приехал служить его сын, священник Троицкий Григорий из села Сладко-Карасинского.
  
Родных во Введенском у Григория Николаевича Образцова не осталось. Никаких воспоминаний в этом селе о нем мне не удалось найти. Это и понятно - священники должны были или выжить и уехать, или умереть. Гонения распространялись и на детей духовных лиц. Поиски родственников этого удивительного человека, гражданина, проповедника, учителя, основателя Введенской школы и всех школ грамоты в своём большом благочинническом округе, протоиерея Григория Образцова результатов пока не дали. Надеемся на то, что найдутся какие-то воспоминания о протоиерее Образцове Г.Н. и не будет безвестно и незаслуженно забыт великий человек, основоположник народного образования на территории современного Мишкинского и Юргамышского районов Курганской области.
  
Так подробно остановиться на жизнеописаниях протоиереев Григория Николаевича Образцова и Михаила Фёдоровича Троицкого нас заставил тот факт, что долгое время в наших советских школах умалчивалось о том, что тысячи сельских батюшек являются основателями образования простых людей, а не первые учителя советской власти, как нас всех учили...
  
   И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А:
  
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. // "Искра", 1996, ? 19, 13 марта.
   Сухина Е.Н., Челябинская старина, г.Челябинск, 2005 г.
   Сухина Е.Н., Челябинская старина, г.Челябинск, 2006 г.
   Малая родина. Мишкинский район. Очерки истории. - 1998 г.,  Мишкино, с.21.
   ГУ ОГАЧО. Клировые ведомости 1843, 1872 гг.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1880 г., ? 23, 1 декабря, с. 955.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1898 год, с. 212.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1908 год, С. 280, с. 660.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. //"Искра", 1996, ? 19, 13 марта.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1881 год, с. 377, с. 379.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. //"Искра",  1996, ? 19, 13 марта.
   Оренбургские Епархиальные ведомости. 1880 г., ? 13, 1 июля,  с.480.
   Там же, 1883 год, с. 90.
   Там же, 1885 год, с. 760.
   Там же, 1883 год, с. 485.
   Там же, 1883 год, с. 853.
   Там же, 1887 год, с. 131.
   Там же, 1885 год, с. 774.
   Там же, 1886 год, с. 264.
   Там же, 1887 год, с. 604.
   Там же, 1886 год, с. 264.
   Там же, 1888 год, с. 108.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. // "Искра" 1996, ? 19, 13 марта.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1888, с. 811.
   Там же, 1888 год, 1 мая, с. 239.
   Там же, 1890 год, с. 320.
   Там же, 1894 год, с. 37, с. 61-62.
   Там же, 1900 год, с. 312.
   Там же, 1907 год, с. 53, с. 337.
   Там же, 1908 год, с. 145.
   Там же, 1908 год, с. 160.
   Там же, 1908 год, с. 172.
   Там же, 1908 год, с. 218
   Там же, 1908 год, с. 280.
   Там же, 1908 год, с. 478.
   Там же, 1908 год, с. 204.
   Ступников А.А. Генеалогия государственных крестьян.//Известия русского генеалогического общества. С.-П.(б), 20,? 9.
   Базаров А.А. Кулак и Агрогулаг. Челябинск, 1991.
   Ступников А.А. Генеалогия государственных крестьян. //Известия русского генеалогического общества.
   С.П(Б), 20, ? 9, с. 98-100.
   (ГУ ОГАЧО. Ф.274. О.3. Д. 351. Л. 31).
   ( ГУ ОГАЧО. Ф. 88. О.1. Д. 63. Л. 87-87 об.).
   Подлинник. Челябинская область 1917-1945 гг. Сборник. г. Челябинск 1999 г., с. 148.
   (ГУ ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1850, л. 152-об.- 154-об., 157, 158).
   (ГУ ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1755, л. 119-123). __________________________
  

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com