Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Глава пятая


Эпизод первый


Через несколько лет в семейной жизни Николая Константиновича и его супруги Н.А. Искандер произошло то, что шокировало всех, кто их знал и в первую очередь Константиновичей. Великий князь перестал скрывать свои отношения с юной семиреченской казачкой Дарьей Елисеевной Часовитиной. Точку отсчёта их знакомства можно определить исходя из даты и года рождения их дочери. Оговоримся сразу, Николай Константинович назвал дочь именем её матери и, безумно любя, с детства звал её не Дарья, а Даня. Согласно записи в паспорте, она родилась в городе Ташкенте 5 сентября 1896 года. Следовательно, знакомство её родителей произошло в начале того же года или в конце 1895 года.

Для молодой матери и дочери в Ташкенте был куплен просторный дом и не где-то на окраине, а на Романовском проспекте. В периоды пребывания Надежды Александровны Искандер с сыновьями в Петербурге, дом Часовитиной князь практически не покидал. Он безумно любил подрастающую дочь и умилялся над простыми манерами и отсутствием должного образования у её молодой матери. Особенно он умилялся, когда в обращении «великий князь» она в слове «великий» от напряжения проглатывала согласную букву 60 «л». К неумышленной особенности её произношения окружающие со временем привыкли. Только Даня, даже по прошествии многих лет, просила мать правильно произносить слово «великий».

Иногда у второй жены гостили ее родственники. Люди простые, но по сельским меркам зажиточные. Казачки крепкие, грудастые, «кровь с молоком», даже в летах сохранявшие осанку, стать и главное без столичного «сюсюканья». В силу особого отношения великого князя к Дарье Елисеевне, между собой и исключительно «шёпотком» именовали хозяйку дома не иначе как «княжной», а в поздравительных открытках перед именем отчеством и фамилией обязательно писали: «Её высокородию». На Николая Константиновича смотрели с замиранием, как на икону. И непременно крестили уходящего в спину, шёпотом моля у Бога ему, «княжечу великому», здоровья и всяческих благ.

Эпизод второй


На появление новой женщины в жизни Николая Константиновича его ташкентские и петербургские «контролёры» отреагировали спокойно. Для них было важно отсутствие с его стороны каких-либо попыток венчания с новой пассий, женщиной неглупой, практичной в ведении хозяйства, но простой до крайности. И главное не мечтающей о титулах, не в пример сопернице Искандер.

Эпизод третий


И вдруг «гром средь ясного неба». Под Ташкентом, в церкви посёлка Никольское 28 февраля 1900 года великий князь тайно венчается с девицей Варварой Хмельницкой. Позже Священный Синод законность их венчания не признает, но сам факт произошедшего крайне насторожил Санкт-Петербург.

24 марта 1901 года великого князя увозят в Тверь. Из Ташкента удаляется и его юная «прелестница». После пресечения попыток вернуться, она вместе с матушкой-авантюристкой «затерялась» на просторах Российской Империи. Через несколько лет выйдя замуж, она уехала за границу, где ее следы были потеряны навсегда.

Касательно этого периода жизни великого князя, из всех известных современных комментариев наиболее убедительно выглядит хроника событий, представленная историком И.В. Зиминым. Но приведённые автором факты порождают вопросы. Один из них – насколько объективны были в своих заключениях врачи-психиатры, которые провели первые обследования состояния здоровья великого князя.

Эпизод четвёртый


Дошедшее до Петербурга известие о венчании великого князя и Варвары Хмельницкой потребовало созыва экстренного Совещания. В обсуждение пункт: «Психологическое состояние Его Высочества». В принятом Решении была констатирована необходимость отмены действующего смягчения условий содержания; возвращения их к пунктам инструкции 1874 года; проведения психиатрического обследования.

Эпизод пятый


Трудно сказать, было ли чувство великого князя к В. Хмельницкой столь болезненно, как его квалифицировали летом 1900 года врачи-психиатры Розенбах и Харшид:

«1. Великий князь Николай Константинович в настоящее время обнаруживает явления душевного расстройства в форме дегенеративного психоза с притуплением нравственного чувства.

2. Болезненное состояние в настоящее время у Великого князя по существу тождественно с тем, какое было найдено у него при первом психиатрическом исследовании в 1874 г.

3. Нельзя надеяться на возможность исцеления Великого Князя.

4. Ему не может быть предоставлена полная свобода, так как заболевание приближается по своей форме и степени к попечению над несовершеннолетним субъектом.

5. Желательно оставить Великого Князя на жительство в Турке- станском крае и предоставить ему возможность продолжать ирригационные работы в степи».

Последний пункт врачебной рекомендации исполнен не был. Причину объяснили двумя событиями зимы 1901 года:

– Великий князь, нарушив домашний арест, пьяный и вооружённый револьвером, угрожал надзирающему за ним генералу Гейншторгу;

– Великий князь направил младшему брату и опекуну великому князю Константину Константиновичу телеграмму с просьбой лишения себя великокняжеского титула со всеми вытекающими из этого последствиями и разрешения жить с В. Хмельницкой.

Эпизод шестой


Апрель 1901 года. В тот весенний месяц Николай Константинович узнает о новом месте своего пребывания – одном из населённых пунктов в Прибалтике. Но туда его не направляют. Его организм более приспособлен к жаркому климату. Прибалтику заменяют Ставропольской губернией Крыма.

Эпизод седьмой


Сведений о реакции Н.А. Искандер и Д.Е. Часовитиной на новое увлечение мужа никаких нет. Но можно предположить, что Н.А. Искандер, ранее смиренно принявшая сожительство мужа с Часовитиной, к его новому увлечению и венчанию отнеслась как к баловству. Ревновала ли? Наверное, уже и нет.

Часовитина же, сама пребывая в роли «разлучницы», ещё и не признанная никем из Санкт-Петербургских родных, прав на эмоции иметь как бы и не могла. Впрочем, и виноватой она себя никогда не считала. У Искандер, после признанного незаконным венчания с великим князем в сельской церквушке под Оренбургом, прав на «мужа» было не более чем у неё. Оттого появление В. Хмельницкой у неё, кажется, вообще беспокойства не вызвало. При двух малых детях и третьем, которого «носила под грудью», происходящее она воспринимала, как последнюю временную блажь своего пятидесятилетнего мужчины.

Эпизод восьмой


Разрешалось ли этим двум женщинам, быть рядом с Николаем Константиновичем в период его шестилетнего удаления из Ташкента? Возможно, да. Но ни одна из них этим правом не воспользовалась. Искандер редко бывала в Ташкенте, поглощённая в Санкт-Петербурге заботами о будущем сыновей Артемия и Александра. Что касается Часовитиной, то она не могла подвергнуть риску здоровье и жизнь их малолетних детей, не говоря уже о том, что жила в ожидании рождения третьего ребёнка.


 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com