Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Глава четырнадцатая


Эпизод первый


Радужные надежды на возвращение к прежней жизни при Дворе в Санкт-Петербурге рухнули весной 1881 года после трагической смерти Императора Александра II. Но прежде, чем перейти к этому периоду жизни Николая Константинович, обратимся к некоторым мнениям «о тайных претензиях великого князя Константина Николаевича и его старшего сына на российский престол».

Будущий император Александр II родился в 1818 году, когда его отец великий князь Николай (будущий император Николай I) Павлович не был ни царём, ни наследником. Иначе выглядел великий князь Константин Николаевич. Он родился в 1827 году уже после коронации отца, что с самого рождения определяло его юридическое право на российский трон. Именно этот факт, по мнению некоторых их современников, мог стать мотивом для тайного участия великого князя Константина Николаевича в подготовке мартовского 1881 года покушения на своего брата Императора Николая I.

В реальности того периода, распространяемые в Москве и Санкт-Петербурге слухи, дискредитирующие великого князя Константина Николаевича, были направлены на ослабление его известного влияния на управление Империей.

Боролись ли со слухами? После второго покушения на Александра II в аналитическом тексте «Москва в марте 1881 года», его автор «К», рассматривая настроение толпы, отмечает [фрагмент]: «В разговоре по поводу события 1 марта, многие осуждают слабость правительства и доброту в бозе почившего Государя и повсеместно обвиняют Вел. Кн. Константина Николаевича».

Юридическая квалификация подобных измышлений позже была отражена в «Обзорах Жандармского управления», проводившего «дознания по делам о государственных преступлениях в период с 1 октября 1881 по 1 января 1882 года». В главе «Жандармское управление города С-Петербурга», в параграфе II «Дела по обвинению в политической неблагонадёжности, распространении вредных слухов и т. п.», под пунктом «в» записано: «0тставной фельдшер Александр Венюков. О подготовке В.К. Константина Николаевича, сторожа Гатчинского дворца, к покушению на жизнь ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА».

В некоторых случаях дискредитация великого князя Константина Николаевича выглядела более чем неуклюжей. Например, в 1907 году в историческом журнале «Былое» был опубликован текст, озаглавленный редакцией «Любопытный донос». Текст имел примечание: «Безымянный донос этот прислан 10 февраля 1882 года петербургскому градоначальнику Грессеру. Мы публикуем его дословно». Ниже фрагменты этого текста (орфография и стиль оригинала сохранены – прим. автора): «Берегите нашего государя Императора (Александра III – прим. автора) ... Его злейший враг, а так же всей России, В.К. Константин Николаевич. Он был орудием убийства покойного Государя... Он и теперь также подготовил много... Кроме того, у него есть личность, которая живет в Аничковском дворце, эта личность бывает на сходбищах у Стасовой, которая заведовала В.Ж. курсами и у жены городского головы ..., отвратительная женщина, – она рассадница нигилизма и антиправительственные проповедует идеи, и бог знает, что рассказывает про Государя и всю его семью ...(,) да еще прибавьте к этому ... у него в подмогу люди интеллигентные. Он хочет сделать переворот и самому управлять Россией. Много компрометирующих бумаг сгорело в Ореанде ...».

О том насколько содержание этого текста не соответствовало реальности можно судить и по указанной в Примечании дате «10 февраля 1882 года». Великий князь Константин Николаевич скончался 3(25) января 1892 года в годах преклонных. Незадолго до кончины его парализовало. К его общему состоянию добавился старческий маразм, что само по себе говорит о многом.

Эпизод второй


На фоне упоминаемых выше измышлений о великом князе Константине Николаевиче не менее убедительно выглядят документы из более раннего исторического периода России.
Первый из них – завещание Николая I старшему сыну и наследнику Александру. Вот небольшой фрагмент из его текста в современной редакции: «Три брата у тебя, которым ты должен быть отцом; будь для них тем же, чем был для меня твой дядя Александр Павлович. Со временем они должны тебе служить верой и правдой ...».

Признание слов из завещания отца великий князь Константин Николаевич подтверждал исправной государственной службой в период всего правления брата Александра II. Но был ли он предан Александру III? Он не всегда соглашался с мнениями Императора-племянника, но это не означало, что он был идеологом попыток дворцового переворота ради восшествия на российский престол.

Второй заслуживающий доверия источник – уже упоминаемый дневник воспоминаний Государственного секретаря А.А. Половцева. Хорошо осведомлённый обо всех, даже тщательно скрываемых настроениях членов Императорского Дома, он никогда не подвергал сомнению лояльность великого князя Константина Николаевича к праву старшего брата Александра II и его потомков на российский трон. Узнав 13 января 1892 года о смерти великого князя Константина Николаевича, он пишет в своём дневнике: «Не стану говорить о Константине Николаевиче, личность его слишком известна. Он отличался несомненным умом, но его грубое с людьми обращение, постоянная желчность, неровность характера, а за последние годы открыто распутная жизнь, отталкивали от него людей порядочных и лишали его деятельность тех плодов, кои она принесла бы, несомненно, если бы в этом человеке было более доброго, простого, человеческого чувства».

И ничего, даже косвенно подразумевающего причастность великого князя к покушению на старшего брата-императора.

Мог ли вообще рассчитывать на наследование российского трона великий князь Константин Николаевич или кто-то из его сыновей?

По воспоминаниям свидетелей рождения, воспитания и юношеского становления Александра [II], приоритет наследования был определён за ним задолго до рождения младшего брата Константина. После восшествия на престол, Николай I Манифестом от 12 декабря 1825 года провозгласил своего семилетнего первенца Александра наследником всероссийского престола. Через год в беседе с французским послом, маршалом Мормоном, Император Николай I, упоминая Александра, произнёс: «Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чем сделать из него государя».


 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com