Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Украина / ПО УКРАИНЕ С ТАТЬЯНОЙ КРУПОЙ: древность и современность / МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ / Смерть как категория созидания. Размышления археолога вслух. Татьяна Крупа

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Смерть как категория созидания.
Размышления археолога вслух
 

Уявне відтворення двох осіб з поховання № 27. Могильник в с. Петрикові біля Тернополя.
(За М.Бандрівським).
Взято:
Духовна культура населення Бронзового віку
http://vytoky.nm.ru/Book/Uk/005.htm

Любовь... Смерть... Эрот-Танатос...
Уявне відтворення двох осіб з поховання № 27.
Могильник в с. Петрикові біля Тернополя. (За М.Бандрівським). Взято: Духовна культура населення Бронзового віку http://vytoky.nm.ru/Book/Uk/005.htm  Любовь... Смерть... Эрот-Танатос...

Смерть.

Для обычного человека нашего времени, наверное, нет категории страшнее. Именно, - категории. Т.к., за этим объемлющим термином стоит множество других ассоциаций: разрушение, увядание, преобразование, забытье и проч.

Но так ли деструктивна эта категория, как пытается нам представить совеременное рациональное мышление? Или же - это срабатывает синдром материалиста и страх смерти?

Мы так стараемся не говорить о Смерти, что придумали множество синонимов-заменителей. Неужели только потому, что «каждому воздастся по вере его»? А с верой, а не ее суррогатами, - сейчас у нас сложно.

Дворцовое кладбище в Бахчисарае: они владели многим - получили забвение (за исключением отдельных ярких личностей).
Дворцовое кладбище в Бахчисарае.
Они владели многим - получили забвение (за исключением отдельных ярких личностей).

Мне очень нравится мысль об отношении к Смерти известного православного деятеля - митрополита Антония Сурожского: «У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.

Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково
Слова отца митрополита Антония Сурожского

Мое первое яркое впечатление о смерти – разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: “Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково”. Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) – смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: “И люди говорят, что существует смерть!.. Какая это ложь!”. Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал...».

И дело тут не в следовании религиозному убеждению человека, а – в своеобразной общественно-полезной позиции любого из нас.

Мавзолей Джанике-ханум в Чуфут-кале. Ее отец (Тохтамыш) держал в узде мир. Ее муж (Едигей) - сжег Херсонес и играл не последнюю роль в международных отношениях своего времени... Она же - не получила покоя и после Смерти. Ее могила - место паломничества туристов. Мир ее праху!
Мавзолей Джанике-ханум в Чуфут-кале.
Ее отец (Тохтамыш) держал в узде мир. Ее муж (Едигей) - сжег Херсонес и играл не последнюю роль в международных отношениях своего времени... Она же - не получила покоя и после Смерти. Ее могила - место паломничества туристов. Мир ее праху!

Что за чертой?

Нет сейчас в мире ни одной религиозной концепции, которая бы не затрагивала эту проблему. Но, если верить археологическим данным, человек не сразу осознал важность Смерти для себя.

На заре человеческой истории первобытный человек вообще не придавал этому значения. И только с появлением мышления, речи и искусства – появилось осознание этой не простой категории. Именно в это время появляются первые погребальные обряды: небольшие овальные ямы, в которые помещались умершие (в так называемой позе младенца) и простой сопутствующий материал. Что означал символизм этих обрядов для человека того далекого времени – до сих пор спорят ученые. Ясно всем только одно: у людей появилось первое социально-сакральное отношение к Смерти, характеризующееся (судя по позе) перерождением для нового бытия.

Хотя погребальный обряд к нашему времени и претерпел массу изменений, суть его не изменилась для любого верующего и сейчас: жизнь души – вечна, живи достойно и «memento mori» (т.е. помни о Смерти, как своей будущей транформации).

Уникальное фото: еще открытый склеп Святого Василея в Херсонесе. Пару лет назад наша экспедиция его законсервировала путем засыпки землей. Современные варвары устроили там мусорную свалку. Хотя тела Святого там давно нет, но это - место Его погребения. Прости грехи нам, Боже!
Уникальное фото: еще открытый склеп Святого Василея в Херсонесе.
Пару лет назад наша экспедиция его законсервировала путем засыпки землей. Современные варвары устроили там мусорную свалку. Хотя тела Святого там давно нет, но это - место Его погребения. Прости грехи нам, Боже!

Определенную долю философского осмысления Смерти внесла античность. Тема Смерти в период Древних Греции и Рима – заслуживает, поверьте историку-античнику, - диссертации!

Но не может не поражать современного человека, например, греческая мифология. Как хорошо известно, боги Гипнос (бог сна) и Танатос (бог Смерти) - были братьями. Даже неискушенный в истории читатель сможет понять от куда такое родство. Чуть позже у греков появляется еще одно божество – Эрот-Танатос. Его нам понять сложнее. Мы хорошо знаем малыша Эрота (одного из божеств Любви). И такое синкретическое имя! Любовь-Смерть… Для нас эти понятия сейчас сильно разделены. А для человека древности? Мне не хочеться сейчас приводить мнение маститых ученых по этому поводу. Просто представьте себе этот мировоззренческий ньюанс сами. Так уж Смерть деструктивна?

Багажник к гробу?

Погребение в округе Комсомольска на Днепре. Бронзовый век. Работы коллеги А. Супруненко.
Погребение в округе Комсомольска на Днепре.
Бронзовый век. Работы коллеги А. Супруненко.

Есть мудрое выражение: «К гробу багажник – не приделаешь!».

Впрочем, археология утверждает, что – приделаешь.

Об этом прямо свидетельствуют и самые первые горшки с заупокойной пищей, и пирамиды фараонов, и скифские курганы, и - современные «традиции» мобильников и лэптопов в гробу.

Последнее не может не изумлять! Ведь совершая погребальный обряд по православному канону, который весьма категоричен в выборе сопутствующих умершему мирских предметов (одежда, обувь), - привносится чуждое.

Но, человек слаб. А наш человек – слаб вдвойне. Он хронично изголодался по материальному благополучию. И, когда добивается этого благополучия, - не знает что с ним делать. Как результат, - его собственная Смерть – это 600-й «гроб-Мерседес» с большим багажником. Порадуюсь за своих будущих коллег-археологов: будет им на основании чего изучать материальную культуру нашей эпохи.

Я и позднесредневековый кочевник. Погребение в округе Комсомольска на Днепре. Работы коллеги А. Супруненко. Как звали тебя?
Я и позднесредневековый кочевник.
Погребение в округе Комсомольска на Днепре. Работы коллеги А. Супруненко. Как звали тебя?

Что остается от человека?

Все знают, что тело человека тленно, а душа – вечна. Тело – страдает, ненавидит, любит покушать или занятся сексом. Но приходит время «Х» - и все это отходит на очень дальний план.

Как часто мы способны об этом задуматься?

Не часто.

В ноябре 2007 г. я отправилась в командировку в город Луганск, где мне предстояло заняться артибуцией текстиля умершего примерно в cередине (время окончательно еще не установлено) XIX в. Об этой находке – еще стоит написать отдельно, когда будет закончена исследовательская работа. Сейчас же просто скажу, что на территории Луганщины, в результате несанкционированных работ, был потревожен склеп с единственным погребением мужчины. Т.к. сохранился костюм, меня и пригласили для работы с ним как специалиста. Гроб с покойником был перевезен в Лабораторию судебной медицины (отдел особых инфекций), где стал дожидаться исследователей.

В лаборатории особых инфекций Луганской лаборатории судебной медицины.

В лаборатории особых инфекций Луганской лаборатории судебной медицины.

Я стояла у гроба офицера XIX века и испытывала двойственные чувства. С одной стороны, для меня (историка и археолога) последствия Смерти – вещь вполне обычная. Ведь доводилось работать и на могильниках самых разных эпох, и с вещами из этих некрополей. С другой, - для это погребение было слишком «свежим» - всего-то чуть более ста лет. Но долг профессионала велел делать свою работу.

Не часто мне приходилось работать и с судмедэкспертами, категорией специалистов, которые по своему мироощущению в чем-то близки археологам. Разговорившись у гроба с луганскими специалистами, с удовольствием отмечу, что это – профессионалы высочайшего уровня! Их внимание к истории родного города – вызывает восхищение. А всестороння помощь мне, специалисту из другой отрасли науки, - обязывает меня выразить им слова безмерной благодарности.

Но работая в таком специфическом учреждении, нельзя было не обратить внимания на текущую его работу. Увы, люди по-прежнему умирают! И задачей Лаборатории судебной медицины является, по-сути, часть той же работы, что и в глубокой древности у жрецов: организовать переход умершего в Тот, Другой, Мир – Мир Смерти…

… лежащее на столе судмедэксперта тело. При жизни оно – любило, страдало, ненавидело… А сейчас это просто останки того, что когда-то имело Душу и Дух.

Все так просто!

Женщина, которую убил наркоман из-за очередной дозы, замерзший в сугробе бомж, просто умерший от инфаркта или инсульта… Причин перехода в царство Смерти – много. А суть – одна. И сегодня, и тысячи лет назад.

Его Жизнь и Смерть и сейчас предмет преклонения многих: могила археолога Карла Казимировича Костюшко-Валюжинича. Одного из крупнейших исследователей Херсонеса. А если есть преклонение, то разве человек ушел в забвение? Он умер внезапно, заболев во время поездки на ЮБК. Но зерна исследования Херсонеса - проросли. Последователи продолжили его дело. Поклон Вам, уважаемый Коллега и Наставник!
Его Жизнь и Смерть и сейчас предмет преклонения многих: могила археолога Карла Казимировича Костюшко -Валюжинича - одного из крупнейших исследователей Херсонеса.
А если есть преклонение, то разве человек ушел в забвение? Он умер внезапно, заболев во время поездки на ЮБК. Но зерна исследования Херсонеса - проросли. Последователи продолжили его дело. Поклон Вам, уважаемый Коллега и Наставник!

Что чувствует археолог, сталкиваясь с последствиями такой близкой Смерти?

Ответить однозначно – очень сложно.

Наверное, прежде всего, - это возникает сильнейшее желание жить и узнавать еще больше! Много раз убеждаешься, что, спустя века, от человека не всегда остаются хотя бы кости. Исчезает имя и все мирское. Как бы человек не стяжал при жизни – после Смерти все сокровища мира ему не нужны. Увы!

Мы должны уметь учится у Смерти смирению и взвешенному отношению к своей роли в обществе. Даже будучи материалистами по своим убеждениям. И тогда зарвавшийся чиновник, миллионер-скороспелка или простой работяга будут четко знать, что после его Смерти должна остаться добрая слава в душах живых. А это уже из области воспитания морали в обществе.

Не может не беспокоить и рост пропаганды суицидальных настроений и насилия в обществе. Со всех сторон слышно и видно, что современный человек – слаб. Но как ему быть сильным, если у него нет морального стержня??? Советская идеология отошла в мир иной, к религии – мы не приблизились, а «звездуленки»-скороспелки (необремененные сами абсолютно никакими моральными нормами) призывают своих адептов «ловить момент», «жить круто» или вообще не думать о будущем. Не отстают от них и наши политики, с которыми слова «мораль, честность, порядочность» стыкуются очень мало. Исповедуя двойную или тройную мораль, они пичкают общество идеями, проводниками которых сами не могут быть априори. Общество это знает и …

Что подарит обществу такая реклама в центре города?

Что подарит обществу такая реклама в центре города?

Мы должны уметь учится у Смерти доброте и участию. Ведь Смерть способна избавить от боли и страдания. Помните, как мудрые старики говорят: «Умер во сне, как праведник!» или «Умирал долго и мучительно за свои грехи!». Но нельзя при этом подменивать понятия избавление от земных мытарств и инфантильное отношение к собственной жизни, что (в большинстве случаев) присутствует при суициде.

Зерно, брошенное в землю, - умирает. Умирает, чтобы дать Жизнь новым зернам. Его Смерть – созидательна.

Бабочка-однодневка, умирая, дает Жизнь своему потомству. Ее Смерть – также созидательна: потомство проделжает упорно выполнять программу, залеженную в него природой и предыдущими поколениями.

Что способна дать мирозданию наша Жизнь и Смерть?

 
Фото: Крупа Татьяна
delete
Татьяна Крупа, вільний журналіст "ХайВей

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com