Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Русская эмиграция в Европе / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Православное храмоздание Императорской России в Европе. Н. Тальберг

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Православное храмоздание Императорской России в Европе
 
 
Православные храмы Европы     Впервые в XVII в. русское Православие делается более известным европейским народам. В их землях постепенно вырастают диковинные храмы, оглашаемые своеобразным пением, появляются священники, столь по виду отличные от местных. С 19 в. число русских церквей увеличивается все больше. Естественным путем прокладывает себе путь в Европе это своеобразное русское миссионерство.

     В силу различных обстоятельств возникали русские храмы. Наши великие княжны, выходя замуж за европейских королевичей и принцев, отеческой веры не меняли, имея при себе духовников и созидая свои храмы. Дипломатические представители Русского государства, ширившегося и приобретавшего все большее международное значение, так же нуждались в удовлетворении своих религиозных потребностей. С усилением посещаемости русскими для лечения и отдохновения курортов и живописных мест Европы, возникала необходимость иметь там православные церкви.

     Посильное изложение истории возникновения всех этих храмов в Европе и является задачей данного очерка. Главными источниками для такового послужили замечательные книги протоиерея Алексея Петровича Мальцева: Братский Ежегодник. Православные Церкви и Русские учреждения заграницею. Петроград 1906 г. и Берлинский Братский Временник. Православные Церкви и Русские учреждения за границею. Берлин. 1911. Обе книги изданы Св. Князь-Владимирским Братством, творцом и душой которого был настоятель берлинской посольской церкви, прот. А. Мальцев, почетный член четырех Русских Духовных Академий.

     Младшая дочь императора Павла I, Анна, род. в 1795 г., в 1816 г. вышла замуж за Вильгельма, наследного принца Нидерландского. По прибытии в Гаагу она позаботилась об устройстве в своем дворце православной церкви. Во время её пребывания с супругом в Брюсселе, в тамошнем дворце была устроена св. Владимирская церковь. Храм был закрыт после июльской революции 1830 года, когда образовалось самостоятельное бельгийское королевство. После отказа короля Вильгельма в 1840 г. от престола, на него вступил супруг великой княгини Анны Павловны, Вильгельм II, и церковь в Гааге переведена была в королевский дворец. По кончине последнего в 1849 году и воцарении сына Вильгельма III, королева-мать поселилась в приобретенном ею Бейтенрустском дворце в Рюстенбургском имении. Церковь была перенесена в смежный с дворцом дом на углу Зигевенингше Вег и Анна Павловна Стаат. После смерти королевы в 1865 г. имение это наследовала дочь покойной, вел. герцогиня София Саксен-Веймарская. Возбуждался вопрос о закрытии придворной церкви, но на это не согласилась новая владелица. Храм в 1866 г. был перечислен из придворного ведомства в ведомство министерства иностр. дел и значился при Императорской Российской миссии в Гааге. После отделения Бельгии существовала еще церковь в Сузтдейке, летней резиденции королевы. Она перестала существовать после кончины королевы Анны Павловны.

     В Горсенсе (Ютландия) существовала придворная церковь и священник. Там пребывала принцесса Екатерина Антоновна Брауншвейг-Люнебургская, правнучка царя Иоанна V Алексеевича. Она родилась в Санкт-Петербурге за несколько дней до свержения в 1741 г. с престола её брата, императора Иоанна VI, с 1742 по 1780 гг. прожила с родными в Холмогорах и была отпущена императрицей Екатериной II в Горсенс, получая от русского правительства 8.000 руб. в год. Скончалась она в 1807 г., последней из всей семьи. Верность православию сохранила.

     В Веймаре (Саксен-Веймар и Сакс-Альтенбург) существовали две церкви: домовая на Аккерванд 25 и надгробная за городом, на протестантском кладбище. Обе церкви во имя св. Марии Магдалины. Первая сооружена была в 1804 г. вел. княгиней Марией Павловной, гросс-герцогиней Веймарской и Эйзенахской, дочерью императора Павла, и была придворной церковью, помещавшейся во дворце, а в летнее время в особом здании на Аккерванд 25. После кончины вел. княгини в 1859 г. церковь эта стала храмом Императорской Росс. Миссии в Веймаре. Надгробная церковь сооружена в 1862 г. сыном покойной, вел. герцогом Карлом-Александром рядом с протестантской церковью (стена-о-стену). Внизу имеется один общий склеп для членов правящего Саксен-Веймарскаго дома. Православный храм в византийском стиле с пятью позлащенными главами.

     В Русском Архиве (1900 г.) печатались записки М.С. Сабининой, дочери прот. Стефана Сабинина, духовника вел. княгини. Она указывает, что имп. Николай I, навещавший сестру, подарил о. Стефану наперсный крест, с которым государь путешествовал 14 лет. Она же в 1849 г. отмечает: 11 марта была панихида по имп. Павлу I. Это была единственная служба, на которой наша вел. кн. всегда желала быть одна. В этот день она приезжала со своей старой камерфрау, и больше никто не присутствовал на богослужении. Причины смерти имп. Павла держались в страшной тайне.

     Храм во имя Равноапост. Марии Магдалины воздвигнут был на личные средства императора Николая II в Дармштадте, в Гессене. Великое герцогство Гессен-Дармштадтское дало царствующему дому глубоко верующих императриц Марию Александровну, супругу имп. Александра II, и Александру Федоровну, умерщвленную большевиками в Екатеринбурге. Храм, освященный в 1899 г., в присутствии Их Величеств, сооружен в стиле старинных ярославских церквей, со звонницею и с тремя золочеными главами. Построен он по проекту академика Л.Н. Бенуа. Резной из дуба иконостас, с иконами проф. Неффа, и плащаница принесены в дар храму вел. кн. Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской. Ранее они находились в ее домовой церкви в Лондоне. Во время пребывания Их Величеств в Дармштадте богослужения совершались придворным духовенством. В 1904 г. Государь передал храм в ведение Мин. Иностр. Дел, и богослужения в нем время от времени совершались причтом Висбаденской церкви.

     В поселке Ирем, в двух милях от Будапешта, имается храм во имя св. муч. царицы Александры с приделом св. прав. Иосифа, над гробом вел. кн. Александры Павловны, супруги палатина венгерского Иосифа. Трагично прошла недолгая жизнь старшей внучки императрицы Екатерины II Великой, род. в 1783 г. В 1793 г. должна была состояться ее помолвка с шведским королем Густавом IV, с этой целью прибывшим в Петербург. В последний же момент, когда во дворце собрались приглашенные для празднования этого события, король решительно отверг условие императрицы о сохранении вел. княжной Православия. Брак расстроился. В 1799 г. вел. княжна, оставаясь православной, вышла замуж за эрцгерцога австрийского, палатина венгерского Иосифа. Австрийская императрица и упорные католики при дворе весьма недоброжелательно относились к юной православной эрц-герцогине. Ожидая рождение ребенка, она, в скверных условиях, совершила переезд из Вены в Будапешт. Графиня Блудова, со слов приближенной к вел. княгине дамы, писала: «За ней был такой плохой уход, что она умерла одна, без сиделки, и когда вошли в ее комнату, нашли ее мертвой, с рукой на колокольчике, которым ей не достало сил позвонить». Храм построен эрц-герцогом Иосифом в 1802 г. из камня местной породы и представляет собой удлиненный куб, увенчанный крестом, находящимся как бы поверх надгробного памятника. В 1883 г. к столетию рождения вел. княгини Александры Павловны пожертвован был императором Александром III новый иконостас, церковное облачение и утварь. Гроб вел. княгини стоит в подвальном этаже церкви.

     В Карлсруэ (Баден) с 1865 г. существовала придворная православная Крестовоздвиженская церковь, помещавшаяся во дворце герцога Баденскаго Вильгельма и супруги его, вел. кн. Марии Максимилиановны, дочери вел. кн. Марии Николаевны.

     Старшая дочь императора Петра I Великого и имп. Екатерины I, Анна, род. в 1708 г., была с 1725 г. в замужестве с Карлом-Фридрихом, герцогом Голштин-Готторпским. Император Петр III (1728-62) был их сыном. Герцогиня Анна Петровна, проживая в Голштинии, посещала г. Киль, входивший тогда в состав датских владений. В Киле имелась придворная церковь во имя св. великомуч. Варвары. Скончалась вел. княгиня в 1728 г. в Киле. Богослужения в храме совершались до 1799 г. Указом императора Павла I храм был упразднен, церковные принадлежности отправлены были вел. княгине Елене Павловне, принцессе Мекленбург-Шверинской.
 
     Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, была дочерью датского короля Христиана IX. 29 авг. 1883 г., в присутствии Государя, Государыни, Наследника Цесаревича Николая Александровича, вел. князей Георгия и Михаила, вел. кн. Ксении Александровны, короля Христиана IX и королевы Эллинов Ольги Константиновны, супруги Георга, сына короля Христиана, совершено было в Копенгагене освящение церкви во имя св. вел. кн. Александра Невского. Сооружена она на месте, купленном русским правительством.

     Дочь императора Александра II, Мария, род. в 1853 г., была с 1874 г. супругой Альфреда, принца Великобританского, герцога Эдинбургского. В Лондон вел. княгине была отправлена домовая церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского, которая первоначально была полковою гвардейскою во имя свят. Спиридония Тримифунтского, в день памяти которого родился 12 дек. 1777 г. император Александр I. Церковь, в качестве походной, сопровождала вел. кн. Марию Александровну на о. Мальту. место службы (в 1886-87 гг.) её супруга, и в путешествиях. По возвращению её в Лондон, для церкви выстроено было помещение, в виде небольшой пристройки к герцогскому дворцу, и в 1879 г. она освящена была духовником вел. княгини, иером., потом архимандритом Амфилохием (Лутовиновым), во имя Благовещения Божией Матери. Храм сооружен был иждивением вел. княгини, при участии её Родителей. С объявлением герцога Альфреда наследником Саксен-Кобург-Готского престола и с переездом герцогской четы в Кобург, церковь была перенесена в 1895 г. в Готу и освящена в 1895 г. во имя св. кн. Александра Невского. Иконостас лондонской церкви, как указывалось выше, был пожертвован вел. княгиней придворной церкви в Дармштадте. В 1905 г., с кончиной сына, а затем супруга вел. княгини, закрыта была и Готская церковь, а бывший в ней иконостас передан в Наугейм в устроенную там церковь во имя свят. Иннокентия Иркутского.

     Старшая дочь императора Павла I, Елена, род. в 1784 г., с 1799 г. стала супругой Фридриха-Людвига, принца Мекленбург-Шверинскаго. В том же году, 20 дек., в Шверин был отправлен настоятель церкви в Берлине, священник Гавриил Данков. Высочайший указ от 5 июня 1800 г. гласил: «Священнику Данкову, находящемуся ныне при любезнейшей дочери нашей, великой княгини Елене Павловны, наследной принцессе Мекленбургъ-Шверинской, повелеваем производить по 500 ефимков в месяц». В 1803 г. вел. кн. Елена Павловна скончалась. Пресвитер и духовник её, Гавриил Данков, в письме к государственному канцлеру, гр. Александру Романовичу Воронцову, писал: «Его Светлость, по особенной своей любви и приверженности к блаженные памяти дражайшей супруге своей, усопшей великой княгинь Елене Павловне, положил намерение построить маленькую русскую церковь (в Людвиглюсте) для постановления в оной гробницы блаженной великой княгини и чтобы притом. ежегодно четыре раза в год совершаемо было в оной церкви поминовение по усопшей блаженной великой княгине». Согласие было дано, с условием священнодействия в новой церкви, согласно духовным обрядам, ежедневно первые шесть недель. В летней резиденции Людвигслюсте сооружено было двухэтажное здание в велико-герцогском парке в виде удлиненного четвероугольника, к которому пристроен особый мавзолей (подвергавшийся перестройке) для скончавшихся особ Мекленбург-Шверинского дома. В нижнем этаже помещены усыпальницы, во втором православная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. Из русских великих княгинь в усыпальнице погребены тела Елены Павловны и Анастасии Михайловны, внучки императора Николая I, род. в I860 г., с 1879 г. супруги вел. герцога Фридриха-Франца III. Супруги их обеих погребены там же.
 
     В 1922 г. мне довелось быть в храме-усыпальнице. Совершалась панихида по скончавшейся незадолго перед этим на юге Франции вел. княгини Анастасии Михайловны, тело которой было перевезено в Людвигслюст. Сын покойной, вел. герцог, пожелал присутствия на богослужении русских представителей. Покойный член Гос. Совета, сенатор, шталмейстер Высочайшего Двора Александр Александр. Римский-Корсаков и я выехали в Людвигслюст, в качестве представителей Высшего Монархического Совета, и возложили венок на её гроб. Всенощную и литургию служили в храм свящ. Николай Бер (б. дипломат) и диакон Вдовенко. Пел небольшой хор под управлением Н. П. Афонскаго. На панихиде после литургии, совершенной в усыпальнице, у гроба с одной стороны стояли великий герцог с супругой, дочь покойной кронпринцесса прусская Цецилия, герцог Брауншвейгский с супругой Фредерикой, дочерью императора Вильгельма II. Против них, как бы представляя Россию, стояли А.А. Римский-Корсаков и я. Вблизи церкви находится могила графа Александра Мусин-Пушкина, который, находясь в летучем отряде Чернышева, вытеснил 20 февр. 1813 г. французов из Берлина и первый оповестил жителей города, что заключен союз между Россией и Пруссией. Он был недолго комендантом Берлина и заслужил общую любовь. 9/21 марта 1813 г. гр. Мусин-Пушкин был смертельно ранен в сражении у Люненбурга и погребен в Людвигслюст.

     В Шверине с 1879 г., после замужества вел. княжны Анастасии Михайловны, существовала в дворце церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1904 г., после бракосочетания сына вдовствующей вел. герцогини с немецкой лютеранской принцессой, церковь во дворце была закрыта и иконостас перенесен в Людвигслюст.

     В 1851 г. дочь вел. кн. Михаила Павловича, Екатерина, выдала замуж за Георга-Августа, герцога Мекленбург-Стрелицкаго. В г. Ремплине у нее была походная церковь, устроенная её Родителем. С 1884 г. она была помещена в герцогском дворце. С кончиной вел. княгини Екатерины Михайловны в 1894 г. богослужения в ней более не совершались.

     Третья дочь императора Павла I, Екатерина, род. в 1788 г., состояла с 1809 г. в браке с Петром-Фридрихом Георгием, принцем Ольденбургским, после же его кончины в 1812 г. вышла в 1816 г. замуж за принца, вскоре короля, Вюртенбергского Фридриха Вильгельма. В столицу королевства Штутгарт она прибыла с причтом и походною церковью, которая была помещена в т. н. Фюрстенбау, позднее не существовавшем. 20 дек. ст. ст. Вел. кн. Екатерина Павловна, проколов подле самого рта иголкой маленький прыщичек, проболев пять, скончалась 28 дек. ст. ст. 1818 г. Король в 1824 г. соорудил вблизи столицы, на горе Ротенберг, где находились развалины старинного родового замка (XI века) королей Вюртембергских, храм во имя св. великомуч. Екатерины. Подъ сводами храма покоятся вел. кн., Екатерина Павловна, её супруг, король Вильгельм I и дочь их Мария, графиня Нейперг.
 
     В 1842 г. русский посланник кн. А.М. Горчаков исходатайствовал устройство особой походной церкви для дипломатической миссии, им возглавлявшейся. Этой походной церковью пользовалась с 1846 г. вторая дочь императора Николая I, Ольга, род. в 1822 г., в 1846 г. вступившая в брак с наследным принцем Карлом-Фридрихом-Александром Вюртембергским (с 1864 г. королем). Позднее эта церковь неоднократно сопровождала императора Александра II и императрицу Марию Александровну на воды в Вильбадъ, Киссингенъ и Швальбах, затем же хранилась при постоянной церкви. Таковая сооружена была по воле императора Николая I. Он прислал горячо любимой им дочери все необходимое для устройства собственной домовой церкви. Сначала она помещалась в дворце кронпринца, когда же вел. кн. Ольга Николаевна стала королевой в Большом дворце. Миссийная церковь была закрыта в 1847 г. В 1892 г. королева Ольга скончалась, и церковь была перенесена на виллу Берг, принадлежавшую вел. кн. Вере Константиновне, находившейся в замужестве с 1874 г. за герцогом Евгением Вюртембергским.
 
     В 1894 г., по ходатайству посланника Э. К. Коцебу, император Александр III утвердил проект постройки отдельного храма во имя свят. Николая Чудотворца, отпустив 75.000 руб. на постройку. В 1895 г. состоялось в дек. освящение этого храма, выходившего на Гегель-щтрассе. Сюда был перенесен иконостас и прочие церковные принадлежности с виллы Берг.

     Обер-прокурор Свят. Синода кн. П. С. Мещерский, извещая Синод 24 февр. 1833 г. об участии которое император Николай I проявляет в отношении греческой Церкви, сообщил также о желании Государя, чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии. Первым священником в том же году был назначен архим. Иринарх (Попов), впосл. архиепископ, управлявший многими епархиями в России В 1850 г. настоятелем посольской церкви в Афинах был назначен Иером. Антонин (Капустин). Занимаясь раскопками и работая над письменными источниками, он остановил свое внимание на месте, на котором, по преданиям, находился Аристотелев Лицей, христиане же соорудили потом храм, называвшийся Ликодим (хорошо известен был в XI веке). В XV и XVI веках там образовался Спасо-Никодимов монастырь. Застав на этому месте развалины, он получил разрешение от короля Оттона и русского правительства восстановить этот храм. В 1855 г. архиепископ мантинийский Феофан освятил храм, в стиле византийского зодчества XI века. Главный придел был посвящен св. Троице, правый св. Никодиму, левый свят. Николаю.

     В Берлине сначала имелась только походная церковь, помещавшаяся в различных частных домах. Впервые таковая была отправлена в 1718 г. посланнику гр. Александру Гавриловичу Головкину со священником Герасимом Титовым. При этом в первое время церковь предоставлялась посланникам персонально и бралась ими с собой в место новой службы. Известно, что в 1741 г. при чрезвычайном посланнике гр. Петре Григ. Чернышеве церковь была во имя Сретения Господня. Более прочно закрепляется церковь в 1764 г. при кн. Владимире Серг. Долгорукове и именуется св. Владимирской. Помещалась она в посланническом доме на Вильгельмъштрассе. Церковь и причт претерпевали трудности во время Семилетней войны, войны России и Пруссии с Наполеоном, когда Берлин был занять французами, и в 1812 г., когда Пруссия была союзницей Наполеона. Церковная утварь в такие времена увозилась.
 
     В 1813 г., во время начавшейся тесной дружбы России с Пруссией, высочайше повелено было 25 апреля восстановить в Берлине министерскую церковь, отправив туда прежнего священника Чудовского. Последний, будучи ранее настоятелем берлинской церкви, был также духовником первой супруги вел. кн. Константина Павловича, вел. кн. Анны Федоровны, рожденной принцессы Саксенъ-Кобургской, в 1801 г. покинувшей Россию и жившей в Кобурге. В 1837 г. император Николай I, супруга которого Александра Федоровна была дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III, приобрел в Берлине дом для своих в нем остановок. Дом этот впоследствии был передан в пользование посольства. С этого времени посольская церковь помещалась на Унтер ден Линден во дворе этого дома. В сем храме молились очень многие русские эмигранты, жившие в 20-х годах этого столетия в Берлине.
 
     После признания германским республиканским правительством советской власти, здание посольства с храмом было передано большевикам. С благословения архим. Тихона (Лященко), впоследствии епископа Берлинского и Германского, группа русской молодежи вынесла ночью часть икон и доски с надписями о посещении храма монархами. Богослужения совершались в маленькой комнате русской гимназии на Находштрассе. Потом удалось перенести церковь там же в большее помещении. Воскресные и праздничные богослужения совершались в помещении немецкого Красного Креста в Шарлоттенбурге. Службы Страстной недели и св. Пасхи в протестантских храмах. Собрав некоторую сумму денег, еп. Тихон воздвиг доходный дом с церковью наверху. Храм был освящен митрополитом Антонием 22 окт. 1927 г. Из-за невозможности в срок уплатить долг строительной компании, дом перешел к ней. Владыка Тихон не впал в уныние и через насколько лет, получив помощь от германского правительства, соорудил Воскресенский храм, освященный 30 мая 1938 г. ст. ст. митрополитом Анастасием.

     В XVIII веке существовала особая церковь в Потсдаме. В 1713 г. на прусский престол вступил король Фридрих Вильгельм I, поддерживавший дружеские отношения с царем Петром I. Он старался набирать отовсюду в свою армию великанов. По его просьбе царь послал ему 80 человек, из которых король выбрал в свои гренадеры 12 человек, остальных разослал по другим полкам. Король продолжал свои просьбы, и ему были посланы еще великаны. В царствование Анны Иоанновны, в марте 1731 года, король в письме на имя вице-канцлера гр. Остермана сообщал о прибытии прекрасных, её императорским величеством подаренных рекрутах.
 
     Императрица Елисавета Петровна прекратила эти дары, требуя безуспешно о возвращении прежде отосланных людей. Благочестивая государыня настаивала на удовлетворении духовных нужд несчастных русских, находившихся, главным образом, в Потсдаме. Вопрос этот беспокоил еще императрицу Анну Иоанновну. В 1733 г. король согласился давать содержание присланному в Потсдам священнику. В марте 1734 г. священник Василий Щербацкий прибыл в Потсдам К этому времени стараниями короля была устроена церковь. Это было просторное, в два этажа, деревянное здание, красиво расположенное на углу площади Плантаже у проходящего канала. 31 марта церковь была освящена, в присутствии короля и королевской семьи. Свящ. Щербацкий тогда же крестил своего сына, причем восприемником был король. При о. Щербацком Потсдамская община состояла из нескольких сот лиц.
 
     Вступивший на престол король Фридрих II Великий уничтожил полк великанов, и составлявшие его солдаты были отправлены в другие полки. В 1747 г. прихожан было всего 30 или 40, в 1790 г. их насчитывалось 20, в 1809 г. умер последний инвалид Стефани (вероятно, Стефанин). После смерти в 1740 г. свящ. Щербацкогоо церковь обслуживали приезжавшие из Берлина настоятели тамошнего храма. В 1765 г. православные лишились и помещения церковного. Протоиерей Алексей Мальцев пишет: «Почти совершенно неверующему королю Фридриху II, поклоннику и другу Вольтера, заблагорассудилось отдать последнее в распоряжении труппы комедиантов, взявшихся устроить в нем на свой счет подмостки и обзавестись всем необходимым для театральных представлений. Позднее дом был сломан и на месте его был выстроен амуниционный склад. До 1818 г. потсдамский городовой магистрат давал деньги на наем русскими инвалидами помещения для молитвенных собраний».

     В 1813 г. прусский король Фридрих Вильгельм III, связанный тесными узами дружбы с императором Александром I, изъявил желание иметь в Потсдаме русских военных песенников. 23 марта были присланы королю 4 фельдфебеля, 4 унтер-офицера и 13 рядовых, в 1815 г. к ним, совершившим с прусской армией поход во Францию, прибавлено было еще 7 солдат. Известны имена всех их и их семейное положение. В 1826 г. король для оставшихся в живых 12 русских певцов решил построить колонию, придав ей национальный русский колорит и усвоив название Александровка. Устроена она была близ Потсдама. 2 апреля 1827 г. 12 домов переданы были песенникам, с указанием условий пользования этим имуществом. В это время два из них были женаты на француженках, остальные на потсдамках. К 1861 г. в колоти не осталось ни одного русского певца из первых песенников.
 
     При построении колонии имелось в виду и сооружение храма в греко-российском стиле. 10 июня 1829 г. прот. Иоанном Чудовским совершено освящение Александро-Невского храма, в присутствии императора Николая I и короля. Обслуживал церковь причт берлинской церкви. В 1920-26 годы, когда я жил в Берлине, мне не раз, вместе с моими друзьями, приходилось присутствовать на богослужениях, совершавшихся в сем сраме епископом Тихоном или одним из берлинских священников. Пели мы во время литургии. Из жителей колонии в церковь приходили очень немногие. Русский язык был забыт и только на домах прикреплены были дощечки с русскими фамилиями, вписанными по немецки.
 
     Король Фридрих-Вильгельм имел еще русского лейб-кучера Евлампия Бархатова (из-за трудности произношения превращенного в Бокова). Даже в походах 1813-14 годов король ездил с этим постоянным кучером в русских пролетках, на русских лошадях. Жил он потом на покое в звании королевского надзирателя, в сельце Никольском, названном так в честь зятя короля, императора Николая I. Сельцо это было на берегу Гафеля, против Пфауенинзел. Бархатову строен был дом. Вся обстановка была чисто русская: киот с иконами и, за перегородкой, русская печь, русский рукомойник,. корчага, чугун, ухват, кочерга. В большой комнате полати. Боков, до смерти своей в 1857 г., носил русское кучерское платье, жена его, хотя и немка, должна была носить кокошник и русский штофный сарафан. Такова была воля короля. Боков погребен, в числе еще некоторых русских, около храма св. вел. кн. Александра Невского.
 
     В предместье Берлина, Тегеле, имеется кладбищенский храм во имя свв. Равноапостольных царей Константина и Елены. Построен он иждивнием Св. Князь-Владимирского Братства на месте им в 1892 г. приобретенном. Братство это создалось 29 марта (10 апреля) 1890 г. в Берлине при посольской Св. Владимирской церкви. Главным деятелем его был настоятель посольской церкви протоиерей Алексий Мальцев. На том же. участке земли существовал русский Братский Дом в память Императора Александра III и кладбище. На кладбище сем нашли себе, место упокоения и многие русские эмигранты, жившие в Берлине после.
 
Тальберг Н.
6.08.2002
 
Тальберг Н. Православное храмоздание Императорской России в Европе. (Исторический очерк) // Православный путь. Церковно-богословско-философский ежегодник. Приложение к журналу Православная Русь. 1958. С. 137-163
 
 
 
По материалам сайта «Nature.web.ru Научная Сеть»

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com