Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Литва / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн, Евстафий

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн, Евстафий 

Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн, Евстафий    Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Альгирдаса (Ольгерда), который, приняв христианство, женился на православной Витебской княжне Марии Ярославне. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве православие.

    Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати - Нежило и Кумец, которым во Святом Крещении были даны имена Антоний и Иоанн. После смерти супруги Альгирдас под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам.

    Братья не изменили своей вере. Раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились они в неволе. Младший из братьев, Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Альгирдасу, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

    Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и Антония, назначив их видными сановниками при дворе.

    Однажды Антоний и Иоанн были приглашены к княжескому столу. Иоанн, хотя был постный день, из боязни не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя свою веру, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил Антония в темницу.

    Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн, сознав свой тяжкий грех, стал со слезами каяться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы он простил его грех и разрешил общение с ним. Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн стал искать удобного случая объявить себя христианином.

    Однажды, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Альгирдаса и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же начали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат, святой Антоний.

    С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Альгирдаса, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

    Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.

    Утром 14 апреля (27 апреля по новому стилю) 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

    Святой Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца.

    Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатные духовные плоды. Родственник святых братьев Круглец, также придворный князя Альгирдаса, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение с именем Евстафий. Он был молод, красив, выделялся мужеством и храбростью, но еще более умом и душевной добротой. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви.

    Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Альгирдаса, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином.

    Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Евстафий отказался. Тогда Альгирдас приказал бить юношу железными палками. Но святой Евстафий переносил эти мучения мужественно и молча, он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя.

    Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Альгирдас в бешенстве приказал раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: "Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворную на Небесах".

    Видя, что никакие мучения не могут заставить святого Евстафия отречся от христианства, Альгирдас осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители его едва поспевали за ним, изумляясь явному чуду.

    13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственники - святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу - облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна.

    После кончины свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, их мощи на протяжении столетий не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. Был период, когда мощи святых были сокрыты в склепе и хранились там более 150 лет. В 1826 году они были вновь освидетельствованы православными архиереями и открыты для всех желающих поклониться святым угодникам Божиим.

    В 1915 году, при наступлении немцев, в ходе 1-ой мировой войны, эти святыни были увезены в Москву. Там их застала революция и святые брятья, вернее, их мощи опять стали жертвами гонений на христианство. Мощи были "арестованы" и помещены в музей атеизма. И лишь в 1946 году вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. Дата их возвращения (перенесения) - 13 (26) июля с тех пор ежегодно отмечается в этом монастыре.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com