Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
КЁЛЬН

КЁЛЬН

Кёльн – один из самых древних городов Германии, постоянно оспаривающий свое старшинство с Триром. По данным археологических раскопок в районе Линденталя, 5000 лет наза древние кельты строили здесь укрепления.

В 38 году до Р.Х. на месте современного Кёльна был разбит военный лагерь Маркуса Агриппы – полководца римского императора Августа, а через несколько лет двум римским легионам было предписано постоянное пребывание в лагере, носившем название Ara Ubiorum по наименованию племени убиев, жившему здесь.
 
Агриппина-младшаяВ этом лагере, превратившемся через несколько лет в большую римскую колонию, в семье римского военачальника победителя Галлии Германика, и Агриппины, племянницы императора, родилась дочь – Агриппина-младшая, которая и считается матерью-основательницей города Кёльна. Став женой императора Клавдия и вместе с тем императрицей, она убедила мужа дать её родному городу официальный статус колонии, ставящий его в ранг имперских городов и вводящий римское право. В 50 году н. э. Убиорум получает этот статус и называется с тех пор Colonia Claudia Ara Agrippinensium (латинская Колония Клавдия алтаря Агриппины). Сокращённо город называли Колония Агриппина, а к средневековью осталось только «Колония», на местном простонародном наречии – Кёльн.
 
Нерон и АгриппинаНо не только этим вошла в историю Агриппина-младшая. Она стала матерью императора Нерона, одного из самых жестоких и безумных римских императоров. Именно при правлении Нерона христианами начали кормить львов в Амфитеатре Максимус. Именно Нерон осудил св. апостолов Петра и Павла на смертную казнь в Риме.

С 50 года город начал стремительно развиваться. В 85 году город становится столицей провинции Нижняя Германия – событие, предопределившее историческую судьбу Кёльна. В Колонии Агриппины появляются административные здания ( преториум – дворец наместника), храмы (напр. Юпитера), театр; из Рима переселяется управленческий аппарат, торговцы, жрецы, просто крестьяне, надеющиеся на благодатные почвы и менее высокие налоги. Позднее Кёльн становится центром стекольной промышленности, появляется монетный двор, за городскими стенами, которым будет суждено простоять ещё сотни лет, строятся роскошные виллы римской знати, удалившейся на покой в провинцию. В 310 году по указу императора Константина строится первый (и вплоть до XIX века единственный) мост через Рейн. К этому времени в Кёльне уже существуют общины христиан и иудеев.

Однако с конца IV века в Кёльне складывается неспокойная обстановка. Богатая колония становится жертвой набегов воинственных франков. В это время у Кёльна принимает мученическую смерть одна из его святых покровительниц Св. Урсула.

В 454 году франки окончательно завоёвывают Кёльн и окрестности в битве при Цюльпихе. Почти пятисотлетний римский период Кёльна этим заканчивается.

В 508 году, после более чем полувекового господства рипуарских франков Кёльн отходит к королевству меровингов. Таким образом, меровинги создали франкскую империю на обломках романской культуры. В 751 году последний король из семьи Меровингов был заточен в монастырь, и Пиппин из семейства Каролингов при поддержке Папы становится королем франкской империи.
 
Карл ВеликийСын Пиппина вошел в историю под именем Карл Великий. В 795 году Карл Великий провозглашает Кёльн архиепископством, а своего друга Хильдебольда первым архиепископом. Архиепископство кёльнское включало в себя территории северо-западной Германии и Нидерландов. Этот высокий статус обусловил начало строительства первого кёльнского собора на месте небольшой церкви. Выгодное положение на Рейне, важнейшей торговой артерии государства, наличие архиепископской кафедры способствовало бурному развитию экономики города.

В середине X века император Оттон I Великий пожаловал своему брату, архиепископу кёльнскому Бруно, титул герцога Лотарингского сделавшему очень много для религиозного возвышения Кёльна. В самом же Кёльне поселяется жена Оттона, императрица (византийская принцесса) Феофану (покоится в церкви св. Пантелеймона). К тому времени Кёльн уже начинает своё восхождение к одному из значительнейших городов средневековой Европы.

C XIII по XVI века Кёльн – крупнейший город немецких территорий Священной Римской Империи. Архиепископ кёльнский традиционно принадлежал к семи курфюрстам, обладающим правом выбора императора.

В 1584 году в Кёльне открывается официальное посольство Папы римского – к тому времени католическая церковь присвоила городу титул «святого города».

Сегодня Кёльн – город с населением более 1 млн. чел. – важнейший промышленный, культурный и духовный центр Германии.
 
Кёльнский собор и его святыни
 
Кёльнский соборПримерно к 1240 году практически все значительные церкви Кёльна были отстроены заново в романском стиле, и только собор по-прежнему сохранял очертания стиля эпохи поздних Каролингов.

В период римского господства, примерно в 50 году нашей эры, на холме в северо-восточной части Кёльна, где сейчас находится собор, в центре богатого купеческого квартала, стоял языческий храм, посвященный Меркурию – богу торговли. При первом, известном нам по имени, епископе города Матернусе, языческий храм был разрушен, и на его месте возведена христианская церковь и баптистерий. В IV веке во внутреннем дворе епископской церкви была сооружена часовня, в которой были похоронены некоторые члены семьи франкского короля Теудеберта Второго. Примерно в 800 году кайзер Карл Великий сделал Кёльн частью епископской области. В 818 году архиепископ Хильдебольд на месте разрушенного храма возвел новую церковь, взяв за образец раннехристианский собор святого Петра в Риме. Это была уже трёхнефная базилика с хорами и криптой.

В 870 году «старый собор» был освящён, а через сто лет он был расширен ещё на два нефа, став, таким образом, пятинефным.

В 1164 году император Фридрих Барбаросса совершил поход на Италию, в Милан, где захватил мощи трех волхвов, хранившиеся в одном из миланских монастырей. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора, получил от него мощи Святых волхвов в дар городу. Так император отблагодарил его за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода.

По преданию, мощи трех волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). «Когда, – сказано в книге Иоанна Хильдесхаймского, – перенесли мощи трех царей из Константинополя в Милан, то с помощью толкования даров, поднесенных Господу царями, были изобличены и опровергнуты все ереси и заблуждения. Ибо сии три дара знаменуют в едином лице Христа Божественное величие, царскую власть и человеческую смертную природу: ладан означает приношение жертвы, золото означает дань кесарю, смирна – помазание мертвых. И честные христиане всего мира веруют во Христа как в истинного Бога, истинного Царя, истинного Человека».

внутри собораСтроительство собора было начато в 1248 году, а завершено лишь через несколько столетий. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе. После того как в Кёльн были перемещены мощи трех святых волхвов, старый собор уже не мог вмещать толпы паломников со всего света, вследствие чего было принято решение о строительстве невиданного до тех пор пятинефного собора. И 15 августа 1248 года архиепископ Конрад фон Гохштаден в присутствии короля Вильгельма Голландского, папского легата и множества епископов в праздник Успения Богородицы, на этом же месте престол в престол заложил современный готический собор, и началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства – 600 лет...

реликвии Кёльнского собораКёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор, и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Богатые пожертвования обеспечивали на первых порах строительство собора – одного из самых величественных «долгостроев» средневековой Европы. В 1322 году была закончена восточная часть храма. Строительство продолжалось еще более двухсот лет, пока, в 1530 году, работы не были окончательно остановлены за отсутствием средств. В 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил камень. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки. Однако и после этого торжества строительство продолжалось: стеклили окна, клали полы, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. И временная реставрационная контора стоит на площадке возле собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня. Жители Кельна изготовили для волхвов самый ценный ковчег во всем христианском мире и, как будто этого было недостаточно, возвели над ним еще один реликварий, более величественный – этот изумительный готический собор, который, восстановившись после войны, сегодня открывается взорам посетителей во всей своей красоте. А Кельн благодаря волхвам стал со временем одним из наиболее важных мест паломничества христианского Запада.

В соборе хранятся бесценные сокровища, которым несть числа. Культ «реликвий», как в Германии обычно называют и мощи, и святыни, достиг наивысшего расцвета в XII и ХIII веках, когда в Европу в результате Крестовых походов попало большое количество христианских святынь. Начиная с XII века, к святым реликвиям Кёльна стали устремляться многочисленные паломники. В народе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих.

Рака Трех ВолхвовРака Трех Волхвов по праву считается одним из самых ценных реликвариев. В период с 1190-го по 1220 годы Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров того времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения мощей. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Деревянный корпус раки обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конек ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нем установлено более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части – апостолы. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне раки изображены сцены бичевания и распятия Христа. На середине передней стороны раки Богоматерь с Христом-младенцем – поклонение волхвов. Рядом с волхвами еще одна фигура – германского короля Отто IV, пожертвовавшего собору эту переднюю сторону раки. Сюжеты на раке не являются циклом сцен из жизни трех волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями – геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нем центральное место.

каменные скульптуры апостоловПомимо мощей трех волхвов архиепископ Райнальд Дассенский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Богоматери, глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Впоследствии примерно в 1290 году было создано дошедшее до нас изображение Богоматери, на которое было перенесено название «Миланской мадонны». «Миланская мадонна» считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Ее создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Ее фигура исполнена грации и достоинства. Многочисленные складки нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датирована XIX веком, ее оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура мадонны была расписана узорами по образцу модного в средние века итальянского шелка. Однако даже после того, как на смену «Миланской мадонны», пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери собора.

Наиболее ценные реликвии собора – звенья цепи, которой был скован св. апостол Петр в узилище, и его посох. В Риме, в церкви св. Петра в Винколи хранится цепь, которой, согласно легенде, был скован св. Петр. Три звена из этой цепи были привезены в дар кёльнскому архиепископу Бруно (953 - 965 гг.). При проведении церковных процессий архиепископ всегда нес их впереди процессии.

Кёльнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.

© Елена ЖОХОВА


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com