Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Германия / ГЕРМАНИЯ И РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ НИТИ / Янтарная комната. А. Попенсков

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
 
Одним из центральных событий празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга в мае 2003 года стало открытие воссозданной в Екатерининском дворце Царского Села знаменитой Янтарной комнаты. Почти четверть века ушло на воссоздание уникального шедевра, утерянного в тяжелые годы Второй мировой войны. Этот проект не только вернул миру «восьмое чудо света», как называют Янтарную комнату многие искусствоведы, но и стал одним из катализаторов оздоровления взаимоотношений между Германией и Россией, которые объединили свои силы и средства для осуществления этой задачи.
 
СИМВОЛ КОРОЛЕВСКОГО МОГУЩЕСТВА

В 1701 году бранденбургский курфюрст Фридрих I Гогенцоллерн получил из рук нуждавшегося в военной помощи императора Леопольда I корону Пруссии. С тех пор герцогство превратилось в королевство, а представители династии Гогенцоллернов стали независимыми монархами. Коронация проходила в Кенигсберге, где новоиспеченный король познакомился с работами тамошних мастеров янтарного дела. Взбалмошному правителю Пруссии пришла в голову мысль украсить Янтарным кабинетом свой загородный замок Шарлоттенхоф в Потсдаме и тем самым превзойти роскошь Версаля. Янтарь, который раньше не применялся в оформлении интерьера, за два года до этого архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер впервые использовал в отделке одной из комнат в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версии Шлютер считается автором и первоначального проекта Янтарного кабинета, несмотря на то, что ни в одном немецком архиве или музее так и не были найдены подлинные его эскизы и чертежи.

Изготовление янтарных панелей Фридрих I поручил придворному художнику и архитектору датского короля Готфриду Вольфраму. Замысел был поистине грандиозен и претенциозен одновременно. Общая площадь покрытия должна была составить около 70 квадратных метров. Работа предстояла гигантская, и в 1707 году к ней подключили мастеров из Данцига Эрнста Шахта и Готфрида Турау. С самого начала Фридриху пришлось столкнуться с многочисленными финансовыми проблемами - на закупку материала и оплату работ требовались астрономические суммы, но его это не смущало. К 1709 году были завершены девять панелей общей площадью 16 квадратных метров. Но это был несчастливый год для создателей чудесного кабинета: янтарные панно, которые были плохо закреплены, рухнули, и король в гневе приказал изгнать Андреаса Шлютера из страны. Панели же, несмотря на замысел короля, так и не попали в Шарлоттенхоф - по мнению некоторых исследователей, из-за того, что прусский правитель был очень суеверен и не решился испытывать судьбу.

Фридрих I умер в 1713 году, и вместе с его смертью ушли в небытие надежды довести до конца дорогостоящий проект. Новый король Фридрих Вильгельм I, осуждавший мотовство своего отца, прекратил работы над созданием Янтарного кабинета. В 1716 году в Габельберге, неподалеку от Берлина, он повстречался с русским императором Петром I, который с дипломатической миссией следовал в Париж. Два императора, оба исполинского роста, ценившие войну как одно из занятий, достойных настоящего правителя, быстро нашли общий язык. И в этом же году Петр Великий получает Янтарный кабинет в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз двух государств в Северной войне против Швеции. В ответ русский царь предоставил в распоряжение Фридриха 55 «длинных парней» - русских гренадеров, каждый из которых был ростом не менее двух метров, а также токарный станок и кубок собственной работы. С той поры Янтарная комната превратилась в символ добрососедских германо-российских отношений.

Однако Петр, как и Фридрих Вильгельм, больше заботился об отделке ружей, чем царских кабинетов. Тщательно рассмотрев в Петербурге полученные драгоценности, он был несколько разочарован и потерял к ним всякий интерес. Вероятной причиной этому могло служить то, что в отделке отсутствовало множество деталей, а в России того времени не было достойных резчиков по янтарю. Янтарный кабинет был отправлен в служебные покои Летнего дворца, где долгие годы лежал несобранным в подсобных помещениях, в так называемых «людских покоях».

Но и в незавершенном виде янтарные панели представляли собой шедевр ювелирного искусства. Это были мозаичные панно с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, барельефов, гербов, цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня разных оттенков - от лимонного цвета до рубинового.

Уникальность творения немецких мастеров заключалась еще и в том, что до них из этого ценного и дорогостоящего самоцвета делали в основном ювелирные украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, инкрустации мебели и облицовки.

ТРУДНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ГЕНИАЛЬНОГО МАСТЕРА

В «людских покоях» кабинет находился до 1743 года, пока у императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, не возникла идея украсить им покои нового Зимнего дворца. Под руководством придворного архитектора Елизаветы Франческо-Бартоломео Растрелли и лепных дел мастер Мартелли, имевший опыт работы с янтарем, монтируют панели в одном из залов дворца. После окончания монтажа и реставрации в 1746 году эти покои стали  местом для официальных приемов и аудиенций.

В июле 1755 года у Елизаветы возникла идея установить янтарные панели в парадном зале западной анфилады нового летнего дворца в Царском селе. Шесть дней под личным руководством начальника канцелярии императорского кабинета В.Фермора 76 дюжих гвардейцев на руках переносили разобранные янтарные панели из Петербурга в Екатерининский дворец. В своем первоначальном виде подарок прусского короля представлял отдельное панно площадью около 55 квадратных метров, покрытое мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков. Зал же в Царском Селе был в шесть раз большего размера, поэтому перед Растрелли встала очень непростая задача. Но гениальный мастер прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала и верхний ярус, расписанные под «янтарь».

Основной декор был дополнен четырьмя мозаичными картинами из агата и яшмы, сделанными во Флоренции, аллегорично изображавших пять способов восприятия человеком мира: «Обоняние и Осязание», «Зрение», «Вкус» и «Слух». Общая площадь нового зала составляла 96 квадратных метров. Таким образом, к 1770 году создание праздничного зала необыкновенной красоты было завершено, и прусский Янтарный кабинет превратился в знаменитую Янтарную комнату. В последующие Янтарная комната неоднократно реставрировалась. Последние серьезные восстановительные работы намечались на лето 1941 года. Однако начавшаяся война не только не позволила осуществить это намерение, но и привела к утрате уникального произведения искусства.

ПОХИЩЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ВЫКУПА

Военное лихолетье на долгие годы предопределило таинственную и драматическую судьбу этого мирового шедевра. С наступлением немецкой армии убранство Янтарной комнаты было подготовлено к эвакуации. Все панно заклеили папиросной бумагой и марлей в несколько слоев, ослабили крепежную арматуру, чтобы можно было быстро снять панели со стен. Но случилось непредвиденное: мужчины, работавшие в музее, ушли - все до единого! - на фронт, а женщинам демонтаж тяжелых деревянных оснований оказался не под силу, кроме того, янтарные плотины осыпались. Тогда было принято решение не демонтировать Янтарную комнату.

В начале сентября 1941 года последний отряд бойцов, оборонявших Пушкин, как тогда называлось Царское Село, отошел на Пулковские высоты. 17 сентября фашистские войска заняли город. Демонтажем занималось ведомство Розенберга. Семь солдат 557 строительного батальона вермахта за 36 часов сняли и тщательно пронумеровали панели. Затем упаковали все в 22 ящика, погрузили на автомобили и отправили на железнодорожную станцию Сиверская, а оттуда через Псков и Ригу - в Кенигсберг. В столице Восточной Пруссии Янтарная комната была заново собрана и выставлена на всеобщее обозрение в Королевском замке Кенигсберга. В секретном циркуляре Имперской канцелярии предписывалось «хранить Янтарную комнату таким образом, чтобы любое последующее правительство - наследник Рейха - могло использовать ее в качестве объекта переговоров». Можно сказать, что это было похищением с целью выкупа.

Когда взятие Кенигсберга Красной Армией казалось уже неизбежным, наместник Восточной Пруссии Эрик Кох получает 31 декабря 1944 личную директиву от Мартина Бормана о вывозе ценностей из осажденного города. 12 января 1945 года Янтарная комната была снова демонтирована и упакована в ящики, запаянные в цинк. По сообщению самого доктора Роде, «ящики разместили в северном крыле Кенигсбергского замка, и они сохранялись там до 5 апреля 1945 года». Однако именно с 12 января эвакуация оказалась невозможной: 9-го было прервано железнодорожное сообщение с Германией, через два дня Кенигсберг блокировали с суши и воздуха, а на следующий день - и с моря. После этой даты только крейсер «Эмден» смог сделать один удачный рейс, увозя в своих трюмах саркофаг фельдмаршала Гинденбурга, Танненбергские знамена, символизировавшие «победу германского оружия» в Первой мировой войне, а также часть награбленного в Киеве имущества Эрика Коха. Знаменитый корабль «Вильгельм Густлофф», вышедший в море 30 января, был потоплен советской подлодкой, которой командовал Александр Маринеску, но позже в его трюмах водолазы не обнаружили никаких следов Янтарной комнаты. 9 апреля 1945 года Кенигсберг пал. Именно в этот период, с 12 января по 9 апреля, и теряются следы уникального шедевра.

Основываясь на показаниях Альфреда Роде, государственная комиссия СССР, которую возглавлял старший научный сотрудник Государственного исторического музея профессор А.Я. Брюсов, пришла к выводу, что Янтарная комната сгорела в «Орденском зале» Королевского замка во время английской бомбардировки. Однако такое заключение не может удовлетворить оптимистов, которые не хотят смириться с мыслью, что восьмое чудо света, на создание которого потребовалось столько сил и средств, утеряно безвозвратно.

ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ГДЕ УГОДНО

Кажется, что не осталось такого уголка, где бы ни искали Янтарную комнату: Восточная Пруссия, Прибалтика, Германия, Австрия, Швейцария, Чехия и даже Южная Америка. Идея найти утраченные сокровища бередила умы таких мэтров детективного жанра, как Жорж Сименон и Юлиан Семенов. Пристальное внимание к загадке исчезновения Янтарной комнаты подтолкнуло советское правительство к пересмотру официальной версии. В 1967 году была создана государственная комиссия по розыску шедевра. После многолетних и бесплодных поисков она была в 1984 году упразднена. Однако следует заметить, что подобные поиски приносят свои плоды, пусть и неожиданные. Так, в 1977 году в шахте под Фольприхаузеном была обнаружена всемирно известная янтарная коллекция из Альбертинского монастыря в Кенигсберге.

Существует несколько версий местонахождения Янтарной комнаты. Наибольшей популярностью пользуется предположение, что она спрятана в тайнике на территории нынешней Калининградской области. Разветвленная сеть подземелий и катакомб протяженностью в десятки километров связывает друг с другом разные уголки Кенигсберга. Не там ли схоронили сокровища? Каждый калининградец имеет собственную версию о месте тайника: то ли это не до конца исследованные подвалы Королевского замка, который был снесен в 1969 году, то ли система коммуникаций пятого форта, в лабиринтах которой погиб не один искатель кладов, или же канализационная шахта около бывшей школы СС, люк которой почему-то замостили булыжником.

В 1991 году немецкий журнал «Шпигель» на собственные средства организовал археологическую экспедицию по обследованию руин замка Лохштедт, расположенного недалеко от побережья. А в прошлом году он в течение месяца финансировал раскопки в подвалах Королевского замка. В результате было найдено несколько предметов из музея «Пруссия». К тому же поиски позволили уточнить границы замка, подвалы которого планируется объявить памятником культуры и сделать туристической достопримечательностью Калининграда.

Согласно второй версии Янтарную комнату следует искать где-то на территории восточноевропейских государств. С завидной периодичностью пресса сообщает о вспыхивающей то тут, то там «янтарной лихорадке». Одним из первых приверженцев этой версии был немецкий искусствовед Иоханн Георг Штайн. Основываясь на служебной переписке Альфреда Роде, он пришел к выводу, что Янтарная комната в апреле 1945 года была вывезена из Кенигсберга обергруппенфюрером СС Каммлером в направлении города Хельмштедт и спрятана в соляной шахте Греслебен. В 80-х годах прошел слух, что подъемом и вывозом сокрытых в шахте сокровищ руководят англичане. Смерть Штайна при загадочных обстоятельствах еще больше подогрела интерес к этой версии. Однако пока не найдено ни одного свидетельства, подтверждающего присутствие Янтарной комнаты близ Гамбурга.

Недавно члены Варшавского общества искателей сокровищ приступили к раскопкам на территории старинного замка в Пасленау, который находится в 100 километрах от Калининграда. Основанием к началу работ послужила кем-то выдвинутая гипотеза, заключающаяся в том, что в конце 60-х годов на деньги немецкого предпринимателя все ходы в подвалы замка были забетонированы. А в прошлом году в заброшенной штольне на склоне горы Святой Елены в Северной Чехии немецкий кладоискатель Гельмут Гензель и его американский коллега Грэм Смит рядом с очищенным проходом шахты обнаружили коридор, ведущий к подземному озеру. Рядом с озером были найдены остатки тележек и лестниц, которые свидетельствуют о том, что там велись работы многим позже, чем во времена, когда в горе добывали руду. Благодаря архивам было установлено, что в шахте работали французские и русские пленные. Впрочем, даже если пропавшее сокровище найти не удастся, старания кладоискателей не пропадут даром. Местные власти задумали создать в расчищенной штольне музей истории горнодобычи.

Существует и совсем уж необычная версия, согласно которой перед войной по приказанию Сталина была изготовлена копия Янтарной комнаты - мол, она собственно и была похищена фашистами. А подлинник был вывезен в Москву вместе со всеми эвакуированными экспонатами Царского Села, где он скрывается до сих пор. Но пока суть да дело, не очень надеясь на успешное завершение поисков, реставраторы Царского Села принялись собственными силами восстанавливать национальное достояние страны.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА

10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял постановление о воссоздании Янтарной комнаты, и с этой целью в 1981 году была организована «Царскосельская янтарная мастерская». Эта работа не имеет аналогов в мировой практике. К моменту исчезновения комната представлял собой очень сложный организм, отдельные части которого различались по времени создания, стилю и технике. На основе 86 черно-белых фотографий, сделанных начиная с 1859 года, одной цветной, относящейся к 1918 году, акварельного рисунка от 1850 года и предметов художественной коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в Новосибирск, коллективу мастеров предстоит восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков.

Избранный реставраторами сложный и долгий путь научной реконструкции произведения позволил максимально достоверно воспроизвести его художественный облик. Самое убедительное доказательство тому было получено в 1997 году, когда полиция Потсдама обнаружила одну из подлинных мозаик Янтарной комнаты «Обоняние и Осязание», и специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались почти неразличимы. Реставрационная практика не знает более объективного способа проверки профессионального мастерства.

На церемонии передачи флорентийской мозаики и обнаруженного там же, в Германии, одного из двух комодов, дополнявших убранство комнаты, присутствовали Президент России и министры культуры двух стран. Накануне Михаил Швыдкой передал своему германскому коллеге Михаэлю Науманну свидетельство на право вывоза из страны 101 предмета графики, которые некогда входили в собрание Бременской кунсткамеры. Это стало одним из первых значительных шагов по решению проблемы возвращения истинным владельцам перемещенных ценностей, вывезенных в годы Второй мировой войны. Таким образом, пусть даже и утраченная, Янтарная комната способствует оздоровлению российско-германских взаимоотношений и избавлению от негативных стереотипов восприятия друг друга, сложившихся за годы мировой и холодной войн.

Воссоздание Янтарной комнаты, по сути, стало символом процесса культурной и духовной интеграции России и Германии. Президент России Владимир Путин лично поблагодарил немецкий концерн Ruhrgas АG, который в 1999 году предоставил безвозмездную помощь на завершение работ в размере 3,5 миллиона долларов. Кроме того, в Бабельсберге, на юго-западной окраине Берлина, на средства того же концерна была создана виртуальная версия Янтарной комнаты: в помещении с помощью голографии появляется идентичная оригиналу копия интерьеров комнаты, и у зрителя возникает полная иллюзия того, что он на самом деле присутствует в знаменитом зале Екатерининского дворца. Как заметил член правления концерна Ruhrgas АG Ахим Миддельшульте, открытие Янтарной комнаты в 2003 году станет «символом добрососедских отношений двух государств, проявленных три столетия назад». И, можно добавить, получивших в последние годы новое дыхание.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

 Русское название янтаря происходит от литовского слова «гинтарас», что дословно значит «защита от болезней». В Древней Руси зажиточные люди надевали на нянек и кормилиц нити, унизанные янтарем, чтобы защитить своего ребенка от сглаза. В Германии вплоть до Второй мировой войны маленьким детям на шею повязывали янтарные бусики, чтобы у них безболезненно росли крепкие и здоровые зубы. Считается также, что янтарь дает своему владельцу импульс творчества, укрепляет физические силы, веру, поддерживает оптимизм и бодрость. Может быть, и Янтарная комната окажется панацеей от всех проблем, которые не были решены в прошлом или встанут в будущем, во взаимоотношениях между Германией и Россией.

 Самый древний амулет из янтаря найден на охотничьей стоянке в Верхних Пиренеях. Его возраст оценивается в 9000 лет.

 Самую древнюю мастерскую по производству изделий из янтаря обнаружили в Латвии севернее Лиепаи. Ее существование относится к концу неолита - началу бронзового века (3-2 тыс. до н.э.).

 Первое упоминание в литературе о янтаре встречается в гомеровской «Одиссее» (VII в. до н.э.): «горючая затвердевшая ископаемая смола».

 Первым указал на органическое происхождение янтаря Плиний Старший (24-79 гг.): «Доказательством того, что янтарь образовался из выделений сосны, служит запах соснового дерева, возникающий при горении янтаря».

В Древнем Египте янтарь использовался в технологии мумифицирования. В Древней Греции им лечили практически от всех недугов: от малярии, простуды, желтухи, бесплодия, отравлений, опухолей, глазных и детских болезней.

 В средние века на первое место вышли свойства янтаря как оберега. Бируни в своей «Минералогии» писал: «Причиной пристрастия к янтарю является то, что он отвращает вред от дурного глаза».

 В армянском медицинском трактате от 1492 года впервые описано, как из янтаря получить янтарную кислоту, которая до сих пор активно используется в медицинских целях. «Янтарной кислотой нельзя пренебрегать, несмотря на ее небольшие количества», - писал в 1858 году французский микробиолог Луи Пастер. В 1886 году немецкий бактериолог Роберт Кох исследовал на себе действие янтарной кислоты.

 Сейчас известно, что янтарь препятствует гемолизу (разрушению эритроцитов) и свертыванию крови. Самый высокий эффект янтарь дает при мастопатии, кистах и бесплодии.
 
Александр ПОПЕНСКОВ
По материалам  Федерального аналитического журнала «СЕНАТОР» издательского дома «ИНТЕРПРЕССА»

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com