Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Франция / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святые / Мать Мария (Скобцова) (1891-1945) / В поисках последней вышивки матери Марии (Скобцовой). Елена Аржаковская-Клепинина

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
В поисках последней вышивки матери Марии (Скобцовой)

    Знаменитая монахиня-мученица мать Мария Скобцова за несколько недель до гибели в немецком концлагере Равенсбрюк в 1945 г. стала вышивать очень необычную икону - Божию Матерь, обнимающую Младенца Христа, уже распятого на кресте. Она и раньше делала вышивки, которые обменивала на хлеб или дарила. Теперь же, как ни просили соузницы у матушки эту икону, когда она будет закончена, она никому не хотела ее отдавать. "Вернемся в Париж, - говорила она, - я ее даром отдам, подарю, но не здесь. Если я успею ее закончить, она мне поможет выйти живой отсюда, а не успею - значит, умру". Она не успела ее закончить, вспоминает ее подруга Е.А.Новикова, так как вскоре занемогла и лежала неподвижно целыми днями.

    А 30 марта 1945 г. мать Мария была "отобрана" и увезена в газовую камеру, где и погибла. Как известно, палачи отбирали у своих жертв всё, с матери Марии сорвали очки - в газовую камеру несчастные вступали голыми.

    В первых числах апреля лагерь был освобожден советской армией. Что же стало с вышивкой? Неужели и она пропала бесследно? А что, если мать Мария все-таки успела ее кому-то вручить?

    Хочется вкратце рассказать об истории ее возникновения и о ее дальнейшей судьбе.

    В 1931 г., за год до пострига, будущая мать Мария во время очередной миссионерской поездки по русскому рассеянию Франции посетила Тулузу и зашла в Католический институт, где строилась церковь. Ее внимание привлекла огромная - 90 кв. метров - фреска художника Марселя Ленуара, о которой ве-лись горячие споры. Она изображает "Божию Матерь во славе".

    Что же смутило жителей Тулузы, большая часть которых позировала Ленуару? Пресвятая Дева держит в руках не сидящего Младенца, а распластанно-го, с простертыми ручонками, не благословляющими, а с открытыми ладонями. За телом Младенца, исполненным в очень бледных, мертвых тонах, еле-еле на-чертана вертикальная перекладина креста.

    Фреска настолько заинтересовала мать Марию, что она тотчас написала стихотворение-памятку "Марсель Ленуар", чтобы одновременно запомнить ее композицию и богословски осмыслить ее замысел.

        Дева-Мария сидит в высоком кресле,

        У нее в руках распластан Тот,
        Тень Кого, как крестный символ зыбкий.
        ………………………………………
        Что теперь апостолам родней?
        Твой ли крест иль меч двоякоострый?

    Итак, в 1931 г. происходит интересная встреча между французским худож-ником, ищущим нового выражения Боговоплощения, связанного с идеей "Агнца, закланного до сотворения мира", и русской художницей и поэтессой, для которой так знаменателен тот факт, что Дева Мария, говоря Архангелу Гавриилу свое fiat, одновременно принимает радость материнства и горе "двоякоострого меча". Она знает, что младенец принесет себя в жертву.

    Проходят 14 лет, и мать Мария повторяет графически и жизненно тот же fiat: Божья Матерь обнимает само страдание во искупление грехов, раба Божья Мария отдает свою жизнь за гонимый народ Израиля, совершая предельно-жертвенное "Подражание Божией Матери".
 
    Но вернемся к вышивке. К счастью, мы знаем, как она выглядит. Спасшаяся Новикова описала ее, и художница С.А.Раевская-Оцуп под руководством сестры Иоанны Рейтлингер, хорошо знавшей стиль икон матери Марии, написала икону по мотивам вышивки.
 

    Эта икона сегодня находится в монастыре Знаменской иконы Божией Мате-ри в Марсена, в горах Центрального Массива. Монахини этого прекрасного скита чтут ее как святыню. Им удалось отреставрировать и другие вышивки и иконы матери Марии.

    А что если настоящая вышивка еще существует и кто-нибудь ее сохранил, даже не подозревая о ее духовной ценности? Ведь это не просто вышитый, пусть даже не оконченный, кусок материала, а святыня, окрашенная кровью мученицы.

    Кто знает, может быть, кто-нибудь в Польше, в Германии, в России видел столь необычную икону и откликнется. И тогда она будет возложена на аналой, где мы сможем к ней приложиться.

Елена Аржаковская-Клепинина
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com