Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Франция / ФРАНЦИЯ И РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ НИТИ / Русский Париж в прекрасном уголке Германии. Александра Турган

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
РУССКИЙ ПАРИЖ В ПРЕКРАСНОМ УГОЛКЕ ГЕРМАНИИ
 
     На месте слияния Рейна и Мозеля расположен древний город Кобленц. В сентябре этого года Музей Людвига в Кобленце гостеприимно распахнул двери перед "русскими французами". Здесь открылась выставка "Место встречи - Париж", посвященная русским художникам первой трети XX века, волею судеб связавшим свою жизнь с Францией.
 
     Директор Музея Людвига в Кобленце Беата Райфеншайд - человек молодой и рискованный. Она не побоялась организовать столь масштабную акцию, чтобы познакомить немецкого зрителя с затерянной на долгие годы русско-парижской Атлантидой. На выставке в Германии представлены и именитые, и малоизвестные художники - от Бенуа до Шаршуна и более поздних: Полякова, Досталя, Сержа Ланского, родившихся в Париже.
 
     Экспонаты из частных русских собраний Путниковых, Красновых, Еремина, Васильева, Царенкова, Курниковой соседствуют с произведениями из коллекций русских парижан. Представлены шедевры из Центра Помпиду, музея Дармштадта, Национального музея Украины.
 
     В Кобленце Третьяковская галерея устроила ретроспективный показ великих сценографов периода дягилевских антреприз. Большинство работ поступило в фонды музея недавно. Среди них - ранние вещи Зинаиды Серебряковой, афиши Сергея Судейкина, акварели, подаренные Робертом Фальком Михаилу Ларионову. Экспонируются шедевры мирового класса, например, четырехметровый плакат Бакста к "Страданиям Святого Себастьяна". Таких всего два в мире - в Третьяковке и в частной коллекции в Нью-Йорке.
 
     Организаторам выставки удалось воссоздать удивительный ландшафт русского Парижа - от сезанизма до лирической абстракции, - вобравший в себя неугомонный дух поиска самого свободного города мира.
 
    Так что же происходило в Париже в те далекие годы? К началу ХХ века столица Франции отбирает пальму первенства у Мюнхена и Берлина, куда издавна устремлялись российские художники для постановки грамотного рисунка и занятия скульптурой. (Преподаванием этих дисциплин не так сильны были российские академии.) К тому же меланхолический дух германской философии и поэзии, которыми увлекались наши соотечественники, уже перестал соответствовать настроениям, назревающим в обществе, накануне глубоких перемен. Информация о революции в цвете, произведенной французскими импрессионистами, была в те годы крайне скудна - хотелось увидеть все это самим. После событий 1905 года со всех концов царской России потянулись в Париж талантливые молодые девушки и юноши. Добирались и устраивались, как могли. Татлин, например, подрабатывал игрой на бандуре на городских улицах.
 
     В годы, предшествующие Октябрьской революции, в Париже возникали различные салоны, группировки, издававшие свои журналы, вокруг которых объединялись художники. Академия Васильевой, ученицы Матисса, сделала много для спасения талантливых соотечественников в годы Первой мировой войны. Эта война внесла страшный раскол и смятение в умы русской эмиграции. Некоторые художники возвращались на родину, а затем, не прижившись в большевистской России, приезжали обратно в Париж.
 
     О судьбах эмигрантов, об истории коллекционирования их произведений много говорилось на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, и в интервью ее участников и организаторов.
 
     "Русская культура, которая могла бы процветать в России, - сказал известный коллекционер граф Никита Лобанов-Ростовский, - очутилась после печально известных событий в изгнании. Париж, с его абсолютной политической свободой и свободой нравов, собрал у себя в те годы весь цвет и весь талант живописного мира ХХ века. И вот в этой прекрасной "каше" русские художники творили свои шедевры. Некоторые из них оказались в тупике, как Бенуа. Он продолжал писать так же, как раньше - не меняя манеры, а вот Гончарова и Ларионов непрестанно развивались.
 
     К счастью для наших художников, несколько коллекционеров, проживающих в Париже или посещающих его временами, начали собирать их картины. Россия же о них попросту забыла. Французы еще в 10-е годы с удовольствием покупали Леона Бакста - он был очень успешен и оказал огромное воздействие на парижскую моду, на стилистику ювелирного искусства. А Соня Делоне повлияла на автомобильный дизайн. Но все это было забыто во время войны. Новый серьезный пласт коллекционеров появился лишь в 50-х годах, когда молодые русские в Европе и Америке начали зарабатывать серьезные деньги.
 
     Я приехал в Париж только в 1953 году. (В 1948 году членов семьи Лобановых-Ростовских посадили в тюрьму в Болгарии, где они жили в эмиграции. Отца расстреляли, так как он отказался подчиниться сталинской насильной репатриации эмигрантов в Россию. Позже по фальшивым французским дипломатическим паспортам, которые удалось достать одному из родственников, Лобановы-Ростовские смогли выехать во Францию. - А. Т.) Ларионов продавал свои работы по два доллара. Вы не поверите, но у меня тогда и двух долларов не было. Я ходил по мастерским и только смотрел. Но иногда художники дарили мне свои работы. Те, кто в те годы понимал подлинное значение современных произведений, денег не имели. Но не забывайте и о ценах того времени. В 50-х годах чернильный рисунок Рембрандта стоил всего тысячу долларов. Сегодня их вообще нет в частных руках - все ушло в музеи. Феноменальную коллекцию русских парижан удалось собрать Рене Гера. Она должна когда-то попасть в Россию. Но я пока не вижу никого, кто бы смог это осуществить".
 
     Заместитель директора Третьяковской галереи Л. И. Иовлева объясняла долгие годы замалчивания темы русского Парижа так: "Увлеченность русским авангардом, долгие годы пребывавшим под запретом в СССР, стала после перестройки главенствующей темой для искусствоведов и надолго задвинула в тень интерес к парижскому этапу русского искусства. Но сегодня ситуация изменилась, и тема русского Парижа (до Первой мировой войны и после нее) становится самой актуальной. Недавно музей Монмартра показал на эту тему выставку. Русский музей сделал большой проект "Русский Париж", в Эрмитаже экспонировались работы Николя Досталя. Эта тема в полном объеме нашим музеем никогда не поднималась, но за прошедший сезон уже была проведена целая серия выставок французских русских периода Монмартра, Монпарнаса и дягилевских антреприз. Прошли выставки, посвященные русским амазонкам (Экстер, Попова, Удальцова, Гончарова), и художников хотя и не первого ряда в Париже, но очень интересных: Баранова-Рассине, Тархова. Готовится выставка талантливой художницы Маревны (М. Воробьевой-Стебельской). Но только в Кобленце нам удалось в полном объеме показать этот удивительный срез нашей культуры".
 
     Хотя устроители выставки признаются, что организация проекта шла очень трудно, остается только позавидовать немецкому зрителю, который может столь подробно ознакомиться с одной из прекраснейших страниц отечественного изобразительного искусства.
 
     Русский арт-мираж творился на берегах Сены талантливыми и необыкновенно мужественными людьми, на долгие и мучительные годы оторванными от родины. Созданные ими полотна после полного и оскорбительного забвения наконец начали обретать истинное признание, одаряя нас своей печальной красотой и удивляя романтической преданностью своей стране.
Александра Турган,
специально для "РП"
Кобленц - Берлин
 
По материалам сайта "Русский предприниматель"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com