Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Финляндия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Православный Гельсингфорс в начале XIX столетия.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Церковь Святой Троицы - первый Православный храм. 2. Убранство храма усердием благочестивого православного общества. 3. Колокольный звон и колокола храма. 4. Духовенство и хор храма. 5. Прихожанами были не только жители Гельсингфорса. 6. Свято-Троицкая церковь представляется выдающимся зданием. 7. Посещение Троицкой церкви царями Российской империи.

Православный Гельсингфорс в начале XIX столетия
 
     По указу Императора Александра I столицей Великого княжества Финляндского стал в 1812 году город Гельсингфорс. В том же году был высочайше утвержден генеральный план реконструкции города, пострадавшего от сильного пожара в 1808 году. 1820-е годы в городском центре стал формироваться стильный ансамбль ампирной архитектуры, создателем которого был знаменитый архитектор Карл Людвиг Энгель (1778-1840). Так как план реконструкции центра предусматривал постройку православного храма, его проект был поручен Энгелю.

     В 1820-е годы Гельсингфорс был еще маленьким провинциальным городком с немощёными улицами, освещёнными в тёмное время тусклым светом фонарей с сальными свечами у ворот каждого дома. Нынешний центр города еще не был застроен. Глуский залив (Клуувинлахти), по которому в летнее время катались на лодках, а зимой на коньках, доходил тогда до пересечения Александровской (Алексантеринкату) и Михайловской (Миконкату) улиц.

     После присоединения Финляндии к России в 1809 году, русское гражданское население в Гельсингфорсе стало быстро расти и в двадцать лет увеличилось до 200 человек, что составляло примерно 3% от общего числа жителей. До постройки Троицкой церкви православные обращалось к священнику полковой церкви Петровского пехотного полка или ходили в маленькую церковь Гельсингфорсcкого военного госпиталя в Тёлё, которая была рассчитана только на больных и едва вмещала 50 человек. (Некоторые церкви военного ведомства могли одновременно являться и приходскими, поэтому духовенству этих церквей давалось право выполнять требы гражданского населения.) Была еще церковь в казармах Свеаборгской крепости, но тоже очень маленькая и, кроме того, туда следовало плыть морем. (Здания русского госпиталя напротив Троицкой церкви, где впоследствии размещалась Скорбященская госпитальная церковь, еще не было.) Когда Петровский полк заменили 45-ым Егерским Вильманстрадским полком, то обветшалое здание церкви не обновляли. Церковь закрыли, а иконостас и всё имущество вывезли в Николайштадт (Вааса), где вовсе не было церкви, и где её устроили во имя свт. Николая Чудотворца. Насколько церковь была нужна в Гельсингфорсе, видно из того, что в 1826 году, в день тезоименитства Государя в декабре, литургия в Гельсингфорсе не совершалась, за отсутствием священника. Таким образом, свой храм стал крайней необходимостью и на возведение православного храма в Гельс стали искать деньги.

     В 1814 году, по докладу генерал-губернатора графа М.И.Сперанского, состоялось Высочайшее повеление отчислять 15% с пошлины на привозимую в Финляндию соль для построения двух церквей: сперва - лютеранской, потом - православной. На лютеранскую требовалось 900 тыс.руб., а к 1825 году поступила едва треть. На кирку, следовательно, пришлось бы собирать деньги ещё в течение целых 20 лет и только после этого можно было бы приступить к сбору на православный храм. Стремясь ускорить получение нужной суммы, православные города обратились к генерал-губернатору графу А. А. Закревскому с письмом следующего содержания:

"Нижеподписавшиеся, сыны православной грекороссийской церкви, постоянно и временно живущие в Финляндском городе Гельсингфорсе, ощущают прискорбие, не имея здесь особо устроенного для своего вероисповеданния молитвеннаго храма; ибо хотя состоят в сем городе две церкви: одна в военной госпитали, другая в петровском пехотном полку; но первая весьма мала и удалена от города на 3 версты; другая занимает также тесные покои, не вмещающие всех на славословие Божие приходящих. В прочем если нижеподписавшиеся ведают, что по высочайше конфирмованному для Гельсингфорса плану, назначена быть здесь грекороссийской церкве величественной архитектуры; то известно им также, что к построению ея предложено приступить не прежде, как когда исчисленная на сию потребность знатная сумма приобретена будет определенными на то легкими способами. Почему не уповая, чтоб предприятие сие вскоре могло совершиться, иначе подписавшиеся, движемые чувством христианского благочестия, изъявляют искреннейшее желание соорудить в Гельсингфорсе пристойное здание для помещения храма Божия на месте, назначенном от гельсингфорсского строительнаго Комитета и по плану, составленному архитектором онаго. Итак, если на сие воспоследует всемилостивейшее Его Императорскаго Величества соизволение, то каждый из нижеподписавшихся предлагает на таковое богоугодное дело свое приношение, собственноручно в сей подписке им означаемое, обязываясь при том избрать из среды себя Попечителя о скорейшем устроении храма и постоянно подкреплять сие доброе предприятие.

30 апреля 1824 года."

     В своей петиции они сообщили, что готовы понести расходы до 10 тыс.руб. На листе подписалось 27 человек, среди которых Егор Ушаков, Феодор Киселёв, Николай Користелев, Николай Синебрюхов и Пётр Васильев, дали обязательство пожертвовать по 1500 руб., а Иван Грачёв и Трофим Дулдин по 500 руб. Генерал-губернатор не заставил себя долго ждать: он сейчас же принялся за дело и вскоре по его представлению состоялась определение Св. Синода о постройке в Гельсингфорсе каменной церкви во имя Святой Троицы. Одна часть нужных 40 тыс.руб. была выдана из казны, другая собрана среди православных горожан.

Церковь Святой Троицы - первый православный храм.

     Место для храма было выбрано удачно. Унионская улица (Унионкату) была только что проложена, окрестность не застроена. (Название "Унионская" было дано самим Императором Александром I в память Фредриксгамского мирного договора, заключённого в 1809 году.) Отведённое место было между уже существующей Мирной (Рауханкату) и только намеченной к прокладке Церковной (Кирккокату) улицами. Оно занимало по фронту на Унионскую улицу 50 м и столько же в глубину.

     Проект Энгеля Св. Синод одобрил 5 августа 1824 года, и в том же году он был Высочайше утверждён. На месте постройки стояло много деревянных домишек, в которых ютилась беднота. Граф Закревский велел Строительному Комитету немедленно снести лачужки. Комитет просил об отсрочке до весны, так как обитатели лачужек остались бы без крова. Граф Закревский согласился, но это затянуло постройку на полгода. Подряд на постройку храма принял на себя коммерции советник Егор Ушаков, который также обеспечил строительство гранитным камнем со своей каменоломни на острове Уттер (Саукко) и кирпичём со своего кирпичного завода в Сёрнэсе (Сёрнайнен). В помошники себе Ушаков взял Николая Коростелева, известного в городе многими крупными подрядами (здания Сената и Университета, лютеранского Николаевского собора ). Оба они были родом из Красного села. 28 апреля 1825 года после молебтвия, совершённого Свеаборгским протоиереем о. Иоанном Киприановым в сослужении с находившимися тогда в городе священниками 45-го Егерского Вильманстрандского пехотного полка о. Саввой Андруцким и о. Петром Хмельницким, генерал-губернатор Закревский положил первый камень в фундамент будущего храма на 400 человек площадью 405 кв.м. Первым церковным старостой построенного храма стал Егор Ушаков.

     Торжество освящения состоялось 14 августа 1827 года. Св. Синод для освящения новопостроенного храма назначил викария Санкт-Петербургской епархии, епископа Ревельского Никанора (Клементьевского), впоследствии Метрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Епископ прибыл в Гельсингфорс с большой свитой. Его сопровождали из Петербурга архимандрит Иасоп, иеродиакон Евангел, один белый диакон и несколько хористов. Из духовенства Финляндии прибыли: Выборгский протоиерей Феодор Логиневский, один ключарь и один диакон тамошнего собора, из Фредрикгамской Петропавловской церкви - диакон Константин Владимирович и священник 45-го Егерского Вильманстрандского полка о. Петр Хмельницкий из Ловизы. Прибытие в Гельсингфорс епископа Никанора явилось большим событием, так как тогда Гельсингфорс впервые увидел православного епископа: епископ Никанор был первый из православных архиереев, посетивший не только Гельсингфорс, но и Новую Финляндию. Граф Закревский в собственноручном письме митрополиту Санкт-Петербургскому Серафиму (Глаголевскому) сообщал: "освящение произошло при великом стечении народа, и Преосвященнаго Никанора не только прихожане, коих он пленил своим обращением и прочуственным словом, но и лютеране всюду и уважительно сопровождали". Постройка каменного храма в Гельсингфорсе и торжества его освящения вызвали внимание и в коренной России: газета "Северная пчела" (№102 за 25 августа 1827 года) посвятила теме полстраницы.

     На небольшом деревянном кресте на жертвеннике была начертана надпись: "заложен храм 28 апреля 1825 года по ходатайству Его Высокопревосходительства Финляндскаго генерал-губернатора, господина генерал-адъютанта и кавалера Арсения Андреевича Закревского, и по усердию и тщению Греко-Российского общества. Освятися храм сей во имя Святыя Живоначальныя Троицы Его Преосвященством Никанором, епископом Ревельским викарием Санкт-Петербургским, 14 августа 1827 года". Крест был сделан из кипарисового дерева, высотою около 20 см и, как гласила на нём надпись, сделан из древа животворящего креста Господня в Иерусалиме, и являлся даром церкви адмирала и кавалера Петра Андреевича Ушакова. Крест этот был отвезён в 1912 году в Управление окружного воинского начальника в г. Бьернеборге (Пори), где задумали устроить часовню. Крест был отправлен вместе с некоторыми другими предметами: паникадилом, лампадой, Евангелием, аналоем и иконой Св. Сергия и Германа из Троицкой церкви тогдашним церковным старостой Александром Матросовым. Дальнейшая история креста неизвестна.

Убранство храма усердием благочестивого православного общества.

     Первоначальная обстановка храма была довольно разнообразна по своему составу и характеру: в основу положены были вещи, поступившие из церкви Давидовской крепости, упразднённой после войны 1808-1809 годов. К освящению храма из Давидовской церкви привезён был иконостас, евангелия, кресты, книги, облачения и др. Генерал-губернатор Закревский прислал образ Христа Спасителя в богатой серебряной ризе (позднейшая судьба не известна). Престол и жертвенник, устроены были из дубового дерева в 1826 году "тщанием финляндского генерал-губернатора Закревского и усердием Гельсингфорсскаго православнаго общества". Часть утвари приобретена была на собранные для постройки храма средства, а часть, преимущественно иконы, была пожертвована отдельными лицами местного православного общества и чинами бывшего Петровского пехотного полка.

     Нынешний белый иконостас в ампирном стиле, украшенный коринфскими полуколоннами и позолотой, был сделан 1832 году в Петербурге на средства Николая и Павла Синебрюховых, владельцев пивоваренного завода в Гельсингфорсе. Новый иконостас был освящён 10 декабря, старый же по указу благочинного следовало "по надлежащей разборке убрать для хранения в приличном и безопасном месте". Иконы иконостаса написаны на полотне неизвестным художником в Санкт-Петербурге. Запрестольный крест, купленный в самом начале, заменён в 1857 новым, приобретённым на средства купца И. Стребулаева. Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин, сосланный в Финляндию за участие в восстании декабристов и женившийся здесь на Эмилии Шернваль, сестре фрейлины Авроры Карамзиной, известной в Финляндии своей благотворительностью, подарил в 1830 году церкви два посеребрённых бронзовых паникадила с двенадцатью свечами каждое в память бракосочетания.

     Из старинных икон в церкви заслуживает внимания образ прп. Давида Солунского, висящий на правой стене храма. Это икона из одноимённой церкви Давидовской крепости, лежавшей на границе русской Старой Финляндии. (Св. Давид был покровителем крепости, так как Императрица Екатерина II дала повеление о постройке укрепления 12 декабря в день Св. Давида, почему и крепость стали называть Давидовской.) Выдержка из описи Свято-Троицкой церкви: "Икона Св. Преподобного Давида в сплошном серебряном 84 п. окладе с позолоченным венчиком - размер иконы: продольной величины - без киота, 78 сантиметров и ширины 60 сантиметров, сия икона сооружена в 1789 году - Семёновскаго полка Давидовской крепости в Финляндии Священно Иереем Григорием." Икона написана во время русско-шведской войны, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись.

     В храме стоят четыре богатых киота с образами Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Смоленской Божией Матери, Тихвинской Божией Матери и Сретения Господня. Все четыре иконы в тяжёлых серебряных ризах и стоячих киотах из красного дерева с позолоченными украшениями. Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) в киоте, представляющем спинку левого клироса, сооружена трудами церковного старосты Воробьёва в память спасения Царской семьи от гибели 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках. Об этом повествует металлическая дощечка, прикреплённая к киоту: "Святая икона сия сооружена в благовейную память чуднаго спасения в Бозе почившаго царя Императора Александра III-го и всего августейшаго семейства от смертной опасности 17 октября 1888 года общим усердием Гельсингфорсскаго Православного прихода и трудами старосты сей церкви П. Ф. Воробьёва." Год приобретения иконы неизвестен, но, поскольку она приобретена в память "о спасении в Бозе почившаго царя Императора Александра III-го", а Александр III скончался в 1894 году, то приобретение состоялось после 1894 года.

     Смоленская икона Божией Матери в серебряной ризе в киоте, подобном описанному выше, закрывает правый клирос. В описи Свято-Троицкой церкви 1925 года о Смоленской иконе сказано: "Икона местная с правой стороны клироса, Смоленская Бож. Мат. - вся икона в серебр. 84 пр. окладе, с позолоченными венчиками, при ней брошь с жемчугом и мелкими бриллиантами и над Главой Богоматери малые бриллианты. Размер иконы без киота, продольной величины 1 метр 45 сант.метр. и ширины 1 метр 6 сант.метр. Означенная икона находится в большом стоячем деревянном киоте разукрашенном позолочёнными украшениями. Сооружена сия икона 1859 года." На иконе серебряный медальон с текстом: "в память бомбардирования 28-го июля 1855-го года в крепости Свеаборга и избавления в сей день города Гельсингфорса; воздвигнута же сия икона 1859-го года в Царствование Государя Императора Александра II-го." Серебряная риза, весом 15 ф. (ок. 6 кг.) работы серебряных дел мастера в Петербурге Н. А. Груздева. Средства пожертвовала "Пот. Поч. Граждан. Праск. Мих. Крюкова."

     На ризе иконы кроме упомянутого текста ещё пять других. Воспроизводятся ниже с соблюдением старого правописания:
1.    "В память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича."
2.    "Сия чудотворная икона Пресвятыя Богородицы Смоленския Одигитрия. При оставлении города Смоленска Российскими войсками 1812 года, Августа 6 дня, вынесена была третьею пехотной дивизиею Генерала Лейтенанта Коновницына и во все время обладания неприятельскаго сохранялася в рядах оной дивизии и по изгнании неприятеля из города Смоленска Ноября 5 дня в неизреченности радости онаго внесена того ж месяца 10 дня Лейб Гвардии Драгунскаго полка Поручиком Александром Шемкиаем."
3.    "Не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы, раби да непостыдимся."
4.    "О, всепетая Мати родшая всех Святых святейшее слово нынешнее приемше приютение от всякия напасти всех будущия изми муки Тебе вопиющих Тя. Алилуия. Алилуия. Алилуия."
5.    "Молитва ко Пресвятой Богородице. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей аще не к Тебе Владычице Госпоже Царице Небесной, кто плач наш и воздыхание наше приимлет, аще не Ты, О пренепорочная надежда христианам и прибежище нам грешным, кто паче в милости, приклони пречистая Владычице ушеса Твоя к молению нашему. Мати Бога нашего, не презри требующих Твоей помощи, услыши стонания сердца нашего и вопль наш внуши. О Госпоже Богородице, Царице, подаждь нам радость душевную, подрепи ны нетерпеливых к Твоему хвалению, вразуми и научи как Тебе молиться, и не отступи от нас, Мати Бога нашаго, за роптание и нетерпение наше, но буди нам покровительница и заступница в жизни нашей, приведи ны к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя и сопричти лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой ны с ними воспети Тя во веки. Аминь."
     На ризе иконы кроме упомянутого текста ещё пять других. Воспроизводятся ниже с соблюдением старого правописания:1.    "В память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича."2.    "Сия чудотворная икона Пресвятыя Богородицы Смоленския Одигитрия. При оставлении города Смоленска Российскими войсками 1812 года, Августа 6 дня, вынесена была третьею пехотной дивизиею Генерала Лейтенанта Коновницына и во все время обладания неприятельскаго сохранялася в рядах оной дивизии и по изгнании неприятеля из города Смоленска Ноября 5 дня в неизреченности радости онаго внесена того ж месяца 10 дня Лейб Гвардии Драгунскаго полка Поручиком Александром Шемкиаем."3.    "Не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы, раби да непостыдимся."4.    "О, всепетая Мати родшая всех Святых святейшее слово нынешнее приемше приютение от всякия напасти всех будущия изми муки Тебе вопиющих Тя. Алилуия. Алилуия. Алилуия." 5.    "Молитва ко Пресвятой Богородице. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей аще не к Тебе Владычице Госпоже Царице Небесной, кто плач наш и воздыхание наше приимлет, аще не Ты, О пренепорочная надежда христианам и прибежище нам грешным, кто паче в милости, приклони пречистая Владычице ушеса Твоя к молению нашему. Мати Бога нашего, не презри требующих Твоей помощи, услыши стонания сердца нашего и вопль наш внуши. О Госпоже Богородице, Царице, подаждь нам радость душевную, подрепи ны нетерпеливых к Твоему хвалению, вразуми и научи как Тебе молиться, и не отступи от нас, Мати Бога нашаго, за роптание и нетерпение наше, но буди нам покровительница и заступница в жизни нашей, приведи ны к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя и сопричти лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой ны с ними воспети Тя во веки. Аминь."

     У северной стены храма, в киоте, тоже подобном вышеописанным, находится Тихвинская икона Божией Матери. Эта икона тоже в серебряной ризе и с серебряными позолоченными венцами. Икона была ранее запрестольным образом. Её заменил образ Воскресения Христова, писанный на цинковой доске. По оценке специалистов Тихвинская икона Божией Матери написана в конце XVIII - начале XIX столетия.

     У южной стены храма, тоже в стоячем киоте из красного дерева позолоченными украшениями, находится образ Сретения Господня, встречи (сретения) Богоматери и Богомладенца с праведным старцем Симеоном Богоприимцем, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрёт пока не увидит Спасителя. Высота иконы - 87 см, ширина - 70 см. Икона Сретения Господня сооружена в 1829 году, т.е. через два года после освящения храма. В "описи Церкви Святыя Живоначальныя Троицы, что в городе Гельсингфорсе" 1856 года читаем: "Икона устроена в 1829 году бывшими жителями Выборгской губернии села Краснаго, и ныне гражданами г. Гельсингфорса. Риза со венчиком пожертвована 1847 Иваном Шариным." Многие гельсингфорсские купцы были родом из "села Краснаго" (Кюрёла, ныне Красносельское). Уроженцы села написали икону "Для памяти как нам так и потомкам нашим о происхождении рода нашего, что мы уроженцы Краснаго села" и  "В честь храма Сретения Господня, что на родине нашей, состоящей в Выборгской губернии по С.-П.Б.- тракту в 50-ти верстах от Выборга". Икона устроена была на пожертвования. Пожертвования заносились в особый "журнал, в котором вписаны имена пожертвователей на зделание иконы Сретения Господня". Приношения колебались от 100 рублей до 25 копеек.

     В 1830-годах Петровский пехотный полк был расформирован. Командир упразднённого полка направил письмо, священнику Александру Малозёмову, настоятелю Свято-Троицкой церкви ранее служившему в церкви полка. В нём сообщалось, что нижние чины упразднённого полка пожелали передать ротные образа в Свято-Троицкую церковь. Дарственная, подписанная командиром упразднённого полка, сохранилась в архиве прихода:

     Командир упраздненнаго Петровскаго пехотнаго полка в Гельсингфорсе
16 сентября 1835

№ 2751 

          Гельсингфорсской Троицкой Градской Церкви Господину Священнику Малоземову.

      Нижния чины вышедшия из упраздненнаго Петровскаго пехотнаго полка на укомплектование отдельнаго Гренадерскаго Корпуса и балтийскаго флота пожелали ротныя свои образа поставить в Гельсингфорскую Троийкую Градскую Церковь с надписьюна каждом в память рот бывшаго Петровскаго пехотнаго полка в следствие чего и разрешения Г. Командующаго Войсками в Финляндии расположенных при описи у сего приложенной пять образов со всеми к ними принадлежностями равно и деньгами за исключением употребленных на сооружение на сих образах серебряных досчечек с надписью в память рот, остальныя затем асигнациями семьдесят два рубля пятнадцать копеек при сем у Вашему благословению имею честь препроводить, о получении коих покорнейше прошу доставить ко мне квитанцию.
Полковник /подпись/


     Дарованные иконы были приняты и квитанция подписана церковным старостой Егором Ушаковым 19 октября 1835 года. Иконы значатся в "Описи Церкви Св.живоначальной Троицы" 1856 года за NN 10, 11, 12, 14 и 15 в нижеследующем виде:

 ГЛАВА 5-Я:

10.    Святителя Димитрия Ростовскаго створчатая, по сторонам Святителя изображения:Св.Великомученика Георгия и Святителя Николая Чудотворца, Архистатига Михаила и Св. Александра Невскаго, икона в серебряной позлащенной ризе и киоте краснаго дерева, равно и прочия св. изображения в серебряных же ризах, весу на ризах не показано. Икона малого размера.
11.    Усекновение честныя главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна створчатая, малаго размера в серебряной позлащенной ризе и в киоте краснаго дерева с серебряною досчечкою, по сторонам ея изображения Спасителя и Архистатига Михаила, Божией Матери и Св. Александра Невскаго; вверху изображение Бога Отца, вес в ризе не показан.
12.    Икона Преображения Господня створчатая, малаго размера, в серебряной позлащенной ризе с серебряною досчечкою, по сторонам ея дванадесять праздников; весу в ризе не означено.

     №№ 10, 11 и 12, сии иконы пожертвованы в 1835 году чинами бывшаго Петровскаго пехотнаго полка.


14.    Икона Преподобнаго Феофана Сигрианскаго створчатая, малого размера, в серебряной ризе и киоте краснаго дерева,по сторонам ея изображения: Свв. Апостол Петра и Павла, Космы и Домиана вверху изображение Бога-Отца, весу в ризе не означено.
15.    Икона Великомученика Георгия, малаго размера, в серебряной позлащенной ризе и киоте краснаго дерева, по сторонам ея изображения: Божией Матери и Св. Александра Невскаго, Архангела Гавриила и Николая Чудотворца, весу в ризе не означено.

     №№ 14 и 15. Сии две иконы пожертвованы в 1835 году теми же чинами бывшаго Петровскаго пехотнаго полка.

     При каждой иконе была серебряная лампада. В описи 1925 года иконы Петровского полка отсутствуют и больше не упоминаются. Переданы в другой храм? Похищены? Неизвестно.

     В 1916 году в храме установили Голгофу (Распятие), которую можно считать памятником служения настоятелем прихода протоиерея Александра Хотовицкого, убиенного в России в 1937 году и причисленного к лику святых в 1994 году. По его инициативе для сооружения Распятия был произведён денежный сбор и к Пасхе 1916 года Распятие было установленно в храме. По первоначальному замыслу предназначалось написать Распятие с Предстоящими и поместить на фоне вида ночного, озаряемого звёздами Иерусалима, но военное время и отсутствие мастеров не позволило осуществить замысел.

Колокольный звон и колокола храма.

     Православных русских, привыкших на родине к благозвучному и мощному звону колоколов, не мог удовлетворять скромный состав колоколов, поступивших из Давидовской церкви: во всех шести колоколах весу было лишь 12 пудов 27 фунтов (205 кг). Для придания церковному звону большей красоты и благозвучности были куплены уже в 1827 году ещё два колокола, весевшие вместе 33 пуда  540 к ), а в 1830 году купцом И. Грачёвым приобретён колокол в 79 пудов  1300 кг). Но и этот, уже вполне достаточный состав колоколов не удовлетворил гельсингфорцев: в 1893 году заботами церковного старосты купца А. Б. Воровьёва приобретён новый большой колокол в 256 пудов (4193 кг), стоимостью 4160 руб. Для подвешивания этого колокола пришлось деревянный верх колокольни заменить каменным, что стоило старосте Воробьёву около 8000 финских марок. На колоколе, который созывает молящихся и сегодня, рельефное изображение Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны и надпись:

   "ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПРЕСВЯЩЕННЕЙШЕГО АНТОНИЯ, АРХИЕПИСКОПА ФИНЛЯНДСКАГО И ВЫБОРГСКАГО ОТЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ В ЦЕРКОВЬ СВ ТРОИЦЫ, ЧТО В ГОРОДЕ ГЕЛЬСИНГФОРСЕ В ПАМЯТЬ СВЯЩЕННАГО КОРОНОВАНИЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II-ГО И ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ 14 МАЯ 1896 ГОДА ИЗ ВЫСОЧАЙШЕ ДАРОВАННОЙ МЕДИ. "

     На противоположной стороне колокола помещены иконные изображения свт. Николая Чудотворца и св. царицы Александры, небесных покровителей императорской четы, а также икона Святой Троицы. Колокол отлит в Санкт-Петербурге на заводе В. Орлова в 1896 году.

Духовенство и хор храма.

     Причта, по Высочайше утверждённому штату, полагалось: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Первым священником был назначен о. Александр Малоземов, ранее служивший диаконом в Свеаборгской Александро-Невской церкви, а затем священником полковой церкви Петровского пехотного полка. Распоряжением генерал-губернатора Закревского он был освобождён от платежа городских налогов и казённых податей. До 1867 года постоянного хора в церкви не было - пел хор, составленный из прихожан, членов семей офицерских чинов и учеников местной школы. В начале 1880 года стараниями старосты Воробьёва был составлен хор певчих под управлением Ивана Стратова. Затем пел хор Детского приюта, а с 1915 года постоянный хор из желающих, причём каждый певчий стал получать определённое месячное вознаграждение из сумм прихода.

     До 1871 года Троицкая церковь была самостоятельной приходской. В 1871 году по предписанию епархиального начальства, обратилась в приписную к Успенскому собору, освящённому за три года до этого.

Прихожанами были не только жители Гельсингфорса.

     К концу 1827 года православное население города состояло из 253 мужчин и 59 женщин, а всего 312 человек. Однако, с самого начала своего существования Троицкая церковь обслуживала не только гражданское население самого Гельсингфорса - купцов, мещан и крестьян, занимашихся торговлей, подрядами, ремеслом и огородничеством, но и занимавшихся тем же русских в разных местностях Западной Финляндии, или специально приезжавших в Гельсингфорс для молитвы в торжественные праздники, или пользовавшихся деловыми приездами сюда. Для таких же иногородних лиц совершались и требы причтом Свято-Троицкой церкви: в метрических книгах церкви за старые годы попадаются фамилии русских из следующих городов: Борго/ Порвоо (Гусаков, Иванов, Фалин), Раума (Топоров), Тавастгус /Хямеенлинна (Ушаков), Таммерфорс/Тампере (Оленев), Хейнола (Торопов), Экенес/Таммисаари (Милостовский). Причт Свято-Троицкой церкви обслуживал также служивших при управлении генерал-губернатора и в расположенных в западной части Финляндии воинских частей. Так, из метрических книг вытекает, что, например из 162 младенцев, крещёных за первые 10 лет более половины ( 82, т.е. 51% ) принадлежали к семьям чиновников или военных.

Свято-Троицкая церковь представлялась выдающимся зданием.

     Троицкая церковь, несмотря на свои скромные размеры, представлялась тогда зданием выдающимся и видна была со всех сторон издалека: не было ещё величественного лютеранского собора, не было ещё зданий университета и университетской библиотеки. В 1827 году в центре возвышалось только здание Сената, строительство которого закончено было в 1822 году. Приблизительно в это же время воздвигнуто здание городской ратуши на углу Сенатской площади и Екатерининской улицы (Катаринанкату), в то время служившее домом генерал-губернатора. Университет был передан из Або (Турку) в Гельсингфорс в 1829 году. Здание Александровского университета на Сенатской площади было торжественно освящено в 1832 году. Лютеранский собор заложен был в 1830 году, но окончательно готов и освящён только в 1852 году. Троицкую церковь окружала деревянная ограда, которая заменена чугунною в 1877 году. По бокам церковной паперти находились два четырёхугольных маленьких здания, которые разобрали при построении чугунной ограды. Вместо них в северной стороне ограды по тротуару Рауханкату устроены два небольших каменных здания, в одном из которых размещалась сторожка - помещение для церковного сторожа. Трудами и на средства церковного старосты Николая Коростелева разбит был вокруг церкви прекрасный сад с клумбами ярких цветов и посыпанными свежим песком дорожками. Электрическое освещение церкви было устроено на рубеже XIX-го и XX-го столетий на средства церковного старосты купца П. Ф. Воробьёва.

Посещения Троицкой церкви царями Российской империи.

Церковь посещали три русских Императора. Когда в 1831 году в Гельсингфорс приехал Николай I, его экипаж остановился у храма и Государя на паперти встретил настоятель храма о. Александр Малоземов в полном облачении, со святой водой и крестом в руках. Государь приложился ко кресту и был окроплён святою водою. Государь присутствовал также раз на литургии в церкви Св. Троицы и повелел тогда назначить в церковь, как стоящую в главном городе Финляндии, диакона, каковым стал П. Постников с 1831 года. Позже в храме бывали Императоры Александр II, Александр III и в 1885 году - цесаревич Николай Александрович.

Игорь Н. Куркимиес

 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com