Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Эстония / ЭСТОНИЯ И РОССИЯ / Памятнику "Русалка" - 100 лет. В. Н. Ганичев

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Памятнику "Русалка" - 100 лет
 
…Золотым бликом сверкает крест в высоко поднятой руке ангела. В начале набережной по дороге в Пирита на гранитном постаменте стоит уже ровно сто лет удивительной красоты скульптура, встречая морские суда на рейде у стен древнего Таллина. Из глубины заложенного Петром Великого Кадриоргского парка ведет к монументальной фигуре ангела-хранителя ровная аллея. От самого Екатериненского дворца к самому подножью памятника, обращенного лицом к суровым балтийским волнам, захлестнувшим некогда мощный броненосец "Русалка" и принявшим души более ста моряков. С той трагедии (1893) минуло девять лет, когда на каменистом берегу в 1902 году был воздвигнут мемориал в память погибшим и в назидание потомкам, чтобы всегда помнили о грозном нраве Балтики, о морском братстве, о связи времен.
 
Немало сил положил созданию столь любимого ныне таллинцами памятника его создатель - эстонский скульптор, академик Петербургской Академии художеств Амандус Хейнрих Адамсон (1855-1929). Сын моряка, родившись близь Палдиски (Балтийский Порт), сюда же вернулся на склоне лет. Море изменчиво и таинственно. Оттого, наверное, многие работы творец выполнил, черпая вдохновение из древней мифологии и аллегорий. Далеко не каждый художник отмечен столь ярким талантом искусства пластики и столь высокой одухотворенностью. Адамсон шел к вершинам мастерства многотрудно, но ни на секунду не сомневаясь в своем призвании. Если говорят, что талант - это способности помноженные на труд, то этот представитель русской школы ваяния являет собой классический пример. Юношеские фигуры, вырезанные из дерева еще во время учебы в Ревельской Вышгородской школе для детей из бедных семей, куда Адамсон был определен еще в семилетнем возрасте, были замечены учителем Бергманом. Страсть его росла и в четырнадцать лет он, убежав из школы, тайком пробрался на пароход, направлявшийся в Петербург. Чтобы поступить в Академию художеств. Увы, судьба не ответила благосклонностью на наивный порыв, будто решив проверить будущего скульптора на крепость. Новая попытка состоялась в 1875 году. Рекомендации Палдиского судьи Калька к президенту Академии и к почетному члену Академии Ф.Б.Лютке оказались весьма кстати. Две деревянные скульптуры открыли двери самого престижного в России учебного заведения… Путь художника увенчался признанием. В 1907 году ему было, по рекомендациям живописца Куинджи, скульптора Опекушина и архитектора Суслова, присвоено звание академика. В начале 20 века он увлекся монументальной пластикой. Первым творением в этом жанре и стала "Русалка". Увлечение было не случайным. Ведь два года спустя, в 1904 году, Адамсон создает в Севастополе свой второй прибрежный памятник - "Затопление кораблей", увековечивший память героев обороны города в Крымскую войну 1854 года. Осенью 1911 года в Тамани был открыт памятник его работы в честь казаков, защищавшим на Кубани границы России. Накануне второго десятилетия его проект памятника в Костроме в ознаменование 300-летия дома Романовых получил вторую премию, но именно Адамсон получил заказ на создание монументальной группы. 23 скульптурных фигуры создал за четыре последующих года скульптор. И все же талант Адамсона отнюдь не ограничивался рамками монументальности. Камерность его произведений малых форм, их гармоничная простота и вызывающая восхищение пластика привлекает даже самого неподготовленного созерцателя. "Море шумит" (1894), "Последний вздох корабля" (1899), "Внимая шепоту моря" (1904), "Единственный поцелуй волны" (1905) раскрывает вызванные природой переживания, огромный мир чувств, отражающих безграничную любовь к морю. С одной стороны - работа над большим фризом в Музее Александра Третьего (ныне - Русский музей) или над бронзовыми украшениями на монументальных гранитных обелисках Троицкого моста (к Марсово полю) открытому в 200-летие Санкт-Петербурга. С другой - "Рассвет и Сумерки", "Охотник на тюленей", "Рыбак с острова Муху" или его поздние "Юность уходит", "Прибой", "Первая смерть, первая печаль", портрет дочери "Невинность" и "Рассвет приветствует волну"… Многогранность таланта Амандуса Адамсона поражает.
 
Ласковыми вечерами в скверике окруженном кустами сирени безмолвно возвышается с высокого гранита ангел-хранитель. Утихает шум с пиритаской шоссейной магистрали. Невольно вспоминаются строки Николая Рубцова: тихая моя родина…
 
19 сентября - день славы эстонского скульптора, русского и эстонского искусства. 20 сентября здесь собрались все кому не безразлична эта замечательная веха нашей культуры. Играл духовой оркестр Министерства обороны Эстонии, возложили цветы военные моряки, представители Министерства культуры, Таллинского горсобрания и горуправы, послы России и Украины, генеральный консул Белоруссии, ветераны, Союз объединений российских соотечественников, русские писатели Эстонии в лице представителей Эстонского отделения Союза писателей России.
 
В адрес участников торжества прислал свое приветствие председатель Союза писателей России профессор В.Н.Ганичев:
 
Уважамые участники торжественого собрания, посвященного 100-летию памятника "Русалка"!
Сто лет назад на берегу Таллинского залива был установлен памятник в честь погибшим морякам российского броненосца "Русалка". Это замечательное произведение искусства является одним из лучших монументов, созданных академиком Петербургской Академии художеств Амандусом Генрихом Адамсоном.Имя выдающегося эстонского и русского скульптора Амандуса Адамсона хорошо известно в России. Созданные его руками скульптурные памятники вписаны в культурную летопись Севастополя и Тамани, его работы экспонированы в лучших музеях России. Наследие художника принадлежит эстонскому и русскому народам. Удивительной гармонией и правдой доброй памяти веет от его творений. Пусть памятник "Русалке" всегда будет напоминать нам о добром соседстве и о глубоких взаимосвязях культур двух народов.
В. Н. Ганичев,
Председатель Правления Союза писателей России,
Профессор Московского государственного университета,
Заместитель Председателя Всемирного Русского Народного Собора - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com