Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Великобритания / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Православняа Англия. Особенности развития духовной культуры англосаксов в период зарождения нации. Т. Н. Супрун

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ПРАВОСЛАВНАЯ АНГЛИЯ

Особенности развития духовной культуры англосаксов в период зарождения нации


Возникновение и становление древней английской Церкви стало основным фактором, благодаря которому началось осознание англосаксами своей национальной идентичности. Уже в начале 8 века Беда Достопочтенный, автор "Церковной истории английского народа", подчёркивал единство всех малых королевств "в составе одной великой английской нации"(см.[1]). Именно поэтому христианская составляющая духовной культуры англосаксонского периода английской истории заслуживает тщательного изучения. Данная тема имеет для нас особый интерес, потому что двумя столетиями позже в России сложилась аналогичная ситуация. Каким же было христианство, столь сильно повлиявшее на судьбы англосаксов?

Известно, что папа Григорий (Великий) послал в Англию аббата Августина с 39 римскими монахами в 596 г. Хотя до формального раскола между Римом и Востоком было еще далеко (дата разделения - 1054 г.), большинство исследователей указывают на то, что религиозно-догматические, политические и культурные факторы, определившие такое развитие событий, прослеживаются начиная уже с четвёртого века (см.[2]). Естественно, что нас в первую очередь интересуют культурные факторы, ибо именно они в данном случае определяют всё остальное, уходя своими корнями за пределы христианской эпохи, проникая в классический мир.

"Рим воспитал у своих граждан чувство превосходства над всеми. Оно ярко выражается в известных изречениях неопределённой древности: Roma locuta - res decisa (causa finita), urbs Roma caput mundi regit orbis frena rotundi. Civis Romanus - звучало очень гордо и вызывало к себе почтительное отношение. Обаяние Римом не только сохранилось у древних народов, принявших христианство, но перешло к варварским народам, поселившимся на развалинах империи."(см. [3]). Соединившись с римским юридизмом мышления это чувство превосходства способствовало возникновению понятия о каноническом главенстве по отношению к другим христианским Церквам. Что касается Востока, то византинизм воспринял все известные ему культуры; он сохранил все виды искусства, науки, права, но лишь придал всему этому своеобразную окраску. При этом отличительная черта византийской культуры - это глубокая религиозность, даже с отпечатком аскетизма (см. [4]). Таковы были значимые в нашем контексте культурные различия между христианскими Востоком и Западом. К 7-му веку они уже начинали сказываться на религии и на политике, а в 10-м Рим и Константинополь со стороны воспринимались как имеющие различную веру. (К князю Владимиру приходили и послы от "немецких католиков", и "безъименный Философ, присланный Греками". Причём первым, по преданию, князь сказал: "Идите обратно; отцы наши не принимали веры от Папы"[5])

Обращение англосаксов в христианскую веру было начато римлянами, однако есть все основания полагать, что успешное развитие этого процесса было во многом определено миссионерами из Ирландии. Дело в том, что для Англии 7 века существовали два миссионерских центра: далёкий Рим с одной стороны, и близкие "святые острова" Линдисфарне - Айона с другой. Монахи, подвизавшиеся на этих островах, были, в основном, кельтами и связей с Римом в это время практически не имели. Они по-своему вычисляли день Пасхи, у них были свои монастырские уставы и свой тип духовности. Различия в духовном облике представителей этих двух центров хорошо видны при чтении "Истории..." Беды Достопочтенного: например, посланец Рима Августин не поднялся со своего кресла, когда британские епископы пришли его приветствовать (см. [6]). Напротив, выходец с Линдисфарне монах Чэд, став епископом, отказывался ездить на лошади, и архиепископ вынужден был силой сажать его на эту лошадь. В этом примере различие идёт по линии "гордость-смирение". Беда Достопочтенный уделяет немало страниц искреннему восхвалению святости именно ирландской стороны, восхвалению смирения и простоты в противоположность усиливающейся светскости Церкви, подчиняющейся Риму. Другой дивный пример такой святости - монах Кутберт, живший отшельником на острове, в месте, совершенно не подходящем для человеческого обитания. Он был избран епископом, но никак не хотел им становиться. "На коленях, со слезами умоляли они его... Пока наконец не вытащили его, тоже в слезах, из любезного его сердцу убежища и не поволокли его к синоду." (см. [8]). Умилительные описания смирения и праведности миссионера Айдана с Айоны, приглашённого королём Освальдом [9], образуют контрастное сопоставление с повествованием о римском миссионере Лаврентии, преемнике Августина. Тот, напуганный рецидивом язычества в Лондоне, собирался покинуть Британию. Однако во сне ему явился св.Пётр и изрядно его высек за попытку уклониться от миссионерского долга. Высек так, что остались следы побоев, которые, будучи предъявлены королю, привели последнего в трепет (см. [7]). Думается, этих примеров достаточно, чтобы показать различия между двумя типами духовности. Традиция Линдисфарне - Айоны при этом видится в полном смысле слова православной, то есть соответствующей основным заповедям Христа о любви, смирении и кротости: "...и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим." (Мф. 11, 29). " И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь." (1 Кор. 13). Что же касается представителей Рима в описании Беды Достопочтенного, то в их поведении весьма заметен дух гордыни и светского тщеславия. Увы (или к счастью) в те времена, как и в любые другие, православным не хватало властности, умения организовывать и командовать, и только очень сильная королевская власть давала возможность православному христианству развиваться и расти, количественно и качественно. Святые короли Этельберт (кстати, анаграмма этого имени толкиеновское "Элберет") в Кенте, Эдвин в Нортумбрии, Освальд, объединивший под своим управлением практически всю Британию, король Анна в Восточной Англии, имевший четырёх(!) святых дочерей, Освиу в Мерсии. Это далеко не полный список христианских властителей. Мы привели наиболее яркие имена только из 7 века. Причём, практически везде наличествовал именно православный тип христианской духовности, имевший источником главным образом кельтские (ирландские) монастыри.

Невозможно обойти вниманием ещё одну особенность этого периода, весьма многозначительную в контексте современности. Имеется в виду яркий расцвет женского монашества. Беда Достопочтенный упоминает следующих женщин-монахинь, прославленных Английской Церковью в лике святых: четыре дочери короля Анны, племянница св. короля Эдвина Хильда, дочь св. короля Освиу Эльфлад, дочь короля Эадбальда Эорсенгота, её тётя Этельбур. Джон Годфри пишет также о св. Этельдреде и св. Милдред. Все или почти все эти женщины присходили из королевских семей. Многие из них основывали монастыри и становились там настоятельницами. Судя по описаниям Беды они представляли именно древний тип христианской святости, сохранившийся до новейших времён в Православной Церкви и практически исчезнувший на Западе у католиков (не говоря уже о всех прочих). Аскетизм, молитвенность, прозорливость, дар рассудительности. - и всё это при настоящем смирении. Издревле высокий статус женщины в германских племенах (вспомним, например, Брунгильду из "Песни о Нибелунгах") не был поколеблен христианством в Англии, скорее наоборот: Джон Годфри отмечает сильное влияние монахинь-настоятельниц в масштабе всей Англии (для 7 века). К ним ездили за советом короли, с ними были в дружеских отношениях святые подвижники -мужчины (например, Кутберт и Эльфлэд). Подобные фигуры во множестве имели место на востоке - византийские святые царицы, русские благоверные княгини и преподобные - тогда как западная церковь почти не даёт нам таких примеров ни в раннехристианской древности, ни позднее. Даже у континентальных саксов нет ничего подобного - возможно, потому, что они переняли у римлян их тип отношения к женщине. Скандально известный римский (как, впрочем, и позднеэллинский) разврат не способствовал сохранению статуса женщины в обществе, не говоря уже о его повышении. Англия же была далеко, и именно православный тип христианства способствовал развитию чувства достоинства женщины - причём, любой женщины. Мы считаем это явление фактом именно духовной культуры, а не психологической особенностью данного национального характера и не затянувшимся последствием матриархата. Потому что идея достоинства женщины оказалась в буквальном и религиозном смысле одухотворена отношением одной из женщин к над-человеческому бытию: одна из женщин стала матерью Бога, то есть, единственным человеком на земле, которому по сыновнему своему положению повиновался сам Бог. Достоинство высочайшее, которым никогда не обладал ни один мужчина. (В католичестве идея такого достоинства позднее была утрачена: догмат о беспорочном зачатии Девы Марии фактически приведёт к исключению Богоматери из числа людей.) Итак, православная идея достоинства женщины, найдя подходящую почву у англосаксонских племён и не будучи уничтоженной другими культурными влияниями, получила мощное развитие в духовной культуре Англии 7 века. Можно небезосновательно предположить, что англо-американский феминизм последнего столетия - это та же идея, но лишённая высокого духовного содержания.

В середине 7 века произошло очень важное событие, во многом определившее характер христианской культуры в Англии. После сильнейшей эпидемии чумы Англия осталась без архиепископа, то есть некому было рукополагать новых епископов, что являлось совершенно неприемлемым для любой христианской страны. Посланный в Рим для рукоположения Вигхеард умер, не успев принять сан. Ситуация требовала немедленного разрешения, и папе Виталиану пришлось отправить в Англию в качестве архиепископа человека, для которого языковой барьер не представлял большой проблемы. На весь Рим нашёлся один такой - и тот оказался питомцем Восточного Православия. Беда особо отмечает это, указывая даже на такие внешние признаки, как отсутствие тонзуры и ношение бороды. Феодор из Тарса (Тарс - город апостола Павла) стал первым архиепископом Кентерберрийским: ему добровольно подчинилась вся Английская Церковь. Он преподавал своей пастве не только Святое Писание, но также "искусство стихосложения, астрономию, счет" (см. [10]).

Им были учреждены школы, где преподавался и греческий язык [11]. Что касается чисто духовного аспекта, то, по весьма авторитетному мнению Беды Достопочтенного, "При этом архиепископе Римская Церковь духовно выросла больше чем когда-либо прежде." [12] А вот высказывание современного историка: "Феодор по воспитанию и образованию был православным с Востока. То удивительное обстоятельство, что первый великий архиепископ, возглавивший Английскую Церковь, происходил из Православного сообщества, до сих пор ещё недостаточно осознано..." [13]. Именно Феодор из Тарса, действуя против ереси монофизитов, собрал, как это изначально было в христианстве и по сей день сохраняется в Православии, представителей всех английских епархий для соборного (как сказали бы в России) решения об истинности или ложности монофизитских воззрений. [14] Английские авторы называют это собрание словом "synod". В русской же традиции синодом называется постоянно действующий орган управления Церковью. То же, что произошло в Хертфорде, по-русски правильнее было бы назвать Собором епископов и духовенства. Джон Годфри, который производит впечатление большого почитателя архиепископа Феодора, придает этому событию огромное значение: "Хертфордский синод, являющийся вехой нашей национальной истории, особо памятен тем, что это был случай, когда представители англичан собрались вместе для общего обсуждения проблемы и принятия решения... Хертфорд есть первый предшественник нашей парламентской системы... Хотя потом ещё достаточно долго англосаксы были политически организованы в отдельные княжества, их Церковь уже была единой организацией под председательством архиепископа, и путь к национальному объединению был указан." [15]

Фактически, именно благодаря соборной практике Православного христианства (Римской Церкви, возложившей всё бремя ответственности на Папу, более свойственно безоговорочное послушание ему [16]) в древней Англии, состоявшей из нескольких королевств, возникла идея национального единства, которая является одним из базовых элементов духовной культуры. Характер отношения представителей данной духовной культуры к самим себе как народному целому, будучи категорией духовной, пронизывает и во многом определяет все остальные аспекты исторического бытия народа. Это аксиома, о которой мы сочли нужным напомнить только для того, чтобы подчеркнуть роль именно Православного христианства в становлении этого культурного явления.


Сходные обстоятельства возникновения двух наций - английской и русской - уже были отмечены нами. И там и там христианство, причём христианство апостольское, не искаженное позднейшими домыслами, сыграло решающую роль. В будущем же именно эти, и только эти нации смогли создать огромные государственные образования - империи - которые в обоих случаях просуществовали достаточно долго. "Странное сходство обнаруживается между двумя приблизительно одинаково удачными государственными порядками: московским и английским. И там и тут всё было нестройно, всё росло не геометрически, а органически, английская конституция представляет собой сейчас такую же внешнюю неразбериху, какою была и московская. Так же нет противоречия между централизованной защитой Британской империи и самоуправлением доминионов, ибо и там и тут живут англичане. Так же нет разрыва между Церковью и государством - ибо главой Церкви является король. Тред-юнионы также не пытаются "захватить власть", как не пытались делать это посадские люди Москвы. Также нет никаких республиканских течений, как не было и в Москве, пропаганда атеизма также невозможна, как невозможна она была в московские времена." [17]

Но это в будущем. А тем временем после смерти Феодора инициатива перешла к "римской партии": во всех монастырях директивным порядком вводится бенедиктинский устав с его жесткой навязываемой дисциплиной, общими спальнями и запрещением всякой собственности, причём контроль осуществлялся способами, напоминающими лагерные "шмоны" (В православных монастырях было принято свободное послушание, отдельные кельи и только добровольный отказ от собственности). Начинается борьба за власть, отстаивание юридических прав и привилегий, подмена духовности политикой и бизнесом. Духовный потенциал народа перестаёт полностью реализовывать себя в церковной организации, и, как следствие, начинает развиваться индивидуальный мистицизм, в перспективе приведший к образованию множества сект. Началась та часть истории Англии, которая уже не была непосредственно связана с православным христианством. Впрочем, от "православного" периода сохранились не только политические тенденции. Полностью "окатоличить" Англию так и не удалось. Например, англичане до самой реформации сохранили женатое священство, вопреки всем указаниям из Рима. И ещё им очень нравились цветные одежды священников - на Востоке они используются и по сей день.

Рассмотренный материал позволяет нам сделать следующие выводы: во-первых, древняя Англия была страной большой христианской религиозности, а значит и страной высокой духовной культуры, тяготевшей к православному типу; во-вторых, есть основания полагать, что именно всерьёз принятые православно-христианские принципы, идеи, успевшие укорениться в народе, во многом определили историческое развитие страны на более чем тысячелетнюю перспективу.; и в-третьих, наличие духовно-культурных параллелей в историческом бытии Англии и России позволяет говорить об определённых особенностях духовного устроения, общих для этих двух наций.


Литература:
  1. Colgrave B. Historical Introduction in Bede's Ecclesiastical History of the English People. Oxford, 1969.
  2. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. сс. 527-532. Jaroslav Pelican. The Christian Tradition. V.2 The Spirit of Eastern Christendom. The University of Chicago Press, p.147. Д.П. Огицкий, свящ. Максим Козлов. Православие и Западное христианство. МДА 1999, сс.30-31.
  3. Поснов М.Э. История... с.527.
  4. Ibid., p.531.
  5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1, с.127.
  6. Ecclesiastical History..., c.139
  7. Ibid., cc 155-337
  8. Godfrey J. The Church in Anglo-Saxon England Cambridge ,1962, c.159
  9. Ecclesiastical History... c.429.
  10. Ibid., c.323-333.
  11. Fisher G.P. A History of Christian Doctrine. Edingurgh ,1976, c.205.
  12. Ecclesiastical History..., c.472.
  13. Godfrey, J. The Church in Anglo-Saxon England., c.128.
  14. Ecclesiastical History..., c.385.
  15. The Church in Anglo-Saxon England., c.133.
  16. Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и Западное христианство. М. 1998г., с.414.
  17. Солоневич И. Л. Народная монархия. Минск, 1998, с.414.

Т. Н. Супрун,
преподаватель МГУ им. Ломоносова
 
Источник Глаголъ № 7,  2002

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com