Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Беларусь / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святыни и места паломничества / Крест преподобной Евфросинии Полоцкой! Григорий Бокман

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
    В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса...”
 
"Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами…"
                       
                Крест преподобной Евфросинии Полоцкой!
 
О первом русском паломнике на Святую Землю, еще во времена становления  христианства на Руси (будем иметь в виду Русь домонгольского нашествия), об игумене Данииле, совершившем свое хождение в 1104-1107 годах, о его жизненном пути и посмертной судьбе известно очень мало,  вернее ничего. Но имя это весьма популярно и не только в религиозных кругах. Он сам оставил после себя немеркнущую память - описание своего хождения «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена» - одно из первых выдающихся созданий древнерусской литературы, многократно переписанное и переизданное.
  
Первой русской  женщиной, совершившей  «хождение» на св. Землю в том же XII веке, считается игуменья Спаса-Преображенского монастыря в г. Полоцке Евфросиния. О реальной её жизни, об её иноческих подвигах, о посмертной судьбе известно намного больше. Однако, документальных  подтверждений её паломничества на Святую Землю нет. И даже такой авторитетный источник как фундаментальная трехтомная энциклопедия «Христианство» считает её паломничество на Святую Землю преданием.
 
Евфросиния Полоцкая была канонизирована как местная святая еще в конце XII века и имя  её вошло  в «Великие Четьи - Минеи» митрополита  Макария (1481-1563), однако широко известной общерусской святой, прославившейся именно своим паломническим подвигом, она не была.  Возможно, это связано еще и тем, что имя её ассоциировалось, прежде всего, ни с её  предполагаемым паломничеством на св. Землю, ни с её литературными трудами или с основанными ею монастырями, а с  очень известной святыней Русского православия - с Крестом Евфросинии Полоцкой.
 
Об удивительной судьбе этого шедевра рук человеческих, ставшего вехой в историю древнерусского искусства, о Кресте Евфросинии Полоцкой  и хотелось бы рассказать.
 
Представляется, что не лишним будет напомнить о том, что православная святая – преп. Евфросиния Полоцкая, дочь князя Георгия Всеславича и его жены Софии, в миру Предслава,  была по матери внучкой Владимира Мономаха (по другой версии  - внучка византийского императора), а по отцу праправнучкой князя Владимира. Того самого св. равноапостольного кн. Владимира, который за восемь лет до своего крещения, захватив Полоцк, убил полоцкого князя Рогвольда, его двух сыновей, а дочь Рогнеду насильно сделал своей женой. Её сын от этого брака, Изяслав и стал впоследствии полоцким князем, прадедом Евфросинии.
 
Родилась она, предположительно, в 1102-1104 гг. в городе Полоцке, в одном из древнейших восточнославянских городов на северо-западной окраине Земли Русской, впервые упоминаемом в "Повести временных лет" под 862 годом. Городом, бывшим затем  на протяжении многих столетий центром крупнейшего Полоцкого княжества, самого мощного в IX–XIII вв. на территории нынешней Белоруссии.
 
В возрасте 12 лет, когда родители собирались выдать ее замуж (намечавшийся брак явно носил династический характер), Предслава решительно от него отказалась, уже тогда задумав посвятить себя служению Богу, тайно ушла в монастырь, настоятельницей которого в это время была вдова ее дяди - Романа Всеславича.
 
Приняв, вопреки воле родителей, постриг с именем Евфросинии, молодая инокиня по преданию некоторое время жила в небольшой пристройке - "голубце" при Софийском соборе в Полоцке (редкий памятник домонгольской архитектуры, построенный византийскими зодчими в 1044—1066 гг., символ  соперничества  Полоцка с Киевом и Новгородом, где также были соборы в честь святой Софии). Некоторое время она занималась там литературной деятельностью: переписывала книги, записывала молитвы, проповеди – для белорусов она первая прославленная просветительница.
 
Около 1124 г. Евфросиния по совету епископа, основывает в деревне Сельцо в двух километрах от Полоцка, где существовала церковь св. Спаса и погребаемы были Полоцкие епископы, женский Спасо-Преображенский монастырь, встав вскоре его игуменьей. Ныне это действующий Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Основав так же церковь Пресвятой Богородицы, она создает при ней еще и мужской Богородицкий монастырь (до настоящего времени не сохранился). Монастыри эти в дальнейшем стали  центрами образования в Полоцком княжестве - существовали школы, библиотеки, скриптории, вероятно, еще иконописные и ювелирные мастерские, богадельня и др.
 
На месте деревянной церкви Спаса полоцкий архитектор Иоанн, известный в то время  церковный зодчий, по просьбе Евфросинии, примерно в 1132 -1159 гг.,  возвел каменный храм. По совершенству своей художественной композиции этот Спасо-Преображенский храм был бесспорной  вершиной архитектурной мысли древней Полоцкой земли. Это один из уникальных памятников архитектуры домонгольской Руси, архитектурные формы которого стали в конце XII века характерными для всего русского зодчества - башнеобразная композиция, богатая декоративная разработка экстерьера.
 
Так считают специалисты, детально изучавшие это творение полоцкого зодчего,  сохранившее в основном до нашего времени  свой внешний объем. И, что очень важно, сохранился  интерьер храма, на стенах которого под слоями позднейших росписей и покрасок выявлена  изначальная фресковая роспись, на которой, по мнению некоторых исследователей, в числе прочих изображений есть и лик самой преподобной Евфросинии.
 
И все же главной святыней храма, не только храма, но и всего монастыря, был уникальный Крест, изготовленный в 1161 г. по заказу игуменьи и на её средства, и в этом же году вложенный ею в храм на специально отведенное ему место. Можно предположить, что этот уникальный по своему замыслу и исполнению Крест,  ставший сразу же святыней  Земли Полоцкой, был не последним аргументом в приобщении Евфросинии к святости. Вероятнее всего, её иконографический образ и её и агиография были созданы в конце XII века  в  выше упомянутом Богородицком монастыре.
 
Что касается дальнейшего жизненного пути Евфросинии, то по преданию на склоне лет, примерно, весной 1167 г., вполне возможно, что под влиянием «Хождения» игумена Даниила, она предпринимает  паломничество на св. Землю, избрав для этого долгий и тяжелый путь  по сухопутью через  Константинополь. В Иерусалиме 23 мая 1173 года она скончалась. Похоронили преп. Евфросинию в монастыре св.  Феодосия, недалеко от Иерусалима. Считается, что примерно в 1187 г., в разгар войны христиан с войском Саладина, мощи её  были перевезены в Киев и установлены в дальней  пещере Киева - Печерской лавры. Кто и как это сделал неизвестно. Как неизвестна и судьба родственников, сопровождавших её.
 
Есть и другая версия событий – престарелая Евфросиния совершила паломничество  в Киев, где скончалась, примерно, в 1187 году и была погребена в дальней Федосеевской пещере.
 
В 1910 году мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь.  Однако, на этом её посмертная судьба еще не завершилась. 13 мая 1922 года по постановлению "Народного комиссариата юстиции РСФСР" рака с мощами была вскрыта. Мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где в краеведческом музее демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет.
 
Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а  в октябре 1943 года рака  вновь возвратилась в Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, где и поныне находится в Крестовоздвиженском соборе.
 
Драматические события сопровождали и  Полоцкую святыню,  исчезнувшую совсем после многократных перемещений, несмотря на грозные проклятия в адрес возможных её похитителей.
 
Из Спасского собора в XIII веке Крест был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. В начале XVI века, после захвата Смоленска московским князем Василием III, Крест был доставлен в Москву, но в 1563 году был возвращен в Полоцк Иваном Грозным,  замаливавшим свои грехи перед горожанами из-за кровавых расправ, учиненных им в Полоцке.
 
В 1579 году церковь Спаса отдана была польским королем Стефаном  Баторием иезуитам, но после изгнания их из России, в царствование императора Николая I церковь Спаса была возобновлена и передана в ведение православного русского духовенства. Можно только еще отметить, что в 1812 году во время оккупации города французами, Крест хранился в замурованной нише в стене Софийского собора.
 
В 1841 году Крест, после нескольких лет пребывания в Москве и Петербурге, был доставлен вновь в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что  реликвия вернулась на место, определенное ей в 1161 г. игуменьей  Евфросинией.
 
В 1921 г. Крест среди других церковных ценностей полоцких церквей и монастырей был реквизирован властями. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выехал с экспедицией в Полоцк, для поисков реликвии. Найден он был в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечался перевод столицы Белоруссии  из Минска в Могилев. Туда и переместился в 1929 году Крест преп. Евфросинии Полоцкой. Хранился он в комнате-сейфе Могилевского обкома  партии.
 
По одной из существующих версий, Крест, в числе других религиозных ценностей, хранившихся в могилевском сейфе, был в последний момент вывезен на автомашине из Могилева,  доставлен в Москву и передан в НКВД, где его и надо искать. По другой – Крест надо искать среди ценностей вывезенных из Белоруссии командой Розенберга. Существует мнение, что искать его надо в США, в собрании Моргана.
После войны 1941-1945 гг. его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как и эпопея, связанная с поисками  знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.
 
Чем же определялась святость этого изделия рук человеческих, его ценность как шедевра древнего ювелирного искусства?
 
Изготовленный в 1161 году в Полоцке мастером Лазарем Богшей Крест, как памятник искусства восточных славян, занимает особое место в ряду древнерусских художественных изделий религиозного назначения. И, прежде всего, потому, что абсолютное большинство известных памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны.  И даже  даты их изготовления лишь предположительны.
 
Описания и цветные рисунки, сделанные в 1846 г. в Полоцке художником М.Н. Манцевым с существовавшего тогда еще Креста, сохранили текст надписей, оставленных на его поверхности  мастером. Одна из них  однозначно говорит о том, что это Лазарь Богша. По мнению большинства исследователей, мастер киевлянин - Богуслав. Дата его изготовления, обозначенная самим мастером - 1161 г., говорит  об умении киевских мастеров в этот древний период воспроизводить сложнейшую, заимствованную из Византии технологию, о которой еще скажем позднее.
 
Но это еще и свидетельство тесных контактов русских княжеств между собой в уже наступивший удельный период распада Киевской Руси, что дает полное основания считать полоцкий шедевр великой драгоценностью культуры  всей Древней Руси
 
Если говорить о религиозной святости Креста, то надо иметь в виду, что для религиозного человека исчезнувшая реликвия была  не просто напрестольным крестом, одним из непременных атрибутов ритуальных действий в православном храме. Это был Крест - мощевик, внутри которого  в пяти квадратных подписанных гнездах находились священнейшие для верующих предметы: кусочки Креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и другие. По преданию  Евфросиния получила указанные святыни в дар от византийского императора Мануила Комнина, с которым будто бы состояла в родстве,  от предрасположенного к ней  Константинопольского патриарха Луки Хризоверха.  
 
Двадцать миниатюрных  изображений святых, имя каждого из которых было прочеканено рядом с его изображением, дополняли святость Креста. Все это в глазах верующих делали его реликвией в большей степени драгоценной, чем стоимость всего золота и серебра, использованного  мастером для его изготовления.
 
Крест был шестиконечным,  с основой из кипарисового дерева, высотой около полуметра, с двух сторон закрытой золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями, большинство которых  к  20-м годам XX века были уже утеряны. Боковые поверхности  основы были обложены серебряными  позолоченными пластинками, а контур  Креста с  лицевой стороны обрамлен ниткой жемчуга, большая часть которого за истекшие века также была утеряна и при частичной реставрации заменена зернью.
 
На золотых пластинках  в  гнёздах крепились  камни (известно, что частично это были  гранаты),  между которыми в техники перегородчатой эмали мастер вставил двадцать миниатюр с изображением общехристианских святых. Имя каждого святого прочеканено было рядом с  его изображением. Свободное пространство между эмалями мастер заполнил  орнаментальными  мотивами.
 
Эмаль — это тонкий слой легкоплавкого стеклянного сплава различного цвета. Ее наносят в порошкообразном состоянии на поверхность изделия и сплавляют непосредственно на нем, нагревая изделие. Изделия с эмалью существовали уже в античные времена задолго до нашей эры, в частности  в Древней Греции.  По мере развития техники, усложнялась и техника эмалирования, достигшая в Византии  IX-X веков высокого совершенства в виде перегородчатой эмали.
 
Около середины Х века киевские ювелиры то же освоили производство более сложной по технике перегородчатой эмали. Суть этой техники кратко сводится к следующему: лист золота, предназначенный для покрытия эмалью, загибается по краям, затем на внутренней его поверхности выполняется острым предметом пунктирный рисунок и намечаются границы для каждого цвета отдельно. Следуя линиям надкола, эмальер выкладывал по ним весь рисунок тонкими золотыми ленточками. Пространство между ленточками заполняется эмалевым порошком. При обжиге порошок расплавляется и заполняет все пространство между перегородками, плотно связываясь с основой. Затем готовое произведение полируют для получения зеркальной поверхности. 
 
Крест Евфросинии Полоцкой - яркий пример удачного применения техники перегородчатой эмали в Древней Руси, в ее самом сложном виде, для изображений лик святых, подчиненных строгому канону. Вполне возможно, что мастер Лазарь Богша был не только исполнителем данного конкретно изделия, но и организатором всего этого направления в древнерусском ювелирном искусстве.
 
Есть еще одна непреходящая ценность пропавшей реликвии – свидетельства живого  еще тогда единого русского языка: надписи, выполненные мастером на пластинах. Внизу с обратной стороны была мелкая надпись с именем автора: “Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи”.
         
На боковых торцах Креста, в два ряда по спирали, была выполнена  завещательная надпись, звучащая в переводе на современный  русский язык  так: «В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто, и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь».  Клятва эта в оригинальной транскрипции и вынесена в эпиграф к данным заметкам.
 
В 1992 году  во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви  Белоруси (992 г. - начало правления в Полоцке сына киевского кн. Владимира -Изяслава, принятый за год крещения Белоруссии) по благословению Иерусалимского Патриарха Диодора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета было решено восстановить утерянную реликвию – воссоздать Крест Евфросинии Полоцкой.
Две проблемы требовалось решить для того, чтоб воссозданный крест сохранил  значение утерянного раритета: сохранить его религиозную святость; сохранить качество, искусствоведческую ценность пропавшего произведения древнего мастера.
 
Воссоздать святыню поручили брестскому художнику, профессиональному ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Белоруссии Николаю Петровичу Кузьмичу, посвятившего этой работе 5 лет своей жизни с 1993 по 1997 год. Стоит вспомнить и имена тех,  с чьей помощью был связан конечный результат:  Г.В. Штыхов – белорусский ученый, д. и. н., крупный специалист по истории  Полоцкой земли, знаток её древнего искусства; Т.И. Макарова д. т. н., исследователь проблем древних эмалей Руси; Л.В. Алексеев, д. т. н., археолог, занимающийся проблемой креста Евфросинии Полоцкой еще с 50 – х годов прошлого века, обнаруживший в архиве Академии наук 19 стеклянных фотонегативов, сделанных с Креста еще в XIX веке.
 
Увеличенные отпечатки с этих негативов и упомянутая выше цветная иллюстрация художника М.Н. Менцова,  стали отправными моментами  в  работе мастера. По этим досконально изученным материалам и были определены размеры и конфигурация Креста,  расположение и характер наложенных на основу деталей, художественное своеобразие эмалей на этих деталях.
 
Утерянный шедевр был шестиконечным напрестольным Крестом, длиной 51 см,  верхнее перекрестье которого имело 14 см и нижнее - 21 см. На его лицевой стороне были расположены еще два небольших креста, один из которых – нижний, был также шестиконечным.
 
Можно предположить, что в  Руси XII века шестиконечная форма креста была уже достаточно широко распространенна. Это не только прочная связь с художественной культурой Византии, это еще и представление о том, что шесть концов - самый совершенный символ первобытной вселенной, шесть лучей которого означают шесть дней творения мира,  равно символизирующей как распространение силы Бога, так и процессы возвращения мира к своему духовному центру...
 
По этим данным основа воссоздаваемого Креста была выполнена также из кипарисового дерева  соответствующих размеров. Впоследствии на нее были набиты серебряные и золотые пластины - золотые с  лицевой и с обратной стороны, и из позолоченного серебра с боковых сторон. К деревянной основе они прибиты маленькими золотыми гвоздиками. На воспроизведенных старых фотографиях были различимы гвозди разной величины, из-за того, что Крест в течение длительного времени его существования многократно реставрировался, но в воссозданном Кресте все они одинаковой величины, как это было и при  Евфросинии.
 
Деревянное основание воссоздаваемого Креста во время паломничество на св. Землю Экзарха Белоруссии митрополита  Филарета с группой сопровождавших его лиц,  в числе которых был и Н.П. Кузьмич, было освящено на ряде св. мест. (Гроб Господень,  Голгофа, Гроб Пресвятой Богородицы).  Не остался без внимания и  монастырь преп. Феодосия Великого, где когда-то, по преданию, была погребена Евфросиния Полоцкая.
 
И еще на Святой Земле  по благословению Патриарха  Иерусалима   Диодора II, были получены частицы святых мощей для их помещения в воссоздаваемый Крест: Честнаго и Животворящего Креста, Камня от Гроба Пресвятой Богородицы, Камня от Гроба Господня.
 
Частицы мощей святого великомученика Пантелеимона митрополит Филарет привез из Брестского Свято-Никольского собора. А частицы «Крови Христовой» он, как утверждается, неожиданно нашел в ставротеке Троицко-Сергиевской лавры в Сергиевом Посаде под Москвой.
 
По разрешению Патриарха Московского Алексия II эта христианская святыня была передана Белорусской Православной Церкви специально для вложения в воссоздаваемый Крест. Святость воссоздаваемой реликвии была соблюдена.
 
Повторяет воссозданный Крест свою первооснову и в расположении фигур святых на поверхности золотых пластин, на которых в специальных гнездах установлены еще и камни, кстати, также привезенные со Святой Земли. Все изображения на пластинах его плоских сторон выполнены в тонкой технике перегородчатой эмали.
 
Не перечисляя для краткости все миниатюрные образы, представленные на Кресте, а их двадцать, хочется все же назвать некоторые, с тем, чтобы еще раз подчеркнуть  святость Креста для верующего человека.  Три пластины, расположенные в верхних ветвях Креста с лицевой стороны, как и в историческом первообразе, заняты тремя центральными фигурами Деисусного чина: Иисус Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель.
 
В круге нижнего средокрестия расположены в сложных позах четыре Евангелиста, держащие обеими руками раскрытые Евангелия.
 
На нижнем стволе Креста расположены три пластины с изображением святых, покровителей отца и матери Полоцкой игуменьи – св. Георгия  и Софии, св. Евфросинии, чье имя приняла в монашестве юная Предслава, будущая преп. игуменья Полоцкой обители.
 
На обратной стороне Креста лики особо почитаемых в христианстве святых, таких как: апостолы Петр и Павел, святые отцы церкви Василий Великий, Григорий Богослов,  первомученик архидиакон Стефан, великомученики Дмитрии Солунский и великомученик и целитель Пантелеимон и др.
 
Каждое из этих изображений, по существу, представляет собой маленький эмальерный шедевр, миниатюрный по рисунку, богатый по колориту, максимально повторяющий творение древнего мастера. Там, где это было возможно, изображения святых восстанавливались точно по сохранившимся стеклянным негативам. Где изображения плохо сохранились, а во многих местах эмаль выпала, Н.П. Кузьмичу пришлось восстанавливать не только древнерусскую технику перегородчатой эмали, но и сложную авторскую манеру  Лазаря Богши, руководствуясь традиционными канонами и научными рекомендациями искусствоведов.
 
Красивы и виртуозно исполнены на воссозданном  Кресте орнаменты, распределенные в 17 разнообразных групп, представляющие собой либо геометрический узор, либо  натурализованный растительный орнамент. Главным все же это мотив распускающегося цветка или плодоносящего дерева, что было очень распространено в ювелирном искусстве Древней Руси
 
У Креста нет замершей строгой симметрии, чем создается впечатление особенного, "живого" существования вполне материального объекта. Идеально ровные поверхности золотых и позолоченных пластин, несколько деформированных от доводки ковкой вручную, дополняют это ощущение своим мерцающим блеском.
 
Сложной работой оказалось изготовление жемчужного обрамления лицевой поверхности Креста. Из старых фотографий было видно, что в  прототипе жемчуг большей частью был утерян. Чтобы укрепить жемчужины и предотвратить их скатывание с поверхности Креста, жемчужная нитка прикреплена к зерни, для каждого зернышка которой Кузьмич изготовил отдельный ковчежец, закрепленный на пластине.
 
24 августа 1997 года восстановленный древний Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском кафедральном соборе города Бреста, Патриаршим Экзархом всея Беларуси  митрополитом  Филаретом и в канун праздника Воздвижения Креста Господня, был торжественно привезен в Спасский монастырь. Крест возвратился на место, уготованное ему преп. Евфросинией в Спасо-Преображенском храме.
 
Восстановленный крест преп.Евфросинии Полоцкой
Восстановленный крест преп.Евфросинии Полоцкой
 
 
Восстановленный крест преп.Евфросинии Полоцкой. (Фрагмент)
Восстановленный крест преп.Евфросинии Полоцкой. (Фрагмент)
 
Может быть, на этот раз заклятье преп. Евфросинии  возымеет свою силу, и Крест навечно останется на определенном ему месте. Да будет так.
 
И еще. К десятилетию возрождения Креста Евфросинии Полоцкой Национальным банком Республики Беларусь в 2007г. выпущена в обращение монета, отчеканенная на Московском монетном дворе. Килограммовая серебряная монета «Крест Евфросинии Полоцкой» стала одной из самых интересных памятных монет Национального банка Республики Беларусь. Номинал монеты — 1000 белорусских рублей. Сам крест, отчеканенный на реверсе монеты, покрыт золотом и украшен разноцветными камнями. Общий вес монеты с камнями 1083,80 грамма.   
 
 
 
Монеты, отчеканенные в Москве
Монеты, отчеканенные в Москве
 
 
© Григорий Бокман
Иерусалим
2 сентября 2008 г.
Прислано автором порталу "Россия в красках"
               
 
Источники:
 
Энциклопедический словарь «Христианство», Т. 1, Научное изд. «БРЭ». М. 1993.
Официальный портал Белорусской Православной церкви. Интернет.
«Крест – Хранитель всея вселенныя». Минск. «Вестник Белорусского Экзархата» 1996. Интернет.
Валерий Мороз. «Святыни уходят и  возвращаются». OST, mht.
Новая жизнь «Креста Евфросинии Полоцкой». Татьяна Балуева. Интернет
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com