Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Беларусь / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святыни и места паломничества / Жировичская чудотворная святыня в Жировичском Свято-Успенском монастыре

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ЖИРОВИЧСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ СВЯТЫНЯ
7(20 мая)
 
Жировичская икона Божией Матери
  

Когда ты плотью и душой нездоров,

И боль твоя уняться не может –

Вспомни, что есть животворный Покров
Жировичской Матери Божией...
 
У каждой земли есть свои святыни. Жировичская обитель для Беларуси имеет то же значение, что Троице-Сергиева Лавра - для России, Киево-Печерская - для Украины.
 
В одиннадцати километрах от города Слонима расположен Жировичский Свято-Успенский монастырь. В нем находится древняя чудотворная святыня, Жировичский образ (икона) Божьей Матери.
 
 
Чудотворный образ Жировичской Богоматери.
 
Эта икона - самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5,6 х 4,4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках. В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". Хотя изображение как бы схематичное, т.к. мы не можем различить лиц, мелкие детали не прорисованы, но от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.
 
Из икон Богородицы, Жировичская является самой маленькой и представляет собой овал размером с детскую ладонь (5,6 х 4,4 см). Святой образ нерукотворный (то есть несотворенный человеческими руками) из яшмы, светло-серого цвета. На нем изображен барельеф Пречистой Богоматери от головы до бедра, на правой руке держащей младенца Иисуса Христа. В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". На списках иконы Жировичской Богоматери вокруг этих изображений иногда присутствует славянский текст: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения (во истину) Серафим, без истления Бога Слова Рождшую сущую Богородицу Тя Величаем».  От ветхости и давности чудотворный образ потемнел (до 1638 года он хранился, открыто без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность его несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором побывала святыня.
 
Когда образ рассматривается неверующими людьми из простого любопытства и в смертных грехах, он всегда кажется темным и как бы чем-то прикрытым, а тем, кто с верою приступает к нему, - является во всей своей красе и славе. Хотя изображение как бы схематичное, мелкие детали не прорисованы, тем не менее от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.
 
Примечательно, что Жировичская икона входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. И потому 20 мая православные празднуют день Жировичской иконы Божьей Матери.
 
Тропарь Жировичской иконе Божией Матери, глас 2
Помощи от Тебе требующия не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей.  Печали наша житейская утоли, Всещедрая,  и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави: Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,  милости источник, покров и спасение душ наших.
 
Предание, рассказывающее о явлении иконы
 
На том месте, где ныне находятся современные Жировичи, в древности был лес, принадлежавший православному боярину (крупному землевладельцу, принадлежавшему к высшему слою господствующего класса) подскарбию (казначею) Великого княжества Литовского Александру Солтану. Весной 1470*года пастухи, пасшие его стада, зашли далеко в лес, где в густой чаще, заметили вдруг необычный яркий свет, исходивший от маленькой иконы, располагавшейся в ветвях дикой груши. Под грушей струился родничок с прозрачной водой. Сильный свет и благоговейный ужас долго не позволяли им приблизиться к самому образу. Но, когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи поклонились образу Богоматери, сняли его с дерева и перенесли в усадьбу Солтана. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ своих крестьян и безучастно положил найденный образ в ларец. Вечером он пожелал показать интересную находку гостям, но иконы в ларце не оказалось...
 
На следующий день пастухи, не знавшие об исчезновении образа, пришли на прежнее место и вновь увидели в лучезарном сиянии ту же икону. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который понял чудо Божье, с благоговением принял святыню и сразу посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет (обещание) Богу построить на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.
 
В скором времени здесь была сооружена деревянная церковь в честь Пресвятой Богородицы, а весть о явлении образа Божьей Матери быстро распространилась как по окрестным селениям, так и далеким краям, привлекая к себе множество богомольцев для поклонения. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах. Были даже случаи воскрешения мертвых, над которыми перед чудотворным образом совершались молитвы.
 
Около деревянного храма, возведенного на месте явления иконы, в котором она находилась, стали селиться люди. Постепенно на этом месте возникло селение, и образовался приход (приход - низшая церковно-административная единица). При храме была построена школа для обучения грамоте крестьянских детей.
 
Многие богомольцы, пришедшие поклониться чудотворному образу,  так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой Богородицы, другие же посвятили себя служению Богу в монашеском звании. Так возник мужской монастырь.
 
Однако около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла чудотворная икона, все поиски ее на пепелище не имели успеха. Все очень скорбили и сокрушались (находились в отчаянии), думая, что навсегда потеряли чудотворный образ Богородицы.
 
Лишь через некоторое время, в один из дней после занятий в церковной школе (которая уцелела от пожара), гуляя, дети забрались на гору, у подножия которой размещался ранее  храм, и внезапно они увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В руках Пресвятой Девы Марии была та самая икона, которую искали на месте пожарища. Дети не осмелились подойти к Богоматери, но скорее поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, принимая сказанное детьми видение за Божественное откровение, отправились к тому месту. Когда они приближались к указанному камню, то увидели на нем горящую свечу; когда же подошли к самому камню, то нашли на нем икону Богоматери, нисколько не потерпевшую от пожара. Это событие является вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божьей Матери. На камне одновременно после явления Богородицы стало заметно изображение ее ладони и пальцев правой руки. Данный камень тогда же огородили, а икону священник временно взял в свой дом.
 
На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и поныне. Этот храм стал главным, в нем сохранен родничок, около которого первый раз явился образ Божьей Матери.
 
 
Спуск к колодцу, который хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева. Сейчас доступ к этому роднику ограничен, т.к. с некоторых времен вода в нем стала оскудевать.
 
В исторической литературе описаны чудотворения, иногда трагические, возле камня, на котором явилась Богородица. В настоящее время на этом месте стоит Явленская церковь, а над камнем – Святой Престол (престол - это высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря).
 
В 1618 году, некто Христофор Галяндэр-Рамптун, приехав из Слонима в Жировичи со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божья Матерь, в шутливом тоне сказал жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?» Затем Христофор облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором хорошо был виден отпечаток ладони и пальцев Богоматери. И тут он немедленно почувствовал в своих руках сильную боль и, сняв перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы иссохшими. Шли дни, болезнь усиливалась и не поддавалась лечению, и Христофор Галяндэр-Рамптун, осознав свой тяжкий грех, отправился пешком в Жировичи, где долго со слезами молился у камня, отслушал заказную литургию (христианское богослужение), с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил полное исцеление.
 
Незадолго перед тем более трагическая участь постигла христианку Езерскую из Волковысского уезда. Будучи в Жировичах, женщина, проходя мимо камня, не только насмехалась, но и оскорбляла святые иконы. Наконец она села на камень и, положив на него свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». И немедленно рука ее покрылась струпьями, опухла, и еретичка, не сознавши вины своей, отошла на тот свет.
 
Есть много свидетельствований о чудодейственной помощи иконы. Вот лишь некоторые чудеса, которые совершились перед святым образом Жировичской Богоматери.
 
У Мартина Домуцевича из деревни Рожанки восьмилетняя дочь Катя была больна параличом и от этого дошла до сумасшествия. Никакие лекарства не помогали. Наконец отец девочки отправился в Жировичи на поклонение (3 мая 1637 года), после чего  последовало выздоровление.
 
28 августа 1637 года помещик Ошмянского  уезда Владислав Мерла, имея полуторагодовалую дочь Софию, лежавшую на смертном одре - для нее был уже заказан и гробик, - дал обет, что, если Господь смилуется над дочерью его, он отвезет ее в Жировичи на поклонение. В эту самую минуту, к всеобщему удивлению домашних, девочка выздоровела.
 
В том же 1637 году у Варвары Александровны Керсновской-Яцинич из Слонимского уезда заболела оспой и полностью потеряла зрение пятилетняя дочь Анна. Как только Варвара отправилась на богомолье в Жировичи, дочь ее прозрела (это случилось 5 октября).
 
Того же, 1637, года помещик Иван Терпиловский, имея дочку, которая страдала заболеванием ног и уже не ходила, дал обет побывать в Жировичах. После этого больная выздоровела.
 
В годы Великой Отечественной войны территорию монастыря облюбовали немцы. Они не трогали монахов, но в стенах церкви святителя Николая Чудотворца расположили склад боеприпасов. Однажды средь бела дня запертые двери храма распахнулись, и на крыльцо вышла женщина, которая на немецком языке указала фашистам, чтобы они убирались вон из стен монастыря. Немцы пробовали прогнать ее, но она не отходила. Тогда начали стрелять, думая, что это партизанка, но выстрелы не причиняли ей никакого вреда. После чего женщина повернулась и исчезла в здании собора. Немедленно немцами были организованы поиски. Но, к удивлению оккупантов, после крайне тщательных осмотров в соборе никого не обнаружили. И тут внезапно один из офицеров узнал в изображении Богородицы на иконе незнакомку. Немцы, осознав, что монастырь находится под покровительством Божьей Матери, оставили его территорию и больше не предпринимали подобных попыток.
 
Вообще за время второй мировой войны на территории монастыря не взорвалась ни одна бомба, ни один снаряд. Они падали с неба, словно деревянные чушки, не принося вреда. Когда же советское командование отдало распоряжение разбомбить с воздуха монастырь, то произошло следующее. Летчик-пилот глазам своим не поверил, когда с неба посмотрел на «объект». Там, где на всех картах был указан монастырь, зияла пустота: обители не было. Подобный приказ получали и другие советские летчики, однако ни у одного из самолетов не срабатывал рычаг бомбометания.
 
Сам факт сохранности обители, всех ее храмов, когда против Православной Церкви Христовой велась война на полное ее уничтожение, является одним из величайших чудес, происшедших от Жировичской иконы Божьей Матери.
 
 
   В настоящее время, особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена.
 
На месте явления иконы, а также недалеко от него, бьют чудотворные родники, в которых многие страждущие и болящие, отчаявшись в помощи человеческой, по вере своей, обретают душевное и телесное исцеление.
 
Жировичи. Святая здесь земля -
Икона Божьей Матери явилась,
Построен Храм Великий на века,
Из недр вода Святая заструилась.
 
Во славу Божию здесь Храм стоит
И в лоно церкви он всех зовет:
Страждущих, скорбящих и больных,
Где утешенье и радость им дает...
                                 Анисия  Журович
 
Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь
 
Монастырь интересен и как памятник архитектуры XVIIXVIII веков. Он размещен на восточной окраине деревни Жировичи (Слонимский район), на возвышенном берегу реки Викня (левый приток Щары).
 
Монастырь включает Свято-Успенский собор с колокольней, Явленскую и Крестовоздвиженскую церкви, здание семинарии, жилой монастырский корпус, хозяйственные постройки, плодовый сад, огород, пруд. Территория монастырского комплекса частично обнесена каменной стеной с воротами.
 
Монастырь был основан как православный, с 27 апреля 1613 года – униатский (в нем утвердились базилиане (католики греческого обряда), создав своеобразный духовно-политический центр окатоличивания православного белорусского народа), с 1839 года стал центром православной Литовской епархии. 
 
Архитектурный ансамбль монастыря имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выраженный силуэт, который создают купальные и башенные церкви.  В архитектуре сочетаются черты стилей барокко, рококо и классицизма.
 
Ядро композиции – наиболее монументальное и крупное сооружение - Свято-Успенский собор, соединенный крытыми переходами на севере - со зданием семинарии, на юге – с жилым корпусом, на первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Перед собором расположена колокольня.
 
Здание семинарии формирует двор перед апсидой собора (апсида - алтарный выступ храма, ориентированный обычно на восток). Около восточного крыла семинарии – большой прямоугольный хозяйственный двор, окруженный одноэтажными корпусами. На юго-востоке от собора расположена Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена  Крестовоздвиженская церковь – высотная доминанта ансамбля. На северо-западной окраине деревни Жировичи расположена Георгиевская церковь,  входящая в состав монастырского комплекса, но планировочно с ним не связанная.
 
Свято-Успенский собор основан в 1613 году как главный храм монастыря базилиан (строительство закончено в 1650 году). Массивный однокупольный собор удивляет своим величием и размерами: высота около 40 метров и длина более 55 метров. Главный престол собора (Свято-Успенский престол) освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
 
В соборе имеются два боковых придела (дополнительных алтаря  для богослужений): правый - Свято-Покровский придел (в честь Покрова Пресвятой Богородицы), левый -  Иоанновский придел (в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). С правой стороны Свято-Успенского собора пристроена церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. Каменная, с оригинальным мозаичным полом, она создает впечатление пещерного храма.
 
Чудотворный образ Жировичской Богоматери хранится в особом киоте в иконостасе Свято-Успенского собора слева от царских врат (в зимний период - в Никольской церкви).  До середины XIX века здесь также хранилось «Жировичское евангелие» - белорусский рукописный памятник XV века. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376-377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги (отсюда другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.
 
В Свято-Успенском соборе на солее, справа от цар­ских врат, находится Крест, в который помещены частицы мощей святых угодников Божьих. Среди них частицы мощей святого праведного Иоанна Кормянского, праведной Софии Слуцкой, преподоб­ных Феодора Санаксарского и Варлаама Чикойского. Также в Свято-Успенском соборе имеются иконы с частицами мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, преподобной Евфросинии Полоц­кой, преподобных Старцев Оптинских, блаженной Матроны Московской. В алтаре собора находят­ся иконы с частицами мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и новомученика святителя Иоанна Рижского, которые износятся на поклонение в дни их памяти.
 
Явленская церковь. Камень и место, на котором Пресвятая Богородица в 1520 году во второй раз явила Свою икону, сразу же стал благоговейно почитаться в народе. С течением времени (примерно в 1672 г.) здесь была построена церковь в честь Рождества Божией Матери, более известная под названием Явленской. Это самое старое здание монастыря. Сам священный камень был помещен в алтаре под престолом.
 
В 1769 г. храм был полностью перестроен - разобран фасад, достроен притвор и хоры. Представляет собой памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм образует из себя прямоугольник размером 8 х 20 метров. Внутренний объем церкви небольшой, иконостас конца XIX века. Церковь относится к типу безбашенных однозальных храмов.
 
В алтаре храма установлен священный камень, на котором явилась Божья Матерь и была найдена чудотворная икона.  Под  полом церкви находится небольшая усыпальница, где в 1881 году был похоронен проживавший в Жировичах на покое архиепископ Минский Михаил (Голубович), ближайший соратник митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения униатов.
 
В настоящее время в летний период в храме совершаются ранние Божественные Литургии и молебны с акафистом Божией Матери.
 
Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня) возведена в 1769 году как униатский храм-кальвария в стиле рококо (по другим данным позднего бакрокко с элементами классицизма). Храм посвящен распространенному в XVII веке обряду, который имитировал  паломничество в Иерусалим. Вертикальная направленность храма подчеркнута его расположением на самом высоком пригорке в восточной части монастырской территории (символизирует гору страданий Иисуса Христа - Голгофу).
 
Церковь представляет собой тип однозального храма с колокольней над входом. При всей зрительной воздушности храм имеет массивное конструктивное решение (толщина стен составляет 1,5 метра). В своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире. Это так называемая Санта Скала - Святая Лестница. По преданию одно из зданий в Латеране, в Риме, включает в себя ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата и по которой взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. Во времена крестовых походов лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Раньше в Крестовоздвиженском храме в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами различных святых, и паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой лестницы на коленях, сопровождая путь особыми молитвами. Впоследствии святые мощи были изъяты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря слева от царских врат.
 
С 1919 года, после включения Жировичей в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был превращен в приходской костел, действовавший вплоть до 1945 года, когда снова был возвращен монастырю.
 
В 2004 году был произведен ремонт интерьера храма, реставрирован и установлен одноярусный иконостас. В летний период в храме совершаются ранняя Божественная литургия и молебны с акафистом Иисусу Сладчайшему.
 
Георгиевская церковь (церковь Георгия Победоносца) – памятник деревянного зодчества в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия. Построена в стиле барокко в конце XVIII века  на северо-западной окраине деревни Жировичи, на местном кладбище, на так называемой «Юрьевой Горке». Местность здесь очень живописна, с горы открывается прекрасный вид на монастырь. Церковь построена более 300 лет тому назад усердием тогдашнего настоятеля отца Георгия Шаталловича. В этой церкви под полом покоится прах известного писателя протоиерея Планида Янковского (1810-1872). 
 
Входит в состав монастырского комплекса, но планировочно с ним не связана. Церковь представляет собой односрубный прямоугольный храм с пятигранной алтарной пристройкой, ориентированной на запад.
 
Богослужения в Свято-Георгиевском храме совершаются каждую субботу, на­чиная с Радуницы и заканчивая Дмитриевской родительской субботой. В 8.30 начинается Божественная литургия, после которой совершается панихида. В день святого великомученика Георгия, 6 мая (по н.ст.), после ранней Божественной Ли­тургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и многочисленные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в котором совершается Божествен­ная Литургия и водосвятный молебен.
 
Колокольня. На одной планировочной оси со Свято-Успенским собором перед ним расположена двухъярусная колокольня – памятник классицизма первой половины XIX века. Она формирует перед собором небольшую площадь.
 
Здание семинарии построено с юго-восточной стороны собора в XVII-XVIII веках в стиле раннего барокко. Представляет собой П-образное мощное трехэтажное каменное сооружение, покрытое мансардной крышей. Толщина стен составляет 1,2 метра. Под зданием семинарии проходят коридорные подвалы. Под парадным залом находится полуподвальный зал, стены которого достигают двух метров толщины. Новое здание семинарии возведено в 1956 году.
 
С 1963 года здание использовалось как учебный корпус Жировичского совхоза-техникума, а с сентября 1989 года, после многолетнего перерыва, в нем  возобновила работу  Минская духовная семинария. 
 
Жилой корпус примыкает к Свято-Успенскому собору с юго-западной стороны при помощи перехода над воротами. В корпусе размещаются кельи монахов. Здание построено из кирпича в середине XVIII века.
 
Хозяйственный корпус – одноэтажное П-образное сооружение, с северо-западной стороны фасада семинарии образовывающее большой хозяйственный двор. Обнесен по периметру одноэтажными каменными корпусами хозяйственных и служебных строений, возведенных в XVIII-XIX веках. В архитектурном решении просачиваются мотивы барокко и классицизма.
 
И сейчас, спустя 530 лет, Жировичский монастырь остается одним из важнейших религиозных центров православия на Беларуси. 
 
Жыровічы – святы для нас куточак,
Дзе цэрквы ў неба вежы ўзнялі,
На дрэве Маці Божай абразочак,
Благаславенне для маёй зямлі…
                               Ларыса Геніюш
 
  

 
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ И
ДНИ ОСОБЫХ ТОРЖЕСТВ В ОБИТЕЛИ
 
20 мая - память чудесного Явления Чудотворной Иконы Богоматери в Жировичах. Праздничные торжества начинаются накануне, 19 мая: в 15.00 в Успенском Соборе монастыря служится молебен с акафистом Божией Матери, в 18.00 начинается праздничное Всенощное Бдение. 20 мая с раннего утра в храмах обители совершаются Божественные Литургии. После поздней Божественной Литургии крестный ход с Чудотворной иконой из Успенского Собора направляется к Явленскому храму, возле которого совершается молебен с акафистом Божией Матери. Стало доброй традицией после праздника, 21 или 22 мая, совершать крестный ход с Жировичской иконой Богородицы вокруг селения.
28 августа - Успение Божией Матери, престольный праздник обители. Торжества начинаются накануне. 27 августа в 15.00 совершается вынос Плащаницы Богородицы и служится малая вечерня с акафистом Успению Богоматери. В 18.00 начинается Всенощное бдение. В сам день праздника в обители служатся две Божественные Литургии. После поздней литургии крестный ход с Плащаницей направляется к Явленской церкви, где поется акафист Успению Пресвятой Богородицы. В 18.00 совершается Всенощное бдение с чином погребения Божией Матери.
6 сентября - память преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского. 5 сентября в г. Слониме из храма в честь прмч. Серафима выходит торжественный крестный ход, который встречают при входе в Жировичи священнослужители, братия монастыря, студенты Духовных школ и паломники. В день праздника после поздней литургии крестный ход совершается из собора к Явленской церкви, где служится молебен с акафистом святому.
12 февраля - храмовый праздник Минских Духовных школ.
19 декабря и 22 мая - дни памяти Святителя Николая, храмовый праздник в зимней церкви.
6  мая - память вмч. Георгия Победоносца, престольный праздник в Св. Георгиевской церкви.
27 сентября - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
14 октября - Покров Богородицы - храмовый праздник Покровского придела Успенского собора.
7  июля - Рождество Иоанна Предтечи - храмовый праздник Предтеченского придела Успенского собора. 

Координаты Свято-Успенского Жировичского ставропигального мужского монастыря

Координаты Минской Духовной Академии и Семинарии

Почтовый адрес:

ул. Соборная, 57

231822, д. Жировичи

Слонимский р-н

Гродненская обл.

Республика Беларусь

 

Почтовый адрес:

ул. Соборная, 55

231822, д. Жировичи

Слонимский р-н

Гродненская обл.

Республика Беларусь

Контактные телефоны:

Тел. +(375) 1562-965-90 (наместник)
Тел. +(375) 1562-964-44 (благочинный)
Тел. +(375) 1562-964-60 (епархия)
Тел. +(375) 1562-963-91 (вахта)

Контактный телефон:

Тел. +(375) 1562-965-86 (приемная)

 

E-mail: info@minds.by

Web-сайт: http://www.minds.by

 

Примечание:

* Если быть исторически точным, дата явления иконы Жировичской Богоматери 1470 год - ошибочна. Ее приводит итальянский священник XVIII века Исидор Нарди, откуда она перекочевала в другие источники. Однако подскарбий Великого княжества Литовского Александр Солтан был внуком Солтана Александровича, маршалка Великого княжества Литовского, получившего Жировичи во владение в 1492 году. Поэтому, вероятнее всего,  явление иконы могло произойти в 1515-1520 годах.
 
ЛИТЕРАТУРА
 

 Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: А.А. Воінаў і інш. – Мн.: БелЭН, 1993. – 620 с.: іл.

Жировичская обитель. Богословско-литературно-художественный листок Жировичского Свято-Успенского монастыря, 1998. - № 8.

Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон / Сост. С. Снессорева. – Ярославль: Верхняя Волга, 1999. – 460 с.: ил.

Караткевіч В.Б., Кулагін А.М. Помнікі Слоніма. – Мн.: Навука і тэхніка, 1983. – 103 с.: іл.
Свято-Успенский Жировичский ставропигальный мужской монастырь: Буклет / Ответственный за выпуск инок Николай (Бембель). - Мн.: УП "Минская фабрика цветной печати", 2006. - 32 с.

Слонімшчына вачыма навукоўцаў і краязнаўцаў: Матэрыялы рэгіянальнай гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі, прысвечанай 750-годдзю горада Слоніма і 70-годдзю заснавання Слонімскага раённага краязнаўчага музея імя І.І. Стаброўскага / Складальнікі Д.С. Аляшкевіч, І.П. Крэнь; Пад. рэд. І.П. Крэня. – Слонім: ГАУПП “Слонімская друкарня”, 2002. – 392 с.: іл.

Усачев О. И каждый раз встает православная церковь почти из пепла – живая! // Частная собственность, 1999. - № 11, с. 8-9.  

Цітоў А.К. Геральдыка Беларускіх местаў. – Мн.: Полымя, 1998. – 287 с.: іл.

Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5 т. Т. 2. / Рэдкал.: І.П.  Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1985. – 702 с.: іл.

 
 
Прислано П.И.Хорошко, г. Минск
23.06.2008

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com