Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Бельгия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / История Свято-Никольского Собора в Бельгии и Брюсселе. (Начало)

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Протоиерей Павел Недосекин. (Начало). Источник. Сайт Брюссельско-Бельгийской архиепископии.

ИСТОРИЯ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО СОБОРА В

БЕЛЬГИИ.

Протоиерей Павел Недосекин.

     Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в Брюсселе устроена в 1862 году иждивением бывшего тогда Русским Посланником при Бельгийском Дворе покойного князя Николая Алексеевича Орлова. До 1876 года она помещалась в вольнонаемном доме на средства устроителя» (Мальцев, протоиерей, «Православные Церкви и Русские Учреждения вне России» Берлин, 1905г. Изд. Князь-Владимирского братства.). 
     В архивах церкви имеются два письма Министерства Иностранных дел от 31 августа (№6168) и 15 октября (№7374) 1862 года, адресованных князю П.А. Голицину о неодходимости заведения во всех Российских иностранных Миссиях Книги для внесения духовных завещаний.
     К числу самых ранних документов храма относится и храмовая книга брачных обысков со следующей надписью на обложке «Книга, данная Санкт Петербургской Духовной Консисторией причту домовой Церкви Генерал-адьютанта князя Орлова в Брюсселе для записи в оную брачных обысков. Мая 6 дня 1863 года».
     Об основателе церкви князе Николае Алексеевиче Орлове известно следующее: служил в Лейб-Гвардии Конном полку. Дослужился до чина полковника. Во время русcко-турецкой войны добровольно пошел на фронт. В ноябре 1853 года при взятии Силистрии (в Болгарии, на Дунае) был тяжело ранен - лишился глаза. Служить на военной службе больше не мог, а потому по приказу Николая I генерал-адьютант Орлов был переведен на гражданскую службу в Министерство Иностранных Дел. С возведением в чин генерал-лейтенанта, князь Орлов 3 июля 1859 года направляется Посланником Российского Императора в Бельгию. В этой должности находился до 13 декабря 1869 года. С 1 декабря 1871 года по 8 февраля 1884 года был Российским Послом во Франции. 
     До 1876 года церковь помещалась в вольно-наемном доме и содержалась на средства ее устроителя. Ведомость о Церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе за 1906 год сообщает, что «по Высочайшему Его Императорского Величества повелению, в 13 день декабря 1875 года данному, она принята с 1-го января 1876 года в ведение Министерства Иностранных Дел с присвоением ей наименования «Церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе» и с распространением на нее правил, установленных для прочих Посольств и Миссий. В этот период Российским Посланником при Бельгийском Дворе был граф Блудов.
     Еще в 1871 году среди русских, проживающих в Бельгии, возникла мысль о необходимости построения особого храма в Брюсселе, по причине чего был объявлен сбор пожертвований на его строительство. В связи с этим приход обращался в Священный Синод с просьбой о содействии, однако, последний уведомил, что средств на построение храма в Брюсселе не имеет. Тем не менее, выслал на начало этого благого дела символическое пожертвование в сумме 3 рублей 50 копеек.
Когда церковь получила статус Миссии, ее штат стал состоять из одного священника и двух псаломщиков, на содержание которых были выделены средства Министерством Иностранных Дел: священнику 3000 рублей золотом, двум псаломщикам по 1000 рублей, а также на содержание церкви 600 рублей золотом в год. 
     С 1 августа 1876 года церковь сменила местонахождение, она была перенесена в дом на Rue des Chevaliers №29, где и пребывает поныне.
Земля, на которой находится церковное здание, также как и пять соседних домов со стороны Rue des Stassart, принадлежала нотариусу из Парижа Troyaux, который умер 1 апреля 1865 года. 25 марта 1868 года вдова и дочь покойного продали землю бельгийскому адвокату Billen. Между 1868 и 1874 годами Billen построил на этой земле шесть домов, в том числе и дом, где находится церковь. 30 декабря 1874 года адвокат Billen умер. Наследники решили сдать дом арендатору, который оказался русский приход.

     В 1887 году наследники адвоката Billen по причине своего банкротства стали продавать дом. Настоятель храма, протоиерей Афанасий Петров, который проживал в этом доме и в течении нескольких лет собирал пожертвования на строительство храма, но не имея еще достаточно на этоо решил дом купить.
     3 марта 1887 года дом был куплен на торгах отцом Афанасием за 40000 бельгийских франков.
     8 марта 1887 года акт о купле дома в собственность Петрова, подданного Российской Империи, был утвержден Российским Послом в Бельгии князем Урусовым. По существу храм принимался в собственность Российской Миссии в Брюсселе.
     Площадь, занимаемая домом с садом 2,1 ара. При покупке дома церковь занимала три комнаты rez de chaussee. В 1896 году на средства бывшего Турецкого Посланника в Бельгии Стефана Каратеодори был пристроен алтарь, покрытыйкуполом, сооружен иконостас и устроена солея.
     Ведомость о церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе за 1906 год гласит (пункт №3): «Вместимостью церковь не велика на 40-50 человек; иконостас в ней деревянный, позолоченный, невысокий, одноярусный, с 4-мя иконами, причем две из них ранодятся на боковых дверях иконостаса. (...) Стены церкви художественно расписаны в византийском стиле».
     Еще с момента получения церковью статуса Императорской Российской Миссии в 1875 году по штату было назначено содержание священника и двух псаломщиков. Однако после покупки церковного дома «по распоряжению Министерства Иностранных дел и с Высочайшего разрешения» налицо состояли только священник и псаломщик. Жалование второго псаломщика с 1877 года расходовалось на содержание при церкви небольшого хора и на годичный ремонт дома. Старосты в церкви не было.
     С начала века можно проследить о ежегодном увеличении прихожан в храме. Это прекрасно показывают финансовые отчеты Миссии.
     Самое первое упоминание о количестве прихожан встречается в ведомости прихода за 1909 год. Она гласит: «К числу прихожан, посещающих изредка Русскую Брюссельскую церковь или обращающихся от поры до времени к причту ея по разным духовным своим нуждам, отнести должно всех вообще православных, проживающих в Бельгии (за исключением нескольких греческих семейств, пребывающих постоянно в Антверпене, где есть небольшая православная греческая церковь). Постоянных прихожан Брюссельской Никольской Церкви в разное время года числится от 25 до 70 человек. Кроме членов Миссий Российской и Румынской (с их семействами) приход состоит из пяти – шести дворянских семей, из из нескольких русских дам, коих мужья бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодежи, а также человек из двадцати иностранцев». Та же ведомость за 1913 год сообщает, что число православных, обращающихся в храм за духовным окормлением, в 1912 году составило четыреста человек, постоянных же прихожан было от 55 до 100 человек.
     О увеличении прихода можно судить и по количеству книг в заведенной при храме библиотеке. Начиная с 1907 года «Ведомость о Церкви» упоминает: «В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных – 73 тома».
В 1910 году – 74 тома;
В 1912 году – 122 тома;
В 1913 году – 148 томов.
Особенно количество книг в библиотеке увеличилось в период настоятельства в храме протоиерея Александра Смирнопуло (о нем ниже). Все книги той первой библиотеки были зарегистрированы, на них стояла печать. В настоящее время необходимо воссоздать и восстановить ту первую библиотеку, тем более, что сохранилась частичная перепись ее книг.

«Престол в ней (церкви) один, в честь и память Святителя Николая Чудотворца. Ризница и утварь в ней небогатая, но достаточная. Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен и домов кладбищенских тоже нет. (...) Старосты тоже нет.» Этот параграф «Ведомости за 1909 год» весьма интересен тем, что пройдет чуть более десяти лет и в Бельгии начнут появляться другие русские приходы, а настоятель Никольского храма получит титул «Благочинный по Бельгии и Голландии».
     Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Белоросов. Он служил одиннадцать лет еще в первом храме, расположенном, как говорят «Ведомости», в наемном доме, с 1862 по конец 1872 года. Перед концом своего служения (в 1871 году) он обратился к прихожанам с инициативой о необходимости сбора средств на строительство полноценного храма. Он же получил на это благое дело благословение от Святейшего Синода и положил начало сбору пожертвований.
     После него настоятелем был протоиерей Димитрий Васильев. Служил он не долго, всего один год, с конца 1872 по конец 1873 года.
     Третьим настоятелем был протоиерей Евгений Смирнов. Он также служил недолго, три года, с 1873 по 1877. Это был священник, на плечи которого выпал труд переноса храма из первого помещения в дом № 29 на Rue des Chevaliers. Последний год своего настоятельства – с 1-го августа 1876 и до лета 1877 года он служил уже по этому адресу. Он, как и его предшественники, продолжал собирать деньги на постройку храма.
На смену отцу Евгению приехал протоиерей Димитрий Опоцкий. Он родился в Стокгольме 1-го февраля 1834. После окончания Духовной Академии вступил в брак с Александрой Измаиловой, родившейся в Петербурге 13.08.1838 года. Был рукоположен и назначен настоятелем русской церкви в Стокгольме, где и служил более десяти лет. Весной 1877 года был назначен настоятелем церкви, незадолго учрежденной перед тем «Императорской Российской Миссии в Брюсселе». Имел пятерых детей, четверо из них родились в Стокгольме, а последняя Паулина – в Брюсселе (в Икселе 28.10.1878). В храме отец Димитрий служил 6 лет и в 1883 году был назначен настоятелем русского храма в Женеве.
     В свою очередь настоятель русской церкви в Женеве протоиерей Афанасий Петров был назначен в Брюссель, куда он и приехал 21 июня 1883 года.
     Отец Афанасий родился 14 июля 1829 года в Астрахани. В Свято-Никольском храме он служил двадцать лет, а до этого более двадцати лет в Женеве. Он был вдовым священником. Его супруга скончалась еще в России. Он имел двух взрослых сыновей, которые приехали в Бельгию вместе с отцом.
     Это был очень деятельный священник. Современный облик, который имеет храм, был создан трудами этого человека. В Синоде его знали как хорошего пастыря и одновременно прекрасного хозяйственника. Свое назначение в Брюссель он получил в связи с намерением тамошних прихожан построить собственный православный храм.
     Первым делом нового настоятеля Никольского храма была организация сбора средств на строительство. За три с половиной года он удвоил сумму собранных до его приезда пожертвований. Однако, в начале 1887 года возникла угроза, что Никольский храм может вообще остаться без помещения, так как дом, в котором он находился, предназначался на продажу.
     После покупки дома отец Афанасий занялся благоукрашением храма. Был пристроен алтарь, установлен иконостас, вся поверхность пола была покрыта дубовым паркетом. Были заказаны три витража и установлены в окнах храма. Из Петербурга были выписаны все недостающие для богослужения книги и облачения. На пол был куплен специальный ковер, который покрывал всю поверхность храма. Наконец, были расписаны купол и паруса в алтаре, стена над иконостасом и потолок, а на поверхность стен храма нанесены изображения монограммы Христа, то, что в церковной традиции называется «Крест царя Константина».
     После двадцатилетнего служения в Свято-Никольком храме, когда отцу Афанасию стало трудно исполнять свои обязанности, он обратился в Синод с прошением о назначении ему помощника. Святейший Синод удовлетворил его просьбу и в феврале 1903 года назначил в помощь отцу Афанасию протоиерея Сергия Орлова.
Когда отец Сергий прибыл в Брюссель в самом начале 1904 года, он уже не застал в живых отца Афанасия Петрова, а в храмовом доме продолжали жить его дети. В связи с сложившейся ситуацией протоиерей Сергий Орлов был оставлен в Свято-Никольском храме временным настоятелем, в должности которого и прослужил до октября 1905 года.
     Решением Святейшего Синода от 18 октября 1905 года (за № 8327) в Свято-Никольский Храм города Брюсселя был назначен новый настоятель – протоиерей Александр Смирнопуло. Его назначение в Бельгию было связано с начавшимся в Святейшем Синоде Русской Церкви стремлением к упорядочению зарубежных церковных структур и объединений. В это время некоторые приходские центры были увеличены до благочиннических округов, а последние в свою очередь закладывали предпосылки для основания новых епархий.
     Еще при отце Афанасии Петрове в Синоде появилось мнение о необходимости создания благочиния с центром в Брюсселе, в которое мог бы войти русский храм в Гааге, а также все вновь возникающие храмы в Бельгии и Голландии. Учитывая, что Брюссельский приход находится в месте плотного проживания людей различных языковых групп, а также возросшей потребностью знания русским священникам греческого языка, так как сильно увеличившаяся греческая колония в этот период в Бельгии обращалась в русский храм, Святейший Синод назначает настоятелем своего предполагаемого в будущем благочиния отца Александра Смирнопуло.
     Он родился 3 мая 1859 года в Одессе в семье греческого вице-консула. С детства он имел два родных языка: греческий и русский. Среднее образование получил в Одесской Ришельевской Гимназии, которую окончил первым. Высшее образование продолжал в Санкт-Петербургском Университете на романо-германском отделении историко-филологического факультета, который закончил в 1882 году с ученой степенью кандидата филологии. Свободно говорил и писал по-русски, гречески, немецки, французски и английски, знал румынский язык.
     24 марта 1887 года приведен к присяге на подданство Российской Империи, куда он был принят из греческого подданства. Через пять дней после этого был рукоположен во священника к Кафедральному Сионскому Собору в Тифлисе и определен одновременно духовником воспитанников Тифлисской семинарии.
     29 мая командируется к посольской церкви в Висбадене, а через два года 29 мая 1989 года – помощником настоятеля русской Посольской церкви в Константинополе. За все время своего служения в Константинополе он состоял духовником при местной русской Николаевской больнице и казначеем основанного им Общества вспомоществования неимущим больным и их семействам.
     Одновременно он был преподавателем в Константинопольском русском Посольском училище. С 1894 года по приглашению Экзарха Болгарского он становится еще и духовником богословских классов Болгарской Духовной Семинарии. С марта 1890 года по июнь 1896 – состоял духовником православных девиц Института Сионской Божией Матери.
     Кроме наград Святейшего Синода отец Александр неоднократно награждался Вселенским Патриархом, а также наградами Болгарской Православной Церкви. В сентябре 1895 года Министерством Народного Просвещения Российской Империи утвержден в звании Действительного Члена Русского Археологического Института в Константинополе.
     5-го августа 1897 года указом Санкт-Петербургкой Духовной Консистории (за №4045) отец Александр назначается настоятелем Крестовоздвиженской Церкви в городе Карлсруэ с обязательством совершать богослужения в Баден-Баденской церкви.

25-декабря 1903 года указом митрополита Санкт-Петербургского (за №10680) перемещен на должность настоятеля русской церкви в Женеве, что при Российской Императоркой Миссии в Швейцарии.

     Наконец указом митрополита Санкт-Петербургского от 10 октября 1905 года (за №8327) отец Александр назначается настоятелем Свято-Никольской церкви при Императорской Российской Миссии в Брюсселе.

     Когда отец Александр Смирнопуло приехал в Брюссель, он привез с собой большую библиотеку и коллекцию картин. Его трудами была произведена опись церковной библиотеки, которая в эти годы составляла всего только 148 томов. Прекрасное знание европейских языков позволяло ему без затруднений общаться с местным населением. В его ежегодных отчетах перед Духовной Консисторией постоянно упоминаются люди, которых он перевел в Православие из католиков, протестантов и англикан. Отец Александр имел также постоянный контакт с еврейской диаспорой, - за годы своего служения в Бельгии он катехизировал и окрестил 25 человек иудейского вероисповедания.

     По просьбам пасомых Свято-Никольского прихода он иногда совершал богослужения и требы на румынском и греческих языках. Одновременно с пастырским служением он постоянно занимался переводами книг, которые публиковал в российской церковной печати. Так ему принадлежит перевод с греческого книги Блаженнейшего Патриарха Вселенского Анфима VII «97 бесед на Евангелие от Иоанна», опубликованных в журнале «Душеполезное Чтение». С английского он перевел «Десять писем Пастыря к тяжело больной духовной дочери» (извлеченных из английского журнала «Church Review»), с французского – «Английский священник о православном богослужении», и «Размышления над книгою «О подражании Христу», «Об отличительных признаках Православия» по руководству Святителя Никифора, Митрополита Мифимнского (публиковалось в «Христианском Чтении»), с немецкого – «О скорби Христовой и скорби человеческой». Кроме того он периодически печатал свои собственные статьи в «Церковных ведомостях», также составил учебник по Закону Божию на греческом и русском языках.
     Революция 1917 года несколько изменила обычный административный ход жизни Свято-Никольского храма при Императорской Российской Миссии в Брюсселе. Протоиерей Александр Смирнопуло первое послереволюционное время продолжал писать ежегодные отчеты в Россию вплоть до 1920 года, адресуя их Митрополиту Петроградскому и Ладожскому, в ведении которого были все русские церкви заграницей (кроме приходов Северной Америки).

     Однако в связи с начавшимися в России репрессиями против Церкви и, как следствие этого, по причине полного прекращения каких либо связей русских зарубежных приходов с церковной иерархией в России, Святейший Патриарх Тихон издал указ от 28 марта/8 апреля 1921 года (за № 424), в котором определялось: «считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, вплоть до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом,- под управлением Преосвященного Волынского Евлогия, имя которого должно возноситься за богослужением в названных церквах, взамен имени Преосвященного Митрополита Петроградского». В силу этого указа наш Свято-Никольский храм при Российской Миссии в Брюсселе перешел в подчинение Архиепископу (с 1922 года митрополиту) Волынскому Евлогию.
     Видоизменения коснулись и юридического статуса храма. До указанного времени он считался церковью при Императорской Российской Миссии в Бельгии и как следствие этого он не рассматривался как приходской храм; у него не было старосты, приходского собрания, все его духовенство (священник и два псаломщика) жили на содержание из России, а само храмовое здание было собственностью Российской Империи. Бельгийское Правительство не признало новых советских властей, в результате официальными представителями Российской Империи в Бельгии продолжали оставаться сотрудники Российского посольства и Миссии. Однако очень скоро появилась угроза потери собственности всех учреждений Российской Империи. Право собственности на Свято-Никольский храм, числившийся на балансе Российской Миссии (Av. Louise, 185) могло быть утрачено, если бы Бельгийское Королевство признало законным правительство Советов Народных Депутатов.

     По этой причине протоиерей Александр Смирнопуло в 1921 году обращается к Архиепископу Евлогию с просьбой дать разъяснительную инструкцию по поводу правового статуса нашего храма. Это было связано с полученным им Указом от Митрополита Антония Храповицкого, разосланным последним за день раньше (7 марта 1921 года), чем Указ Патриарха о назначении Архиепископа Евлогия временным управляющим Западно-Европейскими приходами. Отец Александр спрашивал, что он должен делать в связи с тем, что Митрополит Антоний требует организации местных окружных церковных собраний, добавляя при этом, что его храм при Миссии не есть приход и не имеет приходского собрания. Однако, добавляет он, в связи с угрозой потери права собственности церковного дома, по-видимому необходимо придать храму функции прихода.
     В начале 1922 года Архиепископ Евлогий, сохранив за Свято-Никольским храмом статус церкви при Российской Миссии, дал благословение отцу Александру временно организовать приходское собрание, Председателем которого быть священнику, а также избрать Товарища Председателя (старосту).
     В результате этого в начале 1922 года в Свято-Никольском храме было организовано приходское собрание и утвержден Товарищ Председателя, которым была избрана жена отца Александра Мария Романовна. Это было последнее церковное послушание отца Александра.
     После семнадцатилетнего служения в Свято-Никольском храме протоиерей Александр Смирнопуло скончался в конце января 1922 года на 64 году жизни. Его супруга Мария Романовна урожденная Найт-Джоль (Knight Jull), англичанка по происхождению передала в собственность прихода библиотеку и часть коллекции картин, оставленных ее мужем.
Смерть отца Александра Смирнопуло подводит черту под целым периодом истории нашего храма, когда он был только церковью при Императорской Российской Миссии в Брюсселе. С 1922 года он становится еще и приходским храмом в полном смысле этого значения. 

     Завершая этот период, необходимо вспомнить о церковнослужителях, которые несли послушание в нашем храме в указанное время. Это псаломщики:

Николай Яковлев с 1862 по 1886 год (24 года)
Иван Козубский с 1886 по 1899 год (13 лет)
Авенир Дьяков с 1900 по 1912 год (13 лет)
Михаил Леонович с 1912 по 1914 год (2 года)
Константин Петров с 1914 по 1921 год (7 лет)

     Послужные списки в архиве сохранились только на Авенира Александровича Дьякова и Михаила Леоновича. Первый был сыном священника, родом из Новгородской губернии. В 1895 году окончил Вологодскую Духовную Семинарию, а в 1899 – Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, после которой и был определен к церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе. Здесь он кроме послушания псаломщика еще и управлял хором, состоявшим из бельгийцев. Одновременно он работал в Миссии, занимаясь там вопросами гражданского права. Им было составлено и опубликовано несколько юридических справочников, об отношении Закона Российской Империи к иностранным гражданам, приезжающим в Россию на заработки.
     Михаил Михайлович Леонтьев был сыном священника Смоленской епархии (родился 7 ноября 1876 года). Среднее образование он получил в Смоленской Духовной Семинарии, окончив в ней курс первым. В 1900 году закончил Киевскую Духовную Академию, получив ученую степень кандидата богословия. Приказом Обер-Прокурора от 8 ноября 1900 года был назначен преподавателем истории и обличения русского раскола и западных исповеданий в Черниговскую Духовную Семинарию. В сентябре 1901 года митрополитом С-Петербургским назначен на должность псаломщика в церкви Императорской Миссии в Ваймаре. В 1902 году перемещен к церкви при Императорской Миссии в Стокгольме. 17 октября 1906 года переведен к Женевской, Крестовоздвиженской церкви в Швейцарии. Наконец указом С-Петербургской Духовной Консистории от 30 июля 1912 года он был назначен к церкви Императорской Миссии в Брюсселе. В Свято-Никольском храме он был чтецом и псаломщиком до июня 1914 года, затем был переведен псаломшиком в посольскую церковь в Париж.
Кроме своей прямой обязанности церковнослужителя он нередко публиковал свои статьи и эссе в различных научных сборниках и журналах. Как публицист он печатался в: «Церковных Ведомостях», «Церковном Вестнике», «Церковной Правде», «Трудах Киевской Духовной Академии», «Христианском Чтении», «Христианской Жизни», «Руководстве для сельских пастырей», в «Миссионерском Обозрении», в «Новом Времени», «Биржевых Ведомостях», «Смоленском Вестнике», в журналах «Нива», «Музыка и пение». Во время его жизни в Стокгольме он печатался в шведских газетах: «Dagens Nyheter» и «Stockholms Tidningen», а в Швейцарии в «Tribune de Geneve».
18 февраля 1922 года Архиепископом Евлогием был назначен новый настоятель для Свято-Никольского храма в Брюсселе – отец Пётр Извольский.
     Он родился 14 февраля 1863 года в Екатеринославе. В 1886 году окончил Историко-Филологический Факультет С.-Петербургского Университета с ученой степенью кандидата наук и в том же году поступил на службу в министерство Народного Просвещения, в котором дослужил к 1917 году до должности Товарища Министра, а по Ведомству Православного Исповедания до должности Обер-Прокурора Святейшего Синода. 4 мая 1886 года во Флоренции вступил в брак с княжной Марией Голицыной. Имел четырех детей.
     Первой проблемой, которую необходимо было решать отцу Петру, был вопрос о владении церковным домом. В свое время дом был приобретен на собранные народные пожертвования, был собственностью Российской Империи и числился на баллансе Российской Миссии. Теперь, когда Российской Империи больше не существовало, храмовый дом становился без хозяина. Уже в ближайшее время и Миссия не могла более себя содержать и вынуждена была прекратить свое существование. Большая часть секретной дипломатической переписки была передана на хранение Бельгийскому правительству, а шифры – старейшему Российскому послу во Франции М.Н. Гирсу. Архив самой поздней переписки Российской Миссии, Российский Посланник в Бельгии Д.А.Нелидов передал на хранение отцу Петру Извольскому.
     Вообще в этот последний период работы Миссии заседания дипломатов нередко проходили в Церковном доме с участием отца Петра, так как многие работники миссии его знали еще по службе в Петербурге в Министерстве, где он занимал весьма высокий пост.
     Было решено взять церковный дом у Российской Миссии в длительную аренду. Это было сделано Екатериной Михайловной Витук, которая арендовала церковный дом до 15 апреля 1939 года. В свою очередь она по договору сдала дом священнику церкви отцу Петру, не взимая при этом с него какую-либо арендную плату.
     30 августа 1923 года в Брюссельском Свято-Никольском храме был образован Бельгийско-Голландский благочиннический округ, а отец Петр назначен благочинным. Первоначально в благочиние вошла Посольская церковь в Гааге (54, Sweelincxstraat, den Haag), позднее (1925 года) Церковь Святой Троицы в Шарлеруа (Rue du Trou du Moulin Marcinelle), с 10 марта 1925 года (Указ №204) церковь Святого Великомученика Пантелеимона и Святителя Николая Чудотворца при Русском Приюте в Намюре, позднее переведенная в Брюссель (2, av. Duc Jean, Ganshoren, Bruxelles) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского в Льеже (13, rue du Verbois).   

      Большой приток беженцев изменил обычный ритм жизни прихода. Кроме своих прямых пастырских обязанностей отец Петр Извольский должен был заниматься еще и вопросами устройства и размещения вновь прибывавших людей. Также весьма остро стоял вопрос и с получением образования для детей и подростков. Бельгийцы, еще никогда так массово не сталкивавшиеся с Православием, по-началу считали необходимым переведение детей русских беженцев в католичество. Трудности были и другие. Например, даже закончив школу, дети эмигрантов, будучи социально не защищенными, не могли продолжать учиться далее в высших учебных заведениях. В связи с этой проблемой отец петр обратился к кардиналу Мерсье с просьбой повлиять на ситуацию в положительную сторону.
     Кардинал, как добрый христианин, откликнулся на эту просьбу. Он неоднократно приезжал и присутствовал на богослужениях в Свято-Никольском храме, встречался и беседовал с людьми и все усилия прилагал для помощи русским беженцам. Благодаря ему в школах стали спокойнее относиться к православным. Но самым важным делом было то, что кардинал Мерсье добился разрешения для детей русских беженцев, чтобы они могли учиться в университетах. И даже сам от своего диоцеза выделил на обучение русских студентов несколько стипендий. А позднее, когда студенты стали уже обучаться, всегда проявлял к их нуждам непрестанное внимание. В частности, когда по просьбе этих студентов отец Петр должен был дважды в месяц совершать для них в Лувене богослужение, кардинал лично участвовал в поиске помещения для вновь образующейся церкви. Вечная ему память.
     В связи с наплывом русских беженцев Свято-Никольский храм стал центром жизни русской колонии в Бельгии. Настоятель отец Петр каждый день недели имел приемные часы, выслушивал просьбы посетителей и прилагал усилия, чтобы помочь своим пасомым. При храме был создан Николо-Иоанновский кружок, который занимался вопросами изучения Священного Писания и творений Святых Отцов, а также посещением больных и престарелых. Силами членов этого кружка с октября 1927 года стал издаваться информационный листок «Церковная Неделя». В храме было организовано ежедневное дежурство, при церкви каждый день работала библиотека.
     «Жили русские очень бедно. Не только увезти детей летом в деревню, но иной раз и лишний трамвай до леса оплатить было затруднительно; дети томились в городе в тесных квартирах.
     Неутомимый о.Петр нашел самоотверженных, энергичных помощников и помощниц. Они разыскали помещение в деревне и основали летнюю детскую колонию, продолжавшуюся до 1960 года». (Сестра Мария (Драшусова) «к столетию храма Святителя Николая Чудотворца в Брюсселе. Краткий обзор Церковной жизни с 1923 по 1926 г.»).
     9 октября 1927 года на годичном Собрании прихожан Свято-Никольского храма было принято решение о расширении помещения храма в сторону сада. Тогда же приняли проект пристройки к дому и избрали комиссию для сбора денег. Смерть отца Петра помешала осуществиться этим планам. 

     В этот период стараниями отца Петра наблюдалась особенная сплоченность среди прихожан Свято-Никольского храма. Даже возникший карловацкий раскол не смог разъединить его общины. Митрополит Евлогий не раз констатировал в переписке с отцом Петром, что у него в приходе нет своеволия, «так как нет наших обиженных». Отец Петр, лишившийся всего в революцию: высокого положения в обществе, благополучия, и всех фамильных сбережений, призывал паству не предаваться своим обидам и не поддерживать раскол, а сохранять верность Церкви, которая выше человеческих страстей и живет своими вечными законами. Сам отец Петр в последний год своей жизни с горечью констатировал, что из его прихода одна семья все же ушла в раскол. Незадолго до смерти отца Петра, когда он уже должен был ложиться в госпиталь, в Свято-Никольском храме произошло одно замечательное событие, которое его духовно укрепило. Понимая, что он болен неизлечимой болезнью (саркомой), отец Петр очень скорбел за свой приход. Он видел, что порой только его личный авторитет удерживает некоторых от ухода в раскол и понимал, что когда его не будет, опять вспыхнут страсти разделения. 21 мая 1928 года к отцу Петру пришел граф Виктор Комаровский и согласно воле своей покойной жены передал в церковь Святителя Николая ковчежец с мощами Николая Чудотворца. Когда отец Петр получил мощи, он очень обрадовался и всем говорил, что теперь в храм пришел истинный настоятель, который будет хранить приход, и всякий уходящий будет уходить от самого Святителя. В ноябре 1928 года отец Петр скончался.

Ковчежец с частицей мощей св. Николая Чудотворца хранящийся в Свято-Никольском Соборе города Брюсселя. На обратной стороне ковчежца надпись: "Ковчежец Сей с частицею Мощей Св. Николая Чудотворца подаренный Графу Блудову во время его посольства 1847 года в Рим для заключения Конкордата находился у постели Императора Николая Павловича во всю последнюю ночь его жизни до кончины его. 18го февраля 1855 года."

История этого ковчежца весьма замечательна. В 1848 году граф Блудов был в Риме, где заключался Конкордат между Российской Империей и Ватиканом. Там ему был подарен папой римским этот ковчег с частицею мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. По возвращению в Петербург блудов преподнес этот мощевик Императору Николаю I, чьим небесным покровителем и был Святитель Николай. Этот ковчежец находился у Императора до последнего дня его жизни и был найден под подушкой усопшего. В канцелярии Двора было решено вернуть мощевик семье дарителя, к тому времени уже сыну Блудова – Тайному Советнику Графу Андрею Дмитриевичу Блудову, который в это время назначался Российским Посланником при Английском Дворе в Лондон. После Лондона Блудова назначили в Брюссель, где он благословил этим ковчегом свою дочь Анну на брак и, уже последняя завещала передать мощи Святителя Николая в наш храм.
     Первая детская летняя колония была создана протоиереем Петром Извольским в 1922 году в городе Вюльверинге. Там же был устроен временный храм (второй по древности русский православный храм в Бельгии), в нем был установлен старый (первый) иконостас Свято-Никольского храма, который хранился до этого времени в церковном доме на Rue des Chevaliers 29. Этот храм, как и колония, просуществовали один сезон, после чего отец Пётр нашел новое помещение для ее устроения в местечке Жодонь (Jodoigne), куда и была перевезена церковь. 30 августа 1923 года Указом Епархиального Совета за №939 Владыка Евлогий по представлению отца Петра назначил туда вновь рукоположенного священника Авенира Дьякова, который до этого времени был псаломщиком Свято-Никольского храма. В это время наш храм становится двуштатным по количеству священников, так как отец Авенир, выполняя поручения отца Петра, хотя и ездил в колонию, тем не менее оставался священником Брюссельского храма. В это же время протоиерей Петр Извольский был назначен благочинным (Указ от 30/17 августа 1923 года № 935).
Начало тридцатых годов в Бельгии можно назвать временем зарождения основного числа православных русских приходов. Все они прошли через положение приписных общин Свято-Никольского храма в городе Брюсселе.
     Так уже в конце 1922 года отец Петр Извольский несколько раз ездил в Льеж, чтобы отслужить там Божественную Литургию. Устроителем этих служб был некто господин Ф.Ф.Дуйе. Позднее стараниями отца Петра в Льеже была создана приходская община и 21 января 1923 года проведено ее первое собрание, на котором принято решение просить настоятеля Свято-Никольского храма принять льежскую паству в виде приписной церкви. Как раз в это время в Брюссель приехал Митрополит Евлогий и присутствовал на собрании Приходского Совета нашего храма (17 февраля 1923 года). Владыка утвердил просьбу льежской общины в качестве приписной к Никольскому Храму. Тогда же он дал благословение отцу Петру Извольскому объехать другие города Бельгии и активизировать церковную жизнь русских беженцев с целью, чтобы, где это будет необходимо, основывать новые храмы. На первых порах по указанию Владыки Митрополита отец Петр должен был принимать эти новые общины в качестве приписных к своему храму.
     10 марта 1925 года была открыта церковь Святого Великомученика Пантелеимона и Святителя Николая Чудотворца при Русском Детском приюте в Намюре. Священник приютского храма Владимир Федоров также был введен в штат нашего Никольского храма, откуда он должен был получать часть своего содержания.

Продолжение следует

 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com