Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Протоиерей Георгий Митрованов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Моя Родина
 
Есть в Орловской области небольшой городок, называется Болхов... Некогда сиял он куполами церквей, за обилие которых даже в те времена, когда в любом городе на Руси храмов было много, народ прозвал его вторым Суздалем. Это один из древнейших городов Орловщины. Были даже времена, когда хотели сделать его центром епархии. Славился святыми и святынями. К началу XX века здесь было 28 храмов, два монастыря — древний Троицкий Оптин монастырь и появившийся в XIX столетии женский Всесвятский. Но все это благолепие осталось в прошлом. После революции храмы сначала позакрывали, а потом начали разрушать. Довершено дело разрушения святынь было уже в хрущевские времена.
 
Город Болхов. Фото начала 20-го века
Город Болхов. Фото начала 20-го века
 
Отец Василий рос в благочестивой, верующей семье, каких в Болхове к тридцатым годам уже осталось мало, и боль за красоту родного города, поруганные святыни с детства вошла в его душу. Многие храмы были разрушены прямо у него на глазах. Вот что рассказывает сам отец Василий о родном городе:
 
Свой город я могу назвать, как назвали его немцы: Болхов — город церквей. Когда вы подъезжали к городу, вас встречало множество златоглавых церквей, справа — монастырь встречает Оптин, зрит он сверху на город, утопающий в своей зелени, налево — красавец женский монастырь, Всесвятский назывался. По центру идут храмы, начиная с красавца Преображенского собора, далее Троицкая церковь, Космодемьянская, далее по Никольской улице поднимаются кверху: храм Успения, Николая Чудотворца, назывался Торговский, храм Вознесения, Храм Николы Пахотного. Всё очень впечатляюще отзывалось на сознании тех, кто видел красоту этого купеческого города Болхова.
 
Город Болхов. Большая Никольская улица. Фото начала 20-го века
Город Болхов. Большая Никольская улица. Фото начала 20-го века
 
В своей красе он стоял, пока не наступили страшные времена, времена уничтожения. И духовной жизни Болхова, и жизни внешней, храмовой. Я помню, как церковь Михаила Архангела, что на кладбище находится, встречала меня выбитыми окнами, заколоченными дверями, пустыми зеницами колокольни. Церковь Воскресения Словущего, Воскресенская церковь, это был красивый храм, стояла еще колокольня. Далее была церковь Иоанна Милостивого, также прекрасный храм, на берегу Нугря. Это мои впечатления довоенных детских школьных лет. А сегодня мы видим полное разрушение, здесь прошла вся уничтожающая мощь той советской машины, которая стремилась истребить все святое. Я стал живым свидетелем уничтожения культуры русского народа.
 
Город Болхов. Улица Ленина (быв. Большая Никольская). Фото периода оккупации Болхова
Город Болхов. Улица Ленина (быв. Большая Никольская)
Фото периода оккупации Болхова
 
Но, слава Богу, начала подниматься Россия, и у нас в Болхове возрождаются святыни. Оптинский Троицкий монастырь потихонечку возрождается. После войны лесов там уже не было, зелени не было, и он был как плешь на голове Болхова. Сейчас монастырь уже просматривается, там идет ремонт. Всегда до войны, когда я был еще мальчонкой, мы ходили в Оптин монастырь. Стояли еще стены неразрушенные монастырские, стояла колокольня, но храм трапезный был уже разрушен. Дальше лес Морозова находился. Когда я шел за грибами, проходил здесь всегда, перекрестившись на монастырь. Там был еще прекрасный пруд, где я ловил карасей до войны. Сейчас он почти совсем заилился, зарос… Учась в Семинарии я всегда в праздник Тихвинской иконы Божией Матери ходил с народом к часовне, она была недалеко от Троицкого Оптина монастыря, там явилась Тихвинская икона Божией Матери. Мы там служили в часовне акафист. И на этом разоренном месте святом, где была святыня, сейчас стоит поклонный крест.
 
Этот Оптин монастырь видел времена осады татар в XV веке, Смутное время — XVII век, далее — поход французов 1812 года, то есть много событий, решающих в судьбе России. Было и время, когда здесь не так много монахов находилось, его стремились упразднить, превратить в приходской храм. Но здесь жили подвижники, были царские захоронения: Иоанна Грозного, князей Милославских — прекрасное кладбище. И, самое главное, с XIX века здесь поселился святой праведный архимандрит Макарий Глухарев, миссионер Алтайского края, сюда его сослали по приказу высших властей за то, что он перевел Библию на русский язык.
 
Троицкий Оптин монастырь. Фото начала 20-го века
Троицкий Оптин монастырь. Фото начала 20-го века
 
Когда он прибыл в город Болхов, то был поражен множеством церквей и той глухоманью духовной жизни, с которой он столкнулся, посещая в Болхове купцов, тех, кто призывал его посетить их дома. Это сидение девиц на лавках перед своим домом во время службы для привлечения женихов, лузганье подсолнухов, полное невежество. Несмотря на множество церквей, далеко болховчане находились от Бога, храмы не посещали, а может быть заходили, как и теперь, по привычке, — на пять минут, постоять и уйти. И он, исповедник, подходил к сидящим у дома людям, молодежи, он их учил вере, молитве. И был такой правдивый анекдот из той жизни: отец Макарий пришел к губернатору города Болхова и спросил его: «Знаешь ли ты “Верую”?» — на что тот ответил: «Что это, вотче?» Вот так его и прозвали — «Вотче». Вот это невежество осталось в Болхове и в ХХ веке. Но он всегда наслаждался тишиной в Болхове, его красотою, здесь был его домик. Он любил выходить на балкон и дышать свежим воздухом, а здесь дышать-то можно было. Особенно любид он детей, они вокруг него всегда были. Истинный был подвижник. Болховичи чтут его, придет время, и обретут его святые мощи, он был здесь погребен.
 
Колокольня Троицкого Оптина монастыря
Колокольня Троицкого Оптина монастыря
 
Сегодня нашлись люди добрые, которые по возможности помогают восстановить Оптин монастырь: заровняли черные ямы, вырытые кладоискателями, покрыли медью купола, кресты поставили. Отсюда открывается чудесный вид на город, и не хочется глаз оторвать от той панорамы, которая вдохновляет человека забыть сутолоку жизни, невольно заставляет тянуться к Богу. Если бы все храмы были сохранены, Болхов бы ни в чем не уступал городу Суздалю.
 
Был еще отец Георгий Чекряковский. Это местечко — село Чекряк — находится на расстоянии 12-ти километров от Болхова. Место там благодатное, заставляет нас задуматься о жизни, кругом маленькие перелески, природа, поля, и когда едешь поклониться этому святому месту, душа вдохновляется радостью.
 
Отец Георгий жил, как и все тогда жили, — священник захолустного села Чекряк, он бедствовал и с котомкой, пешком решил пойти к преподобному Амвросию Оптинскому, а Оптина отсюда 90 километров, — просить благословения оставить приход. Тот увидел стоящего понуро священника деревенского, обратил на него внимание и сказал, прекрасно понимая, какое переживание привело его собрата за советом: «Иерей Божий, и не думай уходить из храма, ты служи там почаще Литургии, и Бог тебя благословит, у тебя будет прекрасный храм, у тебя будет прекрасный приют, все, что необходимо для воспитания сирот». Так его благословил на этот подвиг преподобный Амвросий Оптинский.
 
Отец Георгий Коссов. Фото начала 20-го века
Отец Георгий Коссов. Фото начала 20-го века
 
Так все и сбылось. Он так и остался на этом благодатном месте, построил храм, создал приют для сирот, там были воспитательницы, хорошие наставники. А сам батюшка дорогой занимался молитвой. И когда, прослышав о том, что он может помочь людям в скорбях, к нему стали приезжать отовсюду люди, народ, он их встречал, беседовал, помогал, служил молебен Божией Матери, освящал воду с копия и мазал святым маслом от иконы «Умиление» всех к нему приходящих. И вполне естественно, что люди за душевность, за любовь были благодарны, они получали радость утешения и помощь.
 
Спасо-Преображенский храм с.Спас-Чекряк. Начало 20-го века
Спасо-Преображенский храм с.Спас-Чекряк. Начало 20-го века
 
Это продолжалось до страшных дней революции. Когда наступила революция, наступило время переоценки ценностей, тогда поголовно закрывались храмы, поголовно сажали священников, и эта участь также коснулась дорогого батюшки отца Георгия. Он сидел в тюрьме два раза, но его отпустили домой. И он дома скончался в Чекряке в 1928 году. Любовь народная не забыла его и по смерти. Народ Болховской верующий, у кого какое было горе, шел пешком ему поклониться, принести горе своей жизни. И я, уже став немножко взрослей, слышал те рассказы о святых людях, особенно в войну, что надо молиться, особенно Егору Чекряковскому, чтобы он помог пережить то страшное время войны. Его мощи находятся сегодня в Болхове, в соборе Преображенском, справа. Паломники приезжают, молятся, ставят свечи, приобретают иконочки, и чувствуется такой духовный подъем, благодать по молитвам наших святых угодников.
 
Панорама Болхова. Вид на реку Нугрь, Георгиевскую церковь (слева) и Красную гору (справа)
Панорама Болхова. Вид на реку Нугрь, Георгиевскую церковь (слева) и Красную гору (справа)
 
Так что в нашем маленьком городе есть двое молитвенников за город, за землю Российскую. И мне хотелось бы пожелать, чтобы сердца людей были открыты к принятию доброго совета, наставления угодников Божиих, потому что они — великие святые, предстоящие и молящиеся у Престола Бога за землю Русскую, за всех нас. И нам надо дорожить этим мгновением жизни, пока есть условия, есть возможность помолиться у святых мощей. И благо, что все-таки часть народа повернулась лицом к Богу, они приезжают в этот город, они молятся, они ищут благодатной помощи.
 
Я сам молюсь, и когда домой приезжаю, чувствую их помощь. Может быть, за эти молитвы не до конца был уничтожен город и в войну: все-таки две недели уличных боев, да еще бомбежки, а город устоял. Но что не разрушила война, даже она пощадила, то разрушили люди...
 
А Болхов был город красивый зеленый, уютный. Река была полноводная. Мы все детство проводили на речке, много было рыбы, много раков. Местечко на берегу в народе называлось «под Маркиными». Какой-то купец Маркин жил там когда-то, а память о прошлом города — богатом, купеческом, долго хранилась — в названиях, рассказах, легендах. Дом наш рядом был: прибежал с речки домой, вволю можно было здесь насладиться тогда природой. Мы, ребята, находили много грошиков, монет медных, видно, в страшные года послереволюционные купцы пытались спрятать. Сохранились имена и дома купцов — Бычковы, еще Брасовы были. Больше все богатые кожевники здесь жили. Очень больно и горько видеть сегодня разорение. Но тихонечко Болхов оживает среди серых дней своих будних, своего бытия. Потихонечку он поднимается.
 
И мне хочется, чтобы эта реченька когда-то прочистилась, стала такой же полноводной, такой же чистой, как она осталась в моей памяти 60 лет назад, в то далекое прошлое.
 
Сейчас мы видим, как прославляются угодники Божии в далеких окраинных селениях, городах. Потому что сегодня, после кровавой жатвы 30-х годов, когда стреляли направо и налево за одно имя, что ты священник, эти угодники Божии прославлены во святых. Много было загублено россиян, которые могли бы принести большую пользу России. И еще много будет прославлено новомучеников. Это очень отрадно слышать, очень отрадно видеть, очень отрадно сознавать, что не затерялись угодники Божии в этих малых селениях и городах. Хотя было направлено все на то, чтобы сравнять с землей их могилы, вытравить память о них, но пришло время, и они, как древо жизни, возросли на этой благодатной, обильно политой кровью, русской почве. И я верю, что наши святые новомученики являются свидетельством того, что Россия объединится вокруг родного Православия, вокруг святителей и патриархов наших, если мы будем верить и молиться. Крепко-крепко, со всем порывом веры русского человека. Ныне прославлены и те подвижницы, которые были во времена Серафима Саровского, люди о них знали, не затерялась их память. И народ идет к ним без всякой пропаганды. Был я недавно у отца Симеона Псково-Печерского, светлой памяти, я у него побывал когда-то, молился. Он меня благословил на подвиг священства, как и Серафим Вырицкий, у которого я также благословился на учебу во вновь открытых Духовных школах. Меня Бог сподобил их видеть живыми, получить от них благословение, напутствие.
 
Вот такие маленькие островки святости, они будут разгораться ярким костром благодати Божией и веры, освещая все святое, что необходимо в наше злое смутное время, когда Россия колеблется, куда идти в своей духовной жизни, потому что очень много приходит проповедников, сектантов с Запада. И люди забывают, что есть у нас свои великие молитвенники, практические, которые жили вместе с нами, знали русскую жизнь, знали русскую душу, русского человека, а не заграничные кликуны, зовущие — идите к нам, мы вам покажем Бога.
 
Прославлены были и великие молитвенники за народ русский — Оптинские старцы. Оптина пустынь недалеко от Болхова. Я побывал в Свято-Введенском Оптином монастыре еще в те страшные времена, в 1978 году. Он был закрыт. Я приехал в Козельск на вечернем поезде, где-то на станции мы переночевали и пришли в монастырь. Он встретил нас своими разрушенными стенами, закрытыми храмами. В Введенском храме стояла сельхозтехника, комбайн какой-то. Рядом заросшие, разрушенные могилы, оскверненные русскими людьми. А какие могилы-то — нашли надпись — «Киреевские». А могилка Амвросия Оптинского (у меня где-то есть фотография) была выложена простыми кирпичами от печки. Паслись коровы, это было воскресенье — валялись пьяные мужики. Бродил с безумным взором поселенный в монастырских кельях народ. Я прошел вокруг стены, посмотрел, зашел в скит Всесвятский, где стоял домик Амвросия Оптинского, и там проживало гражданское население. На все это было очень больно глядеть: поруганная святыня Матери-России. Побывав там, невольно я думал, как было бы хорошо дожить до того светлого дня, когда можно будет прийти сюда и помолиться. И вот я теперь каждый год посещаю Оптину пустынь, с конца восьмидесятых годов, когда она была открыта. На моих глазах возрождалась святая обитель общероссийского масштаба. А еще я посетил более глубоко Оптину пустынь в описании Владимира Алексеевича Солоухина «Время собирать камни».
 
В Оптину пустынь ходил отец Георгий Коссов к отцу Амвросию из Чекряка. И наш Троицкий Оптин монастырь, Чекряк, Оптина Введенская пустынь — вот треугольник святых мест, они вообще очень тесно связаны между собой. Да и вообще наш край Орловский, просвещенный исповедниками преподобным Кукшей с учеником Никоном, — земля благодатная. Кукша был убит вятичами, есть свидетельство, что наступит время, когда будут обретены его мощи. Я думаю, осуществиться народная вера.
 
Возрождаются наши святыни, люди вспоминают своих великих молитвенников, возвращается вера в сердца россиян — только так возродится и наша Россия.
 
Вековыми духовными традициями овеяна Святая Русь, но, возможно, у каждого из нас есть заветное место — город, храм, обитель, где эта традиция ожила, стала частью души, внутреннего мира. Для отца Василия — это и был родной Болхов, еще и духовная родина, где в Христорождественской церкви, у иконы Спасителя (здесь он обычно становился в храме во время службы), для него родился мир молитвы, веры, началась жизнь с Господом.
 
Для отца Василия возрождение поруганных святынь родного города стало внутренним долгом, делом жизни. Его молитвами, усилиями, попечением, да и просто трудами, заботами, дело сдвинулось с места. При Серафимовском храме по благословению батюшки возник паломнический центр «Болховская старина», который организует поездки по Центральной России, Орловщине, открывает петербуржцам Святую Русь, ее обители, храмы, памятники старины и культуры. Центр паломнических маршрутов — Болхов. После того как в Болхове стали бывать паломники из Петербурга, ситуация с восстановлением храмов города сдвинулась с мертвой точки. Петербуржцы вместе с жителями города обратились в областную администрацию к губернатору Орловской области Егору Семеновичу Строеву с просьбой о восстановлении главной святыни города — Спасо-Преображенского собора. Егор Семенович пошел навстречу верующим, при поддержке районной администрации во главе с Сергеем Николаевичем Даниловым было решено начать ремонтно-восстановительные работы. И вот в 2004 году здание храма было отреставрировано, над городом засияли купола и шпиль собора.
 
Реставрация Спасо-Преображенского собора. 2004 г.
Реставрация Спасо-Преображенского собора
 2004 г.
 
Ведутся ремонтные работы в Троицком и Георгиевском храмах, которые переданы Церкви, в них уже регулярно совершаются богослужения. Началось восстановление Троицкого Оптина монастыря. Восстанавливать храмы помогают благотворители — духовные чада отца Василия. В Болхове работает отделение петербургского паломнического центра «Болховская старина». По благословению и при непосредственном участии отца Василия издана книга «Болхов — город церквей. Исторические очерки и святыни», подробно рассказывающая об истории города, его храмах, святых и подвижниках благочестия, скорбной странице его жизни — эпохе ХХ века. История храмов Болхова в послереволюционное время большей частью восстановлена по воспоминаниям отца Василия — документы о судьбе храмов пока не обнаружены в архивах.
 
Отец Василий с паломниками
Отец Василий с паломниками
 
Сам отец Василий, прежде всего, очень любит свои родные места: «На Орловщине по-особому дышится, думается... Это литературный, поэтический край, край удивительной природы, но главное — место прославленных святынь... Глубинка, провинция почище, здесь больше сохранилось доброты, искренности, веры — люди ближе к корням, к природе. Я горжусь своей Родиной, своим краем, Орловщиной, потому что много здесь возросло добрых святых людей. И верю, если обратятся болховчане к Богу, изменится и жизнь города».
 
В разделе, посвященном родному городу батюшки, мы поместили фрагмент очерка современной орловской писательницы, публициста, литературоведа, духовного чада отца Василия Людмилы Ивановой-Пресновой «Встреча в Полесье» и путевые заметки о поездке в Болхов «Отчий дом» Елены Александровны Давыдовой, тоже духовной дочери батюшки.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com