Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / О нас / Наш духовный отец - протоиерей Василий Ермаков / Воспоминания о протоиерее Василие Ермакове / Церковь во имя преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Составитель: диакон Александр Берташ. Издательство "Агат". Санкт-Петербург

  

ЦЕРКОВЬ ВО
ИМЯПРЕПОДОБНОГО
СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Составитель: диакон Александр Берташ

Издательство "Агат"

     Церковь во имя святого преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище близ станции метро «Старая Деревня» ныне - один из самых известных и почитаемых храмов северной столицы, хотя она еще не отпраздновала свой вековой юбилей. Устройство храма связано с основанием нового некрополя на северо-западной окраине северной столицы, в местности «Старая Деревня», где единственным приходским храмом долгое время была Благовещенская церковь (1765 г., полностью перестроена в камне в 1803-1809 гг.). Ее возвел канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, владелец здешних земель в сер. XVIII века, для своих крестьян, положивших начало поселениям Старая и Новая Деревня. Тогда это была далекая окраина Петербурга. К 30-м годам XIX века район превратился в один из модных дачных пригородов Петербурга. Здесь жили многие представители столичной аристократии, художники, литераторы, поэты. Эти места хорошо знал А.С. Пушкин - в 1833 и 1835 годах его семья летом снимала дачу близ Черной речки. Погост при Благовещенской церкви описан в стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу...».

     В начале XX века эта местность становится частью города. Благовещенская церковь уже не вмещала разросшийся приход, а Благовещенское кладбище к началу XX в. стало тесным для новых захоронений. В 1903 г. по ходатайству причта и местных жителей был выделен участок церковной земли в 27 дес. 551 кв. саж. под кладбище и деревянную церковь. 23 июня 1903 г. Синод дал соответствующее разрешение, но приход воспользовался им не сразу.

     Только 2 января 1905 г. строительная комиссия повторно обратилась к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о постройке храма, оговорив его освящение во имя преподобного Серафима Саровского, а также наименование самого кладбища Серафимовским. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима (1760-1833), которого архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) называл «самым великим подвижником благочестия последних времен», очевидно возникла под впечатлением недавнего прославления святого. Канонизация в 1903 г., после многолетнего народного почитания, проходила при огромном стечении людей. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Святая Русь пришла на торжество, своего святого, родного, "нашего батюшки"». Серафимовская  церковь стала одним из  первых храмов, посвященных любимому в народе святому.

     Пока шло строительство церкви, кладбище уже начало действовать и служить преимущественно местом погребения бедноты. Первое захоронение произошло 28 мая 1905 г. Еще менее привилегированным было Общественное (Крестьянское) кладбище, занимавшее площадь в 3 га по современной Дибуновской улице. В Великую Отечественную войну там хоронили персонал Комендантского аэродрома. Кладбище было срыто в 1950-е гг. при застройке Старой Деревни. Еще раньше, в 1940-е гг., было уничтожено и Благовещенское кладбище при церкви, к тому времени уже закрытой. Сохранившееся доныне Серафимовское кладбище является, таким образом, частью большого городского некрополя, ставшего жертвой кощунственного отношения безбожных властей к памяти почивших предков.

     Обратимся к истории строительства Серафимовской церкви. Весной 1905 г. было принято окончательное решение об устройстве деревянного трехпрестольного храма, приписного к Благовещенской церкви, начался сбор средств от прихожан и благотворителей. В качестве автора сооружения обычно указывался Николай Никитич Никонов (1849-1918), известный мастер русского стиля, епархиальный архитектор (1893-1906). Однако проектные чертежи храма, соответствующие виду постройки, лишь завизированы Н.Н. Никоновым. Они подписаны архитектором Александром Федоровичем Барановским (1872-?), автором ряда доходных домов в городе (характер его подписи совпадает с автографами на проектах возведенных им домов). Участие Н.Н. Никонова сводилось к помощи в составлении плана, возможно, он внес изменения в первоначальный проект: замена звонницы колокольней, пристройка к северной стене алтаря, устройство склепов под церковью. Он вел наблюдение за строительством.

     Закладку храма 25 июля 1906 г. совершил благочинный, настоятель Спасо-Сеновской церкви, протоиерей Н.А. Травинский. Строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Уже к октябрю - за 87 дней, оно было завершено. 1 марта 1907 г. о. Николай Травинский освятил храм. Постройка обошлась в 20 000 р., из которых 15 000 отпустил Синод в долг с рассрочкой на 10 лет. Церковь расположена в глубине Серафимовского кладбища, восточнее центральной (бывш. Серафимовской) аллеи, пересекающей кладбище с севера на юг. Западным фасадом с главным входом она обращена на Березовую аллею.

     Церковь одноэтажная, рубленая, деревянная. Здание построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме. В плане она представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть - центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания выделяются высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов - в русском стиле. Церковь преподобного Серафима Саровского - интересный и редкий для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX в., отражает традиции каменного зодчества русского стиля. При церкви располагались часовня - покойницкая, и сторожка-контора. Напротив церкви - деревянная часовня-усыпальница Синицыных постройки 1910-х гг.
 
     Приделы трехпрестольного храма (правый - во имя св. мученицы царицы Александры, небесной покровительницы императрицы Александры Феодоровны, ныне прославленной во святых; и левый - во имя Покрова Пресвятой Богородицы) отделены от основного объема храма с тем, чтобы можно было одновременно служить литургию и отпевать или совершать иные требы.

     Дубовые престолы - дар А.В. Балявина, большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе с барельефами Воскресения Христова, Евангелистов и Рождества Христова - А.И. Секунова; напрестольный крест и малое Евангелие - А.Д. Шершова.

     Запрестольный образ «Явления Спасителя иеродиакону Серафиму» (художник Аннушкин; утрачен) подарил купец Ф.М. Минаев, деревянный запрестольный крест и бронзовый семисвечник -личный почетный гражданин, владелец завода типолитографических красок и лаков Авраамий Иванович Шадрин. Паникадило, дарохранительницу и богослужебные сосуды пожертвовал А.Д. Смирнов, бархатные хоругви - С.М. Буров. Храм украшает высокохудожественный резной иконостас в русском стиле, созданный на средства, выделенные купцом-кожевенником, потомственным почетным гражданином Александром Александровичем Николаевым «о здравии Александра, Наталии и чад их». 11 икон на цинке в иконостас «о здравии Михаила, Анны и чад их» (иконы не сохранились) пожертвовал личный почетный гражданин, торговец Михаил Николаевич Колчин. Таблички, напоминающие о дарах А.А. Николаева и М.Н. Колчина, прикреплены к алтарной стороне иконостаса.

     После революции до 15 декабря 1923 г. храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви. Первыми настоятелями были священники Иаков Журавский и Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Затем до 2 октября 1937 г. церковь перешла к радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», ее настоятелем был печально известный руководитель группы «протопресвитер» Владимир Красницкий. О. Павел Пашский сказал перед уходом своим прихожанам, что в «красной» церкви им делать больше нечего. В ночь с 9 на 10 августа 1925 г. были похищены иконы главного иконостаса и запрестольный образ. К февралю 1927 г. были написаны новые иконы на холсте, сохранившиеся доныне.

     В октябре 1933 г. со звонницы власти сняли все 4 колокола. После смерти в ноябре 1936 г. Красницкого (похороненного перед входом в храм), настоятелем стал также уклонившийся в живоцерковничество протоиерей Иаков Журавский (расстрелян в 1937 г.). С октября 1937 г. храм принадлежал обновленческому течению. В том же году была закрыта Благовещенская церковь (возвращена Церкви в 1992 г., с 1997 г. возобновились богослужения, здание восстановлено в 2003 г.). Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 1942 г.: с 22 января до апреля. Райсоветом в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». Все имущество было «свалено к алтарям». 28 апреля 1942 г. церковь была передана общине Патриаршей Церкви и возрождена. Когда пришла весть о снятии блокады, ожившие церковные колокола звонили двое суток.

     Ряд святынь ныне сохраняется в алтаре. Евангелие в серебряном окладе весом 5 фунтов 32 золотника, было отпечатано в 1859 г. и через 4 года пожертвовано Благовещенской церкви помещиками Михаилом Васильевичем и Елисаветой Васильевной Шишмаровыми. Серебряный литургический набор (две чаши, дискос, звездица, лжица) 1914 года посвящен памяти св. Иоанна Кронштадтского, о чем имеется надпись на чаше и дискосе. Запрестольный образ изображает Пресвятую Троицу. Икона 12 праздников искусно вырезана по кости.

     Среди нынешнего иконного убранства храма выделяется икона преподобного Серафима Саровского перед правым клиросом в художественном киоте с частицами мощей, мантии, «персти из гроба» и гроба преподобного, камня, на котором он молился 1000 дней (дар митрополита Антония /Мельникова/). Список с келейной иконы преподобного - образа Божией Матери «Умиление» - перед левым клиросом. Одна из трех икон двунадесятых праздников, по преданию, пожертвована св. праведным Иоанном Кронштадтским.

    Иконы Божией Матери Казанская и святителя Николая Чудотворца в резных нотах на клиросах - дар семьи Ивановых. Из Благовещенской церкви происходят образа в резных киотах стенах трапезной части храма: Божией    Матери Тихвинской, «Взыскание погибших», «Знамение»; святителя Николая. Слева смоленская икона Божией Матери из Благовещений церкви, в нынешнем виде соответствующая стилю второй половины XIX в., но, по преданию, написанная в XVII в. и принесенная первыми строителя-Санкт-Петербурга из Смоленска, последствии молитва перед ней содействовала избавлению от эпидемии холеры, в память о чем ежегодно совершался крестный ход с иконой в день ее празднования 28 июля. Особенно ценно прижизненое изображение св. Серафима Саровского на южной стене, подаренное Д.С. Богачеву учеником преподобного и первым о жизнеописателем Иваном Тихоновым Толстошеевым (впоследствии игуменом Иоасафом, в схиме Серафимом). Две ктиторские иконы святых Иоанна Златоуста и Марии Египетской на южной стене принадлежат кисти художника Гребенникова (первая из них подписана). В этой же части - иконы Божией Матери Казанской и великомученика Пантелеимона. Образ Сретения на западной стене в центральной части - старейший в храме (не позднее середины XVIII в.). Рядом - икона святителя Тихона Задонского.
     Икона святителя Николая на латунной доске (перед левым клиросом) посвящена памяти 163 русских воинов 36-го пехотного Орловского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка, павших при р. Сан 6-10 октября 1914 г. В их числе капитаны Фриц Фрицевич Крумин и Николай Николаевич Ильинский, 2 подпоручика, 22 унтер-офицера, 34 ефрейтора и 105 рядовых. На доске - слова: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».

     В Покровском приделе - иконы Спаса Вседержителя, Божией Матери: Леснинская, «Всех скорбящих Радость», Смоленская; икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»; иконы святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая, пророка Ионы. В Александрийском приделе список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Великому Князю Михаилу Александровичу (передан в 1960-е гг. семьей иеромонаха Митрофана). Здесь же образ Божией Матери «Утоли моя печали». В главном и боковых приделах сохранились двухъярусные бронзовые паникадила.

В 1987 г. живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде храма были заменены мозаичными. В начале 1990-х гг. к северу от церкви построено кирпичное одноэтажное здание причта, где расположены трапезные и воскресная школа. В 2000 г. на пожертвования прихожан был осуществлен капитальный ремонт храма под руководством отца настоятеля. В процессе ремонта были подведены новые фундаменты, полностью заменены полы, сгнившие венцы, стропильная система и кровля, купола и кресты. Мозаики заменены новыми изображениями преподобного (две иконы в боковых коконшиках и образ «Явление Божией Матери со святыми преподобному Серафиму» в центральной части).

     Настоятелем храма является кандидат богословия, протоиерей Василий Ермаков - один из самых заслуженных священнослужителей епархии, опытнейший духовник. Он родился в 1927 г. в г. Болхове Орловской области в верующей семье. В 1943 г. из оккупированного города был угнан немцами как военнопленный в Эстонию. В лагере познакомился с Алексеем Ридигером - будущим Патриархом Алексием II. В 1946 г. по его приглашению приехал в Ленинград. В 1949 г. он закончил первым выпуском только что возрожденную Духовную семинарию, через 4 года - Академию, после чего был рукоположен в священный сан. Служил в Николо-Богоявленском соборе, с 1976 г. - в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), с 1981 г. - в Серафимовской церкви. Причт составляют также протоиерей Николай Коньков, протоиерей Александр Шубин, иерей Сергий Чалых, иерей Вячеслав Помаскин, иерей Николай Пашков, диаконы Михаил Преображенский и Георгий Мальцев, псаломщик Феодор Пархоменко. Помощник председателя приходского совета - Ю.Г. Цветков. Регент профессионального хора - Марина Бутто, любительского - композитор Вячеслав Римша.

     В настоящее время в храме совершаются ежедневные богослужения: Литургия в будни - в 10 ч., в воскресные и праздничные дни - в 7 и 10 ч., вечернее богослужение - в 17 ч. Работает церковно-приходская воскресная школа, включающая подростковую и юношескую группы.

     На Серафимовском кладбище, изначально небогатом, уцелели только единичные дореволюционные могилы. Утрачены надгробия знаменитого оперного певца А.А. Лярова (Гилярова) (1839-1914) и одного из первых русских авиаторов Н.Д. Костина (1880-1913).

Здесь нашли последнее земное пристанище архипастыри, многие пастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ. Среди них протоиереи: Стефан Дымша, Николай Ломакин, Владимир Лютик, Александр Махровский, Евгений Морозов, Григорий Одоевский, Николай Пермяков, Павел Пашский, Косьма Раина, Борис Тихонравов, священники Иоанн Александров, Анатолий Гайнюк и Виктор Сашин, литургист и историк Церкви Н.Д. Успенский.

     Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин, 1900-1985), сын министра земледелия при последнем Императоре, оказался после 1917 г. в эмиграции. Окончив Сорбоннский университет, он поселился на св. горе Афон, где принял иночество и жил до 1947 г. В 1958 г. был рукоположен в епископский сан. Владыка являлся одним из крупнейших знатоков святоотеческой литературы, опубликовал исследование о св. Симеоне Новом Богослове. Неоднократно приезжал в СССР, скончался после службы в Спасо-Преображенском сопоре, где его когда-то крестили, и был похоронен на Серафимовском кладбище, близ северной стены церкви.

     В районе Березовой дороги, за участком 23, находятся захоронения не менее 35 сестер Иоанновского монастыря. Настоятельнице, игумений Ангелине, о. Иоанн Кронштадтский сказал: «Моим сестрам кладбище не понадобится, они как птицы разлетятся по свету». Так и получилось. В 1923 г. монастырь был закрыт и разорен и почти все сестры в 20-30-е гг. оказались и ссылках и лагерях. Несколько скончались еще до революции 1917 г. и были похоронены на ближайшем к монастырю Серафимовском кладбище, где обители был выделен специальный участок. Последние могилы появились, когда после Великой Отечественной войны сестры смогли вернуться в Ленинград, где и нашли место последнего упокоения. Среди погребенных сестер монастыря - казначея, монахиня Иоанна (Лежоева, +1939), схимонахиня Серафима (Забелина), монахиня Нина (Каменева, + 1959). Монахиня Иоанна родилась в 1869 г. в Санкт-Петербурге, с 1907 г. - насельница монастыря, пожертвовала средства на устройство храма-усыпальницы о. Иоанна Кронштадтского. Известно, что св. Иоанн сказал ей: «Как ты, матушка, приготовишь мне место упокоения па земле, так я для тебя приготовлю место на небе». Занимала должность казначеи вплоть до закрытия монастыря, отличалась мирным и кротким духом, молитвенностью. В 1930-с гг. подвергалась аресту. Монахиня Нина (Каменева) заведовала монастырским приютом для детей. В 1942 г. проходила по церковному делу. На Серафимовском кладбище похоронены также деятели обновленчества - литератор Евгений Белков и Павел Раевский.

     В Великую Отечественную войну кладбище было вторым после Пискаревского местом массовых захоронений жителей Ленинграда и воинов. В блокаду в траншеях было погребено более 100 000 ленинградцев. 27 января 1965 г., в 21-ю годовщину снятия блокады, был открыт мемориал на месте 16-ти братских могильных холмов (Центральная дор. близ входа со стороны Серебрякова пер.). В его центре высится портик с пятью скульптурами, изображающими защитников и тружеников города, перед ним - гранитный куб с вечным огнем. Автор памятника - арх. Я.И. Лукин, скульптурные работы выполнены в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной под руководством Р.К. Таурита. В 2004 г. на месте захоронения блокадников был установлен крест. Слева от входа по Центральной дороге, напротив мемориала. - участки, где погребены флотоводцы, преподаватели Военно-морской Академии. Здесь же Братская могила  7  моряков миноносца «Славный», погибших 1 мая 1943 г., и командира капитана 1-го ранга Н.Н. Ротинова. Надгробие установлено в 1990-е гг. объединением «Северный завод». На кладбище погребены герои войны Б.А. Алексеев, Н.И. Арчаков, И.И. Афанасьев, А.И. Турин, П.И. Павлов, Ф.Ф. Симаков, флотоводец адмирал И.С. Юмашев.

     Воинская мемориальная традиция продолжилась на кладбище в последние четверть века. Часть Центральной дорожки со стороны Богатырского пр. с 2000 г. носит название «Аллея Героев». Здесь погребены павшие при исполнении служебного долга. Первая могила появилась в 1981 г. Это захоронение погибших вблизи г. Пушкина в авиакатастрофе моряков-тихоокеанцев во главе с командующим флотом адмиралом Э.Н. Спиридоновым. На мраморных досках - 46 имен (1983 г., арх. М.А. Майстренко). Мемориал был освящен после реконструкции 7 февраля 2001 г.

     На аллее Героев возвышаются памятники морякам контейнеровоза «Механик Тарасов», затонувшего 16 февраля 1982 г.; 28 членам экипажа сухогруза «Полесск», потерпевшего бедствие 17 сентября 1993 г.; погибшим 13 июля 1990 г. на Памире альпинистам.

     23 февраля 1991 г. случился пожар в гостинице «Ленинград» - один из самых страшных в Санкт-Петербурге в XX столетии. Огонь захватил этажи с седьмого но девятый, куда не доходили 30-метровые пожарные лестницы. Удалось эвакуировать 253 человека, но погибли 7 постояльцев гостиницы, 8 пожарных и капитан милиции. В 1996 г. установлен памятник работы скульптора Л.Г. Могилевского (1993 г.). В центре - четырехколонная ротонда, облицованная черным гранитом, внутри - стела со словами: «Ради жизни на земле» и барельефом. Украденные бронзовые портретные барельефы на гранитных стелах в 2003 г. заменили гранитными досками с портретами. Здесь же погребены 7 пожарных, павших смертью храбрых с 1992 по 2003 гг.

25 марта 1992 г. состоялась закладка мемориала на братском захоронении воинов-«афганцев», па которой выступил В.В. Путин, тогда первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. Открытие мемориала (скульптор Е.Н. Ротанов, архитекторы В. Новосадский, Ф. Романовский) состоялось 2 августа 1995 г. На постаменте выбиты имена 140 ленинградцев, погибших в Афганистане. Бронзовая скульптура была открыта 15 февраля 1996 г. - в день седьмой годовщины вывода советских войск.

     Ровно через 3 года о. Василий Ермаков совершил здесь панихиду и чин закладки часовни (арх. И.Л. Воинова). Небольшая (3x3 м., высота 8 м), она ассоциируется с храмами древних Новгорода и Пскова, а также с проектами петербургского епархиального архитектора начала XX в. А.П. Аплаксина. Она увенчана восьмискатной кровлей и главкой, стены облицованы известняковыми плитами. Внутри - образы Спасителя, Божией Матери и св. Георгия. 6 мая 2000 г., в день святого Георгия Победоносца, «в его память и в память об убиенных на поле брани в Афганистане и Чечне» часовня была освящена. В памятные для воинов-«афганцев» дни причт Серафимовской церкви, прежде всего, сам о. Василий, совершает здесь панихиды.

     12 августа 2000 г. в Баренцевом морс при выполнении учебно-боевого задания затонул атомный подводный крейсер Северного флота «Курск». Погибло 118 человек. Участок для захоронения был выбран на площадке братских могил военного времени (Центральная дор.). 12 августа 2003 г. состоялось торжественное открытие памятника, представляющего собой куб черного гранита, над которым - бронзовая фигура буревестника (проект Г. Пейчева). Мемориал освящен о. Василием Ермаковым.

На Серафимовском кладбище похоронены следующие члены экипажа:

1.   Лячин Геннадий, капитан 1-го ранга
2.   Багрянцев Владимир, капитан 1-го ранга
3.   Белогунь Виктор, капитан 2-го ранга
4.   Исаенко Василий, капитан 2-го ранга
5.   Шубин Александр, капитан 2-го ранга
6.   Дудко Сергей, капитан 2-го ранга
7.   Байгарин Марат, капитан 3-го ранга
8.   Милютин Андрей, капитан 3-го ранга
9.   Садков Александр, капитан 3-го ранга
10. Щавинский Илья, капитан 3-го ранга
11. Белозоров Николай, капитан 3-го ранга
12. Станкевич Алексей, капитан м/с
13. Васильев Андрей, капитан-лейтенант
14. Репников Дмитрий, капитан-лейтенант
15. Колесников Дмитрий, капитан-лейтенант
16. Бражкин Александр, старший лейтенант
17. Иванов-Павлов Алексей, ст. лейтенант
18. Коробков Алексей, старший лейтенант
19. Тылик Сергей, старший лейтенант
20. Ерахтин Сергей, старший лейтенант
21. Коровяков Андрей, старший лейтенант
22. Бубнив Вадим, старший лейтенант
23. Солорев Виталий, старший лейтенант
24. Кузнецов Виталий, старший лейтенант
25. Борисов Арнольд, старший лейтенант
26. Митяев Алексей, старший лейтенант
27. Панарин Андрей, старший лейтенант
28. Троян Олег, мичман
29. Козырев Константин, мичман
30. Грязных Сергей, мичман
31. Парамоненко Виктор, мичман
32. Витченко Сергей, матрос

Упокоено здесь много известных людей: деятели искусства, науки, военачальники, благотворители и попечители. Те, чьи заслуги так высоки перед Отечеством. Их имена - гордость и слава России!

 
 
 
 
 
 
 
Диакон Александр Берташ,
член комиссии
Санкт-Петербургской епархии
по архитектурно-художественным вопросам


   Господи, помяни во Царствии Твоем души усопших рабов Божиих, на

Серафимовском кладбище погребенных, и всех православных

 христиан от века почивших.

Прости им все согрешения вольные и невольные и сотвори им

ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ!

Прижизненное изображение
преподобного Серафима Саровского.
Находится на южной стене храма
  преп.Серафима Саровского на Серафимовском кладбище
 
 

Литература и источники

1. Из епархиальной хроники. Освящение храмов // Известия по С.-Петербургской епархии. 1907. № 7-8.
2. Пашский Павел, священник. Описание устройства Серафимовского в Новой Деревне Санкт-Петербургского уезда кладбища. СПб., 1907.
3. Попов И.В., Раина П.К. Церковь Преподобного Серафима Саровского // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 29-31.
4. Андреев А.И. Серафимовское кладбище // Исторические кладбища Петербурга. Под ред. Кобака А.В.. Пирютко Ю.М. СПб., 1993.
5. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт - Петербурга. СПб., 1996. Т. 3. С. 181-183.
6. Ермаков Василий, протоиерей. 46 лет на службе у Бога. СПб., 1999.
7. Иванов А., Кандакова О., Сухорадов А. Иконы храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Некрополь духовенства и других деятелей Православной церкви Серафимовского кладбища. Исследовательские работы школы № 40 Приморского района. СПб., 1999 - 2000 // Городской дворец творчества юных. Отдел краеведения.
8. Сотникова Н., Кочеряева Н. Мемориалы Серафимовского кладбища на братских захоронениях жертвам трагических катастроф конца XX века. Исследовательская работа учениц 11 класса гимназии №171 Центрального района СПб., 2003 - 2004 // Городской дворец творчества юных. Отдел краеведения.
  

 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com