Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / О нас / Наш духовный отец - протоиерей Василий Ермаков / Воспоминания о протоиерее Василие Ермакове / Воспоминания о духовном отце. Из книги П.Платонова "Дети Израиля на Святой Земле". Иерусалим

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Воспоминания о духовном отце 

     О батюшке отце Василие Ермакове, впервые, я услышал от своих друзей в Святом Граде Иерусалиме - Ромы и Жени, где-то в 1999-м году. Я тогда шел в духовной жизни без духовника. По отдельным вопросам обращался к разным священникам. Но чтобы кто-то руководил моей жизнью и у меня был настоящий духовный руководитель - такого конечно не было. Ребята, будучи уже тогда у отца Василия в послушании, были явно обеспокоены моей активной жизни христианина и особенно тем, что я слишком много читая духовных книг, могу впасть в состояние называемое святыми отцами «духовной прелестью», как им тогда казалось. И как им тогда виделось, что надо организовывать свою духовную жизнь обязательно через духовного руководителя. Теперь я считаю, что всё, конечно, было промыслительно. Они мне дали сначала книгу о батюшке «Во имя спасения России», сделанную в начале 90-х годов. Там были проповеди батюшки и живые воспоминания близких к нему духовных чад. Далее, мы вместе смотрели видеокассеты с богослужением и т.д.  Но тогда, конечно я ещё был далёк от мысли вручения своей жизни духовному руководителю – наставнику. Время шло вперед, проходили различные жизненные события, вместе с ними и искушения, которых чем дальше, тем становилось всё больше и больше, учитывая такой не простой в духовном смысле город как Иерусалим. Возникало множество вопросов по самым насущным проблемам духовной жизни и их просто некому было разрешить, особенно в применении к жизни бытовой, повседневной.

     Те священники, которые служили у нас на Святой Земле, не в состоянии были ответить на все насущные вопросы, а тем более руководить духовной жизнью. По прошествию некоторого времени, маленькая горсточка христиан здесь на Святой Земле в городе Иерусалиме объединилась в маленькую, крохотную православную общинку, дабы в условиях инославия, в условиях нахождения в чужой культуре, зачастую нам совершенно непонятной и чуждой привычным нам понятиям, иметь ещё между нами христианами дополнительное внелитургическое общение. И поэтому объединение было осуществлено по этому принципу. В начале, в организационном плане на эту тему было очень много дебатов и споров; а на какой основе должна организовываться наша община, должен ли быть из нашего числа руководитель, сколько раз в неделю мы должны собираться? Т.е. это были вопросы не простого, духовного плана, которые мы самостоятельно уже явно не могли решить. Вопрос тогда ставился отчетливо и конкретно – нам нужен духовный руководитель, причем обязательно священнослужитель, с опытом духовной жизни. Предлагались самые различные кандидатуры, как из местных священников, которые служили по Иерусалиму, так и из известных духовников по России и даже в Грецию обращались. Впоследствии получилось так, что определенные кандидатуры были отменены по различным причинам. И осталось всего два духовника, которые жили в России. Мы к ним обратились с вопросом: «а что же нам делать, что именно изучать, читать ли молитвы перед встречами»? Было желание и настроение читать малое повечерие и изучать Закон Божий, а потом обязательно переходить к чаепитию. По началу читали Евангелие, даже берясь его толковать, но как и о.Василий, так и о.Иероним, не благословили это продолжать. Спросили о.Василия «что же нам горемычным делать»? Батюшка неожиданно для нас благословил читать акафист Казанской иконе Божией Матери и изучать жития Новомучеников и исповедников Российских XX-го века, а также историю РОА (Русской Освободительной Армии) и соответственно путь генерал А.А. Власова.
 
Протоиерей Василий Ермаков и Павел Платонов. Иерусалим ноябрь 2005 г.
Протоиерей Василий Ермаков и Павел Платонов. Иерусалим ноябрь 2005 г.

     Естественно, поначалу, такой поворот событий вызвал у многих даже некоторый протест, в том числе и у меня. «Как же так», рассуждали мы, «мы живем здесь на Святой Земле и казалось бы, здравая логика доказывает, что надо изучать то, что близко нам здесь, историю святынь, а здесь вдруг Новомученики Российские, армия генерала Власова, да ещё совсем непонятное благословение за чаем вспоминать Россию»? Я вспоминаю те дебаты за чаем, споры, как быть. Но всё-таки интерес к теме взял вверх, и через Горний монастырь удалось достать 1-й том Новомучеников Российских иеромонаха тогда ещё Дамаскина (Орловского). Попробовали на наших встречах почитать что-то из жизни святых Новомучеников. Помню даже тему первого чтения. Это было житие Преподобномученицы Евдокии (Шиковой) с келейницами. В результате интерес к теме очень поднялся и мы стали дальше продолжать углубленно заниматься этой темой, доставая материалы, как и из каких-то редких книг, которые к нам попадали, так и из глобальной сети интернет. Тогда я работал в еврейском университете на горе Скопус, на иврите Ар Ацофим (гора часовой) в центре изучения еврейского искусства и у меня была возможность доступа к Интернету. Я был ещё совсем начинающим пользователем глобальной сети и тем более вообще компьютера. По своей основной  работе в университете помогал научным сотрудникам в архивировании материалов по еврейскому искусству, а также помогал их бухгалтеру.

     Материалов по нашим православным темам было совсем мало и я стал их разыскивать по всему пространству интернета. Здесь стали происходить интересные вещи: вдруг мне стали попадаться нужные материалы и именно те, что актуальны по нашим темам сейчас. Я был в то время совсем без опыта поиска информации в интернете, а тут вдруг всё благоустраивается, материалы сами находятся, удается что-то распечатать на принтере, и эти материалы служили темой для следующих докладов. У меня было отчетливое впечатление, что кто-то за меня усердно молился и помогал духовно. Материалы продолжали находиться один за другим, в том числе и о РОА, о Власовской армии. Также я достал в Иерусалимской библиотеке книгу западногерманского военного историка Йоахима Хоффмана «История Власовской Армии», а также собрал кое-что из интернета по этой теме, и тогда уже возникла острая необходимость переговорить на эту тему с тем, кто был живым свидетелем тех страшных событий. Рома и Женя, любезно устроили мне телефонный разговор с батюшкой. Я заранее подготовился к теме разговора и в январе 2001 года состоялся мой первый телефонный разговор с батюшкой. К радости удалось его, потом записать. Вот какой был разговор.

     Тема «Новомученики и исповедники Российской Церкви 20-го века» и «История Власовской армии», в каком контексте раскрываются?

     Первое, Новомученики Российские, Исповедники, священники  и архиереи - это одна тема. Тема, которая выявилась с 1917-го года и продолжалась до 1990-го года. Это одна - духовная сторона. Время Власовской армии, оно появилось в 1942-м году. Власовской армии ещё как таковой в 1942-м году не было, потому что немцы нас очень боялись и если бы это случилось - разгромили бы Германию в пух и прах, потому что там, в плену была кадровая армия и мы видели все издевательства немцев над пленными, над мирными жителями, над всеми так сказать «ихними свиньями». Мы очень были злы на них, почему, когда 6 мая 1945-го года, освободили Прагу, то там очень крепко им дали. Как немцы бежали, это была очень сильная немецкая дивизия Шернера стояла, очень сильная немецкая группировка. Вот почему нам не дали развернуться, почему союзники нас предали, после войны, после 9-го мая, ведь, сколько трагедий было.

Когда насильно интернировали пленных?

     Да, пленных союзники предали раз, и предали нас ещё раз те же так сказать приближённые-американцы и англичане, которые были в Ялте, договорились и нас предали.

Американцы не давали прохода отступающим  частям Власовской армии, отказывая в коридоре, тем самым, лишая их статуса военнопленных?

   Это было такой ловкой уловкой Сталина. Тех, кто будет в немецкой форме, если он в форме вермахта он считается военнопленным.

А у них же (у Власовцев) были кокарды царской армии, Российский флаг триколор и т.д.?

     Кокарды были, но на них не было написано РОА. Я когда спрашиваю своих военных, кто первый нашил на правый рукав шеврон с эмблемой? Никто не знает. Те люди, которые работали свободно у немцев, а Власова тогда ещё и не было, а были отдельные формирования, которые помогали немцам - технари, отряды самообороны. Они в отличии от немцев нашали шеврон РОА.

Т.е. движение Власова оформилось ближе к 1944 году?

     Да, к 1944 году. Отдельные части, но не Власова, они воевали против советских людей. Это было под Нарвой, потом под Берлином, но только одно подразделение-1-я дивизия генерал-лейтенанта Буняченко, крепко дала немцам под Прагой, а оттуда нас выгнали коммунисты, а затем «слопали нас».

В книге Иоахима Хофмана (немецкого военного историка) описывается, что был такой митрополит Сергий из Московской Патриархии, у Хоффмана выдвигается версия, что его расстреляли партизаны, когда он ехал в поезде?

     К этой теме у меня есть книга. Митрополит Сергий был в Пскове и возглавлял «Псковскую миссию», кто- то приедет из вас, я ему расскажу. Он призывал русских и советских людей вернуться к Богу. За это его немцы и расстреляли.

Русская Церковь за Рубежом, поддерживала движение Власова?

     Да Русской Церкви за Рубежом в то время как таковой не было, там были русские священники. Вот сейчас живёт священник отец Александр Киселёв, я его знаю с войны, он был не «зарубежником», в армии Власова он был полковым священником, в армии Власова были полковые священники. Не было тогда Зарубежной церкви, она появилась только где-то уже в конце 50-х, в начале 60-х годов.

Т.е. в книге Хоффмана, написано, что митрополит Анастасий поддерживал движение Власова, не стоит рассматривать как что-то приближённое к действительности?

     Хоффман - он сам не понимает этого.

У Хофмана мне показалось батюшка, что его как немца, некоторые рационалистические и решительные суждения отводят его порой от исторической действительности.

     Хоффман - он сам немец, и поэтому вполне естественно, что он с точки зрения немца оценивал все эти события. Там было много других документов о Власовской армии, вот их надо читать, у нас они издаются. У меня есть толстых 2 тома документов  Власовской армии. Главное знайте, ребята, что нам не дали развернуться во всей мощи и мы дали бы и немцам по «мозгам», и вот тогда война была бы со всеми и с коммунистами.

Т.е. вы имеете ввиду, что могло случиться антикоммунистическое движение Российских сил, которое могло стать отдельной 3-й силой и в том числе и политической и боролась как против немцев, так и против коммунистов?

     Немцы нам завязали руки с 1942 года, они начали сжигать наши селения. В результате провокаций коммунистов, под видом немцев специально убивавших партизан, а в ответ немцы убивали наших стариков и детей. И мы уже обозлились, и Курская битва подвела итоги.

Союз русских с немцами военный, он был с точки зрения, что только Германия была единственной страной, боровшейся с коммунизмом?

     Немцы против коммунистов не боролись. Отличие между коммунистами и фашистами-«25 см». Поэтому борьба была 2-х государств, 2-х тоталитарных идеологий, а народ отвечал. Если бы немцы писали в своих декларациях - «Гитлер-освободитель» - они бы дошли до Урала. Если бы я не видал в 1941 году как в мороз –25 градусов, мы несём хлеб раненным, а немцы не подпускали.

Позиция Власова политическая, она мне показалась была такой антимонархической? Был ближе к учредительному собранию?

     По политическим взглядам Власов был ближе к Столыпину. Тогда речи о царе не было. Она только теперь - тема царя стала подниматься.

Наверное, это выглядит логичным, что он в меру своего воспитания получил марксистское мировоззрение?

     Нет, он воспитывался советским человеком. Нет, никто уже тогда не думал о царе. Никогда в России уже царя не будет, и каким путём наша Родина, я сам не знаю, но царя не будет. Так, что сейчас – «демократия» вот эта. И у нас не написано книг об армии Власова, как не написано не одной книжки о несовершеннолетних узниках немецких концлагерей. Сейчас на эту тему пишется книга, и я в этой книге принимаю участие. Книга примерно объёмом 200 стр. и множество фотографий, там и жертвах Холокоста, как евреев уничтожали и всё это.

Я читал ваши воспоминания о РОА в вашей книге 46 лет на служении у Бога?

     Такая моя позиция обосновывается тем, что здесь (в России) о РОА никто не понимает, и я не стал заострять внимание. Объяснил для них тёмной стороной. 

     Этот разговор к радости моей сохранился и был записан потом мной на листике бумаги. После этого я стал стараться чаще звонить батюшке, а потом уже практически каждое воскресение. И мы - Иерусалимская братия в какой-то мере были счастливчики. Нам спокойно по телефону удавалось решать с батюшкой самые сложные вопросы духовной жизни и не только духовной, а также сложные вопросы житейского бытия. С тех пор жизнь моя стала заметно меняться. Вроде бы внешне ничего особенного не поменялось, но моя духовная жизнь с батюшкиной легкой руки, правильно направлялась, добавить ещё сюда батюшкину молитву обо мне и моей семье.

     Был определяющий момент, когда я укрепился в мысли, что у батюшки очень сильная дерзновенная молитва Богу. Я очень сильно заболел, а наследующий день у нас с Ромой должна была состояться встреча в университете, да мне и на работу очень нужно было, но тут такое искушение – высокая температура – грипп. Вдруг Рома звонит спросить как дела. Я ему в ответ:

     -Слушай Рома, совсем плохо, я заболел не на шутку, так что совсем слег и завтра врядли приду в университет.

     -Да, ты что. А ты возьми водки и туда перца черного побольше положи и выпей залпом, должно помочь.

     -Да ты что, какая водка, мне совсем плохо станет.

     -Ну ладно. Я сейчас вечером буду батюшке звонить и попрошу его помолиться о тебе.

     Я поблагодарил Рому за внимание к моей персоне и пошел спать. А на утро встаю раненько по будильнику и ничего не понимаю. Болезни моей как не бывало, как и высокой температуры и всех симптомов болезни. У меня невольно возникло недоумение: как же так, куда это вдруг болезнь делась? А дальше раз здоров, так пошел себе в университет. А там возле двери нашего отдела как бы случайно встречаю Рому, а он мне сразу:

    -Ну что, как ты себя чувствуешь?

    -Да ты знаешь, не понимаю, что со мной происходит, вдруг всю болезнь как рукой сняло.

     -Правильно, я ведь батюшку попросил, чтобы он о тебе помолился.

     Это был, конечно же, удивительный случай. И, наверное, промыслительно, что так случилось со мной, видимо надо было вот таким чудесным случаем убедиться в силе молитвы дорогого батюшки. После этого случая у меня сложилось благоговейное, доверительно любящее отношение к батюшке.
     Потом уже стал гораздо чаще звонить, и не было случая, чтобы батюшка какой-либо вопрос не разъяснил мне, не подсказал советом, не выслушал. Такого теплосердечного отношения, я никогда не встречал в своей жизни. Батюшка подсказывает, учит нас самих думать самостоятельно разбираться на дороге жизни, где путь Веры, а где неправда жизни. Учит, как правильно понимать историю, разбивая своим колоссальным опытом, тяжелейшие хитросплетения апокрифов, что незаметно утвердились вокруг нас, а также клишированные псевдодуховные понятия, всячески воспитывая живую и крепкую Веру и искреннее стремление к Богу. Здесь положительно, в частности для меня как русского человека по крови и Вере, волею судьбы оказавшегося на Святой Земле, батюшка повлиял своей беззаветно преданной любовью к дорогой Отчизне – Матери России. Этот дух здорового, трезвенного и духовно выстраданного и искреннего патриотизма к своей любимой стране России, наполняет и нас своей радостью и оптимизмом, заставляя совсем по-другому посмотреть на многие жизненоважные вещи, зачастую при обычных стечениях обстоятельств нами не замечаемые и пропускаемые. Этот дух заставляет нас выделить главное в духовной жизни, отбросив всё ненужное и мешающее и позволяет раскрыться каждому из нас в своей творческой яркой полноте. Для меня батюшка, если можно так выразиться, открыл по-новому Россию. Через него я узнал по-другому эту великую страну, смог понять глубину души верующего русского человека. Я как бы прикоснулся к той дореволюционной России, славящейся огромным опытом своей духовной сокровищницы, так бережно и свято хранившийся более тысячи лет патриотами своей страны. Батюшка разбивает привычные для нас понятия, всячески подталкивая вдуматься в конкретную ситуацию, не «гнать время», осмотреться вокруг себя. Его видение души человека поражает и продолжает удивлять всех обращающихся к нему людей. Здесь сказывается благодать более 50-ти летнего священства – его пастырского служения русскому народу.

     Ведь во всем Иерусалиме не нашлось священника, который взялся и смог руководить крошечной Православной Общиной. А в городе Святого Апостола Петра, нашелся Пастырь добрый, который откликнулся на порыв нашей души, не отказал нам, с миром принял, духовно наставил и учит, как любить Бога, как любить Святую Матерь Церковь и дорогую Отчизну – Мать Россию! Это при том, что географически мы находимся на расстоянии более трёх тысяч километров, образовалась такая крепкая духовная связь – Санкт-Петербург-Иерусалим. Мы дорожим этой глубокой духовной связью и преданно и беззаветно, до глубины души любим своего духовного отца, который для нас - та частичка России Матери - та яркая частичка благодати Православия, которая не дает нам духовно погибнуть здесь на Святой Земле среди очень сильных искушений, среди условий инославия, среди ведущихся практически постоянно необъявленных войн, среди непрекращающегося терроризма и растущих как грибы ересей. Батюшка укрепляет нас своим духом оптимизма, своей крепкой Верой в Бога, что значит можно идти за Христом не там где мы хотим, а там, куда Господь нас позвал. Что значит можно преодолевать искушения и скорби и нести свой крест, спасительно данный нам каждому по своим силам, но главное одно обстоятельство: никогда, чтобы не случилось, не отходить от Бога, от Святой Матери Церкви, а остальное всё приложиться, всё образуется. Надо только помнить, что мы христиане – свидетели Воскресения Христова. И здесь, во Святой Граде Иерусалиме, откуда всему миру воссиял свет евангельской правды жизни о Воскресшем Господе нашем и Спасе Иисусе Христе, мы -христиане здесь живущие, вдвойне ответственны перед Богом за свои действия и поступки. Мы не имеем права не слушаться своего духовного отца. Мы не имеем права отходить от Православной Веры, увлекаясь ложными учениями и безумно идя учиться Вере у лжеучителей. Мы должны свято ценить, что Господь нам дает своей щедрой рукой. Мы должны ценить эту радость Веры и благодарить Господа, что Он нам дал такого духовного отца как отец Василий Ермаков!

Многая Вам лета дорогой Батюшка

и добрый дедушка отец Василий - Пастырь Добрый

Великой Матери России – Святой Руси!!!

     Ещё один яркий случай с явным исцелением произошел по молитве батюшки с моей мамой, которая страдала всю жизнь язвой желудка и мучилась периодическими приступами. После очередного приступа, когда мама уже слегла в постель, я решился попросить у батюшки помолиться за неё. Батюшка внимательно выслушал и сказал загадочно:

     -Я слышал, что у нас в народе говорят, что от язвы помогает какао с молочком. Пусть мама попьет его.

     Я всё в точности передаю маме, а она мне в ответ:

     -Да ты что, Павлуша, мне совсем нельзя какао пить, у меня сразу такой острый приступ начнется.

     -Мама, а ты из-за послушания выпей пожайлуста. Так батюшка благословил.

     Мама согласилась попить какао с молочком и через некоторое время совсем забыло о язве. Всё прошло. Вот видите, как мудро в народе говорят: «попить какао с молочком и всё». Далее был удивительный случай с болезнью моего сына, ему было тогда четыре с половиной года. У него были ревматические боли в ноге и до такой степени, что в один прекрасный момент он упал и не мог ходить из-за болей. Мы водили его в больницу, делали все нужные снимки, анализы, прошли многих врачей, но всё напрасно, эти явления продолжались. Мы пробовали служить молебен у чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Горненском монастыре в Иерусалиме, но и это не помогало. Я опять по телефону стал обращаться к батюшке за помощью. Батюшка в этот раз загадочно говорит мне:

     -Я слышал, как у нас в народе говорят, что при такой болезни нужно к больному месту приложить лист лопуха к ноге. У нас в России таких лопухов много.

     Конечно же, я сразу очень удивился, а потом стал думать, где же мне достать эти листы лопуха, да ещё обязательно из России, находясь в Иерусалиме. Неожиданно я вспомнил, что мой духовный тезоименитый друг Паша, находился в это время в России и у него был с собой мобильный телефон. Я решился позвонить. Он также был несколько удивлен такому повороту событий и моей просьбе, но по послушанию батюшке привез мне этих листьев лопуха из России. Мы приложили листья на ночь к ноге сына, а на утро у него сначала были сильные боли, а затем стали потихоньку проходить и к вечеру совсем исчезли и мы пошли тут же играть в футбол на детской площадке. Да только если это, сколько батюшка мне помог и через меня другим людям своими духовными советами! Мы три года жили в одном из совсем плохих районов Иерусалима, неблагополучных одним словом, здесь и наркоманов много и т.д. Я был очень обеспокоен за детей и стал просить благословения у батюшки на переезд в другой, более благополучный район. Это оказалось совсем не просто, конечно, прежде всего, в виду наших скромных материальных возможностей. Впоследствии вышло так, что брат супруги переехал к нам в Иерусалим с севера Израиля, по разным личным обстоятельствам. Батюшка благословил, чтобы он с нами пожил и мы стали искать квартиру, чтобы у него была отдельная комната. Договор на съём старой квартиры подходил к концу и моя супруга начинал нервничать. Батюшка благословил ждать ещё и так было несколько раз, снова «подождать ещё», а потом как-то неожиданно говорит:

     -Какой завтра праздник?

     -Не знаю батюшка.

     -А я знаю Пашенька, иконы Знамение. Вот завтра поеду в духовную академию и буду за вас молиться у чудотворной иконы Царскосельской Божией Матери.

     Я поблагодарил батюшку от всей души за такое теплосердечное отношение к нам. Вдруг на следующий день мне попадается объявление о подходящей нам квартире. Мы созваниваемся с её хозяином, он как раз оказался таксистом и подбросил нас прямо до нашего будущего дома. Это оказался прекрасный район, один из лучших в Иерусалиме, раскинувшийся на одном из живописнейших холмов, с прекрасными, хорошо оборудованными детскими площадками. Географически находиться этот район где-то между Вифлеемом и Горненским монастырем. Мы потом даже не могли поверить своему счастью, только когда уже переехали на новую квартиру. И по сей день там живём.

    Помню еще, как у мамы были неприятности с министерством внутренних дел, грозившем санкциями вплоть до высылки из страны, но по молитвам батюшки всё устроилось. А самое длинное дело, что батюшка  благословил и всячески укреплял меня в этом деле – это было дело с судебной тяжбой. Когда я проработал в одной охранной фирме в Иерусалиме три с половиной года и в последнем моем месте работы от этой фирмы в одной из респектабельный гостиниц в Иерусалиме, они вынужденно прекратили работу и по закону были обязаны были выплатить компенсацию по выслуге лет, а также по дополнительным часам, оздоровительный и отпускным. Эти фирмы, как правило, не доплачивают своим работникам деньги, что позволяет им наживать на этом крупные прибыли. Кто-то из работников затем подает на них в суд по трудовому законодательству, но судебный процесс-это совсем не простое дело, не каждый решается. Ибо иногда фирмы нанимают сильных адвокатов и выигрывают дела, либо сводят сумму выплат к ничтожно малой, что и не стоит так бороться с ними. В общем, не все решаются судиться. Но здесь батюшка как раз благословил меня судиться и я пошел на это непростое дело из-за послушания. Признаюсь, что суд бы для меня одним из непростых послушаний. Прежде всего, обратился через знакомых супруги к адвокату от профсоюза, чтобы получить юридическую консультацию, а дальше уже действовал сам. Далее нужно было найти суд по трудовому законодательству. Он оказался, втиснут в арабскую деревню где-то в северном Иерусалиме. Там подал исковое заявление. Приглашение на первое заседание суда получил уже где-то через месяца два.  Это обычно устраиваемая судом встреча двух сторон с попыткой привести их к какому-то взаимоприемлемому компромиссу. Здесь судьи как такого нет и на такое заседание приглашается какой-нибудь пенсионер - представитель общественности. Помню, как прибыл на эту встречу, там сидел представитель общественности и адвокат, защищавший фирму. В ходе начавшейся беседы у меня сложилось явное и ясное впечатление, что этот представитель общественности явно подыгрывает адвокату, который вёл себя очень самоуверенно и цинично, пестря юридическими терминами и знаниями высокого иврита. Они «гнули» заранее договоренную линию разговора, обвиняя меня чуть ли не в мошенничестве. Далее этот адвокат предлагал закончить дело на такой ничтожной сумме, что превышала даже всякие абсурды. Представитель общественности стал меня пугать тем, что дело заранее проиграно, что у мня нет никаких шансов на успешное завершения этого дела, только лишь будет оплата судебных издержек. Здесь я обратил внимание, что эти ребята явно в одной команде и они  меня конкретно уговаривают на отзыв искового заявления и подписания соглашения, согласно которому за ничтожную сумму, выплаченную мне как компенсацию – это дело закрывается. Естественно, что на эти условия соглашаться было неприемлемо, и я не пошел на подписание этого соглашения. Через некоторое время, мне мой один сотрудник по работе в гостинице помог составить грамотное юридическое письмо на хорошем иврите. Я отправил это письмо в суд, где в письме  в частности просил в виду необъективности представителя общественности и подыгрывания его в сторону ответчика предоставить мне настоящего судью, а не представителя общественности. По прошествии некоторого времени получил положительный ответ из суда с удовлетворением моей просьбы и приглашением на заседание суда с конкретно назначенной датой. Батюшка во время всех этих моих судебных  тяжб, меня поддерживал морально и духовно укреплял. А весь этот судебный процесс в целом растянулся практически на год. Интересно, что в тот самый день, когда должно было, состоятся заседание суда и я уже договорился на работе, что на время суда пойду на заседание прямо со смены, но по иронии судьбы, а вернее сказать по Промыслу Божьему, накануне этого дня в Иерусалиме пошел такой обильный снегопад, можно сказать целая снежная буря, что всякое движение остановилось. Ведь Иерусалим находится на горах, на высоте более 800 метров над уровнем моря, при обильных снегопадах здесь создаются реальные проблемы движения, вплоть до полного прекращения движения городского транспорта и работы всех общественных учреждений, в том числе и городских судов. Передвигаются по городу в основном автомобили с повышенной проходимостью и только с медленной скоростью. В результате этого снегопада, я со своим сотрудником по работе оказался буквально в снежном плену. И что действительно оказалось иронично - фирма, с которой я судился, стала работать в хозяйственном отделе нового места работы, охраняемой нами гостиницы только теперь через другую фирму. Здесь я увидел заместителя управляющего фирмы, с которой судился, чуть ли не каждый день, а он и на суде не мог меня толком вспомнить. Они такими становятся забывчивыми, когда дело касается денег, не выплаченных по закону своему работнику, стоят на своём до самого суда, надеясь в любом случае увернуться. В результате этой снежной бури никакие суды не работали, как и другие общественные учреждения и мой суд перенесли на три месяца вперёд ближе к концу мая 2003 года. Накладывалось и психологическое напряжение, т.к. представители этой фирмы очень уверено себя вели на первой встрече, наняли толкового и грамотного адвоката. Я до суда успел съездить в свою первую поездку в Россию. Мои впечатления отразились в книге «Дети Израиля в России - свидетельства паломников». Заседание суда было назначено буквально через несколько дней после моего возвращения.

      И вот в ясный солнечный день моего судебного заседания, я прибыл в район Иерусалима называемый на иврите Гиват Царфатит (в переводе с иврита Французский Холм). У меня был запас времени перед судом и я решил переждать время и пошел в глубину жилого района отдохнуть на скамейке в тени деревьев, размышляя о предстоящем заседании, заодно прочитав кафизму псалтири. Время пролетело незаметно, и я пошел в здание суда. Адвокат уже мне известный, а также замуправляющего фирмы с которой я судился, уже ждали возле небольшого зала для судебных разбирательств. Удивительно, что в этот день у меня было вообще очень хорошее расположение духа. Явно ощущалось, что за меня молятся, и чувствовалась явная невидимая помощь. Нас пригласили в зал, там как раз заканчивался предыдущий суд. Наконец началось и наше заседание. Сохранился его протокол на иврите, т.к. секретарша записывала основную линию разговора. Судья оказался верующим человеком средних лет, спокойный и выдержанный. На меня он сразу произвел положительное впечатление. Адвокат фирмы ответчика, знакомый мне из предыдущей встречи был очень самоуверенно настроен, как и замуправляющего. Они вели себя так, словно уже выграли суд и осталось просто решить какие-то незначительные формальности. Адвокату первому предоставили слово. Совсем забыл рассказать, что в начале заседания вышел казус. По закону положено, чтобы на суде такого статуса, кроме судьи обязаны присутствовать двое присяжных заседателей из представителей общественности. Так вот один из них был как раз тот самый, кого я в письме уличил в необъективности действий. Он, по-видимому, весьма впечатлился моим письмом, правду ведь не всегда бывает радостно о себе знать, и в результате наш горе присяжный покинул суд в «знак протеста и с сильным возмущением», до начала заседания. Судья спросил меня и сторону ответчика «готовы ли мы начинать заседание без  одного представителя общественности»? Мы вполне согласились. Меня не представлял никакой адвокат. Слово предоставили их адвокату и он начал свою речь с того, что «демол, что тут решать, что тут рассуждать, всё ясно как день и дальше стал меня представлять как какого-то преступника и ли в лучшем случае «мошенника», собирающегося «ограбить» несчастную охранную фирму, так заботящуюся о своих работниках. Вероятно, у него был подготовлен план речи, выработана своя тактика и т.д. Он продолжал свою блистательную речь минут пятнадцать. Далее слово предоставили мне, а замуправляющего попросили выйти в коридор. Помню, когда я начал свою речь, то плана особого не было, но то, что дальше стало происходить, удивило даже меня самого. Нужные слова находились как-то сами собой, было ясное и отчетливое ощущение, что мне кто-то небесно помогает. Чужой язык, сложные юридические термины, здесь надо было быть очень внимательным, чтобы не попасть в юридические ловушки, сплетенные мне их адвокатом. Нужные слова лились сами собой, а про себя я тихо и глубоко молился:

Пресвятая Богородица Спаси нас!

Святителе Отче Николае моли Бога о нас!

Святый Праведный Отче Иоанне Пастыре Кронштадский

моли Бога о нас!

     В большое окно зала заседания хорошо были видны горы вокруг Иерусалима – Библейский пейзаж. Ровно, спокойно, лились нужные слова на древнееврейском языке, с использованием сложных юридических терминов, с понятием о местных законах государства. Где-то на половине речи, адвокат стал нервничать, всё время порываться что-то сказать. А по окончанию моей речи, он уже не выглядел таким самоуверенным, а больше нервно-возбужденным. Потом пошли перекрестные вопросы друг другу, сначала были его вопросы. Здесь он их стал почему-то задавать несколько одновременно, пытаясь видимо такой психологической атакой вывести меня из равновесия. Я был настроен совершенно невозмутимо, в спокойном и выдержанном расположении духа. В результате сам этот адвокат не выдержал и вышел из себя, стал вдруг почти истерически кричать. Я спокойно попросил судью унять разбушевавшегося «ревнителя правды», т.к. и без криков прекрасно слышу его. Далее в течение заседания такие «истерики» повторялись еще дважды. Ближе к концу этого бурного заседания, позвали ждущего в коридоре замуправляющего фирмой. Он также стал говорить про меня невероятные вещи, причем противоречащие одна другой. В своем ответном слове, я напомнил ему, как на самом деле происходили события, а самое главное его действия при этом. Такое «освежение памяти» по-видимому, растормошило этого инфантильного по ментальности человека. Далее они уже вдвоем с адвокатом стали уговаривать судью перенести это заседание дальше, чтобы у них было достаточно времени ещё подготовиться к суду и таким образом как-то оттянуть события, не совсем для них хорошо поворачивающиеся. Судья спросил меня в свою очередь, согласен ли я на такой поворот событий? Я ответил, что не согласен ни на какие отсрочки суда и хочу завершить это дело сегодня, а представителям фирмы ответчика, было предоставлено достаточно времени, чтобы достойно подготовиться. На этом заседание закончилось и судья нам сообщил, что протоколы заседания мы можем получить прямо сейчас, а решение суда получим по почте в течение двух недель.

     Где-то через две недели по почте пришло решение суда, где фирма ответчик против которой я судился обязывалась выплатить мне очень солидную сумму, что они потом и сделали. Так по молитвам батюшки благополучно завершилась эта история. Признаюсь, что это было одно из самых сложных послушаний, что мне пришлось когда-то нести в своей жизни. А ведь в начале всё складывалось совсем против меня. Батюшка вселил в меня ту бодрость духа, что значит можно не пасовать перед сложными жизненными обстоятельствами, можно проявить терпение, стойкость, послушание, даже если уныние предательски делает свое дело, не давая выполнить благословение духовного отца, тихонечко нашептывая разные малодушные мысли: «не получится, не выйдет, а может батюшка не правильно советует, он далеко, как он может знать»? Всё это уныние было отброшено однозначно и результат налицо – по благословению батюшки суд выигран.

     Помню ещё такой очень интересный случай. Я звоню батюшке с работы, вырвался на пятиминутный перерыв, чтобы позвонить и благословиться на следующую недельку у батюшки, а батюшка с первой же фразы говорит:

     -Ну как там на новой работе-то? Старый город близко?

А я действительно только первый день вышел на эту работу, и здание этой гостиницы находилось прямо напротив старого города Иерусалима, недалеко от Сионской горы. О том, что я перешел на эту работу еще никто не знал.

     А как-то у меня уже на другом месте работы по охране одного из отелей Иерусалима исчезла странным образом обойма с патронами из сейфа. Нет в сейфе и всё, и делай, что хочешь, хотя я предполагал, что предыдущий мой напарник по смене мог просто не вложить обойму в сейф. В любом случае история выходила неприятная. Я в разговоре по телефону с батюшкой, рассказал ему эту историю и на следующий день подхожу как обычно к сейфу, чтобы получить оружие, почему-то поднимаю верх на ящик над сейфом и вижу пропавшую обойму, хотя за день до этого мы всё там обыскали и ничего не нашли.

     Брат моей супруги решил поехать на север Израиля на машине из Иерусалима, но почему-то попросил взять через меня у батюшки благословение на поездку. Батюшка благословил и сказал при этом:

     -Пусть едет, но поосторожней.

     Он поехал, а когда благополучно вернулся назад в Иерусалим по прошествию нескольких дней, то рассказал удивительную историю, что на его глазах произошла страшная авария и он не знает, но просто чудо какое-то как он успел нажать на тормоза и остановиться, практически не нажимая на тормоза, а перед ним прямо на глазах столкнулось несколько подряд машин, начался пожар.

    Вообще моя семья ощущала и ощущает постоянную духовную и молитвенную помощь дорогого батюшки отца Василия и очень благодарна ему за такое теплосердечное отношение к нам.

Многая Вам лета дорогой Батюшка отец Василий –

Пастырь добрый земли Русской!!!


Павел Платонов
21 марта 2004 года Иерусалим
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com