Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Мы – счастливые люди
 
Впервые я познакомилась с батюшкой, когда он приехал в Болхов в свой родной дом, где раньше жили его родители. Для меня батюшка тогда был просто сосед. Мы его называли Василий Тимофеевич. Его дом на тот момент был после пожара, и жить в нем было невозможно. Батюшка приехал поздней осенью, и единственным помещением, где можно было находиться недолгое время, была веранда. Летняя холодная веранда. Мы пригласили его ночевать к себе. На что он сказал: «Нет, дома и стены греют». В доме не было электричества — была обрезана проводка после пожара. Горячую еду мы носили из своего дома, потому что готовить тоже было не на чем. Совершенно походные условия. Мы принесли несколько одеял, по возможности устроили. И я думала: «Какая неволя заставляет человека терпеть такие неудобства.
 
Чего ради?» Меня тогда удивила такая глубокая любовь к родному дому. А батюшка сказал, что даже вот в таких условиях в родном доме он отдыхает телом и душой.
 
Батюшка попросил ему помочь по устройству дома и оформлению всего имущества. И когда я начала заниматься документами, возникла необходимость сделать доверенность. Я думала, что батюшка ее просто пришлет, а он говорит: «Приезжай в Санкт-Петербург, мы здесь все, что нужно, оформим». Вот после этой поездки я и открыла для себя батюшку. Я увидела, сколько народа окружает его, сколько людей ждут, когда он выйдет из храма, чтобы благословиться, посоветоваться. То есть насколько он востребован, насколько он окружен любящими его людьми, насколько он всем нужен. Я начала ходить на службы, читать духовную литературу и просто менять свой жизненный уклад, равняться на батюшкиных чад, которые жили, можно сказать так, по батюшкиному заданию.
 
В следующий его приезд я постаралась хотя бы в меру своих сил и возможностей рассказать о батюшке в Болхове и собрать в его доме людей, которые впоследствии очень дорожили батюшкиным мнением, очень любили и до сих пор любят его.
 
Как батюшка говорил: «Собираем свою бригаду». Одной из моих задач стало вовремя рассказать всем, что батюшка едет к себе домой. В каждый его приезд собиралось много народа. Кто не доехал до Питера, кому было ближе сюда. Например, из Курска, Брянска, Калуги до Питера далеко, а до Болхова значительно ближе. Поэтому многие просто ждали с нетерпением, когда батюшка сюда приедет в отпуск или на несколько дней, чтобы здесь с ним встретиться. К этому времени было уже не стыдно пригласить гостей в дом, где батюшка мог принимать народ.
 
Батюшка ждал моих звонков о болховских новостях. Его интересовало: «Как, что происходит в болховских храмах? Как там живут? Как дела у священников? Как восстанавливаются болховские святыни?» Я рассказывала обо всем. То купола поставили, то внутри ремонт начался, то настоятель сменился в каком-то из храмов. Все до мелочей батюшке было интересно, и очень трогало его, когда появлялись в церкви новые иконы, когда на службах было много людей, когда болховчане начинали возвращаться в храм, воцерковляться.
 
Батюшка знакомил своих гостей с благодатными уголками своего родного края, моей задачей было: проводить, показать, рассказать. С каждым батюшкиным приездом расширялся круг наших «путешествий». Так, например, мы ездили в Брянск на Партизанскую Поляну, а военная тема была батюшке очень интересна. Ездили в Брянскую область в Николо-Одринскую пустынь. Побывали в Площанской пустыни. Каждый год батюшка обязательно посещал Оптину пустынь, Шамордино, и конечно город Курск и Курскую коренную пустынь, то есть, путешествовали по всей округе. И батюшка не просто ездил сам, он старался с собою брать болховчан, чтобы показывать им, как нужно отдыхать, путешествовать с пользой для души. И потом каждый раз получалось так, что когда к батюшке приезжали новые гости, он говорил так: «Этого вези туда. Этого вези сюда». Он как бы подталкивал к тому, чтобы рассказывать и показывать всю красоту нашего города, узнавать какие-то новые интересные места по всей округе.
 
В один из летних приездов батюшки мы поехали в национальный парк «Орловское полесье» на источник во имя Казанской иконы Божией Матери.
 
Приехали в село, где стояли обвалившиеся стены храма. Батюшка зашел вовнутрь, посмотрел и сказал: «Скоро здесь будем служить Литургию». А мы тогда его только начинали узнавать, и нам очень многое было непонятно из того, что он говорил. Мы удивились, пожали плечами: «Какая Литургия, здесь одни развалины». А через два года храм восстановили и служили первую Литургию.
 
Потом зашли в соседний магазин, батюшка всем купил мороженое. А продавец говорит: «Ой, вот вы опоздали немножко, Егор Семенович был (у нас тогда губернатором был Егор Семенович Строев). Егор Семенович только что проезжал с гостями, вот бы вам повстречаться». На что батюшка сказал: «Мы еще повстречаемся. Наше от нас не уйдет».
 
Поехали к источнику. Сильный паводок размыл мост, и остановиться можно было только перед озером, а у батюшки очень болели ноги. Он говорит: «Идите, я здесь погуляю».
 
Потом походил возле бережка и сказал: «Нет. Надо ведь идти. У нас там встреча будет». Мы подошли к источнику, батюшка ножками пошел по водичке, а мы все разошлись в лес, кто за чем: кто-то чернику батюшке нес на угощение, кто-то грибов набрал, кто-то землянички немножко, и видим, что батюшка возле источника разговаривает с губернатором. Так вот, Егор Семенович приехал на источник на десять минут, а задержался на полтора часа. Они с батюшкой вспоминали военное время. Оказывается, Егор Семенович еще маленьким ребенком на руках у матери был, их угнали в плен. И батюшка рассказал о военном времени, как тоже попал в плен. Говорили об уникальности этого источника, о болховских храмах.
 
О том, что нужно восстанавливать, возрождать красоту центральной части России и малые города в особенности. О том, что город Болхов — уникальный город Орловской области, и нужно помочь ему возродиться, тогда он будет привлекателен для всех не только ближних, но и дальних гостей.
 
 
И со следующего года болховские храмы стали постепенно входить во всевозможные федеральные программы. Егор Семенович начал помогать, финансировать восстановление. Первым был восстановлен Спасо-Преображенский собор, потом храм Святой Живоначальной Троицы, Георгиевская церковь. Вот так постепенно из обрубленных колоколен вырастали опять купола. Потихоньку Болхов возвращался к своей православной жизни, благодаря восстановлению православных святынь. Благодаря батюшкиному разговору с Егором Семеновичем, но главное, конечно же, благодаря батюшкиной молитве. И дальше с каждым батюшкиным приездом можно было отсчитывать: приехал батюшка — почти восстановлен один из храмов.
 
В следующем году опять приехал батюшка — следующий храм, в него уже можно заходить священнику, начинать службу.
 
Тогда еще действовали какие-то предприятия, а сейчас очень многие не работают, но жизнь-то все равно продолжается. Чем тяжелее живется, тем больше народ обращается к Богу. Молится, просит... Просили и у батюшки его молитв и помощи: кому-то с работой, кому-то в каких других вещах. Я не могу сказать, что резко изменились социальная  политика в городе или его положение, но люди стали намного мягче, намного понятливей. Просто многие стали жить, как батюшка учил: «Помолись, а потом иди — работай. Отдай долг Богу и Церкви, а потом уже вспоминай обо всех остальных долгах».
 
Батюшка стремился показать всем величие этого маленького среднерусского города. Ведь здесь было двадцать восемь церквей, действовало два монастыря. Даже сейчас в келье преподобного Амвросия Оптинского пребывает образ, написанный именно у нас в Болхове во Всесвятском женском монастыре — икона Божией Матери «Спорительница хлебов». Город был благочестив, уникален благолепием своих храмов, и, конечно, не случайно, что отсюда вышло столько людей, посвятивших себя Богу. Батюшка чувствовал душу Болхова, ее намоленность, величие духовное, конечно, понимая, что вернуть это непросто, он молился и все делал для этого. Он жизнью своей показывал и учил нас ценить и любить то, что нас окружает, дорожить своей историей, традициями, беречь Отечество, возрождать свои души и Россию.
 
В 1998 году, когда батюшка сетовал о возрождении болховских храмов, он говорил о том, что «в Болхове нужна хорошая гостиница, потому что скоро будет много паломников». А мы тогда только начинали узнавать батюшку, смотрели на него с непониманием. Удивлялись: «Зачем в Болхове гостиница? Есть муниципальная гостиница. Да откуда в Болхове народу взяться, и что они здесь будут делать?» А на Соборе 2000 года был канонизирован священноисповедник Георгий Косов, который служил недалеко от Болхова в Спас-Чекряке. Потом были обретены его святые мощи и помещены в Спасо-Преображенский собор для общего поклонения. Эта информация очень быстро прошла по православным источникам, и народ поехал в Болхов. А город, к сожалению, к этому был не готов. Не было хороших условий для проживания, не было никого, кто бы сформировал нормальное экскурсионное обслуживание, все рассказал. Но вот как раз тогда батюшка и сказал заниматься Чекряком, сделать хорошую экскурсию и разработать паломнические маршруты, связанные именно с Болховом, таким образом постепенно и возникло некоммерческое партнерство «Болховская старина».
 
Начали решать вопрос проживания, была куплена недвижимость — бывшее пищевое производство. Это и послужило началом строительства гостиного подворья. Место было выбрано батюшкой. Мы привезли ему карту, и он сразу показал на территорию бывшего пищекомбината, недалеко от его дома. Но по своему состоянию это был наихудший из всех объектов. Территория была необитаема несколько лет. На воротах написано: «Заходи. Бери все». Когда батюшка указал на это место, я возразила: «Батюшка, это самое страшное из того, что нам предлагали». А он сказал: «Ну и что. Зато рядом с нашим домом.
 
Тебе будет бегать близко на работу». А я тогда к «Болховской старине» никакого отношения не имела, но уже через полгода я действительно бегала сюда на работу.
 
И удивительно, что совсем малыми силами мы сумели выполнить огромный объем  работы. Восстановили основной корпус и подготовили условия для проживания за девять месяцев. Без батюшкиных молитв мы бы ничего не сделали. Говорят: «Глаза боятся — а руки делают», но здесь руки и глаза боялись. Каждый раз звонили батюшке: «Ой, караул, ой…», — а он говорил: «Ничего, давайте потихонечку. Давайте вперед, вперед». Вот так и продвинулись, так потихоньку все и сделали.
 
Был еще такой случай с гостиницей. Батюшки уже не было. Звонят из Госэкспертизы и говорят: «У вас не хватает техусловий на электрику, если в течение трех дней предоставите необходимую документацию, мы даем положительное заключение, а если нет, то отрицательное, и проект надо переделывать».
 
Приезжаю на городскую подстанцию, рассказываю, что мне нужно, а они на меня смотрят и говорят: «А ты вообще понимаешь, что ты просишь? В округе такой мощности, какая запланирована у вас по проекту, нет. Тебе нужно в техусловия забить строительство выделенной линии от районной подстанции: столбы, опоры, провода. А потом все это построить. Ты понимаешь?» То, что казалось мне простым, на самом деле было самым сложным. Я посмотрела на батюшкину фотографию и, плача, рассказала ему все. Вечером мне позвонил начальник городской подстанции и сказал, как можно все решить. Вот ведь как, я батюшке рассказала, и в течение нескольких часов все уже решилось. Вот так батюшка родненький о нас молится.
 
И, как говорят болховчане: «Мы без батюшки осиротели. Не знаешь, к кому голову приклонить. Не знаешь, у кого совета спросить».
 
Когда впервые новый Владыка Орловско-Ливенской епархии Антоний приехал в Болховский район и увидел возрожденные храмы, новое гостиничное подворье, большое число молящихся людей на службе, он сказал:
 
«Таких людей, как батюшка Василий, совсем немного, и их нужно очень ценить. Те, кто был знаком с батюшкой, — счастливые люди, потому что встретили на жизненном пути такого человека».
 
Сейчас в Болхов можно приехать так же, как и во времена батюшки, чтобы отдохнуть и помолиться, познакомиться с его родиной, с маленьким городом в самом сердце России, в свое время настолько благочестивым, что о нем говорили по всей округе, и даже в Москве и Санкт-Петербурге. Батюшка хотел, чтобы люди вернулись к своим истокам, узнали историю и жизнь маленького уездного города, откуда начинается Родина. Благодаря батюшке условия для этого в Болхове существуют. Где остановиться — есть, можно обратиться за экскурсионным обслуживанием в краеведческий музей или просто взять карту района и попутешествовать самостоятельно.
 
Если кому-то будет нужна какая-то помощь, я с удовольствием эту помощь окажу. Батюшка говорил, что возрождение России пойдет от малых городов. Его деятельная назидательная любовь к Болхову, которую он нам завещал, — это не только и не просто любовь к малой Родине, это и любовь к нашим глубоким корням, к душе русского православного человека, а главное — это любовь к Богу, Которому батюшка отдал все свою жизнь и к Которому неутомимо вел всех нас.
 
Трофимова Галина Николаевна
 
Директор краеведческого музея
 
г. Болхов

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com