|
||||||||||||||||||||||||
Главная / О нас / Наш духовный отец - протоиерей Василий Ермаков / 3 февраля 2015 года. Газета "Православная Русь" № 6. К 8-летию памяти протоиерея Василия Ермакова / «Ты приходи к нам, приходи». Анатолий Николаевич Калганов, капитан первого ранга |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
«Ты приходи к нам, приходи»
Анатолий Николаевич
Калганов,
капитан первого ранга
Я прослужил почти тридцать лет на севере,
двадцать шесть из них – на подводных лодках. Потом мы с семьей вернулись в Питер и оказались здесь,
рядом с батюшкой и экипажем «Курска». Я ребят хоронил и периодически приходил
«к ним» на Серафимовское кладбище. В то время, когда происходило захоронение, я
батюшку еще не знал. Видел, извините, священник
в рясе какой-то ходит, кадилом
размахивает, слова непонятные говорит. Я даже не знал, что там и церковь-то
есть, не обращал внимания. А потом, уже спустя какое-то время, год-два, приезжает
мой друг из Пскова, тоже подводник, и говорит: «Пошли, к ребятам сходим». Это
было в 2005 году. Пришли, возложили цветы, помянули по морской традиции, стоим
у могилы. А вот дальше что, я сам даже не могу вспомнить. Кажется, колокол зазвонил
в церкви, вдруг меня как что-то толкнуло и позвало на этот звук. Храм. Заходим
туда – стоит народ. А я стою у входа и не знаю, зачем пришел и что я вообще тут делаю. До этого один раз был в
церкви случайно, в Киеве, да и то, зашёл, посмотрел и ушёл сразу. А тут все
стоят, ждут чего-то, и я жду. Думаю: «Что ж такое будет сейчас?» Вдруг выходит
батюшка, народ стоит, все замерли.
И он стоит, на всех смотрит. И вдруг,
остановил на мне взгляд и, рассекая толпу, подошел. Опёрся локтем на
меня и спрашивает: «А ты чего пришел сюда?» Я вольготно, с бравадой говорю: «А
чего, нельзя, что ли?» Он спокойно говорит: «Да нет, можно. Просто ведь
любопытно. Вроде уже немолодой человек. Почему раньше не заходил? Зачём сейчас
зашел?». А я говорю: «А я сам не знаю. И вообще, я не сюда пришёл, я к друзьям
пришёл, помянуть». «– Каким друзьям?». «– Да вот, здесь, недалеко от вас экипаж
«Курска» похоронен наш». «– Да? А ты, что, знаешь их?». «– Да, служили со
мной». Он говорит: «Интересно, интересно». Еще сильнее об меня оперся и опять
давай спрашивать: «А где служили? А кто по званию?» Очень подробно
расспрашивал, долго стояли с ним. Потом, позже я узнал, что он к
Военному-морскому флоту по-особенному относился. С большим уважением. Поговорили.
А он и говорит: «Ну, что ж. Ты приходи к нам. Приходи».
Ну,
мы и зашли потом. Жена первый раз в жизни пришла в храм. В брюках,
глаза-«звезды», крест золотой с бриллиантами, вся накрашенная и, вдруг,
приходит к ней откуда-то салфетка. Она поняла – «вытереть губы». Никто ведь
слова не сказал, не упрекнул, но салфетка
была как послание – здесь
заботятся о другой красоте, о красоте свой души.
Неожиданно для
себя, мы с семьей стали ходить на службы каждые выходные. Вместо бравады, с
которой пришел первый раз, появился какой-то трепет и новые, незнакомые
ощущения чего-то хорошего в жизни.
Войдем в дверь, встанем сзади и стоим, смотрим. Наблюдаем. Стоять тяжело. Но
усталость проходила, а ощущение радости оставалось. С каждой службой и
батюшкиной проповедью убеждались, что мы на правильном пути. Год мы так
проходили, а потом стали задумываться, что, вроде, мы к вере-то пришли. А раз
стали православными, то надо причащаться. Я готовился к исповеди, три листа
исписал, и первым пунктом написал: «Всю жизнь служил по Уставу КПСС,
«Корабельному Уставу». И дальше пошло – с детских времен вспоминал всё, что
совершил, какие катаклизмы в жизни были. Я подошел к отцу Василию и говорю:
«Батюшка, я тут всё написал». Он благословил меня, так внимательно посмотрел и
сказал: «Походи еще». И жене сказал то же самое. Видно,
года для нас было мало. Не допустил батюшка до причастия. Но на Крестовоздвиженье
в сентябре 2006 года первое причастие все же состоялось.
Я
знаю, что многие не поймут, как мы, люди, которые никогда не заходили в церковь
до момента встречи с батюшкой, пришли в храм и там остались. Я тогда был
уверен, что рассчитывать можно только на себя, а еще – на ракету с ядерной
боеголовкой. Ведь как мы жили? Без Бога, без Церкви. Время пришло – и нам такой
подарок.
Кстати, после встречи с батюшкой я стал
по-другому осмысливать то, что происходило в моей жизни. У меня мать была
глубоко верующим человеком. Ведь в период службы всякое было: и взрыв водорода
в отсеке, и «провал» лодки на предельную глубину, и пожар на корабле в
подледном положении. И все обошлось. Я приезжал домой к родителям в
Калининград. Отец спрашивал: «У тебя всё хорошо? А то мать чувствовала, что
что-то случилось. Ты уходишь в море, а она каждое утро встает на колени перед
иконой Богородицы и молится за тебя». Я снисходительно относился к этому, а вот
после встречи с батюшкой стал задумываться: «Может, не просто всё так
благополучно заканчивалось, это и есть помощь Божия по материнской молитве».
На сегодняшний день я всё время вспоминаю его
слова: «Ты приходи к нам, приходи». Сколько было таких случаев, в выходные, в
праздничные дни вставать не хочется в храм, лень или дела какие-то. Слышу
батюшкин голос: «Ты приходи к нам, приходи». Встаешь – и идешь. И благодаря
молитве батюшки мы устояли и не ушли. Как донести до людей то, что отец Василий
изменил всю нашу жизнь, всё мировоззрение, все ощущения. А сам батюшка всегда с
нами – и раньше и теперь. Мы помним, как батюшка говорил: «А я вас всех знаю. Я
за всех вас молюсь», И мы точно знали, он молится и за нас. Появилась какая-то
внутренняя защищенность. После того, как ушли родители, его отеческая забота
охватила нас.
Однажды
мы стояли в приделе и ждали причастия. Мы на раннюю всегда ходили. Я в то время
сильно болел, и мне стало нехорошо. Пришлось присесть. Проходит какое-то время
– появляется батюшка. Я уже встал, молюсь, и вдруг батюшка смотрит на меня и
говорит: «Не трогайте его, я ему сам помогу. У меня руки подлиннее будут». Был
другой случай, когда жена просила благословения на операцию. Простую –
имплантацию зуба, но очень сильно боялась. Она подумала: «Не буду говорить,
какая операция, стыдно, ведь ничего серьезного. Просто попрошу благословения».
Около батюшки миллион людей, все расталкивают друг друга, и вдруг каким-то
чудом отец Василий оказывается около жены, он же как – проходит через толпу и в
конец идет, толпа его пропускает и закрывается. Он подходит к ней, она и говорит:
«Батюшка, благословите на операцию». Батюшка взял ее за руку: «Стой здесь».
Толпа его накрыла, она за ним. А какая-то прихожанка: «Стой тут, он же сказал
стоять». Жена потом рассказывала: «Я как вкопанная встала на этом месте.
Батюшка где-то в другом конце храма. Проходит какое-то время, вдруг вырастает
передо мной батюшка, обнимает: «Ну что там у тебя?» Я всё рассказала. И он меня
благословил. Делают операцию, слышу, врач сокрушается: «Как в такой кости будет
имплантат держаться? Как по маслу входит». А я-то уже точно знала, почему так
всё легко. Другая бы расстроилась, что врач делает операцию и не уверен в
результате. Проходит какое-то время, прихожу снимать швы. А она: «Невероятно.
Даже шва нет». Рассказывать нельзя, люди не поймут. А хочется кричать, что
такие чудеса реально случались по молитвам батюшки. Сейчас я понимаю, что не
случайно мы оказались в Петербурге, в этот храм нас привел Бог. Нет ни одного
воскресного дня, чтобы мы не были в храме, только когда мы уезжаем.
Вся
наша жизнь идет по молитвам отца Василия. Был еще удивительный случай. К нашему
великому огорчению, дочка наша вышла замуж за англичанина, и внук родился там –
англичанин.
Крестить
ребенка решили в Петербурге. Приехали, погостили у нас немного, и вдруг,
чудесным образом, зять тоже решил принять православие. Мы крестили их в
Казанской церкви в Вырице, и священник храма сказал, что на нас сбылось
предсказание преподобного Серафима Вырицкого, что недалеки те времена, когда к
нам англичане будут приезжать креститься. Вот они и приехали. Отец Василий
очень любил преподобного Серафима,
несколько раз был у него при жизни и присутствовал на его похоронах. Опять всё связано. На
следующий день после крещения, отстояли они в нашем Серафимовском храме
праздничную службу и причастились. А сейчас надеемся, может и это неслучайно.
«Наши люди должны быть везде» – говорил батюшка.
Еще
мы очень любили слушать его проповеди. Такие глубокие вещи он говорил. Бывало
непонятные вначале. Что-то такое скажет, и думаешь: «А что он хотел сказать?» Проходит
день, неделя, и доходит всё. Я понял, что каждое его слово нужно помнить и
осмысливать потом. Ведь он как бы говорил всем, но каждый человек находил в
батюшкиных словах что-то нужное для себя. И каждый, наверняка, не единожды
возвращался к тому, что батюшка сказал и думал об этом. Я не смел, а жена
прислушивалась, что он говорит другим людям, и как он это говорит. Когда читали
книгу об отце Василии, подумалось, что через каждое слово, которое там
написано, видим дорогого батюшку, порой даже слышим его голос, как он это говорит, вспоминаем, чему он нас учил.
Очень
жаль, что мы с ним мало пообщались, но Господь дал возможность встретиться, и
эта встреча повернула нашу жизнь совсем по-другому. Так вот мы с ним дошли до
его кончины. Конечно, это – утрата просто немыслимая. Страх и осознание, что
батюшка ушел, тоже пришли не сразу. Сейчас мы ощущаем, что нам труднее стало,
но, тем не менее, мы все равно понимаем, что батюшка всегда с нами. Иначе как
жить? И сейчас я живу по его словам: «Ты приходи к нам, приходи». Встанешь
утром, пойдешь в храм. Повидал наших батюшек, прихожан, ставших родными, пошел
к отцу Василию на могилку, поклонился кресту, пообщался с ним, и вот уже настроение
поднимается, силы духовные прибавляются. Мне кажется, даже сейчас не бывает ни
одной минуточки, когда у могилы батюшки нет хотя бы одного человека, и в
праздники, и в будний день. Люди приходят со своими бедами, просьбами,
вопросами, благословиться или поблагодарить отца Василия, поделиться радостью.
Так и живем с батюшкой, ничего не изменилось. Сначала в храм, потом к нему. Как
к живому. Казалось бы простые слова: «Ты приходи к нам, приходи». Мы и
приходим. |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |